Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Комуністична партія України

Коммунистическая партия Российской Федерации

Коммунистическая партия Беларуси

Газета «Комуніст»

Журнал «Комуніст України»

Рабочая газета

Интернет-версия газеты «Киевский вестник»

Интернет-газета Информационного аналитического агентства «КОМИНФОРМ»

Коминформ - Киев

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Запорожский областной комитет Компартии Украины

Официальный сайт Деснянского РК КПУ Киев

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Газета ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)

Відвідувань з 16.06.2010
Время “Ч” означает Украина ждет перемен в пользу трудящихся!

А.А.Горелов: Духовные основы нынешнего кризиса. (ЭФГ №6-7, 2009г.) Homo: Consumens VS Sapiens?

"СССР смог решить поставленную задачу в кратчайший срок и победил во Второй мировой войне. Если не сделать аналогичного рывка сейчас, мы проиграем следующую, поистине глобальную войну. Осуществить необходимый подъем могут культурные и высокодуховные люди, поднявшиеся к вершинам созидания."

Эти слова автора мы вынесли в преамбулу для того, чтобы подчеркнуть и продолжить его мысль, что только и исключительно только такие люди могут и способны совершать "рывки" (а иначе как революционными их назвать нельзя), которые поднялись в своем развитии до истинно человеческого, общественного, уровня. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЖЕ ЧЕЛОВЕКИ-ЛИЧНОСТИ могут состояться только на основе общественных, а не частнособственнических производственных отношений. Именно поэтому наша Родина СССР в лице СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ и демонстрировала всему миру ранее невиданные революционные прорывы во всех сферах производства и воспроизводства жизни и ее венца ЧЕЛОВЕКА-ЛИЧНОСТИ.

Но особенно мы хотели обратить внимание нашего читателя на фразу "Проводится гигантский эксперимент по превращению человека в алчущего дебила, и за 20 лет получены впечатляющие результаты" и подмеченные автором отдельные механизмы такого оболванивания или утраты общественного самосознания еще совсем недавно великим народом.

Любопытен и такой факт - теоретические основы этих механизмов затронуты в работах сравнительно недавно ушедшего из жизни французского буржуазного культуролога и философа-постмодерниста Жана Бодрийя́ра (фр. Jean Baudrillard; род. 29 июля 1929, Реймс, — 6 марта 2007, Париж). Центральными понятиями его философской системы являются "симулякр" (ложное подобие) и "симуляция". Критическую и терапевтическую функции по возвращению реальности Ж.Бодрийяр видел в искусстве. Возможно такая инструментальная роль и предназначалась буржуазной машиной культовому фильму «Матрица», где, как помнит наблюдательный зритель, Нео достает компьютерный диск из книги Жана Бодрийя́ра «Симулякры и симуляция» ("Simulacra and Simulation", 1981).

Мы же, коммунисты, понимаем, что революционные прорывы в общественном развитии возможны только на принципиально иной, вполне материальной, платформе, основанной на общественном способе производства и вопроизводства жизни. Тогда и искусство и другие формы общественного сознания получат подлинное свое развитие и займут подобающую им регулирующую роль в восходящем движении социума.

Редакция сайта


Источник: "Экономическая и философская газета" №6-7, 2009г. http://www.eifgaz.ru/gorelov6-7-2009.htm

Кризис бродит по планете. Останавливаются предприятия, лопаются фирмы, девальвируются валюты. Русского человека кризисом не удивишь. После бед, свалившегося на него в ХХ веке, – империалистической, Отечественной и Гражданской войн, революций и репрессий, национализаций и приватизаций, коллективизаций и разрушения колхозов, дефолтов и девальваций ему, кажется, уже ничего не страшно. Опороченная эпоха застоя представляется теперь, пожалуй, единственным спокойным временем в ХХ веке. Конечно, приходилось стоять в очередях за продуктами, но, согласитесь, все-таки застой лучше шоковой терапии.

Вернемся к нашим временам. Как ни хвали или ругай прошлое, а думать-то надо о том, как жить сейчас. Встают два обычных русских вопроса: «кто виноват?» и «что делать?». Конечно, можно думать, что кризис пришел откуда-то издалека и мы здесь как бы ни при чем. Можно критиковать власть, забыв, что никто никогда серьезно против нее не выступал, за исключением расстрелянных в Белом доме и около Останкино. Можно сказать, что правительство не оправдало наших ожиданий, забыв ответ Печорина вопрос Грушницкого «зачем она подавала надежды?» – «А зачем же ты надеялся?» Можно удовлетвориться мнением официальных экономистов, что в этом году будет трудно, но в следующем всё станет нормально. Разве мы не слышали таких обещаний всю нашу жизнь? Единственно, что трудно признать: в этом кризисе есть доля и нашей вины.

