|
|
Партійна преса та видання
|
Виталий ДЗЮБА: Евросоюз определяется со своими интересами (komunist.com.ua, 08/06/06)
источник: www.komunist.com.ua
На недавнем саммите Россия-ЕС в Сочи Владимир Путин заявил, что Россия «была, есть и будет» надежным поставщиком энергоносителей для Европы. Он также предложил европейским компаниям доступ к ее газопроводной монополии при условии, что последуют ответные шаги европейских стран по допуску российских компаний к их энергетической инфраструктуре.
«Внешняя политика по соблюдению интересов»
Реакция опытных в таких делах европейцев не заставила себя долго ждать. Группа экспертов Еврокомиссии и Совета министров ЕС подготовила емкий документ под названием «Внешняя политика по соблюдению интересов ЕС в области энергетики», который будет предложен на рассмотрение предстоящего 15 июня саммита Европейского Союза.
Если саммит примет предложения экспертов, а, по сути, Еврокомиссии и Совета министров Союза, можно будет говорить о появлении единой политики ЕС в энергетической области. Основные ее положения должны быть организационно оформлены уже в первой половине 2007 года, когда председательствовать в Союзе будет Германия.
«Внешняя политика по соблюдению интересов ЕС» исходит из того, что обеспечение безопасности поставок энергоносителей должно основываться на одновременном использовании нескольких разных подходов к решению проблемы.
Как сообщает немецкая газета Sueddeutsche Zeitung , главным видится «неделимое политико-энергетическое сочленение с Россией, конечной ступенью которого станет интеграция энергетических рынков ЕС и России». Россия является на сегодняшний день крупнейшим поставщиком энергоресурсов в страны ЕС. Поставки из России покрывают до трети потребностей ЕС в газе и нефти.
После интеграции рынков европейцы обещают пойти навстречу российским поставщикам. То есть, российские компании смогут приобретать распределительные сети энергоносителей и самостоятельно торговать ними в странах ЕС. До сих пор крупные европейские компании хотели проникнуть в сферу добычи газа и нефти в России, но в то же время европейцы не пускали россиян на свои энергетические рынки, что дало возможность Москве говорить о политике двойных стандартов. Теперь европейцы, похоже, согласны на компромисс, предлагая, по сути, то же самое, что Россия ранее предложила Украине, - осуществить обмен частью активов соответствующих компаний.
Возможно, Россия постарается оптимизировать это предложение Союза в том плане, чтобы интеграцию рынков и обмен активами проводить одновременно. Тем более, что весьма затруднительно говорить об интеграции, исключая из нее столь важное звено. Только в таком случае станет возможным говорить о сотрудничестве на базе «разносторонности, прозрачности и отсутствии дискриминации», на чем настаивают в ЕС.
В любом случае, в Брюсселе считают, что европейские планы окажутся привлекательными для Москвы. Хотя бы потому, что энергетические компании стран – членов Союза смогут инвестировать «несколько десятков миллиардов евро», которые нужны России для того, чтобы с оптимальной выгодой использовать свои сырьевые резервы.
«Стратегическое энергетическое партнерство»
В ЕС также планирует заключение «стратегического энергетического партнерства» и с другими важными поставщиками энергоресурсов. Это в первую очередь такие страны, как Норвегия и Алжир, которые вносят весомый вклад в энергетическое обеспечение ЕС. Идея правильная, только и здесь не обойдется без «Газпрома», который сегодня имеет прочные позиции в Алжире. Как известно, в конце января состоялся визит делегации «Газпрома» во главе с заместителем председателя правления компании Александром Медведевым в Алжир. Делегация договорилась о развитии полномасштабного сотрудничества в области разведки, добычи, транспортировки, переработки и реализации углеводородного сырья.
Вскоре после этого Алжир посетил Владимир Путин. По итогам визита президент России сообщил, что достигнуты договоренности в области энергетики и машиностроения. Договоренности оказались настолько важны, что Москва решила списать весь алжирский долг в сумме почти 5 млрд. долларов.
Двусторонний договор с Украиной
В Европейском Союзе также планируют заключить в будущем двусторонний договор с Украиной. Безусловно, подписание такого договора Украиной – это определенные гарантии. Но любые гарантии, как известно, не мыслятся без определенных обязательств и даже потерь.
