Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Соціалістичні ідеї, ініціативи ...

Суименко Е.И. Капитализм в нашем доме... (окончание)

Предыдущую публикацию см. kpu-kiev.org.ua

Революционизирующее значение и суть главного противоречия, лишь в самых общих и схематичных чертах схваченные Марксом и недосказанные им в теоретически завершенном виде, составляют, в известном смысле, тайну органического строения капитала. Маркс, разумеется, не мог предвидеть конкретно-исторического финала капиталистического способа производства, в частности – адаптационных возможностей капитализма и того противоречия его сущности, которое обнаружилось в завершающей фазе его развития и смутный образ которого просматривается в тенденции понижения переменного капитала в его органическом строении. Тем не менее из логической схемы этого строения и самой исторической практики, в которой она обнаруживается, вытекает вывод о противоречии между принципиально новым, подготовленным целым рядом научно-технических и технологических революций уровнем современных производительных сил и товарными отношениями как противоречии сущности капитализма. Исторические обстоятельства принуждают капитализм быть человечным, но поскольку это противно его природе, то выход один – упразднить частнособственнический способ производства, заменив его адекватным новым производительным силам интегрировавшегося человечества способом.

Обращение К.Маркса к человеку как “иному субъекту” высокопроизводительного, содержательного и свободного труда в предварительных фрагментах его рукописей и постскриптуме к анализу органического строения капитала неслучайно. Ведь во всех случаях логика истории, чтобы стать жизненной реальностью, потребует адекватного ей человеческого фактора. Очевидно, закон разрешения общественно-исторического противоречия способен действовать лишь тогда, когда он распространяется на действие самого механизма этого разрешения – на человеческий фактор. Охарактеризованное в этом разделе основное противоречие капитализма способно разрешиться именно в соответствии с этим законом.

Заключение

Эта книга была написана в защиту тех, кто не может, восстав из мертвых и окинув творческим взглядом новые исторические реалии, честно и беспристрастно отделить в своих ранних суждениях истину от заблуждения, отметить меру правоты своих положеий в отношении своего времени и в отношении далекого будущего, схематично определенного ими. Эта книга была написана против тех, кто амбициозно и самонадеянно пытаясь шагать “в ногу со временем” и огульно охаивая все то прошлое, из которого они появились на свет, опровергают сегодня приписываемые другим собственные домыслы. Вырвавшись из идеологических тисков официального марксизма-ленинизма и скреп “последних указаний съезда”, ученые-обществоведы, с одной стороны, обрели широкие возможности творческих поисков, неординарных трактовок и независимых позиций, а с другой – оставаясь в плену страха перед власть имущими, прилагают максимум усилий к тому, чтобы обрести новые скрепы, новую идеологическую опеку, боясь отклониться от “правильного курса”. Не обходясь без признания научных авторитетов первых и без полемики со вторыми, автор попытался подчинить фактам и логике свои идеологические пристрастия, не особо надеясь при этом, что эти факты и эта логика сумеют переубедить инакомыслящих. Но истина не перестает быть истиной, даже если она не признается большинством. Претендуя на нее, резонно повторить в сжатом и обобщенном виде все изложенное в этой книге.

