Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Актуальне в пресі

Олег АФОНИН: РЕКВИЕМ ПО МОРАЛИ (г."Киевский вестник", №22 (6156), 28 февраля 2006г.)

Получив редакционное задание разобраться в ситуации, сложившейся в специализированной школе с углубленным изучением языков № 193 Подольского района столицы, я приблизительно представлял "расклад", так как, освещая проблемы образования, мне не дважды, и не трижды приходилось разговаривать с чиновниками разных уровней, учителями, родителями, детьми… И даже с жителями соседних со школами домов. Обычно вариантов бывает три: дирекция не может добиться у государства необходимого финансирования; родителей и учеников не устраивает уровень обучения; учителя бьют тревогу в связи с нежеланием подрастающего поколения учиться. Но, поговорив с педколлективом, членами родительского комитета и теми, для кого, собственно, строятся средние учебные заведения - школьниками, еще раз убедился, насколько многогранна и непредсказуема жизнь. Представьте себе, что… Нет, не буду расписывать ситуацию и раскладывать ее "по полочкам". Лучше расскажу вам… сказку. И даже не одну. Итак…

ГрустнаЯ,

грустнаЯ сказка

В некотором царстве, в некотором государстве, называемом Украиной, жила-была школа. Такая себе обычная средняя общеобразовательная школа, каких в столице этой страны - Киеве насчитывалось больше сотни. Она ничем особенным не выделялась, оправдывая первое слово в своем названии - "средняя". Хотя, правды ради, нужно сказать, что учителя в ней были хорошие - и педагоги замечательные, и люди прекрасные. Но, время идет и мы, к сожалению, не молодеем - на должности директора школы сменилось уже несколько человек. И вот настал момент, когда новым руководителем была назначена злая колдунья. Назовем её, ну, например, Маняченко Лариса Георгиевна. Может быть, ошибся кто-то из верховных чародеев, может быть, вмешались темные силы, захотевшие отбить у школьников желание учиться, но факт остается фактом.

Детей Л.Г. не любила. Более того, она их боялась, презирала и даже немножко ненавидела. Первые два года ее "служения" образованию школьники даже не знали, кто у них директор: ну, ходит какая-то тетенька, прижимаясь к стенке коридора, так мало ли - может быть, бабушка к внучку зашла - забытый бутерброд передать. Но вот колдунья свою боязнь преодолела и стала мстить детям за пережитый страх. А если учесть, что преподавала она в младших классах, ученики которых, естественно, еще не могли противостоять ее злой силе, то отыгрывалась она "на всю катушку". Бывали случаи, когда первоклашкам становилось плохо после беседы с ней, многие школьники отказывались ходить на уроки. А те смельчаки-старшеклассники, которые все же решались придти - получить аттестат зрелости-то нужно - старались как можно быстрее покинуть стены заведения. По свидетельству педагогов, которым "посчастливилось" работать с Маняченко, после двух часов дня школа пустела. Так что речь о ведении дополнительных занятий и внеклассной работе (к чему призывали начальники из районного и городского отделов образования) даже не шла.

Впрочем, были все-таки дети, которых злая колдунья более-менее терпела. Хотя это была заслуга не их самих, а их родителей - чем выше должность, занимаемая мамой-папой, чем "полезнее" ребенок, тем лучше к нему было отношение. При приеме в школу новых учеников директрису интересовало, в первую очередь, именно социальное положение родителей. Уровень же подготовки "абитуриента", его здоровье, привычки, привязанности стояли в самом конце анкеты, разработанной ею лично для "внутреннего" пользования. Но вот группы, с которыми ей предстояло работать, Л.Г. формировала по другому принципу: отбирала самых умных деток - высокая успеваемость, как говорится, показатель педагогического таланта и верной методики преподавания. Для злой колдуньи это было очень важно, ведь специалистом она была очень слабым. (А в те времена от педагогов, тем более уровня директора школы, еще что-то требовали, в плане профессиональной пригодности.) И не просто слабым, а практически бессильным. Об этом говорит тот факт, что до директорского кресла колдунья сменила не одну школу, и в каждой оставила о себе, мягко говоря, не лучшие воспоминания. По первому преподавательскому образованию (их у Л.Г. целых два!) она дефектолог. Чуть ли не единственным местом работы по специальности в ее карьере был интернат для глухонемых, из которого Маняченко уволилась. А может быть, и была уволена - "концов" найти не удалось. Но факт остается фактом - обладатель дефицитной педагогической профессии по специальности не работает.

