Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Публіцистика

Юрий СОЛОМАТИН, народний депутат Украини: Как “национально – сознательная” политическая элита делегитимирует государственность современной Украины

К 15-й годовщине Всесоюзного референдума и
Всеукраинского опроса 17 марта 1991 года

1. Что составляет правовой фундамент государственности современной Украины?

16 июля 1990 года Верховным Советом УССР была принята “Декларации о государственном суверенитете Украины”. В ней говорилось:

“ Украинская ССР торжественно провозглашает про свои намерения стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не принимает участия в военных блоках и придерживается трех неядерных принципов: не принимать, не изготовлять и не приобретать ядерного оружия”.

И далее: “Декларация является основой для новой Конституции, законов Украины и определяет позиции Республики при заключении международных договоров. Принципы Декларации о суверенитете Украины используються для заключения Союзного договора”.

17 марта 1991 года состоялся Всесоюзный референдум о сохранении Союза ССР. По Постановлению Верховного Совета СССР от 16 января 1991 года в бюллетень был включен вопрос в такой формулировке: "Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой в полной мере будут гарантироваться права и свободы человека любой национальности".

Результаты его известны: народ Украины абсолютным большинством голосов высказался “ЗА”.

Но не все помнят, а кое-кто откоровенно “забыл”, что в Украине одновременно проходил опрос населения, в бюллетене для голосования которого в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета УССР от 22.02.1991 г. № 759-XII “О содержании бюллетеня, который выносится Верховной Радой Украинской ССР на референдум 17 марта 1991 года” был включен такой вопрос: "Согласны ли Вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза Советских суверенных государств на основах Декларации о государственном суверенитете Украины".

И большинство граждан Украины на Всесоюзном референдуме и Всеукраинском опросе утвердительно ответили на эти два кое в чем противоречивых вопроса.

На вопрос союзного референдума ответили “да” 22 111 тысяч человек, или 70,2 %. Ответили “нет” 8 820 тысяч человек, или 28 %. В республиканском опросе на вопрос ответили “да” 25 225 тысяч человек, или 80,2 %. Ответили “нет” 5 656 тысяч человек, или 18 %.

Однако не все оказались такими “забывчивыми” и результаты этого опроса помнят до сих пор.

24 августа 1991 года, после известных исторических событий в Москве, получивших название ГКЧП, Верховным Советом УССР был принят “Акт провозглашения независимости Украины”, в котором говорится буквально следующее:

“ - осуществляя Декларацию о государственном суверенитете Украины, Верховный Совет Украинской советской социалистической республики торжественно провозглашает независимость Украины и создание самостоятельного украинского государства – УКРАИНЫ”.

А Постановлением Верховного Совета УССР от 24 августа 1991 года было назначено “ 1 декабря 1991 года провести республиканский референдум о подтверждении акта провозглашения независимости”.

Три месяца спустя - 1 декабря 1991 года в Украине был проведен Всеукраинский референдум с вопросом: "Подтверждаете ли Вы Акт провозглашения независимости Украины?".

Жители Украины с энтузиазмом приняли участие в референдуме –на избирательные участки пришло 84,18%, а из принявших участие в голосовании сказали "ДА" - 90,32%, что составило 76,03% граждан Украины, имеющих право голоса. Это было КВАЛИФИЦИРОВАННОЕ БОЛЬШИНСТВО ( больше 2/3 и даже больше 3/ 4 граждан Украины, имеющих право голоса).

Однако не во всех регионах Украины было продемонстрировано такое единодушие. Например, в Крыму в референдуме приняли участие 67,7% от граждан, внесенных в списки. При этом за Акт провозглашения независимости Украины проголосовали 54,2%, включая  принявших участие в голосовании многочисленных военнослужащих и гостей полу острова, то-есть 36,58% граждан, имеющих право избирательного голоса, что ставит под сомнение его легитимность, по крайней мере, в Крыму.