Что здесь имеется в виду? Во-первых, трудно представить, чтобы в таком договоре Союз взял на себя роль адвоката Украины в области ценовой политики России. Наоборот, будет проводиться единая ценовая политика. Более низкие цены на газ для Украины, чем для остальной Европы, невыгодны для тех стран ЕС, которые имеют развитую металлургическую и химическую отрасли. Они не намерены повышать конкурентоспособность украинской промышленности за свой счет. Во-вторых, с подписанием такого договора Украина лишится права самостоятельно повышать цены за транзит газа в Европу. Ведь договор будет подписываться в условиях «политико-энергетического сочленения» Союза с Россией.
Иными словами, в условиях единой политики ЕС в области энергоносителей единственный шанс для Украины избежать европейских цен на газ остается вхождение в ЕЭП. Хотя и в этом случае трудно обойтись без проблем. Например, Минск входит и ЕЭП и в Союзное Государство, а цены растут. Но положение Белоруссии несопоставимо с тем, в котором вскоре может оказаться Украина. Ведь 75% белорусского экспорта приходится на Россию. Более дешевых товарных заменителей Россия найти не в состоянии. Поэтому, повышая цены на газ, Россия, одновременно, будет платить больше за импорт из Белоруссии. То есть экономические отношения двух стран останутся эквивалентными. Украина же, которая сворачивает экономическое сотрудничество с Россией, имея, к тому же, отрицательное сальдо торгового баланса с соседкой, только проиграет.
Видно, прав был Виктор Черномырдин, который сказал, что многое в поставках энергоносителей определяется уровнем политических отношений. А они с каждым днем только ухудшаются. Вот и сейчас президент велел выслать всех россиян из Феодосии. Словно во время событий 2004 года в Киеве не было иностранцев! Кроме того, возникает вопрос: как отличить тех, кто наблюдает за событиями в Феодосии от тех, кто приехал отдыхать? Впрочем, если бы Ирина Хакамада решила после презентации своей книги в Киеве поехать в Феодосию и выступить там против «руки Москвы», ее бы из Крыма никто не высылал. Стоит ли после этого удивляться, что советника Бориса Тарасюка отлавливают в Шереметьево и отправляют обратно в Борисполь?
Проблемы решать совместными усилиями
В ЕС справедливо считают, что безопасность поставок тесно связана с экономией энергии в мировом масштабе. В этой связи глобальные энергетические проблемы должны решаться совместными усилиями ЕС, США, Японии, Китая и Индии. Авторы новой энергетической стратегии Союза особо подчеркивают, что наряду с прозрачными и хорошо функционирующими энергетическими рынками, важно обращать внимание на «неиссякаемые источники энергии и энергетическую эффективность». По словам одного из экспертов Еврокомиссии, не должно получаться так, что в Соединенных Штатах на душу населения приходится в два раза больше энергии, чем в Европе.
Эта позиция перекликается с содержанием статьи Владимира Путина «Группа восьми» на пути к саммиту в Санкт-Петербурге: вызовы, возможности, ответственность», появившейся в ведущих мировых СМИ 1 марта этого года. Подчеркнув, что «глобальная энергетика сегодня – важнейшая реальная движущая сила социально-экономического прогресса», президент РФ тогда отметил, «что в современном, очень взаимозависимом мире «энергетический эгоизм» – это тупиковый путь». По мнению Владимира Путина, надо стремиться «к формированию такой системы энергетической безопасности, которая учитывала бы интересы всего мирового сообщества».
* * *
Как видно, в случае принятия ЕС предложенной специалистами Еврокомиссии и Совета министров «Внешней политики по соблюдению интересов ЕС в области энергетики» ситуация для Украины в этой сфере может серьезно осложниться. Поэтому уже сейчас необходимо одинаково активно вести консультации - как с Союзом, так и с Россией, чтобы минимизировать возможные негативные последствия «политико-энергетического сочленения» наших важнейших партнеров на Западе и Востоке. Для этого надо иметь правительство. Но не то, которое будет все «пересматривать» и «менять», а то, которое способно конструктивно действовать.
|
|
|