Конечно, Л.Г. изо всех сил старалась скрыть свою ненависть к детям. Но зло, как ни крути, всегда видно, оно прорывается, как гной из нарыва. В школе многие помнят случай, когда во время урока Маняченко встретила ученицу, идущую по коридору. Неизвестно, что колдунья подумала, но результатом ее черных мыслей стал не менее черный поступок: она схватила девочку за горло(!), прижала к стенке и потребовала объяснений. Оказалось, что ту отпустили с урока потому, что она плохо себя чувствовала(!).

Л.Г. не любила не только детей, но и своих коллег-учителей. Причем даже больше, чем учеников - ведь они могли противостоять. И весь свой колдовской талант директриса направила на то, чтобы уничтожить педагогический коллектив. Необходимо признать, это ей почти удалось - люди стали увольняться, переходить в другие школы, менять профиль работы. Из многих заклинаний черной магии, которые знала колдунья, наиболее часто она пользовалась тремя: "указующий перст", "рабская покорность" и "жажда крови" - все решения принимала единолично, требовала беспрекословного выполнения своих приказов и увольняла всех несогласных или осмелившихся перечить. В результате в школе снизился уровень преподавания - разрабатывать новые методики Л.Г. не давала, а старыми пользоваться не могла, не умела и не хотела (специалист-то, если помните, из нее был никудышный); практически исчез родительский комитет - средствами школьного фонда Маняченко желала распоряжаться также единолично. Самым кощунственным образом был уничтожен школьный музей Великой Отечественной войны(!), создававшийся в течение более 20 лет многими поколениями учеников и педагогов - все ценное и хорошее, созданное до Л.Г., не имело права на существование.

Подчиненных злая колдунья считала своей личной "рабочей силой", но никак не коллегами. Опаздывая, а то и вовсе пропуская уроки, Л.Г. заставляла учителей трудиться за нее, позволяла себе делать крайне нетактичные замечания в адрес преподавателей в присутствии детей, иногда вела себя откровенно по-хамски. Притчей во языцех стал случай, когда, зайдя в класс во время урока и увидев написанную на доске дату, директриса стала отчитывать растерявшегося педагога за… неграмотность. Причем, что примечательно, надпись была сделана… правильно, а неграмотным было само замечание. Учительница, говорят, долго не могла прийти в себя и не понимала, как человек с таким уровнем знаний может не то что директором служить, но и вообще, заниматься образованием детей.

Не менее "грамотным" было и собственно административно-хозяйственное управление школой. За годы директорствования злой колдуньи она "сумела" превратить "среднее" учебное заведение в "разваливающееся". Причем, в самом прямом смысле - грязно-серые стены, с отваливающейся штукатуркой, разбитая сантехника, обшарпанная мебель… В вечерние часы школа могла служить прекрасной декорацией для фильма о срочной эвакуации города, разгромленного в результате ожесточенных боев. Хотя, справедливости ради, необходимо заметить, что одно "направление" хозяйственной деятельности Л.Г. удавалось на "пять баллов". А именно - незаконная сдача на выходные дни школьной столовой в аренду для проведения массовых гуляний. Причем, очень часто людям, скромно именуемым "беженцами из Закарпатья", а попросту говоря - цыганам. Нет-нет, не торопитесь обвинять меня в расизме. Дело ведь не в национальности, а в том, что таборная культура кочевых народов, мягко говоря, не совсем сообразуется с жизненным укладом современных горожан. Разительно отличаются, например, нормы поведения в обществе, или, скажем, представления о гигиене. А ведь в понедельник из тех же тарелок кушали маленькие дети, не привыкшие к "пыли дорог". (Главный санитарный врач района Олег Костенко негодовал, ведь такие, с позволения сказать, гости запросто могли занести любую "заразу" - от кишечной инфекции до бытового сифилиса и туберкулеза.) Деньги же за аренду, естественно, шли на личные нужды директрисы.

