Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Публіцистика

Илья Шеховцов: ШКОЛА, КОТОРУЮ МЫ ТЕРЯМ (13.10.2006 г.)

Педагогическая профессия – одна из самых давних. Возникла она на ранних этапах развития человечества в связи с потребностью передавать подрастающему поколению приобретенный опыт, выделившись впоследствии в отдельную отрасль. На первых порах должны были передаваться знание и навыки владения орудиями труда, оружием и тому подобное. Эти обязанности у многих народов полагались на жрецов, а в Давней Греции учебой занимались вольнонаемные лица – учителя. Вскоре исполнится 2 тысячелетия от тогда, как римский император и сенат начали выдавать плату первому “штатному” учителю ораторов Марку Фабию Квинтилиану, который засвидетельствовал появление учительской профессии.

Учитель – святое слово. И этим добрым словом мы всегда вспоминаем учителей, которые помогли нам стать настоящими людьми. Сеятели умного, доброго и вечного – говорят об учителях. От них – все наилучше в человеке. Об авторитетном человеке (специалисте) всегда говорят, что у нее были хорошие учителя. Видимо, отсюда и пошла пословица “дерево и учитель узнаются по плоду”. Педагогическая профессия – профессия захватывающая, творческая, для человека, что её избрала, она является источником постоянного роста и совершенствования. Это, без преувеличения, большой труд души!

Так должно быть! Учитель, по сути своей, это на только ключевая фигура в образовательных процессах, но и духовный наставник в обществе. Именно он является носителем и пропагандистом основополагающих идей общества. Поэтому, совсем не случайно Отто Бисмарк еще в начале прошлого столетия, осознав величайшую общественную значимость учительства, заявил: “Дайте мне тысячу учителей и я за десять лет создам другую, новую Германию”.

По сему, каким быть учителю сегодня после тех потрясений, которые выпали на его долю (как и на долю подавляющего большинства населения преднамеренного и целенаправленного разрушения социалистического государства)? Вопрос далеко не праздный.

Прискорбно, но реформаторская рука разрушителя коснулась и системы отечественного образования. Катастрофически упал и падает престиж учительского труда. В системе образования остались либо фанаты своей профессии, либо... А ведь говоря словами одного из персонажей художественного произведения советского периода: “Никуда не денешься. Чтобы там не говорили, ни писали, учёные мужи, а школа любви начинается с учителя...”. Мудрые слова, слова которые никак не вписываются в реалии сегодняшнего дня.

С каждым годом все больше и больше школа утрачивают свои исторические корни, забыт (скорее всего преднамеренно) богатейший педагогический опыт, накопленный начиная со второй половины XIX века (Ушинский, Водовозов, Вахтерев, Тихомиров, Венгеров, Пирогова) и кончая XX веком (опыт советской школы и педагогов-новаторов – Сухомлинского, Макаренко, Ващенко, Русовой, Захаренко, Гузык, Шаталова и др. ). А ведь еще в 50-е и 60-е годы прошлого столетия весь мир советскую школу признал лучшей и передовой. Вспомним, какой шок испытала вся хваленая и высокомерная Америка после успешного запуска первого искусственного спутника Земли (4 октября 1957 г.) и особенно первого полета в космос Ю.А. Гагарина (12 апреля 1961 г.). Американский президент Дж. Кеннеди вынужден был создать чрезвычайную экспертную комиссию по изучению опыта работы советской школы, и началось паломничество американцев в наши школы, в срочном порядке были переведены на английский язык лучшие советские учебники (по математике, физике, химии и т.д.), по которым переучивались американские школьники и студенты, не случайно тогда появилась любопытная статья под названием “Почему американский Джонни (ученик) знает меньше и хуже русского Ивана (ученика)”?

Одной из главных причин скатывания системы образования в пропасть, по моему убеждению, стало разделение образования на элитное и “для серой массы”. Ян Амос Коменский, считавший школу мастерской гуманности, в своей великой “Дидактике” (1632 г.) провозгласил врожденное право каждого на бесплатное (!), доступное и основательное обучение и страстно призывал “учить всех всему: богатых и бедных, умных и глупых, радивых и ленивых, мальчиков и девочек, горожан и селян”. Эта величайшая гуманистическая идея была реализована в “Законе о среднем всеобуче” в 50—80-е годы в Советском Союзе.

Ныне же, несмотря на провозглашенное в Конституции Украины право на доступное и бесплатное дошкольное, полное среднее, професионально-техническое, высшее образование система образования постепенно становится платной, что делает ее фактически недоступной для “низов”. А что творится в вузах, где плата за обучение буквально галопирует из гола в год. Если так пойдет и дальше, то скоро мы “переплюнем” в этом отношении Америку и Европу, вместе взятых. А какая коррупция царит в наших вузах, которые по размаху взяточничества занимают первое “почетное” место среди всех социальных институтов!

Платное образование, наличие т.н. школ нового типа, по-сути, оставляют за бортом способных, одаренных детей с тех самых “низов”. Этого уже не скрывают даже высокопоставленные мужи и дамы от образования. Например ново назначенная начальник управления образования и науки Киевской городской государственной администрации Л.Гриневич заявляет: “В Киеве есть дорогие и престижные школы, гимназии, лицеи, которые посещают дети богатых людей, и одновременно много бедных школ, которые имеют плохие условия и мизерные средства”. А сколько детей вообще нигде не учатся? По статистике — около 30 тысяч, на деле — значительно больше. Что с ними будет и кто из них вырастет? “Верхи” это уже не волнует. Мучимый совестью Л.Н. Толстой в конце XIX века спрашивал: “Сколько же гибнет в народе Ломоносовых, Магницких, Остроградских? — кого прежде спасать? Как бы не потерять кого”!

