Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Партійна преса та видання

Виталий ДЗЮБА: Европейский Союз и наследие Пьера Галуа (www.komunist.com.ua, 05.09.2006г.)

Источник: www.komunist.com.ua

«Дело лишь в политической воле и в понимании русским народом его собственных достоинств и преимуществ. У вас весьма значительные энергетические богатства, это в первую очередь газ. В вашу пользу играют и те процессы, которые происходят в недрах нашего общества либерального капитализма».
     
      Классик современной геополитики
     
      В истории Франции, в том числе и новейшей, было немало выдающихся личностей, оставивших яркий след в общественной и военно-политической мысли. К числу таких людей принадлежит, несомненно, и генерал Пьер Галуа, классик современной геополитики.
      Генерал Галуа, последовательный сторонник и советник де Голля, был одним из четырех лиц, которые стояли у истоков решения о создании независимого французского ядерного потенциала. Именно после его обретения Франция вышла из военных структур НАТО. Его перу принадлежат книги «Геополитика: пути могущества», «Черная книга по вопросам обороны», «Нефтяная кровь: геополитическое эссе. 1. Босния. 2. Ирак». Год назад увидела свет последняя крупная работа генерала «Фатальный час Европы».
      «Россия может сыграть выдающуюся роль»
      Галуа был одним из тех, кто предсказал крах СССР. Тем не менее, через все его работы красной нитью проходит мысль о неизбежности восстановления величия России. Генерал считает, что будущее России может быть «по настоящему блестящим», поскольку страна обладает огромной и богатой полезными ископаемыми территорией, а также лучшей в мире интеллектуальной элитой.
      В марте 2003 года Пьер Галуа в интервью российским СМИ по этому поводу говорил: «Дело лишь в политической воле и в понимании русским народом его собственных достоинств и преимуществ. У вас весьма значительные энергетические богатства, это в первую очередь газ. В вашу пользу играют и те процессы, которые происходят в недрах нашего общества либерального капитализма».
     
      Далее генерал высказал мысль о «всеобщем банкротстве» капитализма неолиберального образца. По его мнению, сокращение до минимума вмешательства государства в экономику и сворачивание его контрольных функций привело к массовым увольнениям и крупным скандалам «вокруг фирм вроде Enron и WorldCom, которые искусственно завышали стоимость своих акций и обманывали своих акционеров».
     
      Владельцы таких фирм наживали этим путем гигантские состояния. Однако, как считает Галуа, «все это несет в себе зерна будущего бунта. Выступая против традиционных либеральных ценностей, люди будут обращаться к другим идеям и идеалам». Именно здесь, говорит генерал, «Россия может сыграть выдающуюся роль, предложив свою программу более справедливого социального устройства даже в рамках рыночной экономики».
     
      Что же касается экономических трудностей в постсоветский период, по мнению генерала, во время гражданской войны «Россия находилась в состоянии хаоса, несопоставимого с тем, в котором она находится сегодня. Россия была атакована со всех сторон - французами на юге, англичанами на севере, поляками с запада, японцами и американцами на востоке, гражданская война полыхала на всей территории страны. Однако уже двадцать лет спустя Россия смогла успешно противостоять нацистам, имевшим самую мощную армию в мире».
     
      Почему новый подъем стал тогда возможен? «Русский народ обладает колоссальными ресурсами и проникнут необычайно мощным национальным духом. Этот народ мог на равных противостоять самой мощной военной державе послевоенного мира – США». Поэтому, делает вывод генерал, «мы должны быть готовы к тому, чтобы рано или поздно оказаться перед лицом восстановленной мощи России».
     
      Кроме того, примеры такого рода в истории уже бывали, и не только с Россией. Галуа обращается к новейшей истории своего отечества: «Всего за 12 лет — с 1956 по 1968 годы — Франция смогла поднять свою экономику. За это время Франция построила два авианосца, прекрасный круизный лайнер «Франция», смогла построить сеть атомных электростанций, что позволило электрифицировать линии скоростных поездов и вывести Францию на первые позиции в мире по развитию железных дорог. За этот период Франция сумела создать свои ядерные силы устрашения и свои сверхзвуковые боевые самолёты, создать свой флот подводных лодок-ракетоносцев. Были созданы такие самолёты, как «Каравелла», а позднее — «Конкорд» и знаменитый «Аэробус». Всё это стало возможно, потому что у власти было авторитетное и авторитарное правительство, которое, получив относительно солидные средства, сумело ими должным образом распорядиться».
     