Восемь лет Л.Г. "вертела" школой. И все это время заколдованные учителя пытались сбросить с себя наваждение, вырваться из плена магических заклинаний. Неоднократно педколлектив высказывал свои мысли по поводу некомпетентного, непорядочного, аморального и непрофессионального руководства. Но куда им, простым смертным, с самой Л.Г. тягаться! Все было тщетно - видать великой силой обладала злая колдунья. Но вот, согласно первому закону диалектики, количество перешло в качество. Апофеозом творимых директрисой безобразий стала поножовщина, разгоревшаяся во время цыганского пира в школьной столовой, арендованной в очередной раз. По этому факту было возбуждено уголовное дело, и Шевченковский районный суд столицы признал директора средней общеобразовательной школы № 193 Шевченковского района города Киева Маняченко Ларису Георгиевну виновной по статье 166 часть 1 Уголовного Кодекса Украины. Ей было назначено наказание в виде двух лет лишения свободы с лишением права занимать в течение этого времени должности, связанные с исполнением административно-хозяйственных обязанностей. Но, согласно статье 45 того же Кодекса, назначенное наказание считалось условным с испытательным сроком на один год. Приговор вступил в силу 31 мая 2001 года.

Однако еще за полгода до этого судебного решения (резня произошла 18 ноября 2000 года) приказом Главного управления образования столичной госадминистрации Л.Г. была уволена в соответствии с пунктом 3 статьи 41 КЗоТ (Кодекс законов о труде) Украины: "За совершение работником, исполняющим воспитательные функции, аморального поступка, не совместимого с продолжением данной работы". (Эх, сбросили бы педагоги пелену колдовскую с глаз, да пораньше, да "накатали" бы "телегу" в гороно, глядишь - не натворила бы колдунья злая столько черных дел! Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.)

Пока районное и городское "образовательное" начальство приходило в себя от скандала (слыханное ли дело - в школьной столовой цыгане друг друга жизни лишают!), обязанности директора исполняли разные люди. Через несколько месяцев такого "разброда" педколлектив обратился к Борису Жебровскому, бывшему тогда начальником Главного управления образования Киевской горгосадминистрации, с просьбой назначить, наконец-то, нормального руководителя. И даже кандидатуру предложили. Причем, не из числа преподавательского состава школы (что казалось бы естественным). Педагоги хотели, чтобы эту должность заняла учительница, которая в "маняченковские" времена перешла на работу в Шевченковский районный методкабинет. И которую они хорошо знали как энергичного, коммуникабельного, высокопрофессионального специалиста и прекрасного человека. "Добро" было получено, и директором школы, вместо злой колдуньи, стала добрая фея - Ольга Борисовна Дяденко. В жизни преподавателей и учеников началась другая сказка…

ДобраЯ,

добраЯ сказка

Много усилий пришлось приложить Ольге Борисовне, чтобы преодолеть наложенные на школу заклятья. Но она справилась, ведь ей помогала самая главная добрая сила - Любовь. Ну и, конечно, волшебство. Волшебство понимания, участия, теплоты, заботы, уважения… Вообще же в чародейском арсенале феи было очень много "волшебств", которыми она умела и любила пользоваться. Невозможно даже определить, что было первым на пути преобразования "мерзости запустения" в "цветущий сад". Судя по тому, что Ольге Дяденко удалось сделать, начала она одновременно со всего: реанимировала родительский комитет и наладила с ним дипломатические отношения, стала сотрудничать с различными общественными организациями, привлекла к работе депутата Киевсовета Георгия Дигама, не ленилась зайти в районную или городскую госадминистрации и попросить, а то и потребовать необходимую помощь. И хотя, как известно, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, всего лишь за пять лет работы Ольги Борисовны на должности директора школа чудесным образом (а как же без волшебства?) изменилась до неузнаваемости как снаружи, так и внутри. Были отремонтированы фасад и крыльцо, приведен в порядок школьный двор (купили даже газонокосилку), начато строительство здания, соединенного с основным корпусом, в котором будет целый спорткомплекс. Во всех кабинетах, актовом и спортивном залах сделали современный ремонт, переоформили вестибюль и многострадальную столовую, в которой появились посудомоечная машина и холодильник, заменили освещение в коридорах, мебель в классах, шторы и занавески на всех этажах, оборудовали компьютерный класс. Я мог бы еще много чего перечислить из сделанного, но остановлюсь и на этом - думаю достаточно для того, чтобы понять: магией организатора и хозяйственника добрая фея овладела почти в совершенстве. И за всем этим стоял огромный труд. Ведь это нам только кажется, что волшебникам все легко дается. Мол, махнул палочкой направо - дворец появился, налево - ручеек журчит. Нет-нет, сотворить доброе заклинание, в отличие от злого, может только тот, кто отдаст для этого частичку своего сердца. У Ольги Борисовны сердце огромное - на всех хватает. И на учеников, и на их родителей, и на коллег-учителей, и на современную музыкальную аппаратуру для актового зала.