В связи с правовым социологическим спором, продолжающимся вокруг результатов референдума 1 декабря 1991 года, следует отметить то обстоятельство, что проводился он тогда, когда фактически и юридически существовало государство СССР и сохранялось его правовое поле. Следовательно, легитимными могут считаться решения и действия в рамках существующего поля.

Из этого факта вытекает, что выход любой союзной республики из состава СССР должен был осуществляться только в соответствии с Законом СССР от 3 апреля 1990 года - "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР".

Однако власти Украины проигнорировали союзное законодательство, объявив приоритет собственных законов и решений. Чем же не удовлетворял их законный порядок выхода республики из состава СССР?

Дело в том, что в статье 3 указанного Закона определено: "В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии". Там же установлено: "В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно". В статье 6 Закона говорится, что решение о выходе союзной республики из СССР считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики. Частью 7 статьи 17 Закона предусмотрено также, что в случае выхода республики из состава СССР должен быть согласован статус территорий, не принадлежащих выходящей республике на момент ее вхождения в состав СССР. Все эти правовые нормы союзного Закона, как и многие другие, были грубо проигнорированы.

Однако мы видим, что на референдуме не был правильно сформулирован  вопрос так, как этого требовал закон: "Вы за выход Украинской ССР из состава Союза ССР?". Он подменен вопросом об одобрении или неодобрении Акта провозглашения независимости Украины, одобренного Верховным Советом УССР после драматических событий ГКЧП в августе 1991 года в Москве, - который под давлением известных политических сил, годом раньше инициировавших принятие Декларации про государственный суверенитет Украины, - вышел за границы своей компетенции.

Нечеткость вопроса референдума, антикоммунистическая, антисоветская и антисоюзная истерия и вакханалия, развязанная после известных событий ГКЧП в августе 1991 года, антиконституционный запрет деятельности КПСС-КПУ, монополия государства на средства массовой информации, перешедшая в руки “национально – демократических”, - сил коренным образом повлияли на общественно – политическую ситуацию в Украине.

Для загнанных в политическое подполье противников референдума невозможность разъяснения собственной позиции, а для сторонников референдума благоприятные условия распространения мнения о том, что независимость якобы не означает выход из состава СССР, - позволили организаторам опроса фактически ввести значительную часть населения в заблуждение.

Очевидно, что большинство граждан воспринимали референдум лишь как возможность расширения полномочий республики в составе СССР, а не как выход ее из Союза. Этим, в том числе, очевидно, объясняется и тот факт, почему результаты референдумов 17 марта и 1 декабря 1991 года оказались диаметрально противоположны. Так “политические наперсточники” в Украине, которых в то время возглавлял Л.Кравчук, - обвели вокруг пальцев весь украинский народ. Но этим дело не кончилось.

Сейчас очевидно, что руководителям РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР - Ельцину, Кравчуку и Шушкевичу нужно было формальное основание для развала Союза ССР.

Таким основанием они сочли проведенный, на наш взгляд, с грубейшим нарушением союзного законодательства, всеукраинский референдум. Все это происходило при преступном бездействии деморализованного президента СССР Горбачева и обезглавленного Верховного Совета СССР, которые обязаны были объявить всеукраинский референдум и произошедший затем Беловежский сговор незаконными.

Однако и президент, и большинство народных депутатов СССР, вероятно, думали лишь о собственной судьбе в новых условиях. И спустя 20 дней безо всякого референдума и вопреки решению Всесоюзного референдума от 17 марта 1991 года, участниками конференции в Алма-Ате объявлено о прекращении существования Советского Союза и создании СНГ.

"Цивилизованного" распада СССР не получилось, несмотря на заверения многих авторов, выражающих официальную точку зрения.
В этой связи многие усматривали, что в проведении всеукраинского референдума 1 декабря 1991 года имели место нарушения союзного законодательства, очевидные манипуляции с институтами и нормами демократической жизни общества.

Содержится ли в этом злой умысел или элементы государственного преступления? На мой взгяд – ДА!

