Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Публіцистика

И.Шеховцов: Чем живёшь и как живёшь отечественная система образования?

“Сегодня мы являемся свидетелями социального расслоения общества, в котором растоптан принцип равного доступа наших детей и молодёжи к качественному образованию. Коррумпированность, взяточничество, протекционизм – почти узаконенные явления в научно-образовательной сфере. Позором для страны стало нищенское существование учёных, учителей, которые потеряли даже стимулы к труду. И как результат – резкое снижение статуса научного работника и просвещенца, массовый отток талантливых людей за границу, разрушение научных школ”. Так оценивал положение дел в образовательной и научной сферах кандидат в Президенты Украины, а ныне действующий Президент В.Ющенко (см. брошюру “Учителю куди йдемо? (якими будуть освіта і наука в Україні)”. Как можно не согласится с такими правдивыми оценками.

Почти год “оранжисты” у власти. Что изменилось? Что удалось исправить? Есть ли надежда на лучшее? Способен ли нынешний политический режим обеспечить реальные подвижки в благородном деле спасения отечественной системы образования и науки?… Эти и подобные им вопросы достаточно актуально звучать накануне начала нового 2005-2006 учебного года.

Положение дел в образовательной отрасли остаётся критическим. Об этом красноречиво говорят цифры. Демографическая ситуация заставляет говорить о дальнейшем существовании системы образования вообще. Достаточно напомнить, что в 1990-1991 учебном году за ученические парты сели более 800 тысяч первоклассников, в нынешнем - немногим более 400 тысяч!!! В Украине насчитывается около 700 “бездетных” сёл, другими словами таких, которые не имеют перспектив для дальнейшего развития. Простые арифметические действие позволяют сделать печальный вывод: если темпы сокращения рождаемости будут оставаться на том же уровне, то через 15-20 лет уже практически некому будет идти в первый класс. И ещё: если в 2003-2004 учебном году в первый класс общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности было зачислено 163, 3 тысячи, то в 2004-2005 – 152,0 тысячи первоклассников (на 11,3 % меньше).

Государство в законодательном порядке закрепило за дошкольным образованием одну из главных задач – обеспечение социальной адаптации и готовности продолжать образование, то есть подготовить ребенка к обучению в общеобразовательной школе. Реальность же такова. Сегодня только 48% от общего количества детей соответствующего возраста посещают детские садики. А в сельской местности и того меньше – только 21%. Наиболее сложная ситуация наблюдается в Львовской и Ровенской областях, где процент охвата детей дошкольным образованием составляет лишь 8%, Ивано-Франковской и Житомирской – 9%. В тоже время, продолжается сокращение числа дошкольных учебных заведений, большинство из них ликвидировано или перепрофилировано (как правило в сельской местности). На конец 2004 года не функционировало по различным причинам 1,9 тысячи сельских дошкольных учебных заведений. Почти на 40% с 1992 по 2000 годы сократилось их количество в Львовской области. Только в Львове за последние десять лет ликвидировано 35 дошкольных учебных заведений, 15 – отторгнуто юридическими и физическими лицами, помещения 20 детских садов сдано в аренду. Сегодня в городе Львове не удовлетворено 2,8 тысячи заявлений родителей по приёму детей в дошкольные учебные заведения.

Социально-экономические проблемы, и, прежде всего - незанятость населения, долги по выплатам заработной платы, алкоголизм и наркомания, падение нравственных устоев семьи привели и приводят к увеличению неблагополучных семей; угрожающих размеров достигает проблема социального сиротства. Так, среди воспитанников интернатных учреждений системы образования только каждый 8 ребёнок является круглым сиротой, остальные – сироты при живых родителях. Официально в Украине зарегистрировано 95,7 тысячи детей-сирот.

Так и не разрешена проблема двухсменного режима общеобразовательных учебных заведений. Вместе с тем, в стадии незавершенного строительства находятся более 400 общеобразовательных учебных заведений. Наибольшее количество их в Тернопольской (36), Ивано-Франковской (33) и Хмельницкой (30) областях.

Ежегодное хроническое недофинансирование статьи расходов на капитальный ремонт привёло к тому, что на сегодняшний день в аварийном состоянии находятся 87 строений общеобразовательных, 30 высших и профессионально-технических учебных заведений. Большинство их них находятся в Донецкой, Харьковской, Кировоградской, Черновицкой областях.

Острейшей проблемой остаётся модернизация учебно-технической базы. По официальным данным Министерства образования и науки Украины она устарела морально и физически больше как на 50%, а обеспечение кабинетов физики, химии, иностранного языка совершенно не выдерживают никакой критики.

Вызывает обеспокоенность обеспечение общеобразовательных учебных заведений твёрдым топливом. Так в Николаевской, Одесской, Ивано-Франковской, Сумской областях завезено соответственно 3, 9, 12, 13 процентов топлива от необходимого. Очевидно, что и в этот учебный год части учебных заведений придётся проводить занятия при неудовлетворительном температурном режиме, и даже закрывать школы (только на протяжении этой зимы приостанавливали свою работу в связи с нарушением температурного режима более чем 1,2 тысячи общеобразовательных школ).