Из охарактеризованного единства исторической закономерности и механизма ее действия вырисовывается эквивалентность этих двух сторон исторического процесса: определенный порядок функционирования и изменений в социальной жизни людей требует от них таких свойств и качеств, благодаря которым этот порядок осуществляется, а определенные свойства и качества людей сказываются на темпах и направленности непрерывных упорядоченных изменений. Применительно к капитализму, функционирующему и развивающемуся на основе частной собственности на средства производства и наемного труда неимущих работников, закономерности его воспроизводства и изменений требуют от их субъектов-носителей индивидуализма, умственных способностей, активности, самодостаточности и конкурентоспособности, которые он одновременно и культивирует, и использует в качестве упорядочившегося механизма своего исторического движения. В соответствии с теоретической традицией классического марксизма этот механизм (“сами люди”) формируется двусторонним порядком – под воздействием производительных сил и под воздействием производственных отношений, причем преимущественная роль в этих воздействиях в советские годы все более начала отводиться производственным отношениям. Недооценка социогенерирующей роли производительных сил обнаружила себя в принижении значимости эволюционного пути развития как тех или иных его ступеней (укладов, формаций), так и формирования деятельностного механизма исторических закономерностей, что особо выпукло дало о себе знать в официальном “истмате” советских времен. Отмеченная еще Лениным “непригодность”, или “слабая пригодность” деятельностного механизма (“человеческого материала”) для решения задач формирования нового общественного строя со значительными издержками была компенсирована политико-идеологическими и командно-административными средствами, но как только исторический и субъективный ресурс последних был исчерпан, “непригодность” заявила о себе во весь голос и заставляет сегодня переосмыслить многие положения канонического марксизма. Одним из таких переосмыслений является высказанное в книге положение об определяющей роли в разрешении основного внутреннего противоречия капитализма не противоречия между общественными по своему характеру производительными силами и частнособственнической формой присвоения их результатов, как было принято считать ранее, а противоречия между предельно высоким научно-организационным и техническим уровнем производительных сил, их субъектным компонентом и возможностью их функционирования в узких рамках частнособственнических, товарно-денежных отношений (что имплицитно присуще “недосказанным” положениям Маркса об органическом строении капитала). Говоря о разрешении этого последнего противоречия, следует иметь в виду, что оно касается не только капиталистического способа производства, внутренних основ капиталистического строя, но и более широкого мирового контекста, поскольку производительные силы в их “чистом” виде одного и того же научно-технического уровня способны функционировать в иных, некапиталистических формах. Другими словами, производительные силы капитализма должны выполнить свою общеисторическую, общечеловеческую миссию – подготовить всесторонне развитого работника, всесторонне развитую личность с набором таких ее качеств, которые формируются как капитализмом, так и, особенно, за его пределами. Последнее обстоятельство создает те коллизии и сложности в формировании субъекта мировых производительных сил, которые связаны с “соединением противоположностей”, диалектическим синтезом коллективистских и индивидуалистических начал человеческой жизнедеятельности.

Несформированность востребуемых капитализмом личностных качеств людей может свидетельствовать либо о трудностях и своеобразии его становления и развития в тех или иных регионах мира, либо о существовании резкой к нему оппозиции со стороны некоторых стран и народов, о возможности альтернативного пути развития определенного сообщества (страны, государства, блока), что в теоретическом плане может быть истолковано как наличие двух контрпозиций в общеисторической социальной жизнедеятельности людей – континуальности (массового покоящегося, самовоспроизводящегося состояния) и дискретности (атомарного активного, постоянно изменяющегося состояния).

Капитализм как общественный строй, работая “на себя” (эксплуатация чужого труда, конкурентная борьба, создание монополий и институтов буржуазной демократии), одновременно работал на общечеловеческую историю, общечеловеческую культуру – высоко вознес ценности технико-технологической цивилизации, снабдив человеческую духовность материальными средствами ее выражения; создал разветвленный аппарат экспериментальной науки и изобретательской деятельности; развил дух соперничества, деловой созидательности и т.д. Но поскольку все эти общечеловеческие блага нарабатывались и функционировали в пределах капиталистической формы жизнедеятельности и поскольку на них изначально лежала и лежит печать грубо вещистской, прагматической односторонности, история бросила человечеству спасательный круг коллективистской доброты и гуманизма, непрагматичной раскованности (“незаинтересованности”) глубинного духа и смысложизненных ценностей в виде раннего, дивергентного социализма, резко противопоставившего себя ценностям капиталистического мира. Именно ранний, советский социализм в виде дивергентной ветви единого исторического процесса, во-первых, не дал заглохнуть смысложизненным ценностям бытия, самоценности общинности и коллективизма (“деятельности общения”), нравственно-эстетическим устоям жизни человечества и, во-вторых, дал возможность выработать из созданных капитализмом материально-экономических предпосылок и собственных политико-идеократических ресурсов новый, социалистический способ производства (формирование которого, согласно научному прогнозу К.Маркса, действительно оказалось невозможным в рамках прежнего общественного строя).

