Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Партійна преса та видання

Виктор МАЗАРОВ: Плевок в прошлое? И в будущее тоже! (г."Коммунист", №88 (820), пятница 4 ноября 2005г.)

Источник: www.komunist.com.ua

Проблемы преподавания в учебных заведениях Украины истории давно вышли за пределы вопросов чисто методических. За последние полтора года активисты ветеранского движения и столичной организации Компартии Украины дважды требовали от профильного министерства положить конец злостным интерпретациям прошлого. Вопросы преподавания событий, связанных с периодом Второй мировой и Великой Отечественной войн, рассматривались на расширенном заседании Комитета Верховной Рады по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов. Руководитель Организации ветеранов И.А.Герасимов и лидер коммунистов П.Н.Симоненко дважды обращались с открытыми письмами к министру образования и науки социалисту г-ну Николаенко.
Ведь даже беглое ознакомление с тем, как преподносится прошлое и настоящее школьникам и студентам, вызывает не просто массу вопросов, но активное неприятие.
Ибо общество не имеет права с олимпийским спокойствием на вопрос Бернарда Шоу: "Что скажет история?" отвечать его же словами: "История солжет, как всегда".
Во-первых, лжет не история. Лгут очень даже конкретные люди, институции, органы, в конце концов, - государство. А во-вторых, это самое "всегда" когда-нибудь должно закончиться.
Сегодня не является особым секретом, что наиболее звонкоголосые пииты перестройки и гласности в процессе стирания "белых пятен" истории опирались не столько на собственные архивные изыскания, сколько на то, что уже было известно ранее и порядком подзабыто, либо на то, что было сказано, но на поверку оказалось скверно пахнущим.
Вот лишь парочка кричащих примеров, взятых буквально навскидку из свеженьких учебных пособий для средней школы.
Касаются они Великой Отечественной войны - вопроса, который является не просто учебной темой, это - громадный пласт жизни нашего народа.
Если поверить нынешнему министру образования и науки С.Николаенко, то здесь - почти идиллия. "...В учебниках и пособиях, имеющих соответствующий гриф Министерства образования и науки Украины, по оценкам экспертов, дается объективная оценка событиям Великой Отечественной войны. Во всех без исключения учебниках по истории неоднозначно указано, что эта война была для советских людей Великой Отечественной войной, то есть справедливой, освободительной; виновником Второй мировой войны была нацистская Германия, которая осуществила вероломное нападение на СССР; именно Великая Отечественная война сыграла решающую роль в борьбе и в победе антигитлеровской коалиции" (из ответа на запрос народного депутата Украины П.Н.Симоненко, №1/13-141 от 17.03.05). Не нам судить о квалификации экспертов министра-социалиста. Обратимся к фактам.
В учебнике известного запорожского трио Турченко-Тимченко-Панченко для 11 класса "Новітня історія України. Частина 2. 1939-2001. 4-те, доопрацьоване і доповнене видання. "Генеза". К., 2005) освобождение Украины от фашизма именуется не больше и не меньше как "Возобновление советского режима в Украине".
В аккурат к 60-летию этой памятной для народа даты вышло пособие для учителей "Україна у Другій світовій війні (1939-1945) ("Генеза". К., 2004) В.Кучера и П.Чернеги.
Так вот в нем в качестве документа подан приснопамятный текст "приказа о выселении всех украинцев". 14-й год эту утку обсасывают СМИ, политики из стана радикальных националистов. Ни одного документального подтверждения за эти годы не обнаружено. Ни одного! Не считать же таковыми пропагандистскую листовку, сварганенную геббельсовскими умельцами и застольные утверждения почти 90-летнего старца - бывшего наркома Рясного. Причем факт не единичен. Та же самая фальшивка используется в учебнике для студентов вузов неисторических специальностей В.Ґудзя (см. Історія України. К., 2003. С.403-404, 407, 422).
Так откуда же черпают информацию господа из Минобразования? Опять берем книгу Кучера-Чернеги. Министр может утверждать все что угодно, но его подопечным (то бишь учителям, а через них и ученикам) в голову вбивается: Вторая мировая началась из-за "сговора" Германии и СССР, причем изначальную агрессивность последнего призван подтвердить секретнейший текст выступления Сталина на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) (авторы почему-то трижды - на стр.28, 32, 33 - твердят о КПСС) 19 августа 1939-го. Выступил, видите ли, и пошло-поехало. Сам текст выступления подан в качестве обличительного документа. С ремаркой, что обнаружен он в недоступных ранее архивах.
