Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Партійна преса та видання

Виктор ТРУШКОВ: Такой знакомый незнакомец (г."Правда", №95,1-4 сентября 2006г.)

Источник: www.gazeta-pravda.ru

Примерно один миллион частных собственников, прикарманивших за последние 15 лет большинство предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других отраслей отечественного хозяйства, имеет годовую прибыль, которая почти в 1,5 раза превышает зарплату 60 с лишним миллионов наёмных тружеников, вместе взятых. Такова официальная статистика. Фактическая поляризация общества еще страшнее.

ПО ПОСЛЕДНИМ ДАННЫМ Федеральной службы государственной статистики РФ, средняя прибыль российского предпринимателя (не олигарха, а дельца средней руки), как минимум, в 21 раз больше средней зарплаты рабочего. Что, капиталист в 21 раз больше вкалывает, чем токарь, кондитер или крановщик? Говорят, это ему компенсация за риски. Ерунда! Мы не берём в расчет оклады так называемых топ-менеджеров, в которых хозяева учитывают не только их профессионализм, но и верность капиталу и готовность играть взапуски с “жёлтым дьяволом”. Мы не сравниваем зарплату работяг с этими немереными окладами. Она сопоставляется только с прибылью хозяев, то есть с доходом, получаемым от эксплуатации (и только от эксплуатации) ими работников наёмного труда.

ПОЛИТОЛОГИ ВСЕГО МИРА считают такое соотношение между бедностью и богатством, между трудом и капиталом крайне взрывоопасным, бунтогенным. Но в России в целом — пока так желанная скоробогатыми тишь, гладь да божья благодать. Может быть, некому протестовать? Странное, нелепое допущение. Эксплуатировать есть кого, а возмущаться нещадной эксплуатацией некому?

Всё, что создает страна, всё, что по крохам вкладывается в ныне теплящиеся термические печи и токарные станки, угольные и хлебоуборочные комбайны, пилорамы и фермы, всё, что мы выставляем на свои скудные обеденные столы,— всё создано руками рабочих людей. Но когда от погони за капитализмом замирали цехи, когда заводы-гиганты, чья слава огибала всю планету, дробили на отдельные куцие предприятия, когда убеждали, что наиболее подходящей для ВПК продукцией должны стать не начиненные умными компьютерами ракеты, а эмалированные и алюминиевые кастрюли, то больше любого завода страдала армия заводских рабочих, сильнее любой отрасли разрушался и деформировался рабочий класс.

Каков он сегодня, после всех свалившихся на его голову испытаний на разрыв, на излом, на кручение?

Напомню, что анализ статистических материалов пятилетней давности давал основание утверждать, что на исходе ХХ века численность рабочего класса в России составляла примерно 30 миллионов человек, или более 40% всего экономически активного населения. При этом 10 миллионов — это промышленные рабочие.

Однако многих аналитиков смущало, что производственная база, с которой был связан труд этих рабочих, неуклонно деградировала. И эти миллионы тружеников казались всего-навсего продуктом “остаточной деформации” после жесткого капиталистического насилия над рабочим классом Страны Советов. Таким исследователям представлялось, как ни горько это писать, что наличные рабочие — это не более чем пепел на пожарище, разрушившем экономическую мощь державы.

С ТЕХ ПОР МИНУЛО ПЯТИЛЕТИЕ укрепления капиталистической реставрации. ХI съезд КПРФ, состоявшийся 29 октября 2005 года, отмечал: “Россия после дефолта 1998 года вступила в стадию неустойчивого экономического роста на капиталистической основе. В первую очередь это происходит за счет мировых цен на сырье и эксплуатации масс”.

Значит, потребность всмотреться в процессы, происходящие в рабочем классе и с рабочим классом, существенно возросла. А в качестве очков воспользуемся официальной государственной статистикой, и прежде всего — “Российским статистическим ежегодником. 2005”, сравнительно недавно вышедшим из печати.

НИ В ОДНОМ ИЗ НЫНЕШНИХ СТАТСБОРНИКОВ привычной с советских времен таблицы о социальном составе населения страны не найдешь. Но и более надежных источников при исследовании классовой структуры общества, чем статистические справочники, тоже не существует. Поэтому первым делом отыщем таблицу “Численность занятых в экономике по полу и занятиям”. Нам эта таблица интересна и полезна тем, что различные отряды рабочих в ней представлены как... виды занятий.