Просуществовав на коротком дыхании более 70 лет, дивергентный социализм выполнил свою историческую миссию: создал образцы принципиально новой жизнедеятельности людей, новые формы и способы хозяйствования; накопил положительный опыт коллективисткого жизнеустройства и его социальных институтов; дал миру духовные ценности человеческой солидарности в таком очевидном жизнетворном ее содержании и в таких масштабах, что встревоженный ими капиталистический Запад забеспокоился и тут же заговорил о возможностях конвергенции двух систем. Одновременно с этим пагубными для него стали и историческая незрелость нового общественного строя (и – что немаловажно, если не первостепенно – незрелость его “человеческого материала”, деятельностного механизма функционирования и развития этого строя), и окружение его со всех сторон капитализмом, далеко не исчерпавшим свой исторический ресурс. Социализм в его советском варианте появился тогда, когда уровень мировых производительных сил не был столь высок, чтобы дать простор для органического, свободного и быстрого развития новых производственных отношений. Сравнительно низкий уровень развития этих сил обнаружил себя, во-первых, в том, что зарождающемуся на его базе социализму пришлось единовременно решать две крайне сложные задачи: достраивать фундамент социализма, то есть решать ту задачу, которую “не успел” выполнить низвергнутый (“прежде времени”!) капиталистический строй, и вместе с этим воздвигать здание нового общественного строя со всеми его атрибутами, и, во-вторых, в том, что механизмом этого воздвижения стали политико-административные меры. Двусторонний характер решения этих задач обусловил, с одной стороны, использование превращенного капиталистического товарного производства и, с другой, – нетоварный способ функционирования новых отношений (вследствие чего спор между “товарниками” и “нетоварниками” не имел и не мог иметь однозначного решения). Фигурально выражаясь, воздвигать советский социализм пришлось на недостроенном фундаменте. Двусторонний характер решения указанных задач заключался, далее, в попытке одновременного решения и экономических и социальных задач, которое осуществлялось рывками, зигзагами – да и могло ли быть иначе? – на протяжении всей истории советского социализма, но тем не менее осуществлялось.

Достигнутые дивергентным социализмом поразительные успехи в экономике, социальных отношениях, формировании духовно ориентированной личности явились результатом противостояния “нового” “старому”, стимулировались конфронтацией двух классовых (формационных) сил и в меньшей мере – потребностью саморазвития, самодвижения человеческой личности, которая, войдя в инерционную полосу исторического времени, по мере затухания внутренних и внешних столкновений лишилась импульсов и побудительных сил этого саморазвития и самодвижения. Начал возникать феномен “гомо советикус” – существа пассивного и ведомого партией в неведомое и загадочное “светлое будущее”. Преимущества и достоинства дивергентного социализма в процессе его развития все более стали сочетаться с такими заметно выпирающими его пороками, как обезличивающий всех и вся тоталитаризм, патерналистские настроения и ожидания, выстроенные на апологетике карьеризм и партократическая клановость, – с одной стороны, а с другой, – снобистские ориентации на западный образ жизни, пробуждающаяся мелкобуржуазная потребительская алчность и вещизм, теневое предпринимательство и возвышающаяся над всем этим “двойная мораль”, а лучше сказать – “двойная идеология”.

В возникшей кризисной ситуации у дивергентного социализма было два возможных варианта дальнейшей судьбы – либо выход на принципиально новый уровень его более пластичного, индивидуализированного развития (ибо прежний командно-административный путь себя исчерпал и возвращение к нему утратило историческую необходимость) – и такой путь наметился как “снизу” (бригадный подряд, единонарядная система, безнарядные звенья), так и “сверху” (госзаказ, гибкое планирование, оперативный учет и контроль на основе новых информационных технологий), – либо возвращение к “многоукладности”, “рыночной экономике”, стыдливо прикрывающих капиталистический способ хозяйствования. Из наметившихся “точек бифуркации” перевесила рыночная, что, кстати говоря, не означало необходимости реставрации прежнего, капиталистического порядка. В связи с подобным ходом событий не смог не возникнуть вопрос: что же поселилось в нашем доме – капитализм или нечто другое?

