Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Актуальне в пресі

Виталий ДЗЮБА: Интеграция для Украины

Источник: www.bloc-notes.info

Видный сторонник евразийской интеграции, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев вспоминает: «В одной из зарубежных поездок мне перевели слова из телевизионного сюжета. Интервью у молодого мужчины-террориста было посвящено причинам его вступления в террористическую организацию. Ответ был простой, но если вдуматься страшный: «Я никогда не решился бы на убийство другого человека, даже если бы сам умер от голода. Но я больше не в силах смотреть в глаза моих голодных детей».

Ловушки глобализации

И это происходит в то время, когда по признанию американского экономиста Джона Гэлбрейта, в развитых странах мира больше людей умирает от переедания, чем от голодания. Будет ли стабилен такой мир?

Нет, такой мир не может быть стабильным по определению, а мы не только должны позаботиться о своей безопасности, но и сделать так, чтобы не пришлось смотреть в голодные глаза своих детей. Дело не в том, что существуют культуры, образы жизни и выстроенные на их основе региональные цивилизации. Дело в том, что западный и в первую очередь американский капитал хочет господствовать на планете и жиреть за счет всех остальных.

Составная часть этого капитала – капитал, сосредоточенный в странах Евросоюза, - занимается тем же. Он ничуть не лучше и не благороднее американского. Он просто пока слабее и сейчас пытается создать собственную зону господства на планете. Одних делает частью метрополии, как поляков или чехов, и здесь общее культурное наследие действительно играет определенную роль. Других, цивилизационно чуждых, он оставляет как бы снаружи, чтобы эксплуатировать намного более цинично и беззастенчивее, чем «своих». В этом надо искать причины отказа Украине во вступлении в ЕС и сложные перипетии по тому же вопросу с Турцией.

Президент Международного института им. П. Сорокина — Н. Кондратьева Юрий Яковец cчитает, что необходимо, не отказываясь от глобализации, перейти к новой гуманистической модели, основанной на диалоге цивилизаций, для решения основных проблем XXI века.

Но такой переход станет возможным лишь тогда, когда нынешние претенденты на мировую гегемонию убедятся в бесплодности своих попыток ее осуществления. Чтобы это время пришло быстрее, и мы потеряли меньше, надо заниматься экономической интеграцией на постсоветском пространстве с тем, чтобы со временем создать не просто самодостаточную общую экономику, но способную конкурировать на равных с экономиками других интеграционных группировок. Примерно по таким соображениям родилась идея Единого экономического пространства в составе России, Украины, Казахстана и Белоруссии.

Упадок в Украине, подъем в России

Экономика Украины при «оранжевой» власти, начав со стагнации, перешла к рецессии. В августе 2005 года, как сообщил Госкомстат, ВВП сократился на 1,6% по сравнению с августом прошлого года. Если раньше говорили о замедлении экономического роста, то сейчас даже наша «карманная» статистика вынуждена показать падение. Дефицит бюджета по итогам первого полугодия превысил 1 млрд. гривен. Объем средств на счетах правительства по состоянию на июль составил лишь 7,5 млрд. гривен – по сравнению с 18 млрд. в июле прошлого года. Задолженность по возмещению НДС достигла рекордного показателя в 3 млрд. гривен. Поступления от приватизации за первое полугодие составили лишь 10% от плана.

В рейтинге «Доклада ООН о развитии человека - 2005» Украина заняла 78-е место, значительно отставая от России и Белоруссии. Поэтому нет ничего странного в том, что, по новейшим данным службы Гэллапа, только 8% граждан нашей страны доверяют погрязшему в междоусобицах руководству Украины.

Иная экономическая ситуация в России. Объем ВВП в России в первом полугодии 2005 г вырос на 5,7%. При этом рост ВВП в I-м квартале составил 5,2%, а во II-м - 6,1% по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. Эксперты Всемирного банка в докладе «Бизнес – 2006» назвали Россию лидером реформ в странах СНГ. Авторы документа подчеркивают, что в России уже третий год идет реформа налогообложения. Упрощены процедуры и сокращено время для регистрации бизнеса. Созданы условия для расширения доступа к кредитам. По мнению авторов доклада, реформы в России проводятся быстрее, чем в Бразилии, Китае и Индии. Россия успешно создаёт условия для развития частного бизнеса, и они более благоприятны, чем в большинстве стран бывшего СССР. В докладе приведены рейтинги условий предпринимательства по 155 странам мира. Россия заняла 79-е место, намного опередив Украину, находящуюся на 100-м месте.

По объему золотовалютные резервов, которые на 5 августа 2005 года составили 145.8 млрд. долларов, Россия вышла на 5-е место в мире. Эксперты прогнозируют, что к 2008 году они увеличатся до 280 млрд. долларов.

Быстрый экономический подъем позволил России сделать приоритетом бюджетной политики в 2006–2008 годы социальную сферу. В сообщении Министерства финансов РФ говорится, что в ближайшие три года зарплата работников госсектора увеличится в 1,5 раза. Значительно сократится число бедных, до 4–5,5% снизится инфляция. Уже в будущем году бюджетные расходы на здравоохранение увеличатся на 64%.

