Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Партійна преса та видання

Николай КОЖАНОВ: Нравственные основы и принципы КПРФ (г."Правда" № 29, 24 - 27 марта 2006г.)

Источник: www.gazeta-pravda.ru

Знакомясь с уставными и программными документами КПРФ, нетрудно заметить, что многие их положения так или иначе связаны с моральными, нравственными сторонами деятельности коммунистов. И это, конечно, не случайно. Этические, нравственные категории заложены в самих основах политической партии, поставившей своей целью переустройство общества на коллективистских началах подлинного равенства и гуманизма, а следовательно, и воспитание человека, способного созидать это общество и жить в нём.

Нравственные позиции и оценки, отражающие линию созданной В.И. Лениным партии нового типа, четко прослеживаются на всех этапах её жизни и борьбы, на всём её идейно-теоретическом наследии, начиная с самых ранних ленинских работ, в которых Владимир Ильич раскрывает глубинные факторы, определяющие становление этических взглядов и представлений в классовом обществе. Вчитываясь в эти документы, мы видим, что моральный облик коммуниста неизменно рассматривался и рассматривается в неразделимом единстве с его идейными, политическими убеждениями, с обликом партии, которую он представляет в массах.

Что же конкретно включают в себя нравственные принципы члена КПРФ? Прежде чем ответить на этот вопрос, полезно хотя бы в самой краткой форме проследить путь становления этических взглядов.

Какую мораль отвергают коммунисты

С тех пор как возникло марксистское учение, вынесшее приговор миру собственничества, наживы и угнетения человека человеком, не было такого периода, когда бы оно не подвергалось со стороны защитников этого мира самым ожесточенным, самым злобным атакам в идейной, философской, экономической, политической сферах. И, конечно же, не могла здесь стать исключением прямо затрагивающая чувства, стремления, обычаи людей сфера человеческой морали, нравственных отношений. Враги марксизма запугивали народ (да и до сих пор не унимаются) “казарменным режимом”, на который якобы обрекались граждане при социализме, однообразием быта, вкусов, мыслей и чувств, “общими столами” и “общими одеялами”... 

“Какая может быть мораль у тех, кто верит в детерминизм, историческую необходимость?”— язвительно вопрошали “опровергатели” марксизма еще в конце XIX века. Ведь если, мол, всё уже предопределено законами истории, у личности не остается свободы воли, ей ни к чему уже собственные чувства, желания, интеллект.

Решительный отпор таким критикам, в частности одному из видных идеологов народничества — Н. Михайловскому, был дан Лениным еще в 1894 году в знаменитой книге “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?”

“На самом деле, никакого тут конфликта нет,— писал Владимир Ильич о неразрешимом якобы противоречии между детерминизмом и нравственностью,— он выдуман Михайловским, опасавшимся (и не без основания), что детерминизм отнимет почву у столь любимой им мещанской морали. Идея детерминизма, устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий”.

Иными словами, закономерность исторического процесса (и это не раз подчеркивал В.И. Ленин) не лишает человека способности и возможности выбора своих поступков (“история вся слагается именно из действий личностей”). Но за нравственными воззрениями неизбежно кроются социальные интересы, и каждый класс сообразно положению в обществе вырабатывает свои моральные представления, свои суждения о добре и зле, о справедливом и несправедливом.

Так, для класса буржуазии, олигархов, обманом, под флагом “демократии” пробравшихся к рычагам власти в России, морально всё то, что оправдывает захват и разграбление ими народной собственности, способствует росту прибыли, личной наживе. А значит, и всё, что разобщает людей, сеет рознь между ними, лишая возможности сопротивляться, создавая условия для их беззастенчивой эксплуатации.

Ну а что творят нынешний режим и его “элита” под “брендом”, именуемым “демократией”, или, по Ленину, “вздорной побасенкой о свободе воли”, каждый из нас в России может видеть и слышать ежедневно и ежечасно. Пресловутая “свобода воли” пляшет в буйстве рекламных огней игорных домов и ночных клубов. В полном блеске реализуется она на телеэкранах в бесконечных брызжущих кровью и пошлостью “бандитских” сериалах, в передачах о “сладкой жизни” размножившихся в стране толстосумов, захребетников-миллиардеров, продажных политиков и чиновников, развлекающихся на заморских курортах и в роскошных виллах, приобретенных на украденные у народа деньги.