Но что значит здание школы по сравнению с самим ее духом? Можно ведь и во дворце учить непотребству, а в лачуге - искренности, пониманию и человеколюбию, не правда ли? И добрая фея сделала то, что не под силу никакому волшебнику. Только человеку! Человеку даже не с большой, а с огромной буквы! Ольга Борисовна смогла вернуть детям желание учиться, а преподавателям - учить; родителям - надежду на то, что к их отпрыскам, наконец-то, будут относиться по-людски, а всем вместе - веру в Добро.

В школе принялись разрабатывать и внедрять новые методики обучения, что повысило уровень знаний - дети стали участвовать в образовательных олимпиадах и конкурсах различного уровня, от внутришкольных до Всеукраинских. Теперь здесь работает эрудит-студия, члены которой написали коллективную работу о литературно-артистическом обществе конца ХІХ - начала ХХ столетий и защитили ее в первом туре Малой академии наук (!).

А не так давно, стараниями Ольги Дяденко и ее коллег, школа изменила свой статус. Теперь она - специализированная с углубленным изучением украинского языка и литературы. И качество преподавания в ней настолько велико, что даже при ее общегуманитарной направленности физика и математика не стали "изгоями". Наоборот, многие из тех, кто занимается, скажем, в историческом или кружке украинского языка, мечтают стать экономистами, что, как известно, без владения математическим аппаратом невозможно. Может быть, это потому, что сама Ольга Борисовна преподает математику? А может быть потому, что вся школьная атмосфера, искренняя помощь педагогов и насыщенная событиями жизнь помогли открыть в детях способности, о которых они раньше и не задумывались? Думаю, не стоит искать побудительных толчков к решению выбора учениками профессии или, даже, жизненного пути. Совершенно ясно, что первопричина здесь одна - приход в школу Ольги Дяденко и те кардинальные изменения, которые последовали за этим.

Добрая фея прекрасно знает, что вместилищем здорового духа должно быть здоровое тело. И в школе начали работать спортивные секции, в частности - каратэ. Через некоторое время ученики школы стали занимать призовые места на престижных соревнованиях. В этом месте вынужден отойти от структуры данной статьи. Как вы заметили, я ничьих фамилий, кроме волшебниц, не называю (иначе бы пришлось перечислить весь преподавательский, ученический и родительский состав). Но, коль речь зашла о спортивных успехах, то просто не могу удержаться от персоналий (считайте это капризом сказочника). Познакомьтесь: ученица 9-го класса Маша Логвиненко - кандидат в мастера спорта, многократная чемпионка Киева, трехкратная чемпионка Украины, кандидат в члены сборной Украины по… каратэ. И при всех тех физических нагрузках, присущих этому виду спорта, она еще и неплохо учится.

А еще в школе организованы конкурсы стенных газет (я уже и забыл, когда в последний раз их видел, хотя часто бываю в школах), работают кружки художественной самодеятельности (их участники тоже среди первых на различных смотрах-фестивалях), постоянно проводятся концерты (с концертными программами школьники даже ездят к своим подшефным - воспитанникам школы-интерната №3). А еще - кружки народного творчества (все вестибюли и коридоры украшены великолепными работами учеников), команда КВН и многое-многое другое, что в различных директивах носит сухое название "внеклассная работа". Отдельной строкой нужно сказать об отряде волонтеров, помогающем людям пожилого возраста (постоянным читателям нашей газеты не нужно объяснять, что такое волонтерское движение). Хотя злая колдунья и уничтожила музей Великой Отечественной войны, ей не удалось вырвать из детских душ уважение к ветеранам и всем тем, кто нуждается в помощи. Короче говоря, если бы попросили проиллюстрировать песенную строчку: "Школа - второй наш дом", то лучше "картинки", чем 193-я, трудно даже найти.