В системе профессионально-технического образования требуют проведения капитальных ремонтов 115 котельных, 15 котельных в Сумской, Житомирской, Закарпатской, Винницкой, Черкасской областях не функционируют уже несколько лет (в прошлом учебном году в связи с принудительным отключением от системы теплообеспечения 166 ПТУ на протяжении всего учебного года не обеспечивались теплом и горячей водою).

С приходом “новой власти” все чаще звучат лозунги-штампы “Турбота про вчителя – надія на майбутнє”, “Вчитель – ключова постать в сучасних освітніх процесах”, “Щасливий вчитель – щасливі учні” и тому подобное. Но пока что лозунги остаются лозунгами. И настоящий учебный год система образования страны начинает при условиях недостатка педагогических кадров. По состоянию на 1 августа 2005 рода вакантными оставались более 1,2 тысячи учительских мест (из них 72 % - в сельской местности). Большинство вакансий в Винницкой, Запорожской, Львовской, Одесской, Сумской, Хмельницкой, Черниговской областях. Даже объявленное повышение заработной платы педагогическим работникам с 1 сентября в среднем до 716 гривен не привлекает. Согласитесь, при сегодняшнем уровне цен, ежедневном их “голопировании” и это повышение не манит. Здесь уместно спросить у Президента: “Почему повышение заработной платы столь незначительное?” Ведь вы, пан Президент, в предвыборную компанию обещали следующее: “Треба переглянути ставлення суспільства до вчителя, змістити наголос від регулювання та жорстоких норм його праці до стимулювання і мобілізації максимальних здібностей. Вимагати від педагога якісної роботи можна лише на рівні тих можливостей, які створили для нього суспільство і держава. Для цього необхідно вже у 2005 році забезпечити виконання статті 57 Закону України “Про освіту” в повному обсязі, гарантувати освітянам зарплату, не нижчу за середню по промисловості. Мусимо внести зміни до чинного пенсійного законодавства, передбачивши зміни у нарахуванні пенсій педагогам... Для початку вже у 2005 році стаття 57 Закону України “Про освіту” має діяти в повному обсязі(см. брошюру “Учителю куди йдемо? (якими будуть освіта і наука в Україні)”, с.7,8).

На сегодняшний день более 21,5 тысячи педагогов состоят на квартирном учёте, из них около 6,2 тысячи – в сельской местности. А в текущем году выделено лишь 188 квартир. Так без особого затруднения можно определить реальные перспективы получения жилья состоящих на учёте.

Органами исполнительной власти игнорируются отдельные нормы действующих образовательных законов и других нормативно-правовых актов: только 50 % учащихся 1-4 классов охвачено бесплатным горячим питанием; в большинстве дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях, расположенных в городах не соблюдается граничные нормы наполняемости групп и классов; не осуществлено обеспечение учащихся учебниками и учебными пособиями (обеспеченность составляет около 70%, а обеспеченность учебной литературой выпускных классов не более 12%); более 1 миллиона учащихся (20%) обучаются в школах, где нет ни одного компьютера; в сельской местности не разрешена проблема подвоза учащихся и педагогов к месту учёбы и работы, несмотря на наличие Государственной программы “Школьный автобус”; продолжается сокращение общеобразовательных учебных заведений (только за прошлый учебный год в сельской местности сокращено 168 школ, из них начальных –111). Прискорбно, но процесс закрытия так называемых малокомплетных школ продолжается. Активное наступление на сельские школы осуществлено в Малинском районе Житомирской, Хотинском районах Черновицкой областей, Автономной Республике Крым.

Новый учебный год система образования Украины начинает со всё углубляющейся проблемы силового давления на права детей в вопросе выбора языка обучения. Продолжена практика вытеснения школ с русским языком обучения. С приходом к руководству Крымской автономией “незабвенного советского комсомольца” А.Матвиенко процессы насильственной украинизации обострились в этом регионе. А реакция министра-социалиста С.Николаенко следующая: “Міністерством розроблено проект Закону України “Про розвиток і застосування мов в Україні”, яким встановлено загальні принципи мовної політики, правові та організаційні засади розвитку і застосування державної мови, насамперед у східних і південних областях, Автономної Республіці Крим. Ми Підтримуємо кроки, що здійснюються у цьому напрямі Головою Ради Міністрів Автономної Республіки Крим А.Матвієнком” (см. Тези доповіді Міністра освіти і науки України С.Ніколаєнка на підсумковій колегії Міністерства освіти і науки України “Про виконання Програми Діяльності Кабінету міністрів “Назустріч людям” щодо забезпечення рівного доступу до якісної освіти” від 16.09.2005 р.).

Приверженцы “новой оранжевой власти” ознакомившись с настоящей информацией, несомненно, упрекнут нас в необъективности, мол, нужно время, чтобы выполнить свои майданные обещания. Согласны. Но скажите, сколько необходимо этого самого времени? Для подъёма системы образования хотя бы на тот советский уровень необходимы деньги. Скажите, где изыщет их “новая власть”? Если там где предлагает Ю.Тимошенко, мол, земля, чем, скорее тем лучше, должна стать предметом купли-продажи, вот тогда то и будут средства на детсады и школы, государственные вузы и ПТУ, библиотеки и клубы и т.п. Но что будет завтра??? Воистину – после нас хоть потоп?

Илья Шеховцов

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.