В июне 1996 года Верховная Рада Украины приняла новую Конституцию Украины. В ее преамбуле дословно говорится следующее:

“Верховная Рада Украины от имени народа Украины, граждан Украины всех национальностей, выражая суверенную волю народа, … руководствуясь Актом провозглашения Украины от 24 августа 1991 года, подтвержденным 1 декабря 1991 года всенародным голосованием, принимает эту Конституцию - Основной Закон Украины”.

Таким образом, в основание независимости современного украинского государства положены четыре неотъемлемых, связанных между собой, основоположных акта, которые составляют целостную систему государственности. Откинуть хотя бы один из этих актов, - это означает лишить легитимности всю систему современной украинской государственности.

2. Как происходит делегитимация основ государственности Украины руками последователей ее политических отцов – основателей.

Именно здесь возникает простой и прямой как солдатский штык вопрос: на каком основании Президенты Украины, Кабинеты Министров Украины – последнего десятилетия так настырно втягивают нашу державу в военно – политический блок НАТО?

Однако при таком подходе (фактической делегитимации Декларации о государственном суверенитете Украины) рушится весь правовой базис для Акта провозглашения независимости Украины, результатов Всеукраинского референдума 1 декабря 1991 года ( …которые в таком случае превращаются в ОБМАН) и для Конституции Украины!

Господа и панове! Из борцов “за незалежність украинской держави” Вы превратились в ее преступных разрушителей, в 5-ю колонну НАТОпроходцев, то-есть государственных изменников!

Хотя, если на мой взгляд, правильнее было бы таких горячих сторонников вступления в НАТО, окопавшихся в известных политических силах, в Правительстве и и Администрацми Президента Украины, - обвинить в ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЗМЕНЕ и начать над ними НАРОДНЫЙ СУД.

Вероятно, на поставленные мной вопросы должны ответить незаангажированные юристы. Пройдет время нынешней смуты, и не только историки, но даже школьники, изучающие историю своего Отечества, вынуждены будут констатировать, скорее всего, сомнительную "законнорожденность" государства, которое образовалось на основе проведенного не правовым путем референдума.

В ближайшей перспективе, с учетом НАТОвских устремлений нынешних временщиков у власти, -   все это может стать "миной замедленного действия" огромных разрушительных масштабов.

Можно ли поправить данное положение? Увы, История состоялась. Но никогда не говори - НЕТ! Хотя уже существует эта новая, ущербная правовая реальность, законы которой необходимо выполнять.

Проведение нового референдума, к примеру, с вопросом о вступлении Украины в Союз России и Белоруссии, как это предусматривалось в Декларации о государственном суверенитете Украины, - могло бы означать попытку нового поколения политиков преодолеть кричащий произвол своих предшественников, вопиющий обман ими всего украинского народа, что, по крайней мере, могло бы стать шагом в направлении их хотя бы частичной моральной реабилитации.

3. А что думает Его Величество Народ?

Данные социсследования Центра имени Разумкова уже повергли в шок многих украинских национал-патриотов ( Александр ЧАЛЕНКО "Сегодня"№ 2287 27.02.2006). Так, на вопрос, стремитесь ли вы к восстановлению Советского Союза и социалистической системы, "нет" ответили 51,3% украинцев, однако "за" выступают 20,4% и еще 28,3% тоже выступают "за", хотя думают, что в современных условиях это невозможно. То есть в итоге за возврат СССР спустя 15 лет после провозглашения независимости выступают 48,7% украинцев — практически паритет с теми, кто выступает против!

