Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Партійна преса та видання

Светлана ГАРАЖА: Мы не предадим тебя, команданте Че! Мы не обманем! (г."Коммунист", №88 (820), пятница 4 ноября 2005г.)

Источник: www.komunist.com.ua

Скоро 7 ноября, годовщина Великого Октября. Значит, время говорить о революциях, о социализме, о коммунистических идеалах. "Коммунизм - это не ностальгия, это уже мечта!", - горячо и напористо заявил наш читатель из Киева В.Н.Воробьев, 1960 года рождения, в письме, опубликованном на первой странице "Коммуниста" №70 за нынешний год. Далее он вспоминает: "Свои лучшие годы мы прожили при социализме и, зная эту жизнь не понаслышке, можем сравнивать тот образ жизни и этот... И то, что развалился Советский Союз, не значит, что социализм и коммунизм невозможны, просто мы были первыми... Я не коммунист (а жаль! - С.Г.) и никогда им не был, но буду всегда бороться за эту идею, чтобы вновь на улице увидеть добрые лица, чтобы наши дети тоже попробовали настоящей свободы". Я бы подписалась здесь под всеми строками... кроме первых. Ибо все воспоминания автора о "своих лучших годах, которые мы прожили при социализме", в том числе его желание вновь на улице увидеть добрые лица" - это и есть то, что нынче повсеместно называют ностальгией.
Наш автор далеко не одинок в своем желании отгородиться, отшатнуться от ностальгии как от термина. Вот, скажем, в основном докладе на Пленуме ЦК КПРФ, проходившем в марте текущего года, прозвучал тот же знакомый тезис: "В разговоре о прошлом наш политический язык должен вызывать не ностальгию, а стремление". Один из выступавших на Пленуме в ходе оживленного, заинтересованного обсуждения его основной темы - методов агитационно-пропагандистской и информационной деятельности - утверждал: "Можно провести пять рок-концертов на площадях Москвы. Но гораздо эффективнее будет "марш пустых кастрюль" в любом городе, ибо такой марш несет мощное социальное содержание".
У меня вопрос - почему обязательно "или - или"? Не ностальгия, а мечта и стремление, не рок-концерты, а марш пустых кастрюль? Почему не "и - и"? В зависимости от места и времени, в зависимости от состава участников - и марш пустых кастрюль, и рок-концерты, и мечты и стремления, основанные в том числе на драгоценном фундаменте народной памяти и ностальгии о советских временах!
Не стоит нам поддаваться на навязываемый демпрессой тезис о том, что ностальгию испытывают преимущественно люди пенсионного возраста. Даже если бы это было так, то речь бы шла о миллионах людей, живую память которых не удалось разрушить. Но это не так, о чем, в частности, и свидетельствует письмо нашего читателя, которому до преклонного возраста еще далеко. Даже на страницах демпрессы буквально россыпи - только вылавливай! - свидетельств прорывающейся ностальгии авторов, которых никак не заподозришь в левизне взглядов.
К существующей в обществе ностальгии нужно выработать четкое отношение как к объективно существующему фактору. Можно даже сказать, что следует проявить ленинский подход к тому, что в обществе объективно сложилось без наших особых усилий. Вот, например, как описывает в своем грандиозном труде "История Советской России" признанный классик английской историографии Эдвард Карр (1892-1982 гг.) реакцию Ленина на "вторжение партии в функции Советов", происходившее массово, стихийно и непредвиденно: "Отношения между коммунистической партией и Советским государством не планировались заранее, перед революцией. Но именно партия большевиков давала жизнь, направление, движущую силу в любой форме общественной деятельности... Вторжение партии в функции Советов было слишком мощным, чтобы его можно было остановить, и Ленин с присущим ему реализмом смело встретил и принял то, что нельзя было изменить. В 1921 году он писал о "верхах" партийных и "верхах" советских: "Они у нас слиты и будут таковыми".
13 сентября текущего года в Париже существование общественной ностальгии по ушедшему социализму было подтверждено, скажем так, в международном масштабе. В тот день на выездном заседании Комиссии по политическим вопросам Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) был рассмотрен доклад "Необходимость осуждения международным сообществом преступлений коммунизма". Инициаторами обсуждения доклада были делегации прибалтийских республик, поддержанные правоконсервативными партиями Европы. После дебатов Политкомиссия отклонила проект доклада, признав его не готовым для обсуждения на сессии ПАСЕ. С изложением жесткой позиции по отношению к данной провокации выступил член Политкомиссии председатель ЦК КПРФ Г.Зюганов. Он отметил: "Авторы доклада более чем ясно отдают себе отчет в притягательности и жизнеспособности коммунизма, в его глубочайшей интегрированности в современную жизнь мира. Именно эта жизненная мощь коммунистической идеи и практики и пугает их". В доказательство Г.Зюганов привел следующие выдержки из того самого антикоммунистического доклада, вынесенного на обсуждение: "Определенная ностальгия по коммунистическим временам, по-видимому, все еще сильна в ряде стран. Это ведет к возникновению угрозы прихода к власти коммунистов в той или иной стране. (То есть наша ностальгия опасна! - С.Г.). И, наконец, что не менее важно, различные элементы коммунистической идеологии, например, такие, как равенство и социальная справедливость, до сих пор притягивают многих политиков".