Весьма характерно, что многие из ученых и левого, и правого толка считают, что возникший на месте сдавшего свои позиции советского социализма возникло нечто такое, что нельзя назвать капитализмом* .


* В недавно вышедшей книге А.П.Гоша и С.И.Дорогунцова, к примеру, утверждается, что “трактовать сегодняшнее общество в Украине как капиталистическое пока нет достаточных оснований. Но следует признать, что усилиями режима при нынешнем векторе внутренней политики в стране прививаются и множатся черты и признаки, свойственные начальному облику капитализма” [1, с. 199–200].


Не вдаваясь в логику и тонкости доказательств “некапитализма” на постсоветском пространстве вообще и в Украине в частности, я как автор однозначно заявляю, что в нашем доме поселился капитализм, ибо основной его признак и системообразующий элемент – отношения частной собственности на средства производства и использование наемного труда – налицо, признан как факт и не подлежит никакому сомнению. Другое дело: что представляет собой этот неординарный капитализм? По моему мнению, мы имеем дело с тем исторически побочным или “запоздалым” капитализмом, который, по распоряжению истории, выполняет в большей мере не функцию экономического роста и развития, а функцию создания и накопления “человеческого капитала”, то есть функцию социального порядка. Капитализм возвратился в наш дом с миссией катализатора и жесткого селектора в отношении людей как работников: либо ты собственник, либо ты знающий свое дело и умеющий его выполнять наемный работник, либо ты никто, обыкновенный люмпен. Капитализм, пришедший на смену социализму, достраивает в механизме исторических закономерностей, то есть в дееспособной личности то, что не сумел ей дать ранний, дивергентный социализм: активность, сноровку, предприимчивость и деловую состязательность. Делает он это грубо, неряшливо и жестоко, ибо, во-первых, такова его природа, во-вторых, жестокости и грубости способствует тот конкретный “человеческий материал”, с которым ему приходится иметь дело. Важно отметить, что не все бывшие советские республики равноодинаковым образом восприняли пришедший в их дом капитализм: одни впустили его к себе, не преминув при этом напомнить, кто подлинный хозяин в доме (Беларусь); другие, подобострастно кланяясь, безоглядно отдали свой дом в распоряжение капитализма в надежде, что тот наведет в нем достойный порядок (Украина, Грузия); третьи и глазом моргнуть не успели, как в их доме к власти пришли незванные нефтяные короли и газовые магнаты (Россия). Наконец, не следует забывать, что попятный ход истории, возвращение к пройденным человечеством этапам, сколь бы подчас это ни было оправданным и необходимым, почти всегда чревато инволюцией, повторением в худших и анахроничных вариантах реликтовых отношений далеких и давно позабытых времен. Так к “побочному” капитализму примешиваются элементы внеэкономического принуждения крепостного строя. Возникает феномен феодального капитализма, сопутствующего процессам, связаными с “доработкой” личностного механизма общественно-исторических закономерностей. Не исключено, что в ходе этой “доработки” он может исчезнуть или, по меньшей мере, сойти на нет.