Наконец, надо сказать вот о чем. В последние годы в мировом масштабе начала проводиться комплексная инвентаризация и оценка национального богатства. Подсчет только природно-ресурсного потенциала России (около 1 млн. долларов на душу населения) выводит ее в мировом рейтинге на первое место. А по аналогии с расчетами и методикой Всемирного банка, по которым природные ресурсы составляют только 20% от всего национального богатства, в России на каждого жителя должно приходиться примерно 5 млн. долларов национального богатства.

Ведь национальное богатство не ограничивается только природными ресурсами. В совокупном национальном богатстве выделяются ценности, соответствующие трудовому потенциалу населения, с дифференциацией на собственно людские, интеллектуальные и духовно-культурные ресурсы; капитал, соответствующий хозяйству, с дифференциацией на собственно созданный капитал (имущественный капитал), технологический капитал, финансовый капитал; ресурсный потенциал, соответствующий территории, с дифференциацией на земельно-водные ресурсы, сырьевые ресурсы, природно-экологические ресурсы.

Абсурдная политика «оранжевых»

Понятно, что возросшие экономические возможности России благотворно скажутся на одряхлевшей при «оранжевых» экономике нашей страны - при условии ее вхождения в Единое Экономическое Пространство, включая единую таможенную систему, наднациональные координирующие органы, а в перспективе и единую валюту. На этом фоне совершенно абсурдными представляются попытки «оранжевых» вождей торпедировать ЕЭП, что со всей очевидностью проявилось на недавнем саммите СНГ и ЕЭП в Казани.

Блокируя ЕЭП досужими разговорами о необходимости ограничить участие Украины в этом проекте созданием зоны свободной торговли, президент Украины явно стремится к превращению нашей страны в американскую резервацию вроде тех, в которых живут местные индейцы. Официальная пропаганда запугивает граждан мнимыми «экономическими трудностями» и «утратой суверенитета» в случае вхождения Украины в ЕЭП. О том, что развал экономики уже случился, причем под водительством Ющенко, сначала в качестве премьера, а теперь – президента, что страна за годы реформ по сценарию Вашингтона потеряла две трети национального богатства, на Печерских холмах предпочитают не вспоминать. Как не вспоминают и о том, что буквально с первого дня независимости Украина является не субъектом, а объектом международной политики. Суверенитет на деле сводится лишь к наличию собственных герба и флага.

Если даже представить невозможное и предположить, что случилось «чудо» и Украина входит в ЕС, никакого чуда не произойдет в экономике. Достаточно посмотреть на содержание экономических связей со странами Евросоюза. В экспорте Украины в страны ЕС доминируют поставки минеральных продуктов, неблагородных металлов, текстиля и текстильных изделий. Машины, оборудование и механизмы занимают до 10%. Такая ущербная структура экспорта в зону ЕС сохраняется многие годы.

В торговле с Западом невозможно завоевать его рынки. США и страны Евросоюза надежно защищают собственных производителей, используя протекционизм и квоты, применяя антидемпинговые меры. Вступление в ВТО облегчения не принесет. Наоборот, оно способно обернуться уничтожением того, что еще кое-как работает, поскольку придется открыть свой рынок и отказаться от последних элементов протекционизма. А это будет означать довершение разгрома украинской индустрии. Останутся, только те производства, которые Западу невыгодно иметь у себя по причине низкой нормы прибыли, высокой энергоемкости и тяжелых экологических последствий, - металлургия, химия.

Перспективы Украины в ЕЭП

Конкурентоспособность производимых в Украине несырьевых товаров и услуг на мировых рынках пока невысока. В такой ситуации могут быть различные варианты позиционирования экономики. Один состоит в том, чтобы, сохраняя или даже усиливая защищенность национального рынка от внешней конкуренции, стимулировать внутренние инвестиции в основной капитал, модернизировать производство и насытить внутренний рынок продукцией, которая, по мере возрастания конкурентоспособности, начнет находить сбыт и за границей. Серьезным недостатком этой модели является наличие целого ряда почти риторических вопросов. Хватит ли капиталов, готовых «работать» на таком закрытом рынке, как поведет себя внутренний спрос, насколько возможно ликвидировать технологическое отставание в важнейших отраслях в таких условиях и так далее.

Альтернативный вариант связан с быстрой либерализацией и «раскрытием» рынка. В таких условиях отечественные производители товаров и услуг могут лишь надеяться, что хоть кто-то из них выдержит возросшую конкуренцию, сохранит контроль над своим бизнесом и сможет торговать со всем миром. Да и на внешних рынках, как неоднократно приходилось убеждаться, нас никто не ждет, порой даже с сырьем.

А что в СНГ? В практике товарооборота между странами СНГ существует некий коридор возможностей. Этот коридор объективно ограничен, с одной стороны – степенью развития каждой из отдельно взятых экономик, а с другой стороны – уровнем реальной интегрированности экономик. У такого коридора может быть лишь две перспективы. Первая – замыкание в рамках национальных границ, создание барьеров для движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, убыточное импортозамещение. В этих условиях объем товарооборота будет находиться в существующих пределах, демонстрируя некоторые всплески в связи с благоприятной ценовой конъюнктурой, но постепенно двигаясь к своей нижней границе. Реализуя все эти меры, мы ужесточаем конкуренцию друг с другом и освобождаем место товарам из третьих стран. При этом проблемы на рынке услуг и капиталов будут заставлять каждую из стран искать инвесторов в третьих странах и обходные маршруты транспортировки.