Те из наших товарищей, кто неосмотрительно предлагает игнорировать чувство ностальгии, игнорировать память о притягательности и магнетизме советской цивилизации, отдают их просто-напросто на откуп другим. Ну, например, певцу и композитору Олегу Газманову. Ведь, с одной стороны, душа радуется, когда по телетрансляции видишь, как массы людей, в основном молодежь, то на Поклонной горе в Москве, то на центральной площади Донецка, включаясь в заводной ритм, подпевают певцу. "Я рожден..." - весело поет Газманов начало строки и обращает микрофон к публике. "...В Советском Союзе!" - тысячеголосо и азартно откликается аудитория. Можно ли было представить подобное еще пять-десять лет назад? Пришлось, пришлось деятелям ТВ снять "табу" с любых упоминаний об СССР в позитивном ключе. Если не удалось изничтожить ностальгию, значит, нужно ее оседлать. А Олега Газманова можно было бы от души поблагодарить за эту песню-прорыв, если бы не вслушиваться в слова, призывающие любить Родину и ее историю такими, как они сложились. "Олигархи и нищие... - это моя страна!". Обнимемся, мол, братья, ведь мы все "сделаны в СССР", чего уж там считаться, кто кого ограбил...
Другой пример использования, на этот раз коммерческого, ностальгии являет нам ситуация в восточных землях Германии, где никуда не уходит и не снижается ностальгия по временам ГДР. В Германии ее остроумно называют "остальгией" (от слова "ост" - восток, имея в виду восточную часть страны). Остальгию в восточных землях Германии испытывают, по свидетельству еженедельника "Штерн", 59% жителей. И вот в конце прошлого года в городе Карлсруе нашелся сообразительный ловкач, бизнесмен, который за 300 евро приобрел право на использование "бесхозной", никем до той поры не запатентованной символики ГДР в качестве защищенной законом "торговой марки". (Эта история явно перекликается с тем, как торговый знак на "оранжевую символику" был запатентован сыном президента В.Ющенко). Теперь, как сообщили в германском патентно-лицензионном бюро, предприятие бизнесмена стало обладать единоличным правом размещать символику ГДР на посуде, транспортных средствах и текстильных изделиях. То есть всякий другой предприниматель, желающий использовать ультрамодную символику ГДР, обязан теперь купить лицензию в "владельца торговой марки". Подумать только! На символике ГДР делает бизнес прощелыга, не имеющий никакого отношения к ее разработке. Он делает бизнес, используя для наживы искренние чувства людей, любивших ГДР, созидавших ее, людей, понимающих или начинающих понимать ценность утраченного...
В этот же ряд можно поставить следующую информацию из недавнего выпуска львовской газеты "Высокий Замок" (27.09. 2005 г.): "Лидеры молодых социалистов и городской "Поры" подписали меморандум о совместном использовании брэнда "Че Гевара" в Львове ("брэнд" - фирменный знак. - С.Г.). Молодежь назвала призабытого борца за равенство и свободу "последователем Степана Бандеры" и намерена за свои средства выпускать и продавать футболки и чашки с его "фэйсом".
В этой развязной по тональности заметочке особо возмущает утверждение о том, что Че Гевара был "последователем Степана Бандеры". Додуматься же надо до такого!
Даже если говорить только о методах партизанской борьбы, то все, кто читал о Че Геваре, кто собирал о нем сведения из разных источников, знают, у кого конкретно перенимал опыт партизанских действий Че Гевара. Он учился у вьетнамских партизан, у подпольщиков Алжира, у участников национально-освободительного движения в странах Африки. Непосредственно тяжкую и многогранную науку "геррильи" - партизанской войны - отряду Фиделя Кастро перед экспедицией в 1956 году на Кубу преподавал автор пособия "150 вопросов партизану", бывший полковник испанской армии Альберто Байо, который во время гражданской войны в Испании перешел на сторону республиканцев. Комендантом тайного тренировочного партизанского лагеря, расположенного в гористой местности, был тогда Эрнесто Че Гевара.