А на страницах газет из номера в номер — рассказы об избирательных махинациях, о “недружественных поглощениях” еще уцелевших предприятий, о заказных убийствах конкурентов. А значит, новые тысячи и тысячи людей выбрасываются на улицу, пополняя ряды роющихся в помойках и на свалках бомжей, преступников и прочего “отработанного человеческого материала”...

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов в книге “Идти вперед” с полным основанием назвал нравственную атмосферу, возобладавшую в жизни властвующей “элиты”, смердяковщиной, олицетворяющей лютую ненависть к России, ко всякому проявлению духовной, национальной самобытности. “Под видом духовного раскрепощения,— отмечает он,— людям навязываются смердяковские “идеалы”, которые тиражируются в миллионах экземпляров, тысячах часов радио и телевидения. Под флагом “гуманизма” обличители Павлика Морозова устроили такую пляску на отеческих гробах, какая не снилась и самому Смердякову”.

И далее: “Если взглянуть на картину поразившего нашу страну развала, то можно заметить, что в основе его лежит подрыв великого чувства общности, товарищеского сплочения людей, подмена его эгоизмом всех сортов и мастей: частным, цеховым, региональным, этническим... Вся социально-экономическая политика, вся пропаганда вот уже многие годы целенаправленно бьёт в одну точку, стремится разобщить нас, любой ценой посеять рознь”.

Такова мораль общества, которое упорно навязывает России властвующий в стране режим. Мораль, где обман, взятка, подкуп, запугивание — в порядке вещей. Ясно, что такую, с позволения сказать, “мораль”, коммунисты решительно отвергают.

Какую мораль мы утверждаем

Выдвинув задачу формирования новой, коммунистической морали, В.И. Ленин четко определил то, что составляет фундамент её норм и принципов. Для нас, отмечал он, нравственно всё, что служит разрушению старого эксплуататорского общества, рожденной им психологии собственничества, эгоистических привычек и предрассудков. Всё то, что объединяет и сплачивает людей в строительстве нового мира, воспитывает сознательную дисциплину, помогает обществу подняться на новую, высшую ступень.

Впрочем, подобная целенаправленность — и это очень важно уяснить — отнюдь не означает, что новая система моральных ценностей возникает на пустом месте, “из ничего”, что она отрицает богатейший нравственный опыт человечества, такие, скажем, сложившиеся в народе моральные качества, как трудолюбие, честность, доброжелательность, общинная взаимопомощь. Коммунистическая мораль вбирает, впитывает в себя всё ценное из этого опыта.

В.И. Ленин особо останавливался на этой мысли в написанной в преддверии Октября книге “Государство и революция”. “...Избавленные от капиталистического рабства, от бесчисленных гнусностей капиталистической эксплуатации, — писал он,— люди постепенно привыкнут к соблюдению элементарных, веками известных, тысячелетиями повторявшихся во всех прописях, правил общежития...”

Суть в том, что все эти традиционные правила и нормы в новом обществе приходят в соответствие с утверждающимися производственными отношениями, социальными условиями, а не противоречат им, как в навязываемой ныне стране системе, когда человек человеку — волк. Может ли в полной мере проявиться трудолюбие у человека (вспомним гастарбайтеров), работающего в такой нечеловеческой обстановке, когда труд становится проклятием? И совсем иначе воспринимается труд при социализме, когда сближаются, совпадают, становятся, в конце концов, нераздельными интересы личности и народа, человека и государства. Только в этих условиях по-настоящему раскрываются способности людей, трудовой героизм (вспомним стахановское движение, целинную эпопею, создание гигантского нефтегазового комплекса в Западной Сибири), обнаруживаются таланты, которых в народе, говоря ленинскими словами, непочатый родник.

Коммунистическая мораль, которую исповедует КПРФ, выкристаллизовалась в длительных идейных, политических, классовых сражениях. Передовые рабочие, представители интеллигенции, вступая в конце XIX века на арену революционного движения, овладевали научной теорией классовой борьбы и смело соединяли её с практикой. В марксистских кружках, воскресных школах для рабочих, которые оказались для самодержавия тысячекратно опаснее народовольческих бомб, в первых политических стачках учились мужеству, идейной целеустремленности будущие агенты “Искры” и герои баррикадных боев 1905 года, те, кто составил ядро партии, приведшей трудовой народ России к октябрьской победе.