А знаете, как добрая фея всего этого добилась? Ну да, ну да, конечно же, любовью и добротой. Но я имею в виду те волшебные "заклинания", которыми она пользовалась. Владея многими знаниями чудес, Ольга Борисовна, тем не менее выбрала одно: "Мы все - одна семья". И в школе появилось даже… ученическое самоуправление. Я уже не говорю о том, что все решения на педагогическом совете принимались коллегиально. Приветствовалась любая инициатива, от кого бы она ни исходила. Хотите провести урок истории в музее - пожалуйста, считаете необходимым представить "неофициальную" точку зрения на какие-то события - дерзайте. Главным было только одно условие, которое сформулировал еще Гиппократ: "Не навреди". И если великий врач и "отец медицины" говорил применительно, в первую очередь, к телу, то для Ольги Дяденко и ее коллег этот принцип стал основным нравственным постулатом, регламентирующим их профессиональную жизнь.

Но не нужно думать, что в школе царила вседозволенность и ученическая анархия. Совсем нет! Преподаватели были строги и принципиальны, дисциплина - строжайшая. Но так как над всем этим царила Любовь, то сами школьники стремились к такому положению вещей. Потому, что понимали - все делается для их блага. Подавляющее большинство старшеклассников уверены в том, что поступят в ВУЗ на бюджетное обучение - знания у них крепкие; имеют свою активную жизненную позицию - их научили быть свободными, но подчиняться голосу разума; благожелательны, терпимы к недостаткам других и полны решимости помочь нуждающемуся - примером для них в этом служит сама добрая фея. А самым большим достижением школьной управленческой политики стал триумвират "дети-учителя-родители". На собраниях, которые проводятся совместно, любой имеет право голоса, и каждый знает, что его мнение будет учитываться в разработке окончательного решения. При этом, ученики получают опыт взвешенных, разумных выступлений перед строгими слушателями, родители лучше узнают своих детей, а педагоги совершенствуют свое мастерство, которое пригодится, дай Бог, еще многим поколениям их воспитанников.

Но это все касается, так сказать, учебного плана. А что же во внеурочное время? А вот что - грань между взрослыми и детьми как-то незаметно… исчезает. На концертах художественной самодеятельности учителя и ученики зачастую стоят рядом на сцене, вместе поют и танцуют. И вместе с ними, конечно же, Ольга Борисовна. И в этом нет какого-то самолюбования или саморекламы, как, например, у небезызвестного "поющего ректора". Им вместе весело, радостно и уютно. Они - "одной крови". А еще с доброй феей всегда можно поделиться своими заботами, проблемами и даже "жуткими" девченочьими тайнами. И не только поделиться, но и быть уверенным - подскажет, поможет, подбодрит… Думаю, после всего вышесказанного нет необходимости говорить о том, как в школе относятся к Ольге Дяденко? Была б на то моя воля, я во все школы города, страны, планеты на должность директора назначал бы добрых фей. Вот только где их столько найти?

Да, о Любви можно говорить вечно, но вынужден закончить на этом. Ведь нас ждет еще одна сказка…

СтрашнаЯ сказка

и реальность

Все те пять лет, которые добрая фея приводила школу в порядок, возвращала детям уверенность в себе, а родителям - веру в справедливость, злая колдунья строила козни, пытаясь вернуть себе власть над душами учителей и учеников, которых она считала своей собственностью. И на каком-то определенном этапе ей это… удалось. И здесь сказка заканчивается, а начинается реальность. Причем, какой бы сказка ни была страшной, действительность оказалась намного страшнее. И не просто страшнее, а ужаснее. И какой бы ни была наивной сказочная логика, но она все-таки есть. А жизнь предстала перед школьной общественностью во всей красе своей жестокой абсурдности, еще раз доказавшей, что злых колдуний намного больше, чем добрых фей.

О современном украинском правосудии вообще, и судебной системе в частности написано и сказано немало. Я тоже неоднократно обращался к этой теме, хотя, признаюсь, по журналистской специализации мне ближе театр, классическая музыка, живопись… (Так и хочется сравнить сложившуюся ситуацию с импульсивной музыкой Софии Губайдулиной, "Черным квадратом" Казимира Малевича или пьесами Эжена Ионеско - одного из основоположников театра абсурда.) Но, как говорится, жизнь вносит свои коррективы. К чему я веду? Постараюсь не утомлять вас статьями уголовно-процессуального и гражданского кодексов, судебным крючкотворством и различными соответствиями-несоответствиями. Ограничусь только самым необходимым. А вот акцент сделаем на морали, ведь речь идет о воспитании человека человеком, а не штамповке электората.