Один из бойцов отряда, которого там, в тренировочном лагере, Че Гевара научил читать, вспоминал: "Однажды мы шли по улице, Че вдруг зашел в книжный магазин и на те небольшие деньги, которые были у него, купил мне две книги - "Репортаж с петлей на шее" и "Молодую гвардию". Понятно, почему Че Гевара предложил своему товарищу именно эти книги: в них повествуется о героической подпольной борьбе казненных фашистами комсомольцев Краснодона и казненного чешского писателя, члена подпольного ЦК Коммунистической партии Чехословакии, участника Движения Сопротивления Юлиуса Фучика.
Здесь будет к месту отвлечься на время от рассказа о Че Геваре и вернуться к упомянутому выше выступлению Г.Зюганова на заседании Политкомиссии ПАСЕ. "Пропагандисты документа, - отметил он, - закрывают глаза на историю самой же Европы, которую в середине XX века, и особенно в ходе борьбы с фашизмом, во многом определяли и формировали именно коммунистические партии, внесшие решающий вклад в разгром фашизма. На фронтах Второй мировой войны сражались советские коммунисты. Во многих оккупированных странах боролись члены национальных коммунистических партий, сражаясь в рядах Сопротивления. Именно коммунисты заплатили самую большую цену за демократическое будущее Европы, получив, как французские коммунисты, почетный титул "партии расстрелянных".
Итак, Че Геваре было у кого брать уроки партизанской войны. Нигде нет упоминаний, что он использовал опыт вояк ОУН-УПА. Но ведь главное не в этом. Главное - в идеологической наполненности его борьбы, его судьбы. Степан Бандера - это узкий националист, а Че Гевара - это интернационалист до мозга костей, интернационалист самой высокой пробы. Степан Бандера и его последователи - законченные антикоммунисты, а Эрнесто Че Гевара был коммунистом.
В конце 1964 года, незадолго до своего расставания с Кубой, Че Гевара в качестве главы кубинской делегации выступил на Генеральной Ассамблее ООН. "Мы желаем построить социализм, - говорил он. - Мы заявляем, что считаем себя в числе неприсоединившихся стран, хотя являемся марксистами-ленинцами... Мы желаем мира и поэтому стараемся не дать себя спровоцировать янки, но нам известно, как рассуждает их правительство, оно стремится заставить нас дорого заплатить за мир. Мы отвечаем, что эта цена не может превышать нашего достоинства".
Революция на Кубе отличалась от многочисленных предшествовавших ей латиноамериканских переворотов, которые их организаторы упорно называли революциями - так же, как сегодня называют революциями оранжевый и другие цветные и цветочные перевороты. Это отличие было очевидным для американского консервативного журнала "Каррент хистори", который в те годы отмечал: "В Латинской Америке революции надоедливо однообразны. Едва они начнутся, их дальнейшее направление может быть предсказано с большой легкостью. Совсем по-другому обстоит дело на Кубе. По-видимому, политические революции уступают место революциям социальным".
Великая Октябрьская социалистическая революция и революция на Кубе - это социальные революции, которые, единственные, по оценке Маркса, являются подлинными локомотивами истории. Они изменяют лицо мира. "Мы не устанем повторять тысячу раз, - говорил Че, - что с момента, когда мы ступили на советскую Землю, мы почувствовали, что Советский Союз - это родина социализма на земле". "Куба не подведет, Куба не обманет!" - заверял он советский народ. И Куба никого не обманула и никого не подвела...
Че был абсолютно недипломатичным и сразу бросался в спор, если был с чем-либо не согласен. А.И.Микоян, первым из советских партийных и государственных деятелей посетивший Кубу после революции, рассказывал: "Мы часто спорили с Че. Однажды я даже сказал ему в шутку, что он соответствует своему имени Че, что по-армянски означает "нет". Услышав это, он от души расхохотался. Переубедить Че Гевару было трудно, как, впрочем, и ему меня. Только жизнь могла внести соответствующие коррективы в наши споры, показать, в чем ошибался он, в чем ошибался я. Но наши споры были спорами двух единомышленников, а не противников"...
Покидая Кубу, Че Гевара передал письмо Фиделю Кастро. Приведем выдержки из него. "Фидель!.. Я чувствую, что я частично выполнил свой долг, который связывал меня с кубинской революцией на ее территории, и я прощаюсь с тобой, с товарищами, с твоим народом, который уже стал моим. Я официально отказываюсь от своего поста в руководстве партии, от своего поста министра, от звания майора, от моего кубинского гражданства... Сейчас требуется моя скромная помощь в других странах земного шара. Я могу сделать то, в чем тебе отказано, потому что ты несешь ответственность перед Кубой, и поэтому настал час расставанья. Знай, что при этом я испытываю одновременно радость и горе, я оставляю здесь свои самые светлые надежды созидателя и самых дорогих мне людей. Я унесу с собой на новые поля сражений веру, которую ты в меня вдохнул... И если мой последний час застанет меня под другим небом, моя последняя мысль будет о народе Кубы, и в особенности о тебе...".