И то правда. Есть такой текст. Напечатан он в конце 94-го года московским кандидатом наук Бушуевой в "Новом мире". Несколько странноватое место для публикации серьезного исторического документа. Странность объясняется просто. Для этого достаточно взять академический журнал "Новая и новейшая история" (2004, №1), где на обширном материале (на 27 страниц научного текста - 181 ссылка!) показано: ни заседания такого, ни выступления такого не было. А есть опять-таки трофейный немецкий текст, написанный к тому же на французском. Класс! Рабочий язык Политбюро - французский? Да нет, не смешно - грустно. Грустно от того, что украинским школьникам и студентам в качестве серьезного материала подается низкопробное барахло.
Но удивляться особо не приходится. Ибо основная нить, определяющая процесс преподавания истории XX - начала XXI веков одна. Это антикоммунизм и антисоветизм.
Для великого Томаса Манна - главная глупость нашей эпохи, для нынешней украинской власти - краеугольный камень политики.
Ибо основа современной исторической концепции, реализуемой в процессе обучения, - отрицание украинской советской государственности. Из истории страны словно выпадают 73 года. Нет, никуда они естественно деться не могут. Слишком уж много пережито, создано (второй десяток лет растягивают, а еще осталось немало), да и у людей память не отшибло вконец. Но намерения такие есть.
Из истории Украинской ССР новые поколения должны усвоить, что сразу после провозглашения Советская власть столкнулась со "всенародным отпором" (См. формулировку вопроса 7.2 в "Истории Украины в вопросах и ответах". Рекомендовано Главным управлением среднего образования Министерства образования Украины. "Магистр-S". К., 1997). А затем - сплошная череда трагедий, ущемлений, ошибок, недостатков.
Владимир Винниченко отмечал, что украинскую историю нельзя читать без брома. Складывается впечатление, что сегодня истории почти и нет - утонула в количестве брома.
Результат - народ на протяжении десятилетий своей истории предстает как предмет. С которым вольно обращается всяк. Кому не лень. Вновь открываем пособие Кучера-Чернеги. Сразу со вступления задается мотив: "Сорокамиллионный народ, его этнические территории и могущественный промышленный потенциал, сырьевые. Продовольственные ресурсы стали объектом великой битвы двух милитаристских тоталитарных систем". "Объект" - и все тут. А вот субъект истории - все тот же ОУН-УПА называется.
Как ее подавать, наглядно демонстрирует журнал "Історія в середніх і вищих навчальних закладах України", в числе учредителей которого - Каменец-Подольский университет. В обобщающем уроке "Борьба ОУН-УПА во второй половине 40-50-х годов" в 11 классе учителю при реализации задания "обобщить и систематизировать знания о героической борьбе ОУН-УПА в годы Второй мировой войны" с ходу предлагается расставить все точки над "и", заявив: "Сегодня сложно переоценить значение украинского повстанческого движения. Деятельность ОУН-УПА была самым важным примером насильственной борьбы против коммунистического режима" (№5/6 за 2005 г.). Вот и вся суть - борьба с "коммунистическим режимом". Лишь в одном оплошал автор рекомендаций - в требовании во время домашней работы отыскать в советской прессе статьи о событиях второй половины 40-х годов. Дети - они умные. Сами (а может, кто из старших подскажет) найдут и гневные статьи Рыльского, Гончара, Галана, Мельничука, обличающие бандеровские зверства, и сведения очевидцев. Вот жаль лишь, что методисты Минобразования твердят им о противоположном...
Хотя порой и пытаются скрыть это. В майском номере журнала "Викладання історії в школах України" помещено письмо 10 докторов наук, де-факто призывающих к ревизии истории Великой Отечественной. И напрасно авторы уверяют, что об этом никто и не помышляет, а пекутся они лишь об объективном освещении прошлого. Помышляют, да еще и как! Один из десяти - в прошлом мелкий комсомольский функционер Ю.И.Шаповал - еще не так давно требовал: "Невзирая на дискуссии прошлых лет, когда ставился вопрос о недопустимости употребления в научной литературе и учебниках понятия "Великая Отечественная война" (поскольку Украина фактически оказалась между жерновами двух диктатур и победа над нацизмом принесла ей несвободу в полном понимании слова, а продолжение властвования коммунистической диктатуры), официальные лица (в том числе Президент Украины) все же используют эти понятия в публичных заявлениях и выступлениях" (Українська історична дидактика. Міжнародний діалог. К., 2000. С.37). И то, что сегодня их тональность (во всяком случае в официальных изданиях) меняется , говорит лишь об одном - сопротивление народной памяти власти преодолеть не удалось. Пока не удалось.