Кроме того, исследование "разумковцев" показало также, что украинские граждане, которым предоставили на выбор 6 утверждений из национальной истории, чаще всего отдают предпочтение такому: "История Украины является неотъемлемой частью истории великого восточнославянского народа, как и история России и Белоруссии" (43,9%). Считают Украину единственной наследницей истории и культуры Киевской Руси только 24,5%.
Отвечая на вопрос: "На представителей какой национальности в наибольшой мере схожи украинцы?" — 54,1% ответили, что на русских. Второе место в этом опросе заняли поляки (7%), третье место у евреев (1,7%), четвертое — у американцев (1,3%) и немцев (1,1%).
37% украинцев выступают за то, чтобы русскому языку наравне с украинским был предоставлен статус второго государственного. При этом еще 20,3% считают, что официальный статус может быть предоставлен русскому в некоторых регионах, однако украинский должен быть государственным по всей территории страны. И только 35% отказывают русскому в любом статусе.
Дальше — больше. Украинцы ни в какую не хотят вступать в НАТО. Несмотря на пропаганду этой идеи, которая развернулась во всех подконтрольных власти государственных СМИ (в частности, ее практически ежедневно по вечерам можно услышать в получасовых программах украинского государственного радио и, кстати, проводится она за деньги налогоплательщиков). Против вступления Украины в НАТО возражают 61,4% украинцев (они же налогоплательщики). При этом только 16% поддерживают курс Виктора Ющенко на вступление в эту организацию. За вступление в Евросоюз высказываются 40,7% наших сограждан, против 34,2%, затрудняются ответить — 25,1% украинцев. Однако нужно отметить, что в опросном листе не было вопроса об отношении к вступлению в Единое экономическое пространство. По всей видимости, если бы оно было, то результаты (отношение к вступлению в ЕС) были бы несколько иными. Об этом свидетельствуют распределение голосов по отношению к внешнеполитическим приоритетам. Так, отношения с Россией считают приоритетными 42,2% украинцев, с другими станами СНГ — 12,%, а вот ЕС отдали предпочтение только 25,4% процента опрошенных. А ориентацию на Америку считают нужным для Украины только 1,5% человек- http://today.viaduk.net

4. Выводы

Обобщая сказанное, будет правомерным сделать следующие выводы:

1.  Следуя путем демократизации всех сторон общественной жизни и считая волю народа, высказанную на референдумах, основным критерием для общественных трансформаций, необходимо требовать от властей выполнения этой воли. Невыполнение решений референдумов, считаем, следует классифицировать как деяния, имеющие состав государственного преступления.

2.  Если результаты референдумов вызывают проблемы сочетания с существующими правовыми реалиями, то их (референдумы) следует повторить снова. В этом и заключается демократический подход к решению общегосударственных проблем.

3. Декларируя  строительство правового государства, необходимо не только говорить об этом, но и следовать определенным принципам. При каких условиях решения референдумов могут считаться НАРОДНЫМ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕМ с тем, чтобы их как волю народа следовало уважать и выполнять?

Участие в референдумах – это не просто право, а и обязанность всех граждан страны, аксиома функционирования любого демократического общества. Поэтому в украинское законодательство о референдумах и выборах Президента Уккраины следует ввести новеллу о том, что референдум, выборы Президента Украины могут считаться состоявшимся только при волеизъявлении путем хотя бы простого большинства, когда за предложенный вопрос или кандидата проголосовало 50% плюс один голос от количества зарегистрированных избирателей.

4. Отвечая на вопрос: "Нужно ли выполнять решения проведенных референдумов?", - считаю, да, нужно. Когда на них высказалось именно КВАЛИФИЦИРОВАННОЕ БОЛЬШИНСТВО ( не менее 2/3 граждан, имеющих право голоса) народа, а сам вопрос референдума не допускает двойных толкований и совершенно понятен избирателю. Надо бороться за каждый голос гражданина, а не плевать ему в лицо жлобским: “ Твоя хата – с краю? Это твое дело!”

С народом, как единственным источником власти, надо не заигрывать, не морочить ему голову, а уважать его, говоря ему правду о всех последствиях голосования ЗА или ПРОТИВ. Таких последствиях, за которые народу будет уже не на кого перекладывать вину, а каждому, независимо от того, как он голосовал или не голосовал, придется нести ответственность за принятые или непринятые решения. Платить за это своей судьбой, судьбой своих детей и внуков. Чтобы не было мучительно стыдно и больно за бездумно отданный или проданный свой драгоценнейший голосочек.

11 марта 2006 года

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.