Последний час застал Че Гевару 9 октября 1967 года под небом Боливии. Накануне отряд Че был окружен. Американский журналист Э.Джордж, далеко не сторонник Че, тщательно собиравший сведения об операции боливийской армии по уничтожению партизанского отряда и о роли ЦРУ США в этой операции, писал: "Безразличный к славе и власти, Че был неутомим. Сыграв важную роль в революции на Кубе, он взялся за "национальное освобождение" других латиноамериканских республик... Какое бы суждение о партизанском генерале не вынесла история, он был мужчиной. Его маленький отряд таял, радиостанция молчала, он кружил по джунглям, не делая попыток к бегству... Через несколько дней разведчики напали на его след... Подобно огненному вихрю Че и его отряд атаковали позиции рейнджеров. Кто-то прицелился и одним выстрелом выбил карабин из рук Че... Че, у которого в момент захвата было несколько небольших ран, был застрелен день спустя...".
Как стал известен миру "Боливийский дневник" Че Гевары, это беспощадно откровенное свидетельство нечеловеческих лишений и героического упорства партизанского отряда? Министр внутренних дел Боливии Антонио Аргедас был потрясен расстрелом раненного и связанного Че. Он был также потрясен и оскорблен тем, насколько "охватило Боливию своими щупальцами ЦРУ США". Сделав втайне фотокопии дневника Че, хранившегося в сейфе президента Боливии, Аргедас бежал из страны. Именно он передал этот бесценный документ кубинцам. Об Аргедасе есть строки в поэме Е.Долматовского "Руки Гевары":
То был наш новый друг
И старый враг.
Он был причастен - верьте иль не верьте -
К охоте на Гевару.
А потом
Почувствовал величье этой смерти...
Есть фотоснимок, на котором запечатлены вместе Че Гевара и Юрий Гагарин. Этот снимок как символ, как подтверждение - люди могут быть столь великолепны и столь безупречны. Они должны были встретиться, эти два сына XX века. Светлые, мужественные, преданные звездному делу своей жизни, открытые миру, красивые, обаятельные, органично-естественные. Их чудесные улыбки - это улыбки свободных людей. Предмет особой нашей гордости - они были коммунистами.
Нет, никогда не удастся капиталу поставить крест на коммунистической идее.
"Только за десятилетие - с рубежа 90-х годов до начала 2000-х суммарная электоральная поддержка коммунистических, левых партий в Европе выросла в три раза - с 6,7 до 15,3 процента. За коммунистов и их союзников голосует каждый пятый-шестой европейский избиратель, - говорил Г.Зюганов, давая отпор очередной попытке всемирной травли коммунистов. - Причем тенденция усиления влияния коммунистов на Европейском континенте усиливается... Коммунисты играют решающую роль в жизни Азиатского континента, находясь у власти в Китае, КНДР, Вьетнаме, имея сильные позиции во властных кругах Индии (главой индийского парламента является коммунист)... Компартии активно работают в Африке, на Ближнем Востоке, в Австралии. В частности, в Южной Африке коммунисты являются частью правящей коалиции и представлены в парламенте... Аналогичная картина в странах Латинской Америки. Коммунисты стоят во главе руководства Кубы. Они представлены в национальных парламентах Уругвая, Гватемалы, Бразилии, Венесуэлы, Панамы...". Уже после выступления Г.Зюганова на заседании Политкомиссии ПАСЕ мировые агентства сообщили, что председателем парламента Бразилии, крупнейшей страны Латинской Америки избран лидер Коммунистической партии Алдо Ребело...
Скоро 7 ноября, годовщина Великого Октября. Значит, время говорить о революциях, о социализме, о коммунистических идеалах. "Дата 7 ноября принадлежит всем", - говорил Эрнесто Че Гевара. Че поздравляет нас. Он обращается к нам не с чашек и футболок, где его "фэйс" является чьим-то брендом. Че обращется к нам со страниц "Боливийского дневника" и с живых фотоснимков, где он - вместе с Фиделем, вместе с Гагариным, вместе с рубщиками тростника, вместе с веселящейся молодежью Острова Свободы.
Мы не предадим тебя, команданте Че! Мы не обманем!

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.