Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Актуальне в пресі

Сьюмас МИЛН: КОГО ТРЕВОЖИТ ПРИЗРАК КОММУНИЗМА? ("СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" № 17 (12796), вторник, 21 февраля 2006 г. )

Источник: www.sovross.ru

Несколько номеров назад в нашей газете был опубликован «Меморандум Зюганова», в котором дается оценка глубинных причин волны антикоммунизма в Западной Европе, и ставится вопрос об ответственности западных «демократий» за тягчайшие преступления против человечности. Такой подход к европейской истории разделяют не только российские коммунисты, но и здравомыслящие политики и журналисты в Евросоюзе. Об этом говорит публикуемая ниже статья из английской газеты «Гардиан», оценки которой во многом совпадают с оценками «Меморандума Зюганова».

Через 15 лет после «официального провозглашения» кончины коммунизма его призрак снова бродит по Европе. В январе Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию, осуждающую «преступления тоталитарных коммунистических режимов», ставя их на одну доску с нацистами и сетуя, что в некоторых странах коммунистические партии все еще «разрешены законом и активно действуют». Автор резолюции, шведский парламентарий Йоран Линдблад не намерен останавливаться на достигнутом. Хотя требования того, чтобы к антикоммунистической кампании подключилась Еврокомиссия (говорилось, в частности, о пересмотре содержания школьных учебников, праздничных дней и музейных экспозиций во всех странах континента) не набрали необходимых двух третей голосов, Линдблад выразил восторг в связи с принятием первого международного документа, осуждающего эту «идеологию зла» и пообещал в ближайшие месяцы повторно внести свои предложения на рассмотрение Совета Европы.
Для своего «идеологического наступления» он выбрал удачный момент: в этом году исполняется 50 лет знаменитому докладу Хрущева о «культе личности» и венгерскому восстанию — оба юбилея наверняка станут поводом лишний раз провозгласить анафему коммунизму. Почва для этого хорошо подготовлена целенаправленным «переписыванием истории» после крушения СССР: коммунистические лидеры ХХ века изображаются чудовищами, не уступавшими, а то и превзошедшими Гитлера по масштабам совершенных злодеяний, а коммунизм и фашизм объявляются «чумой» самого кровавого столетия в человеческой истории. Последним вкладом в эту кампанию стала изданная в прошлом году биография Мао, написанная Юн Чан и Йоном Хэллидэем. Книга удостоилась одобрения из уст самого Джорджа Буша (правда, специалисты по Китаю назвали ее «слабой в научном отношении» и «недостоверной»).
Парадоксально, но факт: сегодня, когда коммунисты находятся у власти лишь в одной европейской стране, — Молдове — эти нападки становятся все яростнее. Объяснение причин, возможно, следует искать в некоторых положениях путаного доклада Линдблада, по итогам которого ПАСЕ и приняла свою резолюцию. Подвергнув уничтожающей критике учение о классовой борьбе и государственной собственности на средства производства, он подчеркнул, что «различные элементы коммунистической идеологии, например принципы равенства и социальной справедливости, и сегодня прельщают многих», а «определенная ностальгия по коммунизму еще жива». Возможно, главная проблема для Линдблада и его союзников — восточноевропейских правых — заключается как раз в том, что коммунизм «не умер окончательно», и они успокоятся лишь тогда, когда воткнут ему в сердце осиновый кол и похоронят в полночный час на перекрестке дорог.
Модные сегодня попытки ставить знак равенства между коммунизмом и нацизмом абсурдны как с фактической, так и с нравственной точки зрения. При всей жестокости сталинского террора в Советском Союзе не было своей Треблинки или Собибора — лагерей смерти, созданных специально для истребления миллионов людей. Не Советский Союз развязал самую разрушительную войну в истории, стоившую человечеству 50 миллионов жизней — напротив, именно он сыграл решающую роль в разгроме нацизма.
Линдблад и Совет Европы принимают как доказанный факт самые дикие «оценки» количества «жертв коммунистических режимов» (в основном погибших от голода), взятых из весьма сомнительной с научной точки зрения «Черной книги коммунизма» [справочник, подготовленный группой французских, польских и чешских историков. Впервые издан во Франции в 1997 г. — прим. перев.], где, кстати, преуменьшается число жертв гитлеризма. Подлинные данные о масштабах репрессий, полученные в рассекреченных российских архивах, сами по себе ужасны (в документах содержатся сведения о 799455 казненных в период с 1921 по 1953 г., и данные о том, что количество заключенных ГУЛАГа достигало 2,5 миллионов человек), так зачем же еще и преувеличивать их по идеологическим соображениям?