Теряем, теряем и теряем… Практически утрачены достижения советской школы в воспитательной работе. Вспомните, каждый учитель бесплатно вел внеклассную работу со своими учениками. За многие годы сложилась система разнообразных форм и видов внеклассных занятий: кружки, клубы по интересам, спортивные секции, олимпиады, конкурсы, спартакиады; самодеятельные школьные театры, киностудии, оркестры, ансамбли; малые школьные академии, филармонии, ученические производственные бригады, хозяйства, лесничества, зеленые и голубые патрули. Эти занятия радовали школьников, обогащали и развивали, готовили к сознательному выбору профессии. Многие педагоги были энтузиастами этой работы. Так было. Сегодня школьный учитель не хочет и не может бесплатно заниматься внеклассной работой; вместо этого школьникам предлагаются платные дополнительные услуги: кружки, секции, школы искусств и т.д. Малоимущие родители ломают головы над тем, где взять деньги на оплату этих “услуг” своим чадам? Последним остается получать бесплатные “услуги” у подъезда, во дворе, на улице и становиться на учет в органы по делам несовершеннолетних. Так растет детская и подростковая безнадзорность и преступность.

К.Д.Ушинский называл учебник “фундаментом солидного образования”. В 1933 г. в школах для всех классов и по всем предметам были введены стабильные единые учебники, которые периодически переиздавались с внесением изменений. В 70—80-е годы школьные учебники предоставлялись учащимся в бесплатное пользование. Сегодня со школьными учебниками творится какая-то чехарда. Для каждого класса по каждому предмету предусмотрены разные варианты учебников, учителям и школам предоставлено право выбора. Кстати, все школьные учебники очень дорого стоят: набор учебников для первого класса — порядка двох-трёх сотен гривен! Представим следующую картину: ученик переходит в другую школу. Как сопоставить его знания и навыки со знаниями и навыками одноклассников, полученными по другим учебникам? К тому же, появились учебники, которые выпускаются на региональном уровне. Они также запускаются в учебный процесс.

С этого учебного года в киевских школах для начальных классов введен курс “Христианская этика в украинской культуре”. Общеизвестно, что согласно Конституции Украины церковь и религиозные организации отделены от государства, а школа – от церкви. Закон Украины “Об общем среднем образовании” устанавливает, общее среднее образование направлено на обеспечение всестороннего развития личности путем обучения и воспитания, обучение и воспитание подрастающего поколения осуществляется на принципах научности, полкультурности, светского характера образования, системности, интегрированности, единства обучения и воспитания, гуманизма, демократии, гражданской ответственности, взаимоуважения между нациями и народами в интересах людей, семьи, государства. В этом же законе записано, что в общеобразовательных учебных заведениях запрещается создание и деятельность организационных структур политических партий, а также религиозных организаций и военизированных формирований. Открываем учебник для первого класса “Дорога добра” читаем: “Кто есть творцом всего живого? А также творцом самой земли и неба, гор и морей, рек и ручейков, солнца и ветра? Бог создал все живое. Бог создал красивое. Бог любит все, что создал. ...Творец создал нас по образу божьему – сделал нас похожими на себя... Бог поможет тебе... А еще, кроме земных родителей, есть у всех людей на земле Отец Небесный – Бог. Он создал всех нас. Он слушает нас. Он заботится о каждом из нас. Он слушает нас, когда мы обращаемся у к нему: “Отче наш!” Он хочет. Чтобы мы отвечали на его любовь и были хорошими Божьими детками”. Вот у все нам законодательство. Вот и все за декларированные принципы системы образования. Один из рассказов назван так: “Наш род. Мы-христиане”. А если в классе мусульмане, иудеи и т.д.?

Перед советской школой стояла понятная и выстраданная человечеством (начиная с утопического коммунизма Т. Мора и Т. Кампанеллы, кончая К. Марксом) цель: разностороннее развитие всех природных сил, возможностей и способностей у школьников и подготовка активных патриотов своей Родины. Сегодня нам говорят: школа должна воспитывать и готовить активных граждан, способных себя реализовать любой ценой. По словам В.И. Ленина, школа не может быть “вне политики, без политики и над политикой”; стало быть, сегодняшняя школа должна осуществлять цели существующего капиталистического общества и воспитывать граждан по образцу и подобию этого общества. Идеалом и кумиром многих школьников и молодых людей является “американский образ жизни” с его культом наживы и денег, престижных и модных вещей, сексом и наркотиками, жестокостью по отношению к слабым, бедным и беззащитным. Кого же растит и какую смену готовит сегодня школа?

Вот какие печальные и тревожные мысли приходят в голову, когда думаешь о судьбах нашей школы. Что же ожидает школу и педагогику в ближайшем будущем? Вернут ли они былой авторитет и всеобщее признание или потерпят крах и канут в Лету? Пусть все честные и любящие детей и школу педагоги и родители хорошо об этом подумают.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.