Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Партійна преса та видання

Светлана Гаража: Человеческие связи (г."Коммунист", № 11 (847), среда, 8 февраля 2006г.)

Источник: www.komunist.com.ua

На первой полосе выпуска газеты Верховной Рады “Голос Украины”, который вышел в свет 7 мая минувшего года, накануне 60-летия Великой Победы, редакция обратилась к читателям: “О чем писали в майские дни 1945 года “Радянська Україна” и “Правда”, “Вашингтон пост”, “Нью-Йорк таймс” и “Дэйли уоркер”, “Українське життя” в Торонто и “Батьківщина” в Париже 1947-го? А откройте сегодняшний номер газеты “Голос Украины” — смотрите и читайте! Это и есть история Победы. Читайте “Голос”, сохраните для потомков! Как память”.
      И действительно, на многих страницах газеты под сквозной рубрикой “В фокусе зеркал эпохи” приводятся фотоснимки первых страниц названных изданий, отдельно вынесены заголовки главных материалов из них. Вся рубрика сопровождается собственными комментариями “Голоса Украины”. К сожалению, в них, как нынче водится, нашлось место для иронизирования, и даже для змеиного укуса. Процитируем этот, приправленный каплей яда, фрагмент: “...есть интереснейшие воспоминания, опубликованные (надо бы отметить, в каком издании. — С.Г.) уже после войны. Голландия, как известно, тоже была на стороне союзников. И один голландский офицер попал в плен к немцам и находился в концлагере аж в Западной Украине, оккупированной Гитлером. Из лагеря голландец с друзьями сбежал, блуждал в лесах и оказался среди повстанцев УПА. Те не знали, что за люди перед ними, но привели в штаб, посадили за стол, поужинали вместе и горилку с медом выпили. А потом спросили: “Вам девушки на ночь не нужны?” Голландцы замахали руками: нет-нет! “Ну, значит, вы не русские!” — констатировали оуновцы и предложили голландцам вступить в УПА. Те вежливо отказались...”
     
      Понятно, по какому признаку оуновцы сразу отличили “цивилизованных европейцев” от русских? Нет, не по акценту, свойственному людям, говорящим не на своем родном языке, как можно было бы предположить. Не по акценту, а исключительно по целомудрию голландцев, замахавших руками, когда готовые их обслужить повстанцы предлагали “девушек на ночь”.
      Если уж “Голосу Украины” так хотелось уязвить русских, то следовало бы для сопоставления с ними выбрать жителей какой-либо иной страны, ибо нынешний информированный читатель будет пожимать плечами, а то и хохотать от одного только упоминания об особом воздержании, якобы присущем голландцам. Голландия — это страна, легализовавшая к сегодняшнему дню не только проституцию, но и “легкие” наркотики. (По данным западной статистики, не менее 15% из тех, кто начинает употреблять “легкие” наркотики, обречены впоследствии на тяжелые формы наркомании). Летом прошлого года мировая печать опубликовала информацию о том, что “голландская полиция и охранники парков уже не могут больше бороться с новой тенденцией устраивать коллективные секс-оргии в парках, на пляжах и в других публичных местах”.
      Два похожих, но отличающихся оценками увиденного, описания нравов, царящих на улицах Амстердама, столицы Голландии, напечатаны в газетах “Высокий Замок” и “Советская Россия”.
      Львовская журналистка пишет: “Город соблазнов и пороков. Город вседозволенности. Город, в котором нет табу. Город, идя по которому, на каждом вздохе ощущаешь свободу... Чуть ли не на каждом шагу кафе-шопы, в которых в ассортименте “кайфовые” кофе, чай и пирожные к ним с марихуаной. Тех, кто под “кайфом”, легко узнать среди толпы — по пустоте и безразличию взгляда... Шарм свободы амстердамским улицам прибавляет большое количество представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. “Сладкие” мальчики посреди белого дня обнимаются, целуются... Свобода! Каждый делает то, чего хочет душа! Не судите меня строго, но я сделала вывод: такой город таки должен существовать. Ведь тут даже за несколько часов можно понять, чего стоят твои убеждения, та мораль, по которой живешь. Морально слабый человек в Амстердаме однозначно проиграет поединок с собой. А морально стойкий — наоборот, еще больше закалится”.
      Частота употребления слова “свобода” в этом описании столь велика (почти как на Майдане в годовщину “оранжевой революции”), что поневоле вспоминаешь суждение великого американского писателя, нобелевского лауреата У.Фолкнера: “Может быть совершено любое действие, лишь бы оно освящалось выхолощенным словом “свобода”.