Напомню, что 31 мая 2001 года бывший директор школы Л.Г. Маняченко была осуждена на два года лишения свободы (условно) и права занимать руководящие должности. Но уже через два месяца начальник Шевченковского отделения столичной уголовно-исполнительной инспекции обратился в суд с представлением о применении к гражданке Маняченко Закона Украины "Про амністію". Аргументы были "железные": "…за время отбывания наказания зарекомендовала себя с положительной стороны, к уголовной и административной ответственности не привлекалась, по месту работы и проживания характеризуется положительно, является женщиной, преступление не относится к категории тяжких". Каково? Хотел бы я посмотреть в глаза тому человеку, который написал "положительную характеристику по месту работы". И выслушать его доводы. Может быть, он заблуждался? Тогда пусть напишет опровержение, как это делают журналисты. Если его заставили - пусть скажет кто, а правоохранительные органы накажут виновного "за давление". Или он действительно искренне считал злую колдунью положительным персонажем сказки? А может быть, и не было никакой положительной характеристики, тогда лжет представитель закона, подававший ходатайство об амнистии? Тогда, тем более, должен понести наказание. Однако читаем дальше. Особенно умиляет словосочетание "за время отбытия наказания". Это за два месяца, что ли? Я понимаю, что это стандартная формулировка, употребляющаяся во всех случаях. Но даже в этом формализме можно найти кучу несуразностей и нелепостей. Однако я вас предупреждал - перед действительностью, особенно касающейся нашего судопроизводства, человеческая логика пасует. Причинно-следственные связи, наблюдаемые "невооруженным глазом", оказываются непостижимыми для "судейских". А ведь на юридических факультетах дисциплине "Логика" отводится немало времени. Во всяком случае, три основных закона традиционной логики - тождественности, противоречия и исключенного третьего - наши судьи должны знать "на зубок". Но, как видим, не знают. Или не хотят ими руководствоваться. Впрочем, дело здесь не в логике, так как она - наука о законах и формах мышления. А мы сейчас говорим о законах морали и нравственности.

Потом было еще несколько судов разных районов и различных инстанций, но на всех заседаниях обсуждалось, правомерно ли вынесен приговор, какого числа состоялось то или иное событие, на основании каких законов принято то или иное решение. Одним словом, все касалось сферы ментальной, но никак не моральной. И на протяжении всех этих разбирательств никто не вспомнил, что Л.Г. Маняченко уволена не в связи с приговором суда, а на полгода раньше в связи с аморальным поступком, несовместимым с выполнением педагогической работы. И ни один суд не поинтересовался, какой же все-таки специалист, педагог и человек эта самая Маняченко. Главным для судей остались цифры-даты.

Я мог бы детально проанализировать материалы дела, апелляций и кассационных жалоб (даже моего неспециального образования для этого достаточно), чтобы показать, что в нашей стране царят бездушие, аморальность и пренебрежение к людям. Но не буду этого делать, ведь известно - сложнее всего доказать очевидное. Да, я не спорю, каждый человек имеет право на объективный суд, и даже "злые колдуньи" должны быть защищены в том, что касается их чести и достоинства (даже если они их реально не имеют и никогда не имели). И если бы речь шла о материальном возмещении убытков, полученных Л.Г. Маняченко в результате "вынужденного прогула", то я, скорее всего, был бы на стороне закона, который, как известно, несмотря на свою суровость, все-таки закон. Но ведь этим притязания Л.Г. не ограничиваются - ей подавай директорское кресло. А с ним - и возможность расправиться с непокорными вольнодумами, которыми стали все учителя, ученики и их родители.

И вот наступил "момент истины". В конце прошлого года Шевченковский районный суд столицы постановил восстановить гражданку Маняченко Л.Г. в должности директора средней общеобразовательной школы (СОШ) №193 и сделать соответствующую запись в трудовой книжке. А в начале февраля с.г., выполняя это решение суда и постановление начальника отдела принудительного выполнения решений Государственной исполнительной службы столицы, начальник Главного управления образования и науки (ГУОН), он же заместитель главы Киевской городской госадминистрации, В.А. Кирьян издал приказ. Согласно ему в должности директора специализированной школы № 193 была восстановлена Маняченко Л.Г. А вторым приказом, на основании КЗоТ, Ольга Дяденко с этой должности уволена. Этими приказами Валерий Андреевич показал свое несоответствие должности начальника ГУОН, некомпетентность его сотрудников и бесполезность данной структуры вообще. И необходимость немедленной его ликвидации или реорганизации. Поясню.