Творение Человека Потребляющего

Конечно, человек всегда потреблял, как и растения, и животные. Но Homo consumers, Человек Потребляющий, отличается от обычного человека тем, что структура его личности смещена по оси «производство – потребление» в сторону потребления. Он уже не хочет производить, работать, творить, а хочет только потреблять, и если соглашается что-то производить, то неважно, что именно, лишь бы потом, получив за свою работу соответствующее вознаграждение, использовать его на потребление. Человек с такой потребительской структурой личности начал преобладать именно в ХХ веке в западных странах, а в России в последние 20 лет, и общество, в котором большинство людей имеют такую структуру личности, получило название общества потребления.

Возникает вопрос: насколько понятие «общество потребления» применимо к нашей стране, в которой треть населения находится за чертой бедности, да и основной массе далеко до стандартов среднего класса? Но, помимо того, что главным в характеристике общества потребления является структура личности большинства населения, следует отметить, что даже в бедных странах существуют «островки перепотребления», формирующиеся за счет наживающихся на спекуляциях банках, всевозможных посреднических фирм, коррумпированного чиновничества и т.п. Расширяясь, они образуют «архипелаг перепотребления», который подминает под себя производство и начинает рассматриваться в качестве эталона потребления, на который ориентируется остальная масса населения. Так создается парадоксальная ситуация, когда и бедный может стать Человеком Потребляющим.

Человек Потребляющий не возникает стихийно, он создается господствующей идеологией. Зачем ей это нужно? Во-первых, структура Человека Потребляющего проще, и стало быть, таким человеком легче управлять. Во-вторых, такую структуру личности имеют власть имущие, тем самым создавая себе подобных. Трудно заставить человека производить, если сам не производишь. Легче заставить его на собственном примере стремиться потреблять. Дать стремление, но отнять разум, потому что иначе человек поймет, что на него воздействуют, и попытается, освобождаясь от воздействия, получить те блага, которые его заставляют желать.

Структура создания Человека Потребляющего такова. Сначала проводится кампания по девальвации высших человеческих ценностей – созидания и производства. Цель – изменить сознание человека, уничтожив в нем высшее измерение и превратив в одномерное существо, массового потребителя, алчущего и глупого. Воспитание алчности само по себе приводит к дебилизации, и таким образом убивают сразу двух зайцев.

Проводится гигантский эксперимент по превращению человека в алчущего дебила, и за 20 лет получены впечатляющие результаты. Из всех искусств важнейшим для творцов Человека Потребляющего является телевидение. В новом, информационном обществе действует и новая форма насилия – информационное насилие. Инструментом его является телевидение. На ниве производства оболваненного потребителя успешно трудятся выпускники «фабрик звезд» и создатели мыльных сериалов. Потребители телевизионного «мыла» становятся питательной средой для создания «финансовых пузырей». За 20 лет в России произошел духовный переворот по известным рекомендациям А. Даллеса. Еще недавно на экране преобладали люди труда – шахтеры, трактористы, сталевары. Теперь пространство экрана заняли бизнесмены, звезды кино и спорта, бандиты и следователи. На смену героям производства пришли герои потребления. Еще недавно был почетен труд. Теперь почетна собственность, и чем она больше, тем лучше. В моде не ученый, а олигарх, банкир, топ-менеджер и другие порождения общества потребления.

Главным двигателем потребления становится реклама. Она не только прерывает сериалы, но образует с ними одно целое в системе производства Человека Потребляющего. Реклама – торжественный гимн идее потребления, и ей принадлежит главное место в процессе производства желаний.

Телепушка действует в интересах эксплуататорского (по Л.Н. Толстому, насилующего) класса. Этим объясняется тот факт, что все разговоры о необходимости изменения содержания телепередач ни к чему не приводят. Но почему же человек раскрывается перед этим оружием, а не нажимает кнопку, выключая телевизор? Что заставляет его становиться жертвой ТВ-пушки? Человек выталкивается из реального мира – из политики, управления производством, но хочет хотя бы вида участия в мировых делах. В этом проявляется его общественная сущность. И телевидение дает ему иллюзию участия. Чем сильнее он выталкивается из реальной жизни, тем более беззащитен перед телевизионным оружием.

«Современный человек проводит всё менее и менее свою жизнь в труде на производстве, а всё более и более он проводит ее в производстве и непрерывном обновлении своих собственных потребностей и своего благосостояния» (Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006, с. 110). Производство становится для него всё менее значимым. Удалось найти работу, за которую много платят, – и прекрасно. Какие обязанности нужно выполнять – неважно, лишь бы хорошо платили. Человек Потребляющий не рассматривает в качестве необходимой предпосылки своего потребления общественное производство, которое создает потребляемый продукт. Так, маленький ребенок не задумывается над тем, что игрушку, которую ему подарили, кто-то изготовил. Подросший ребенок не спрашивает у родителей, за что им платят деньги, на которые родители его содержат. Родители радуются, что их выросшее дитя устроилось на высокооплачиваемую и, стало быть, престижную работу, не спрашивая, за что же ему платят большие деньги.