      Главные выводы Пьера Галуа сводятся к тому, что, в силу перечисленных обстоятельств, Россия не только всегда должна оставаться частью Европы, но европейцы должны быть заинтересованы в том, чтобы Россия играла все более важную роль в европейских делах. Тем более, что геостратегическое расположение, неминуемое восстановление экономического и военно-политического потенциала позволят России уже спустя 10-20 лет играть роль арбитра в неизбежном столкновении интересов США и Китая. Понятно, объективный интерес Европы кроется в том, чтобы арбитр мирового масштаба был как можно более «своим».
     
      Теорию - в практику
      Похоже, прозрения Пьера Галуа оказались, наконец, востребованными на уровне практической политики Европейского Союза. В распоряжении немецкой газеты Handelsblatt оказались документы о стратегии, разработанные МИДом ФРГ. Суть их сводится к тому, что Россия должна иметь более тесные связи с Европой, чем в настоящее время. Правительство ФРГ в рамках новой восточной политики Евросоюза намерено способствовать этому в период своего очередного председательства в ЕС, которое начнется в 2007 году.
      При этом речь идет также о совместных миротворческих миссиях в странах третьего мира. Об этом говорится в документах о стратегии, разработанных МИДом ФРГ, которыми располагает Handelsblatt. Министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер уже затронул эту тему во время последней встречи руководителей внешнеполитических ведомств стран-членов ЕС в Финляндии.
      Принципиальным в новом подходе стало то обстоятельство, что федеральное правительство Германии намерено форсировать процесс углубления связей с Россией, несмотря на неоднозначные оценки такого курса со стороны «младоевропейцев». Например, Польша, выступает, скорее, за дистанцирование от России. В споре вокруг российских газовых поставок Варшава даже высказалась за создание так называемого «энергетического НАТО».
      По мнению Берлина, польские предложения - это ложный путь, и не только по той причине, что Европа остается зависимой от поставок энергоресурсов. «Целью является политическая, экономическая и культурная взаимосвязь ЕС и России, и ее необратимое укоренение в Европе», – говорится в документе, подготовленном штабом по планированию при министерстве иностранных дел.
      Вслед за председательством в ЕС Финляндии следует председательство Германии, и это обеспечивает своеобразные «окна возможностей» для углубления стратегического партнерства с Россией, так как обе страны имеют тесные контакты с Москвой. Финляндия уже пригласила российского президента Владимира Путина на встречу на высшем уровне между главами правительств стран ЕС, которая состоится в середине октября в Лахти. Германия, со своей стороны, оказывает поддержку совместным проектам, таким, как строительство газопровода по дну Балтийского моря.
      Берлинские дипломаты исходят из того, что Россия является ключевым партнером как для Германии, так и для ЕС в целом. «Общеевропейский миропорядок, а также решение важнейших политических проблем от Балкан до Ближнего Востока возможны только при участии России», – говорится в документе. Министерство иностранных дел Германии указывает в этой связи и на дебаты вокруг иранской ядерной программы.
      Средством для достижения более тесной связи с Россией стал бы пересмотр соглашений о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, срок действия которых истекает в 2007 году. При этом Германия должна способствовать заключению «широкомасштабного, предусматривающего дальнейшую интеграцию и имеющего перспективы на будущее соглашения», которое будет однозначно указывать на то, что «Россия является желанным партнером для Европы».
      Подобные заявления способны, конечно, привести к дебатам с «младоевропейцами». Однако МИД ФРГ это не смущает. Более того, внешнеполитическое ведомство Германии пошло еще дальше. Дипломаты в Берлине уверены, что Россия должна быть еще глубже интегрирована в единую европейскую военную политику и в политику в области безопасности. «В перспективе», как сказано в документе, можно говорить и о более тесном военном сотрудничестве с Россией, в рамках которого будут возможны совместные миротворческие миссии по стабилизации положения в странах третьего мира.