Ну ладно, судьи. Им, бедненьким, недосуг копаться, проверять, сверять. Иначе бы знали, что в Киеве уже нет общеобразовательной школы № 193, а есть специализированная, хоть и под тем же номером. И у этой специализированной есть свой Устав, своя регистрация, которая делает ее уникальным учебным заведением, а никак не "преемницей" СОШ № 193 Шевченковского района, из которой была уволена Маняченко. А вот начальник ГУОН знать это обязан. Более того, и как гражданин, и как чиновник, он обязан выполнять решения суда. В данном случае черным по белому написано: "Восстановить на должность директора СОШ № 193". Почему не исполнено? Ах, нет такой школы? Тогда поставьте суд в известность о невозможности выполнить его решение, в связи с его неправомочностью, пусть там ищут пути преодоления законотворческих несуразностей. Нет, Валерий Андреевич проявляет непонятную инициативу и решает, что СОШ № 193 Шевченковского района - это специализированная школа № 193 Подольского района. А почему не детский садик под таким же номером в городе Пирятине Полтавской области? (Это я, конечно, погорячился, ведь В. Кирьян, к счастью для Украины, заведует образованием только в Киеве.) Во втором приказе, которым функционер от образования увольняет О.Б. Дяденко, он руководствуется пунктом 6 статьи 40 КЗоТ Украины. В нем, опять же таки, черным по белому (закралась мысль, что все эти чиновники и судьи ахроматическую гамму - градации серого - не воспринимают) написано: "... восстановление сотрудника, который раньше выполнял эту работу". Так вот, открою вам великую тайну: Лариса Георгиевна Маняченко никогда в жизни не работала директором специализированной школы № 193 с углубленным изучением украинского языка и литературы, находящейся в Подольском районе столицы Украины.

А чтобы не заниматься крючкотворством и буквоедством, давайте абстрагируемся. Представьте, что директора отстающего совхоза уволили по статье. Дальше - вся та же "петрушка", что и в нашем случае. Только теперь совхоз стал миллионером, и не совхозом совсем, а агропромышленной фирмой. Вы можете себе вообразить, чем бы закончилось решение суда о восстановлении уволенного директора на "ранее занимаемую должность"? Да и не вынес бы суд такое решение. Во-первых - очевидно, во-вторых - чревато. (Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что с их пресловутой судейской неприкосновенностью и неподсудностью они ничего не боятся и не стесняются, забывая, что, кроме человеческого, есть еще суд Божий.) Так благодаря чему же стали возможны эти безграмотнейшие в правовом плане приказы и решения? Да что я спрашиваю, ведь ответ предельно ясен - аморальности, бездушию и равнодушию тех, кто этот бред издал и подписал. В этом контексте позволю себе привести цитату из книги "Заговор равнодушных" польского писателя Бруно Ясенского: "Не бойся врагов - в худшем случае они могут убить тебя; не бойся друзей - в худшем случае они могут предать тебя; бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия в мире существуют и предательство, и убийство...".

Думаете, я утрирую или сгущаю краски? Отнюдь. Своим решением они предали веру детей в справедливость взрослых и убили в детских душах зарождающиеся побеги самоуважения и ощущения себя личностью. Свободной и ценной самим фактом своего существования, а не принадлежностью к какой-либо социальной группе. Причем, ни один человек не задумался: "Ну, восстановим мы Маняченко в должности. А не утратила ли она квалификацию за эти пять лет, пока не работала, сможет ли выполнять директорские функции? Как сейчас обстоят дела в школе? Не будет ли наше решение некорректным по отношению к нынешнему директору?". Никто не удосужился прийти в школу и своими глазами посмотреть на ее жизнь. (Да что там жизнь, название хотя бы правильное узнали.) И никто не подумал, что их бездарная работа может стать причиной общественного возмущения и даже гнева. Которые не заставили себя долго ждать.

Сказка — ложь?

