Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Партійна преса та видання

Владимир НЕСТЕРОВ: Петля обратного времени ("Коммунист", № 59(791), 29 июля 2005г.)

Мне уже приходилось писать о таком печальном феномене движения общества как развитие вспять – о социальном регрессе. Реверсивный ход истории накрыл все постсоветское пространство. Произошла не просто реставрация капитализма, но капитализма первобытного, самого дикого. Вместе с реставрацией капитализма появились даже некоторые формы добуржуазных общественных отношений. Переворот в деревне, обезземеливание крестьянства и возврат во многих случаях к натуральному хозяйству сильно напоминают феодальную эпоху. Работа без зарплаты наемных работников в городе смахивает на рабовладение.

«Раса господ»

Однако есть некоторые основания полагать, что обратное течение истории угрожает сейчас не только нам, но всему миру. Во всяком случае, с тех пор, как «рыночники» постмодернистского толка, вроде Джорджа Сороса, обнаружили, что значительно выгоднее не производить товары, а «крутить» деньги. Возникла новая форма эксплуатации, о которой не подозревал Карл Маркс: эксплуатация народов интернациональным фиктивным капиталом, полностью оторванным от сферы производства. Такой капитал принципиально не довольствуется традиционной прибылью 5-7%. Он претендует на прибыль 1000% и более. Такую прибыль в принципе нельзя получить в рамках производительной экономики. Поэтому осуществляется всемерная дискредитация реального производства. «Смелые и энергичные» покидают реальное производство как презренное дело отживающих изгоев.

В результате, обществу грозит переворот, способный вернуть его в рабовладельческую эпоху, причем в наихудшем варианте. Производители финансовых фикций вкупе с дельцами теневой экономики, получающие прибыль, в тысячу раз превышающую традиционную, чувствуют себя господами мира - новой рабовладельческой аристократией. Теневая и фиктивная экономики растят «расу господ», получающих в ходе мошеннических инициатив в сотни раз больше, чем обычные производители за многие годы. Эти «аристократы» быстро подчиняют себе тех, кто еще связан с производящей экономикой и по этой причине влачит жалкое существование.

Прибыль вне производства

На глазах меняется и рынок. Он теряет прежний массово-демократический характер, становясь монополией богатых и сверхбогатых. Обслужив десяток «новых украинцев», владелец ресторана получает больше того, что он получил бы, обслужив несколько сотен обычных клиентов. Непрерывно усиливается тенденция перехода от рыночной экономики, нацеленной на рядового потребителя, к экономике для очень и очень немногих. Уделом остальных становится натуральное хозяйство и другие формы докапиталистической архаики.

Эта параллельная экономика действует развращающе, она подрывает цивилизованные формы поведения и цивилизованную инфраструктуру как таковую. «Экономический человек», у которого полностью иссякли нравственные источники активности, нашел в сфере фиктивного капитала адекватный себе мир: прибыль вне производства, богатство вне прилежания и усердия. Парадокс этого человека в том, что он возвращает нас в доэкономическую перераспределительную архаику.

Когда-то христианство перевернуло мир, морально реабилитировав труд, бывший уделом античных рабов. Ныне человечество стоит перед угрозой полной утраты этого христианского обретения. Производительная экономика снова превращается в удел париев и изгоев, а воротилы теневой, сверхприбыльной экономики чувствуют себя «суперменами», правящими миром. Создается впечатление, что цивилизованность еще сохраняется в качестве пережитка: доживают старые люди, однажды связавшие свою жизнь с реальной экономикой и «стеснительными» формами нравственно-ответственного поведения.

Тотальный кризис

В итоге, совпали и переплелись две формы тотального кризиса позднего капитализма. «Технический человек» обрел способность тотального разрушения природной среды, чем в условиях капиталистической конкуренции и занимается, не обращая внимания на такие «мелочи», как Киотский протокол или выступления антиглобалистов и «зеленых». «Экономический человек» в своей «постпроизводительной» фазе способен тотально подорвать нравственно-социальные опоры цивилизованного существования. Уже сейчас заметны опасные сбои в процессах социализации. Наблюдая сокрушительные успехи финансовых спекулянтов, новые поколения молодежи начинают сомневаться в «рентабельности» образования, целесообразности соблюдения норм трудовой, гражданской и семейной этики. Рассчитывать, вслед за местными адептами неолиберализма, что все эти чудовищные дисгармонии исправит «невидимая рука рынка», - значит проявлять поразительную политическую близорукость. Хотя следует заметить, что такого рода близорукость неплохо оплачивается американскими грантодателями.

Область виртуально-теневой такой, с позволения сказать, «параэкономики» разрослась до невероятных размеров. Мало того, она в качестве «базиса» порождает теневую надстройку в лице криминальных государств и их подобий. На планете возникает подвижный контур инволюционного сообщества. Его фундамент – сеть островов специфической государственности, цепь которых протянулась от Северной Евразии до африканских Великих озер, от Балкан до Памира. Не имея четких границ, этот параллельный мир антиистории готов включить в себя конфликтные зоны других регионов планеты, в том числе и ее индустриально развитой части. Действуя как самоорганизующаяся система, такая антицивилизация в состоянии инициировать регрессивные процессы в сужающихся зонах стабильности. Всплеск терроризма приводит к ущемлению институтов буржуазной демократии в США, плантации опиумного мака в Афганистане порождают эпидемии наркомании в России и Украине и т.д.