Мы хотим добра нашим детям и заботимся о том, чтобы они развивались творчески: занимались науками, рисовали, пели, плясали. А свои собственные задатки губим, стараясь устроиться в фирмы, где больше платят. Чтобы привлечь людей в нетворческие учреждения, надо платить им больше, чем платят на работе творческой. Но где взять деньги для привлечения сотрудников фирме, которая сама ничего не производит? Взять кредиты, обеспечивая работой еще и банки. Но чтобы выплатить эти кредиты, надо взять еще большие. И растет финансовый пузырь до тех пор, пока не лопнет. Жизнь в кредит характерна в настоящее время и для отдельных индивидов, и для фирм, и для целой страны – эталона потребления. Не случайно кризис начался именно в США.

Отношения работодателя и наемного служащего упрощаются до предела: сделал – получил, вне всякого отношения к сути работы. Наемный рабочий предстает в виде слуги, выполняющего любую работу. Забыто понятие служения, осталась служба, которая отличается от служения тем, что выполняется исключительно ради денег, а не ради осуществления иных, не денежных ценностей. Вот он критерий, отделяющий обычного потребителя от Человека Потребляющего. Если человек работает только ради денег, не думая о том, что он производит, – перед нами Человек Потребляющий.

Сущность кризиса и его преодоление

Потребление, при котором забыто производство, удачно названо «головокружительным потреблением». Мы выносим за скобки главное – производство. В результате – «головокружительный кризис», кризис не перепроизводства, как на классической стадии капитализма, а кризис перепотребления, суть которого в том, что потребляют больше, чем производят. Перепотребление – это не только излишнее потребление, но потребление, превышающее производство.

Общество устойчиво, когда его экономическим основанием является расширенное производство. Часть прибыли, остающейся от продажи произведенного, используется как капитал для расширения основных фондов. Если же потребляется больше, чем производится, капитал не только не образуется – общество проедает основные фонды. Потакая желанию не производить, но жить в достатке, пытаются обеспечить это с помощью печатного станка, что ведет к инфляции и девальвации. Экономическая пирамида становится всё более неустойчивой и наконец обрушивается, подминая под собой всё население.

Кризис напоминает рак: чудовищное разрастание бесполезных клеток, которые работают не на общественный организм, а на самих себя, и используют полезные силы организма для своекорыстных нужд. Животное потребляет столько, сколько нужно для насыщения; человек в принципе может запасать бесчисленное количество материальных предметов или их знаков. Раньше крестьянин мог прокормить только себя, теперь, возможно, 1000 человек. Тут и таится опасность. Оставшиеся 999 могут начать вести паразитический образ жизни, вместо того чтобы развивать новые виды производства, высокие технологии, науку и т.д. И рано или поздно система рушится, погребая под собой того одного, «который с сошкой».

Чтобы преодолеть глубинные причины нынешнего кризиса, необходима переоценка ценностей, отказ от ложных, навязываемых ныне потребительских ценностей ради ценностей творчества, производства, труда, справедливости, родины, семьи, познания себя и мира, любви и заботы о ближнем, милосердия – высших духовных ценностей, соответствующих природе человека и обеспечивающих эволюцию Homo sapiens.

Каждый должен спросить себя: кто я – производитель или потребитель? Когда человек устраивается на работу, он прежде всего должен поинтересоваться, чем будет заниматься. Не будет ли он заниматься созданием финансовых пирамид и тому подобной псевдодеятельностью. Этот вопрос важен для каждого отдельного человека и для страны в целом. Как Советский Союз в конце 1920-х годов свернул НЭП и начал развивать крупную промышленность, так сейчас в России надо вместо нынешней потребительско-сырьевой экономики создавать такую, которая основана на высоких технологиях. СССР смог решить поставленную задачу в кратчайший срок и победил во Второй мировой войне. Если не сделать аналогичного рывка сейчас, мы проиграем следующую, поистине глобальную войну. Осуществить необходимый подъем могут культурные и высокодуховные люди, поднявшиеся к вершинам созидания.

А.А.Горелов,
доктор философских наук,
ведущий научный сотрудник Института философии РАН

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
Видеорепортаж о торжественном открытии в городе-герое Киеве восстановленного памятника В.И.Ленину
Красное ТВ - открытый творческий проект при поддержке МГК КПРФ
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.