Узнав о решении суда, вся школа поднялась "на дыбы". Когда я пишу "вся школа", то имею в виду именно всю школу. Сначала многие родители хотели перевести детей в другие школы. Но когда разум возобладал над чувствами, ученики, учителя, родители, бабушки-дедушки поступили по-другому: они стали плотной стеной вокруг входа с единственным желанием - не пустить злую колдунью в школу. (И это было по-настоящему выстраданное, осознанное решение, а не сделанное под влиянием безрассудного всплеска эмоций, в состоянии, так сказать, аффекта.) Внутри стены обклеены плакатами, выпущенными ученическим "Комитетом спасения Ольги Дяденко", признаниями в любви к доброй фее и призывами не допустить произвола. Особенно трогательно смотрелся рисунок, сделанный нетвердой детской рукой - на фоне множества ярких цветочков скромная надпись: "Ольга Борисовна". Ярче и сильнее выразить свои чувства, по-моему, невозможно. Это просто потрясающе, как первоклашки, старшие школьники, учителя - разные поколения, разные мироощущения, разный жизненный опыт - смогли объединиться, стать как один человек и выступить на защиту того, что всем им дорого.

Как вы понимаете, с возвращением Л.Г. школу ждут репрессии. В этом люди не сомневаются - она уже угрожала некоторым учителям и ученикам. (Более того, в первый же день, хотя ее и не пустили в школу, она потребовала служебный кабинет, печать и книгу приказов - думаю, понятно, какие приказы появились бы вначале.) Представьте себе, никто не сомневается, но ни один не боится. Они теперь все вместе, их сплотила беда - да-да, самая настоящая беда - и они будут сообща ей противостоять. Во всяком случае, родительский комитет - от своего лица, педколлектив - от своего, составили жалобы и просьбы восстановить справедливость и направили их в Секретариат Президента Украины и Министерство образования и науки, Киевскому мэру, начальникам управлений различных уровней, в прокуратуру Подольского района столицы. Кроме этого, педколлектив, родительский комитет, технический персонал и выпускники последних пяти лет (!) оставляют за собой право и готовы к радикальным мерам - акциям протеста, пикетированию и забастовке. Обратите внимание - в защите Ольги Борисовны принимают участие ее выпускники, в данный момент не имеющие к школе никакого отношения. Но чувство справедливости и любовь к чужому человеку, ставшему почти родным, не дают им остаться в стороне.

Будем надеяться, что эти призывы, публикации в средствах массовой информации, обращения к руководству города и страны помогут расставить все на свои места. Со своей стороны рискну дать совет, который может быть пригодится в борьбе за справедливость. В пункте 2 уже упоминавшейся ранее статьи 40 КЗоТ Украины, определено, что работника можно уволить в случае "… выявленного несоответствия занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации". Родительский комитет и педагогический совет должны настоять на проведении авторитетной аттестационной проверки уровня знаний и организационных способностей Ларисы Маняченко. Уверен, что она покажет несостоятельность Л.Г. как преподавателя, педагога и руководителя коллектива. Ведь согласно должностной инструкции, разработанной на основании тарифно-квалификационной характеристики руководителя образовательного учреждения, она должна уметь очень многое. Например, осуществлять разработку, утверждение и внедрение программ развития школы, решать научные(!), учебно-методические, административные, финансовые и хозяйственные вопросы, стимулировать творческую инициативу, поддерживать благоприятный морально-психологический климат в коллективе(!!), придерживаться этических норм поведения, отвечающих общественному статусу педагога(!!!) и еще очень многое другое (всего - 51 обязанность).

От всей души надеюсь, что эта история завершится благополучно, справедливость восторжествует, а добро победит зло, как всегда бывает в сказках. Еще бы очень хотелось, чтобы все виновные в том, что такие события стали возможными, были отстранены от своих должностей - начиная судебными клерками и нерасторопными сотрудниками управления образования и заканчивая судьями и начальником ГУОН. (Но это уже даже не сказка, а утопическая фантазия.) И пусть у тех, кто защищает дорогого для них человека, свое будущее и будущее своих детей, хватит выдержки, упорства и непоколебимой веры в своей правоте. А всему нашему обществу желаю, чтобы этот реквием по морали, ноты которого уже написаны и розданы оркестрантам, никогда так и не прозвучал.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.