Кто стоит у истоков

Возникает вопрос: кто стоит у истоков обратного течения истории? Все тот же «экономический человек», «благополучно» избавившийся от «пережитков» морали и культуры, от совести. Жак Аттали, в прошлом директор Европейского банка реконструкции и развития, в книге «Линии горизонта» пишет о едином мире без границ. Мир этот появляется после того, как борьба между антиэкономикой и экономикой завершается полной победой последней. В итоге, мир теряет архаическую, по мнению Аттали, многокачественность и становится тотально однородным. И лишь в таком гомогенном пространстве может восторжествовать «эра денег» - всеобщего эквивалента, не знающего различий высшего и низшего, морального и аморального.

Таким образом, современный капитализм получает свое воплощение в экономическом человеке как таковом, избавленном от всех примесей морали и культуры. Новый экономический человек, обладающий мондиалистским кругозором, то есть связанный с мировым финансовым капиталом, тем отличается от старого, что уже постиг тайну дьявола, недоступную для «аборигенов». Он знает, что мировые финансовые структуры росчерком пера могут перечеркнуть труд и сбережения десятков и сотен миллионов людей, обессмыслить усердие многих поколений. Он убежден в необходимости полного отрицания всех моральных добродетелей. Он знает, что головокружительные карьеры достигаются не талантом и трудом, а круговой порукой и расположением «крестных отцов», что победу в сражениях обеспечивают не доблесть солдат и талант полководца, а решения тех, для кого победа той или иной стороны выгодна.

Речь, в конечном счете, идет о тотальном обесценивании всех известных человеческих мотиваций, кроме экономической. В капиталистическом мире повсеместно ощущается масштабное наступление избавленной от всех «пережитков» экономической среды на среду социальную и культурную. Отступает социальное государство в Западной Европе, оставляя миллионы людей на произвол судьбы, сокращаются инвестиции в науку, образование и культуру. Оказывается, финансовые спекуляции и «тень» дают несравненно более быстрый и ощутимый эффект, чем многолетняя и дорогостоящая подготовка кадров. Франц Мюнтеферинг, председатель партии германских социал-демократов говорит, что финансовые инвесторы в ФРГ напоминают своим поведением саранчу. Они набрасываются на фирмы, разделывают их подчистую, выжимая для себя максимум прибыли, а затем ищут себе новую добычу.

Либеральствующие политики Запада могут утешать себя тем, что это они победили социализм и потеснили антиглобалистов. На самом деле, побеждает пока «саранча» в образе экономического человека. Саранча, которая считает, что самая эффективная стратегия – это игра на понижение, реабилитация темных страстей и инстинктов, призыв «не стесняться».

Запад против остального мира

Особый вопрос – презрение западных либералов-мондиалистов к остальному миру. Либерализм располагает цивилизации и культуры не в пространстве, не как равноценно существующие реальности, а во времени. При этом все незападные культуры оцениваются как реликтовые, которым придется уйти в небытие по мере восходящего развития человечества. Упрощая историю, либерализм, одновременно, и обедняет ее, поскольку лишает спасительных альтернатив на тот случай, если «авангард человечества», которым мнит себя Запад, все же ошибется и окажется банкротом.

Немало возражений вызывает сама интерпретация исторического развития исключительно в технико-экономическом ключе. Получается, что США, история которых насчитывает два с небольшим столетия, развитая страна-гегемон, а цивилизации Индии и Китая, насчитывающие несколько тысячелетий, олицетворяют отсталость. Такой тип суждения страдает одномерностью. За скобками остается как раз наиболее человечески содержательное – духовная история. Да и с гегемонией уже не все получается. Те же Индия и Китай в последние десятилетия показали, что обладают не только высокой духовностью, но способны бить Запад его же оружием – научно-техническими достижениями и высокой производительностью труда.

Начиная с эпохи великих географических открытий, Запад длительное время действительно шел в авангарде исторического прогресса. Капитализм стал важным шагом всего человечества на пути попрания средневекового варварства и религиозного мракобесия. Достижения науки и техники в западных странах позволили человеку впервые в своей истории преодолеть унизительную зависимость от капризов природы. Неоспоримы духовные достижения Запада, начиная с эпохи Возрождения.

Но сегодня стало ясно, что Запад уже не в состоянии предложить что-то новое, способное обеспечить человечеству новый этап восхождения к практическому гуманизму, как именовал молодой Карл Маркс общественный строй социальной справедливости. Наоборот, Запад сейчас тянет планету в социальный и цивилизационный тупик. Это обстоятельство должно заставить нас не только еще раз задуматься над выбором модели дальнейшего развития, но и над тем, кого выбирать себе в союзники и друзья. С тем, чтобы покончить с петлей обратного времени, в которой, следуя за Западом, оказалась Украина.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.