      А теперь — фрагмент статьи из “Советской России”: “Такое ли уж это благо — встроиться в современную Европу?.. В Европу, где на амстердамских улицах в ультралиберальной Голландии, прямо в центре города мужчины открыто занимаются онанизмом (тоже в контексте прав человека — это право на сексуальную жизнь и на самовыражение!) и где к вам несколько раз за вечер подойдут с предложением попробовать наркотик, а в витринах даже продовольственных магазинов сидят живые голые тетки, завлекающие покупателей йогуртов непристойными позами?.. Вы действительно готовы стать частью ТАКОЙ Европы?”
      Не дает возможности отстраненно взирать на “влияние Запада” один фактор, переступать через который непозволительно, непереносимо. “Фактор” этот — дети, их право на чистоту детского неведения, о котором Жан-Жак Руссо писал: “Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми”.
      Один из сигналов тревоги прозвучал в марте 2005 года. Министерство внутренних дел Украины зафиксировало факты детского сексуального туризма в Украину. Об этом сообщила через Департамент связей с общественностью МВД Украины советник министра внутренних дел по вопросам прав человека Екатерина Левченко. Она разъяснила: “Детский сексуальный туризм — это коммерческое сексуальное использование детей людьми, которые приезжают из своей страны в другую, обычно менее развитую, для участия в сексуальных отношениях с детьми”. Дожили! Бороться с этими преступлениями крайне трудно. Пока что на территории Украины на этом попались граждане Швеции, Франции, США. “В Украине есть немало горе-родителей, которые сами предлагают своих детей в сексуальное рабство, — сообщила советник министра, — а клиенты, как правило, договариваются с украинскими сутенерами через Интернет. Развитию детского сексуального туризма способствует и открытие Украиной безвизового режима для граждан западных стран”.
      Безвизовый режим для граждан западных стран в унизительно одностороннем, неравноправном порядке открывает президент В.Ющенко, о чем торжественно сообщает то в одной, то в другой столице при своих выездах за рубеж.
      Недавно в “Коммунисте” (№94 за 2005 год) было опубликовано письмо 18-летней Ольги, которая больна СПИДом. В письме — кричащие вопросы: “Зачем вы, взрослые, нас, своих детей, смяли сексом, порнухой, наркотиками? Вам хотелось “раскованности”, “свободы”. Вы, вы виноваты в наших болезнях и наших смертях! Почему вы нас не предупреждали с вашим “безопасным сексом”? У нас нет и не будет любви, не будет семей, мы не родим детей. Нас лишили детства и отобрали будущее. Мы еще живы, и нас уже нет”.
      Прочитав письмо Ольги, я вспомнила опубликованное 15 лет назад письмо другой девочки, 15-летней Иры, которая тоже обращалась к взрослым: “Почему вы так жестоки к нам?! Прожить пятнадцать лет (а это, согласитесь, немало!) и узнать, что славная история — сплошной обман, а революция 1917-го года — это клубок запутанных интриг и авантюр, что армия — скопище негодяев и громил, — это страшно” (“Сын Отечества”, №3, 1990 г.).
      Есть ли связь между этими двумя письмами? Самая непосредственная. Ира писала (кричала!) о крахе, убийстве общества, в котором она жила. Оля пишет (кричит!) о последствиях этого крушения, о порочности общества, пришедшего на смену советскому. Были ли подобные последствия неизбежными? Конечно. И об этом, кстати, отчетливо знали “прорабы перестройки”. К примеру, любимец демпублики писатель-диссидент В.Войнович не скрывал: “Я предпочитаю жить в мире, где безработица, порнография, высокие цены, преступность, но зато есть и свобода говорить, читать, писать”. Как там у Фолкнера? Лишь бы все пороки “освящались выхолощенным словом “свобода”...
      А теперь обратимся еще к одному выразительному письму из читательской почты газеты “Советская Россия”. Оно было опубликовано в 1998 году. Автор — Юрий Литвинцев, бывший антикоммунист, который в 1992 году эмигрировал в благополучную Австралию. Насмотревшись на тамошнюю жизнь, он вернулся в Россию и... вступил в КПРФ. В письме он все объяснил: “Смысл жизни там: хочу, чтобы у меня (на остальных наплевать!) была кормушка пополнее, стойло побольше, половой партнер, когда мне нужно... Вспомните межчеловеческие отношения, нравственный и моральный климат нашего общества до 1985 года (с этого года началась эпоха разрушения социализма) и сравните с сегодняшним днем. Было: приоритет богатства духовного над богатством материальным; существование высшей цели и идеала; абсолютная уверенность в завтрашнем дне и беспримерная забота о каждом со стороны государства: детские сады, пионерлагеря и дворцы пионеров с десятками кружков; доступность бесплатного образования любого уровня (лучшего в мире); бесплатное здравоохранение; дешевизна поездок по стране; государственная поддержка культуры и науки. Кто из нас не выписывал огромными пачками периодику?.. Сколько раз в дороге я давал деньги незнакомым людям и ни разу (!) меня не обманули — всегда возвращали деньги переводом. Сколько раз в дороге сам просил взаймы деньги (до 50 рублей!), и ни разу мне не отказали. Попробуйте сейчас одолжить сколько-нибудь денег на вокзале!.. Хочу предупредить: если вы думаете, что все, что сегодня происходит у нас, — это особенности переходного периода, вы заблуждаетесь: все негативные стороны в сфере нравственности, морали и духовности будут только усиливаться”.