      Во всех областях приоритетным должен быть принцип «сближение через взаимосвязь». Это относится и к промышленным областям. Имеется в виду обоюдный доступ к стратегически важным секторам, например энергетике. В середине прошлой недели определенное беспокойство вызвали сообщения о том, что российский государственный «Внешторгбанк» приобрел 4% европейского оборонного концерна EADS.
      Этот концерн, со своей стороны, теперь имеет партнера в России. Следовательно, опасения совершенно неуместны. Наоборот, стоит приветствовать взаимопроникновение капиталов. Ведь такой путь ведет к появлению и углублению общих межгосударственных интересов.
      Украина в новой системе координат
      В документе МИД Германии сказано, что начало новой фазы восточной политики ЕС должно сопровождаться новой политикой добрососедства, ориентированной на страны, находящиеся между Россией и ЕС. Этим странам необходимо предложить улучшенный вариант сотрудничества, с возможностью перспективы вступления в ЕС. Кроме того, правительство уже в этом году планирует выступить с предложениями по центральной стратегии ЕС.
      В число тех, кто находится «между Россией и ЕС», как несложно догадаться, попадает Украина. Видимо, констатируя этот печальный факт, не стоит лишний раз вспоминать мажорные заявления известных «евроинтеграторов» Бориса Тарасюка и Олега Рыбачука о том, что достаточно сегодня вечером подать заявку на вступление в ЕС, как уже утром последуют щедрые денежные вливания из Брюсселя. Новая инициатива ФРГ – лишнее доказательство того факта, что ЕС – это отнюдь не НАТО, и раскрывать свои объятия тем, кто ловит каждый чих Вашингтона, в «старой» Европе не собираются. С другой стороны, отказ Берлина обсуждать польские прожекты еще раз говорит, как «высоко» гранды ЕС «ценят» Варшаву, с которой наши «интеграторы» связывают, и совершенно необоснованно, столь много надежд.
      Поэтому не надо иным украинским политикам путать грешное с праведным. Впору задуматься, как быть дальше, чтобы избежать унизительного состояния «между». Многое уже упущено. Однако еще сохраняются шансы, чтобы присоединиться к магистральному пути сближения между Россией и ЕС, в частности, в том, что касается создания четырех «совместных пространств». Речь, как известно, идет об экономическом пространстве; пространстве свободы, безопасности и правосудия; пространстве внешней безопасности, а также пространстве научных исследований, образования и культуры.
      Если учесть, что совместное экономическое пространство при его полной реализации предусматривает наличие четырех свобод - передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, - то, спрашивается, зачем тогда гнаться за полным членством в ЕС? Только для того, чтобы разменять часть суверенитета на зависимость от брюссельской бюрократии?
      Кроме того, надо принять во внимание еще одно обстоятельство. Создание ЕЭП также предусматривает реализацию четырех свобод. И не надо думать, что в Берлине не учитывают этого обстоятельства. Тем не менее, сложение четырех свобод, а в перспективе и четырех пространств в масштабах ЕС – ЕЭП Берлин, да и некоторые другие столицы «старой» Европы вполне устраивает. Ведь здесь кроется путь к энергетической безопасности Европы в обозримый период. Выиграют и страны ЕЭП, поскольку получат неограниченный доступ к нужным им европейским технологиям. Таким образом, еще раз можно убедиться, что, участие в ЕЭП, одновременно, приближает к Европе. А вот проиграет тот, кто зависнет «между».
      Заметим, что сложение в перспективе четырех свобод и четырех пространств – это и есть та самая Европа от Атлантики до Урала, и дальше – до Тихого океана, о которой говорил Шарль де Голль и о которой писал Пьер Галуа.
      * * *
      Вскоре состоится визит премьер-министра Виктора Януковича в Брюссель. В вопросе НАТО премьер, понятно, не может отступать от программы Антикризисной коалиции. Да и в Универсале, хотя он имеет характер всего лишь протокола о намерениях сторон, возможное вступление в НАТО связывается исключительно с итогами соответствующего референдума.
      А вот Европейский Союз нам интересен. Тем более, что в Берлине смотрят далеко вперед, но пока не в нашу сторону. Вполне очевидно, что отставать от России в темпах и уровне развития отношений с Союзом нам негоже. Об этом, видно, и придется говорить премьер-министру Виктору Януковичу с европейцами.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.