Вторая перспектива – минимизация, а в перспективе – устранение трансграничных издержек движения товаров, услуг, капиталов, чтобы конкурировать потенциалом общего интегрированного пространства. В этом состоит важнейшая задача и цель ЕЭП. Если говорить о ее реализации, проблема здесь, по сути, лишь одна - необходимо сделать так, чтобы для развития дальнейшего интеграционного процесса не стало препятствием присоединение к ВТО. Для этого очень важно наличие согласованных позиций государств, входящих в ЕЭП, при вступлении в эту организацию.

Соглашение о ЕЭП не противоречит нормам ВТО. Во-первых, все региональные экономические объединения, существующие сегодня в мире, действуют строго в рамках ВТО. Правила ВТО регламентируют право стран создавать региональные блоки (зоны свободной торговли, таможенные союзы) и в рамках таких блоков. Во-вторых, смысл ВТО – установить единые «правила игры» для всех стран-участниц. А смысл региональных блоков в том, чтобы, исходя из этих правил, эффективно решать практические вопросы торгово-экономических отношений между странами-соседями. В-третьих, в рамках «четверки» создается реальная возможность согласовать действия стран-участниц по отношению к ВТО и тем самым существенно упростить решение проблем, связанных с присоединением к этой организации.

Еще вопрос, выгодно ли для Украины вхождение в ЕЭП с позиции развития отношений с ЕС. Оказывается, да, поскольку эти два процесса могут проходить, при желании сторон, во взаимной увязке, обогащая друг друга и постепенно консолидируя зону экономической интеграции, по населению во много раз превышающую население Украины. К этому заключению приводит накопленный россиянами за последнее время опыт консультаций с ЕС об общем европейском экономическом пространстве (ОЕЭП). В перспективе, конечно. То, что не по силам отдельно взятой Украине, вполне возможно решить совместными усилиями, особенно учитывая объединенные возможности стран ЕЭП в решении обостряющихся энергетических проблем Европы и военно-технического обеспечения будущего оборонительного союза в рамках ЕС. Примеры сосуществования таких разноуровневых интеграционных блоков есть. Сам Евросоюз, заключивший интеграционные соглашения с десятками государств и параллельно развивающий уровень внутренней интеграции, является лучшим примером.

Интеграционные процессы государств ЕЭП могут идти быстрее, чем создание ОЕЭП – наши страны ближе по уровню экономики и конкурентоспособности, мы пользуемся общим историческим и культурным наследием, общим для всех русским языком. Нам не надо преодолевать отчуждение между народами, как пришлось это делать, например, немцам и французам.

Полное единство экономического пространства достигается лишь при гармонизации всего экономического регулирования. Например, отказаться от антидемпинга можно только при общем законодательстве о конкуренции. Общее законодательство о государственной помощи и единая ценовая политика позволят не применять во взаимной торговле инструмент компенсационных пошлин. Некоторые меры по гармонизации дают незамедлительный эффект и на самых начальных стадиях создания общего пространства. Например, унификация технических требований к продукции, ветеринарных и фитосанитарных норм, таможенных правил и документации.

Построение однородного экономического пространства – задача не одного года. Отдельные его сегменты будут создаваться быстрее других, исходя из реальной готовности каждого государства к углублению интеграции. Здесь вполне уместна аналогия с «Европой многих скоростей», моделью, в течение последних двух десятилетий успешно применяемой на практике в процессе строительства Евросоюза и позволившей ему успешно консолидироваться в исторически уникальное по числу участников и глубине интеграции наднациональное образование.

Наконец, не стоит забывать о том, что два члена ЕЭП, Россия и Казахстан, являются членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая имеет тенденцию к превращению в крупнейшую геоэкономическую группировку. Уже одобрена долгосрочная Программа многостороннего сотрудничества в торгово-экономической области, на очереди – создание зоны свободной торговли. То есть, находясь в ЕЭП, Украина получит свободный выход на рынок с населением в полтора миллиарда человек и неограниченными возможностями для экспорта сложной законченной продукции, да и остальной тоже. Ведь одного зерна Китаю вскоре понадобится ввозить не менее 100 млн. тонн ежегодно. Вот где открываются поистине неограниченные возможности!

* * *

Отбросив ложные иллюзии в отношении Запада, и работая над созданием ЕЭП, Украина должна подчинять свои действия тому, чтобы в реальной перспективе все его страны-участники заняли надежные позиции среди по-настоящему сильных, экономически передовых и влиятельных государств. В Украине некоторые силы во всем пытаются видеть «происки Москвы». Однако ясно, что создание такого пространства не может быть делом и приоритетом одной России. Единое пространство может быть только продуктом осознанного взаимного интереса.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.