В конце ХХ столетия занятые в хозяйстве наёмные работники преимущественно физического исполнительского труда, подвергающиеся эксплуатации капитала, составляли 48,57% населения, которое было занято в экономике. Спустя пять лет эта доля поднялась до 54,89%. Иначе говоря, из 67,1 миллиона россиян, занятых в экономике, 36,8 миллиона человек составляют наёмные работники физического исполнительского труда.

Отсюда первый вывод: и численность, и доля тех, кого мы традиционно относим к рабочему классу, за последнее пятилетие заметно выросли. Не замечать сегодня рабочего класса, составляющего более половины занятого населения, в состоянии разве что окончательно утратившие зрение. Более того, его нынешняя численность в полтора раза больше численности рабочих всех отраслей экономики СССР в 1940 году. А ведь РСФСР составляла только половину Советского Союза. К тому же мы сравниваем с предвоенным 1940 годом, когда социалистическая индустриализация была в основном завершена.

И все-таки почти 37-миллионный общий массив нынешних рабочих дает слишком общее представление о современном рабочем классе. Сюда входят наёмные работники преимущественно физического труда не только, скажем, машиностроения или железнодорожного транспорта, но и таких отраслей, как торговля и сельское хозяйство. А это и по своему мировидению, и по объективному социальному положению преимущественно полупролетарские слои. Поэтому есть смысл выделить индустриальных (плюс редких постиндустриальных) рабочих.

ЧИСЛЕННОСТЬ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ РАБОЧИХ является хорошим зеркалом состояния общества. Причем всех его сторон — от демографической ситуации до экономической. Но сначала — факты на стол. Вернее, цифры, опубликованные Федеральной службой государственной статистики РФ в последнем “Российском статистическом ежегоднике”.

Выходит, в 2004 году индустриальных рабочих в России было даже больше, чем в РСФСР во время Всесоюзной переписи населения 1959 года. А ведь это были годы, когда рабочий класс безоговорочно признавался ведущей силой советского общества. И он, безусловно, подтверждал такое уважительное к себе отношение Коммунистической партии и государства. К тому же сегодня следовало бы учесть не только тех рабочих, которые заняты на производстве, но и тех, кто составляет “резервную армию труда”. По данным ФСГС РФ, в 2004 году среди работников преимущественно физического труда безработные составляли 2,3 миллиона человек. Впрочем, и без этого любой объективный аналитик не может не признать, что современная армия индустриальных рабочих является самым многочисленным отрядом экономически активного населения Российской Федерации.

КОНЕЧНО, ЦЕЛЕСООБРАЗНО более внимательно вглядеться в изменения, происшедшие в рабочем классе за минувшие пять лет. Явно заслуживает осмысления динамика изменений в уровне квалификации отдельных отрядов наёмных работников преимущественно физического труда, следует посмотреть через призму этого анализа на нынешнюю “резервную армию труда”, которую образуют безработные. Нельзя обойти вниманием изменения в отраслевой структуре рабочего класса. Наконец, целесообразно попытаться выяснить не только те экономические и социальные факторы, которые влияют на изменения в рабочем классе России на современном этапе реставрации капитализма, но и способность пролетариев самим оказывать влияние на социально-экономические и политические процессы. Каждая из этих проблем, безусловно, заслуживает отдельного разговора.

Но прежде всего нам важно осознать, что рабочий класс не только никуда не исчез, но в нем происходят непростые и неоднозначные изменения, его численность растет, идет трудный процесс возрождения классового пролетарского сознания. Уже нынешним летом “Правда” сообщала о протестных акциях у заводских проходных в Уфимском приборостроительном производственном объединении, на недавнем флагмане сельскохозяйственного машиностроения “Ростсельмаше”, о первых массовых протестных выступлениях сургутских нефтяников... Пока рабочие выдвигают преимущественно экономические требования. Но это — необходимый этап классовой борьбы, который пролетариат в своем развитии не может миновать. А его приоритетная роль в нынешнем рабочем протесте, конечно же, тоже связана со структурой самих наёмных работников, чей труд (прежде всего — физический) эксплуатирует капитал.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.