Впрочем, все это вряд ли объясняет причины сохранения ностальгии по коммунизму в странах, вкушающих блага капиталистической реставрации. Нынешние «властители дум» ничего не говорят о том, какое обновление пережили коммунистические страны после 1956 г., или о том, почему западные лидеры еще в
60-х гг. всерьез опасались, что «социалистический лагерь» догонит и перегонит капиталистический мир в экономическом развитии.
При всех своих жестокостях и провалах коммунистический строй в СССР, восточноевропейских и других странах обеспечил быструю индустриализацию, дал людям всеобщее образование, гарантированную занятость и добился больших успехов в области социального и гендерного равенства.
Он действовал не только принуждением, но и на основе подлинного энтузиазма и преданности идее: этот аспект фигурирует даже в весьма критических фильмах и книгах, созданных в постсталинскую эпоху, например в «Человеке из мрамора» Анджея Вайды и в «Детях Арбата» Анатолия Рыбакова. Само существование этого строя способствовало повышению уровня социальной защищенности граждан в западных странах, развитию национально-освободительного движения в колониях и служила мощным противовесом мировой гегемонии Запада.
Пожалуй, осуждение преступлений коммунистического строя Советом Европы было бы легче принять всерьез, если бы одновременно он счел нужным осудить и куда более кровавые злодеяния европейского колониализма, с которым было полностью покончено лишь в 70-х годах ХХ века. Именно эта система расистского деспотизма преобладала на земном шаре в сталинскую эпоху. Причем, если между коммунистической и фашистской идеологиями трудно обнаружить даже малейшую связь, то колониализм и нацизм взаимосвязаны самым теснейшим образом. Понятия «жизненное пространство» (lebensraum) и «концентрационный лагерь» (konzentrationslager) впервые ввели в оборот немецкие колонизаторы в германской Юго-Западной Африке (нынешней Намибии), виновные в геноциде народов гереро и нама; именно они стали идейными вдохновителями, а порой и активными членами нацистской партии.
В начале ХХ века бельгийские колонизаторы погубили непосильным трудом или истребили около 10 миллионов конголезцев; в британской Индии жертвами вспышек массового голода, вызванных халатностью или намеренными действиями колониальных властей, стали десятки миллионов человек; в ходе войны Алжира за независимость погибло миллион жителей этой страны (кстати, сегодня во Франции идут яростные споры вокруг нового нормативного акта, предписывающего учителям освещать период колониализма в позитивном ключе).
Такие же зверства совершали все европейские колонизаторы, но ни одного слова осуждения в их адрес мы от Совета Европы не услышали — как и оценки вмешательства европейцев во внутренние дела стран «третьего мира» в постколониальную эпоху. Получается, когда убивают европейцев — это плохо, а когда убивают сами европейцы — ничего страшного.
Ни одно из крупнейших политических явлений ХХ века не обошлось без крови, однако, «исторические баталии» касаются не только прошлого, но и будущего. Энтузиазм, с которым западные официальные круги сегодня пляшут на могиле коммунизма, отчасти несомненно связан с нынешним состоянием их отношений с Россией и Китаем. Но в этом проявляется и стремление доказать: альтернативы нынешнему капиталистическому миропорядку не существует, и любая попытка найти такую альтернативу неизбежно обернется бедствиями и кровопролитием.
Однако в условиях растущего сопротивления «новому империализму» в мусульманском мире и Латинской Америке усиления по всему миру выступлений за социальную справедливость и сомнений в том, что нынешний экологический кризис можно разрешить в рамках существующей экономической системы, выработка таких социально-политических альтератив становится все более актуальной задачей. Конкретная форма общественного устройства, созданная коммунистическими партиями в ХХ веке, безвозвратно канула в Лету. Но уроки следует извлекать не только из ее провалов, но и из достижений

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.