      Выделим из письма Ю.Литвинцева слова об ущербности “смысла жизни там” и о “приоритете богатства духовного над богатством материальным”, о “существовании высокой цели и идеала” у нас.
      Крупный философ XX века Мартин Хайдеггер пришел к заключению: “Запад — это мышеловка, в которой произошла полная утрата смысла бытия”.
      Збигнев Бжезинский отмечает, что подобный настрой все более охватывает интеллектуальные круги Запада: “В наиболее сознательных кругах западного общества начинает ощущаться чувство исторической тревоги, возможно, даже пессимизма... Темпы экономического роста уже больше не могут удовлетворять растущие материальные потребности, которые стимулируются культурой, ставящей на первое место потребление”.
      Агрессивная, повсеместная пропаганда “безопасного секса”, проникшая и к нам с Запада по его примеру и по его программам, в том числе по программам для школьников, вписывается в эту “культуру, ставящую на первое место потребление”, бездуховное обладание. “Разнузданность чувств, — писал французский писатель, нобелевский лауреат А.Камю, — приводит к убеждению, что мир бессмыслен. Целомудрие, напротив, возвращает миру смысл”.
      Утрата смысла бытия естественным образом вызывает скуку существования. Для борьбы со скукой и прибегают к искусственному “взбадриванию” инстинктов. Например, смотрят фильмы со сценами насилия, в которых насилие демонстрируется ради самого насилия. “Добавьте адреналина в кровь!” — зазывал зрителей телеканал “1+1”, анонсируя показ кровавых боевиков и кровавых фильмов ужасов. “Показ насилия на ТВ, — считал крупнейший психолог и философ XX века Эрих Фромм, — это попытка найти “духовную пищу”, что компенсировала бы страшную скуку, которая овладела лишенным естественных человеческих связей индивидуумом”.
      Может быть, здесь и надо искать разгадку того феномена, который обсуждался в прессе, — почему советские кинофильмы не надоедают? Да потому, что персонажи в них объединены естественными человеческими связями. Достаточно перебрать в памяти лучшие советские картины (их множество!), чтобы с этим согласиться.
      Кстати, сегодня в Украине часто ссылаются на факт успешного развития кинопроизводства в России, на резкое увеличение количества снимаемых там сегодня фильмов. Стоило бы к этой информации добавить подробность: 80 процентов всех нынешних российских телесериалов посвящены криминальным историям...
      В качестве примера для подражания при вхождении Украины в “цивилизованную Европу” часто называют скандинавские страны, в частности и особенно — “шведскую модель” социализма. Этот пример представляется недостаточно убедительным. Во-первых, шведский капитал в транснациональных корпорациях (ТНК) и в национальных корпорациях (“Вольво”, “Сааб” и др.) активно участвует в эксплуатации “третьего мира”. Доход Швеции, как и других стран “золотого миллиарда” от этого вселенского грабежа и составляет экономический фундамент шведского государства. Общеизвестно — а кому не известно, пусть прислушается к доводам левых, к доводам антиглобалистов, — что в среднем не менее 40% зарплат американцев и западноевропейцев заработаны не ими, а отняты у рабочих “третьего мира”. “Наш средний рабочий, — пишет С.Кара-Мурза, — почему-то надеется, что при капитализме ему создадут такие условия труда, как в Голландии или ФРГ. С какой стати? Там эти условия оплачены трудом филиппинских девочек, которые собирают компьютеры, получая 1 доллар за день — на батон хлеба. Никто русских к эксплуатации “третьего мира” допустить никогда не обещал”.
      “Шведский социализм” в этом смысле напоминает демократию в прекрасной Древней Греции. История благодарно помнит, что демократия зародилась именно в древнегреческих государствах, но она, история, также помнит, что за пределами демократии там оставались массы рабов.