Рыцари революционного долга

Давайте чуть пристальнее вглядимся в них, наших первых партийцев. Ведь пламя их сердец, их духовное, этическое наследие составляют основу того, что мы называем сегодня нравственными принципами коммуниста. Какими они были? Как понимали жизнь? О чем мечтали? В сотнях книг, исследований, в трудах самого Ильича встает перед нами гигантская личность вождя партии и революции. А сколько яркого, благородного, смелого содержат судьбы многих бойцов из славной ленинской когорты —Баумана, Дзержинского, Кирова, Орджоникидзе, из легендарной плеяды сталинских наркомов, строителей и полководцев!

В последние годы погрязшие во лжи разнообразные телеоракулы типа Сванидзе, а также перевертыши с учеными званиями, полученными в свое время за истовую пропаганду марксизма-ленинизма, не жалеют черных красок, чтобы представить выдающихся революционеров-первопроходцев в виде людей, кем-то и чем-то подкупленных, делавших революцию “по заказу”. В их так называемых исследованиях первая российская революция делалась якобы на японские деньги, Октябрьская — на немецкие. В понятии иуд, исправно получающих свои “30 сребреников” и, видимо, меряющих всех на свой аршин, миллионы людей труда, их лидеры, прошедшие суровые испытания каторжными тюрьмами и ссылками, никак не могли подняться на борьбу за освобождение от удушающего гнёта самодержавия и капитала без подачек извне.

Нет, не за деньги уходили в революцию блестящий, преуспевающий инженер Леонид Красин или оставившая безоблачную светскую жизнь генеральская дочь Александра Коллонтай. А вспомним петербургского рабочего Ивана Васильевича Бабушкина, о котором с такой теплотой писал Владимир Ильич. Агитатор, организатор стачек на заводах за Невской заставой, агент “Искры”, затем — побег из царских застенков, верхоянская ссылка и подготовка восстания в Иркутске... А в целом — всего десять лет от первого занятия в ленинском кружке до залпа карателей на глухом сибирском полустанке. Жизнь, словно спрессованная в один сгусток энергии, страсти, революционной воли. 

Примечательны нравственные качества этой незаурядной личности, которые выделил В.И. Ленин, отметив, что соратники по партии любили и уважали Бабушкина “за его энергию, отсутствие фразы, глубокую выдержанную революционность и горячую преданность делу”.

А разве не эти качества вдохновляли партийцев на трудовые рекорды в годы пятилеток и на ратные подвиги в годы Великой Отечественной войны? Разве не они первыми поднимали в атаку бойцов с партийными билетами у сердца, когда звучала короткая неуставная команда “Коммунисты, вперед!”? И разве не глубокая идейная убежденность является для нынешних членов КПРФ тем нравственным стержнем, который помогает оставаться человеком и бойцом в созданном “демократами” мире, где преуспевают пошлость и подлость, где всё — от убеждений до совести — выносится на продажу?

По законам равенства и братства

Идеологические прислужники режима “демократической” плутократии, пытаясь обелить своих хозяев, любят ссылаться на так называемые застойные времена, на бюрократические замашки и “хозяйственное обрастание” иных партийных чиновников тех лет. Вот, мол, и раньше кое у кого в этом плане было рыльце в пушку. Ничего тут не скажешь: что было, то было. Иначе откуда бы взялись нынешние политические тузы и бизнес-воротилы, легко сменившие партбилеты на теплые и сытные места в коридорах власти ельцинско-путинской России? Или оборотистые “комсомолята”, выбившиеся в миллиардеры? А разве не оттуда перекупленные властью честолюбцы, вознамерившиеся захватить руководство в КПРФ и сделать партию послушным дублером “единороссов”?

Вот только не стоит смешивать всю партию с частью “примазавшихся” к ней, как сказал бы Ленин, “карьеристов и проходимцев”. 

Старая памятка, которая когда-то прикладывалась к членским карточкам партийцев, отправлявшихся на фронты гражданской войны, гласила: “Товарищ коммунист! Завоюй внимание и уважение к себе не должностью, которую занимаешь, а своей работой. Ты должен в бой вступать первым, а выходить из боя последним”.

И коммунисты во все времена были верны этому девизу, свидетельством чего — музейные залы воинской и трудовой славы, где на самых почетных местах хранились как святыни партийные билеты строителей и бойцов.

В обновленном XI партсъездом Уставе есть положение, обязывающее коммуниста “беречь репутацию партии, не допускать действий, которые могут нанести ущерб КПРФ”. В идейном, политическом и нравственном аспектах обязательство это — одно из важнейших, ибо поистине бесценны репутация партии, созданной Лениным, и вся её героическая история, устремленная в будущее, в борьбу за создание нового общества и совершенствование человека, за жизнь по законам равенства и братства, справедливости и красоты.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.