Из трактовки капитализма на постсоветском пространстве как побочного продукта истории сразу же напрашивается вывод о его временном характере, и, коль так, возникает вопрос о том, что ожидает Украину и остальные постсоветские республики в ближайшем будущем. Это ближайшее будущее следует искать уже не во внутренних социально-экономических, социально-политических и иных процессах, происходящих в Украине (да и в других республиках бывшего Союза), а в тех системно-интеграционных процессах, которые при всей их противоречивости и кажущейся разновекторности связывают сегодня страны и народы в единый мировой, глобализационный процесс. Разумеется, при современном раскладе сил этот процесс осуществляется под эгидой и в интересах правящей капиталистической элиты Запада, стран “золотого миллиарда”, что не обещает постсоветским республикам ни “догоняющего развития”, ни пресловутого “третьего пути”. Сказанное, однако, не должно вызывать чувства безнадежности и обреченности, поскольку капиталистическая пандемия на мировой арене тот последний клапан, который еще позволяет капитализму удерживать шаткие и ускользающие позиции. Таким последним клапаном является экстенсификация высокоразвитых производительных сил (интенсивное, качественное ее развитие практически прекратилось с автоматизацией производства, информационной революцией, микропроцессорной техникой и генной инженерией), осуществление которой в капиталистической (товарной) форме широко известно сегодня под названием глобализация. Последняя, однако, сопряжена с таким разрушением государственных границ, столкновением ментальностей и культур, которые порождают и усиливают контрглобалистские движения крупномасштабного, блокового порядка. Не исключено, что в этих контрглобалистстких движениях, в частности в альтерглобализме проявятся тенденции не только революционных протестных взрывов, но противоречивого и сложного синтезирования тех ценностей и тех начал жизнедеятельности людей, которыми становятся (и частично уже стали) наработанные капитализмом “постэкономические” ценности, нормы и социальные институты; некапиталистические (докапиталистические) общинно-коллективистские (“восточные”) традиции и, наконец, – самое главное – жизнеспособные элементы хозяйственной практики и образ жизни людей раннего, советского социализма. О последних в своем предсмертном интервью Александр Зиновьев, чье имя не нуждается в аттестации, сказал: “Я думаю, что человечеству еще предстоит в будущем сражаться за те позитивные достижения в коммунистической линии эволюции человечества, которые можно было наблюдать в СССР” [2].

Проведенные отделом экономической социологии Института социологии НАН Украины исследования, а также мониторинговые исследования Института однозначно засвидетельствовали, что при всем неприятии большинством населения капиталистического общественного строя, его режимов, блоковых образований (в частности НАТО), люди в то же время признают в качестве ценностей и образцов своих действий такие его свойства и элементы, как предпринимательская активность, совпадение частной собственности с трудом ее субъекта, малая приватизация и работа в частном секторе, то есть все то, что, с одной стороны, стимулирует трудовую деятельность, культивирует волевые и интеллектуальные качества людей, а с другой – дает материальные преимущества занятым в частном секторе производства товаров и услуг. Другими словами, отрицание капитализма как такового сопровождается одобрительным отношением к его частностям. Обычно такое расхождение в оценках интерпретируется как проявление аномии или амбивалентности сознания людей, переживающих кризис переходного периода. Но вполне допустима интерпретация иного рода: устойчивая и повторяющаяся картина одобрительного отношения к отдельным, позиитвным и прогрессивным в их общечеловеческом понимании сторонам или элементам капитализма на фоне неприятия его как общественного строя является прямым свидетельством “синтетической” ориентации большинства населении Украины в вопросе выбора исторического пути развития. Не исключено, что мы имеем здесь дело с феноменом общественной интуиции, а точнее – общественно-исторической интуиции недооцениваемого нами народа.

Вряд ли эта “синтетическая” ориентация трудящегося большинства осмысливается им адекватно – как диалектический синтез–снятие, как вхождение приобретенных позитивных свойств капитализма в формирующуюся структуру нового общественного строя – социализма в их модифицированном качестве. Кому-то этот синтез (идея “третьего пути”, “смешанной экономики”) видится в туманной усредненности капитализма и социализма, в механической их конгломерации. Но подлинный синтез осуществится лишь с самоисчерпанием капитализма, окончательным его крахом, самоотрицанием, когда безвозмездно отдаваемые социализму черты и создающие их механизмы – активность, рациональность, самодостаточность, прагматизм – столкнутся с коллективисткой взаимопомощью, духовно-созерцательтным отношением к миру, самоценностью человеческой жизни и когда механизм действия исторических законов наконец-то приобретет гомеостазирующий характер. Произойдет это нескоро. Поэтому в ближайшем будущем Украине придется пройти через ту сложную историческую полосу глобализации, в которой исчерпавший себя капитализм даст возможность осуществиться социализму путем синтеза–снятия, путем “положительного упразднения частной собственности”, как выразился когда-то Маркс в пору своей молодости.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.