      О второй причине, по которой нам не стоило бы брать пример со Швеции, говорил в 2001 году уполномоченный Госдумы России по правам человека О.Миронов: “Сейчас скандинавские страны, благополучные в экономическом отношении, такие как Швеция, где социальная защищенность великолепная, имеют наибольший процент самоубиств, наркомании, педофилии”.
      Писатель Юрий Бондарев, откликаясь на рассуждения о потере Россией в XX веке генофонда нации в результате войн, революций и их последствий (подобные суждения часто звучат и в Украине), отметил: “Скандинавские народы, не потерявшие генофонд, преспокойно существующие (Швеция 300 лет не воевала), хорошо питающиеся, что полезно для интеллекта, отличились перед миром не великими открытиями в науке и культуре, а первыми местами по преступности и самоубийствам”.
      Что касается науки и культуры при советском социализме, то даже наш идеологический противник Егор Гайдар вынужден признать: “Уровень науки и культуры в советское время был аномально высоким”.
      Шведская модель социализма отличается от советской его модели так, как отличается социал-демократия от коммунистической идеологии. В частности, широко известно следующее принципиальное различие. Социал-демократии присущ лозунг “Движение — все, конечная цель — ничто!”. Для тех, кто придерживается коммунистической идеи, наоборот, основной, исходной предпосылкой является “существование высшей цели и идеала”, как подчеркивал Ю.Литвинцев, вернувшийся в Россию из сытой Австралии, чтобы стать коммунистом в своей стране.
      “История социал-демократии, — отмечает С.Кара-Мурза, — это постепенная гуманизация, окультуривание капитализма без его отказа от самого себя. Можно сказать, что социал-демократов толкает в спину прошлое, а коммунистов притягивает будущее. Уже в этом — духовная несовместимость социал-демократии с коммунизмом”.
      И еще об одном существенном различии пишет профессор С.Кара-Мурза: “Огрубляя, обозначим, что коммунизм исходит из идеи общины, а социал-демократия — из идеи общества. Отсюда — разное понятие о равенстве. В общине люди равны как члены братства (что не означает одинаковости). В обществе люди равны перед законом как индивидуумы с одинаковыми правами. Вне этих прав они не равны и братства не составляют. Это — огромная разница”.
      Может быть, в этих отличиях, напрямую касающихся сфер духовности, морали, нравственности, и следует искать истоки повышенной тревожности и депрессий в западном обществе (а теперь уже и у нас), истоки отсутствия естественных человеческих связей, причины движения судеб к историческим тупикам, где людей ожидают капканы, “мышеловки, в которых произошла полная утрата смысла бытия”...
      Вернемся к предпраздничному выпуску “Голоса Украины”, с которого и начали разговор о (воспользуемся определениями А.Камю) целомудрии и о разнузданности нравов, т.е. о тех образах жизни, которые или отнимают или возвращают миру смысл. В этом же номере газеты ветеран Великой Отечественной, полковник в отставке, кавалер 29 боевых наград И.Гончаренко, “стройный и подтянутый”, так ответил на вопрос о том, была ли любовь на войне: “Возможно, но этого никто не показывал. Потому что дисциплина — это было главным. Но после войны женились...”
      Другой фронтовик, выдающийся русский советский писатель Юрий Бондарев в недавней телепередаче “Линия жизни” на канале РТР тоже отвечал на подобный вопрос. “У нас в батарее были девушки-санинструкторы, — сказал он. — Девушки прелестные, героини абсолютные. У нас не было такого стремления — завести роман. Мы не хотели, чтобы им было стыдно за нас. Наше отношение к ним было светлым, святым отношением”.
      О нашем сегодняшнем времени Юрий Бондарев пишет с тревогой и глубочайшей печалью: “Все неисправимо, пока народ не осознает, что в конце 80-х годов ступил и побрел в безнадежную пустыню, в удушающий сумрак, где происходит отживание человеческих связей (об утрате “естественных человеческих связей” писал и Э.Фромм. — С.Г.), нарастает ощущение ненужности и тщетности бытия”.
      Все исправимо, дополним мы Юрия Васильевича Бондарева, если народ осознает, что же он потерял в конце 80-х и что приобрел взамен утраченного. Только не стоит верить “демократам”, которые без устали твердят, что мы наконец обрели свободу. Выхолощенным словом “свобода” в нашем обществе сегодня освящается отживание естественных человеческих связей. При капитализме отношения между людьми определяются одной из двух формул. Одна из них — “Человек человеку — волк”. Другая внешне бесстрастна, но ужасает не меньше — “Человек человеку — никто”.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.