А попытки все удесятеряются. Взялись за самых маленьких.
Пятиклашек министерство социалиста Николаенко в нынешнем году одарило двумя пособиями, где с проворностью необычайной вписаны события осени-зимы минувшего года. (Кстати говоря, в других случаях такой оперативности не наблюдается. К примеру, в вопросе об игнорировании авторами ряда учебников и должностными лицами Министерства - решения Конституционного Суда Украины от 27.12.2001 г.).
У В.Мисана в книге "Вступ до історії України. Підручник для 5 класу загальноосвітніх шкіл. (К., 2005), рекомендованной Минобразования (письмо №1/11-2555 от 25 мая 2005 г.) в разделе 29 "Майдан Незалежності" (стр.174-179) встречаем такие проникновенные строки: "Сторонники Ющенко... превратили Майдан в солнечное помаранчевое диво... его (имеется в виду В.Ющенко) победа - это победа всего украинского народа, который желает жить богато и счастливо. Реализовать эти народные устремления призвано новое правительство Украины во главе с премьер-министром Украины Ю.Тимошенко. Непростые задачи стоят перед ним. Но новоизбранное правительство народного доверия, опираясь на поддержку миллионов украинцев, обязательно преодолеет трудности".
Не таким высоким штилем, но о том же пишут и авторы другой книги для 5 класса - В.Власов и О.Данилевская.
А вот для студентов Министерство припасло "Історію України" В.Ю.Короля. (рекомендована письмом №14/182-1031 от 20.05.2005 г.). Чего здесь только нет! "Народное сопротивление" (с.467), "старания иностранных посредников" (с.467), "молодежное объединение "Пора" (с.468-469). В числе самых главных событий "сформирован кабинет Министров, который возглавила Ю.Тимошенко" (с.491). От студентов требуется: "определите самые важные действия правительства Ю.Тимошенко, направленные на повышение социальной защищенности украинского народа" (с.492).
А нет здесь многого. Опасности раскола страны и общества. Подстилочной позиции судов. Безбрежного популизма правительства. Коррупционных скандалов в окружении президента. Информации об иностранных денежных вливаниях. Нет терминов "нарциссизм", "кумовья во власти", "бабки БАБа", "всеобщее разочарование" и др. И вспомнит ли кто добрым словом Ющенко, Тимошенко и прочих персонажей "Майдана", когда эти пятиклашки будут заканчивать школу?
Между прочим, в методических рекомендациях по изучению основ истории в 5 классе, подписанных 17 февраля с.г. зам. министра В.Огневьюком, содержится требование "формировать начальные навыки критического анализа исторических фактов и источников". Если пособия господ Мисана, Власова, Короля рассматривать именно под таким углом зрения, то достаточно материала не просто для формирования критического анализа, но и для абсолютного неверия в то, что пишется в одобренной ведомством министра-социалиста Николаенко политически заангажированной литературе, которую скармливают школьникам и студентам. "История человечества превращается в гонку между образованием и катастрофой", - предупреждал Герберт Уэллс.
Впрочем, у нынешних украинских небожителей заботы куда более приземленные. "...В наших условиях исследователю, как и разведчику, по-видимому, нужны не только достоверные факты, отличная память, но еще и умение выборочно забывать. Не замалчивать, а именно на время забывать. Если относительно разведчика это объясняется тем, что иначе можно нанести вред людям живым или бросить тень на память умерших, то, что касается ученого, речь идет о благополучии его близких и его самого", - писал тогда еще не академик и не спикер В.Литвин (Украина: политика, политики, власть. К., 1997. С. 15).
В новом правительстве министр-социалист свой портфель сохранил. По совокупности заслуг перед режимом, проявленных в столь короткие сроки. Но не стоит удивляться, что уже в недалеком будущем возмущенные граждане Украины вновь придут в Министерство образования и науки. Ибо Украина заслуживает лучшего образования, лучшей науки. И истории тоже. Ждать же всего этого от г-на Николаенко и его коллег по СПУ, выгодно переметнувшихся на сторону националистов и олигархов, не приходится.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.