Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Інформація про вибори у ради всіх рівнів

Юрий Гайдаев: Для меня большая честь пребывать в Компартии

Юрий Александрович, Вас уже, наверное, замучили вопросами по поводу участия в избирательной кампании. Нас тоже интересует, пойдете ли Вы в отпуск на время выборов. И если пойдете, то станете ли говорить на политические темы?

Окончательного решения по поводу своего отпуска я еще не принял. В данный момент еще есть совершенно неотложные дела, касающиеся только Министерства здравоохранения и его работы, которые я просто обязан закончить.

В одном из своих интервью Вы сказали, что не имеете права говорить о политике. Кто Вам запретил?

Нет, я говорил, что не могу заниматься агитацией, поскольку еще не ушел в отпуск. Я не сказал, что не вправе говорить о политике.

А Вас не “напрягает”, что к Вам начинают относиться как к представителю определенной политической силы?

Какой?

КПУ.

А кто сказал, что это плохая сила?

Ну, у Компартии есть противники, которые связывают негативные процессы, происходящие в обществе, с деятельностью КПУ.

Негатива хватает везде. И черного пиара, и спекуляций, и так далее. А КПУ — это великолепная, справедливая сила. Скажу прямо: для меня большая честь состоять именно в ней.

Не мешают ли повседневной деятельности Министерства здравоохранения предвыборные баталии и связанная с ними политическая и даже экономическая неразбериха?

Нет. Министерство работает в обычном режиме, все делают свою работу. Может быть, поэтому я пока и не иду в отпуск. Министерство здравоохранения сейчас проводит тендеры по централизованным программам, и, к сожалению, из-за несовершенства нашего законодательства в этой сфере приходится тратить на улаживание возникающих проблем очень много времени. Естественно, не по моей вине. Но тем не менее, работа все равно идет, и мы уже многое сделали.

Тогда расскажите, пожалуйста, об успехах Минздрава. Если они, конечно, есть…

Об успехах можно говорить долго. Начнем с того, что мы определили для себя основные приоритеты и работаем, исходя из них. Это, прежде всего, защита материнства и детства. На мой взгляд, данная программа является наиболее важной, особенно если учитывать демографическую ситуацию у нас в государстве. Второе — программа борьбы со СПИДом и туберкулезом. Борьба с сердечно-сосудистыми и сосудисто-мозговыми заболеваниями. Онкологическая программа. Развитие сельской медицины. Естественно, в числе приоритетных программ и обеспечение скорой медицинской помощи. Это те основные направления, которым мы отдаем все свое время, силы и внимание. Что может быть важнее? Сегодня крайне необходимо снабдить сельских медиков недостающим оборудованием, ведь, представьте, в некоторых селах рентгеновскими аппаратами пользуются уже по сорок лет!

Да и рентгеновские снимки платные. Некоторым больным даже приходится отказываться от нескольких рентгенов и делать только один вид снимка, самый необходимый, потому что просто не хватает денег…

К сожалению, это факт. Главная причина подобного состояния дел — недостаточное финансирование. По крайней мере, “скорая помощь” обеспечена необходимым рентгеновским оборудованием. Поверьте мне, я был главврачом Киевской больницы скорой помощи. Хочу отметить, что в Киеве, с учетом закона о столице, на медицинское обслуживание выделяется около 300 миллионов. Это немалая цифра. А сельскую медицину нужно развивать, вне всякого сомнения. И кадровый потенциал еще у нас недостаточный. И оборудования не хватает. Министерство стремится все это исправить.

Вы сказали, недостаточное финансирование. А как Вы оцениваете помощь здравоохранению со стороны различных благотворительных фондов, меценатов? Они действительно помогают или это всего лишь схемы ухода от налогов?

В общем-то, поскольку я не финансист, то не знаю, как они уходят от налогов. Но то, что многие фонды, неправительственные организации работают, причем достаточно эффективно — это однозначно. Например, недавно в Донецке выделили крупные средства на борьбу с туберкулезом. Это серьезная помощь здравоохранению. По программам борьбы со СПИДом мы работаем с некоторыми общественными организациями, и они приносят реальную пользу. В принципе, как и везде в мире. Ведь вы не хуже меня знаете, что СПИД и туберкулез — это не украинская проблема, они распространены во всем мире. И это так называемые социальные болезни.

Повторюсь, очень большое внимание мы уделяем материнству и детству. К примеру, с этого года мы перешли на выхаживание новорожденных весом от пятисот граммов. Сейчас покупаем специальную аппаратуру, чтобы ее было больше в регионах. И вы знаете, выхаживание этих детей идет успешно. Недавно я сопровождал премьер-министра Виктора Федоровича Януковича в Харьков, и мы посетили перинатальный центр, в котором выхаживали трех малюток. Один около 550 граммов весом, второй — 600 граммов, третий ближе к килограмму. И за ними наблюдают прекрасные специалисты высокого класса, которых у нас в стране, кстати, очень много.

Тем не менее не секрет, что наша политическая элита предпочитает лечиться за границей. И премьер-министр, и министр внутренних дел, и даже Президент. Вам как министру здравоохранения не обидно? Кроме того, подобное отношение власти к отечественной медицине ухудшает ее имидж как в мире, так и среди украинского населения.

Я неоднократно отвечал на этот вопрос. Готов ответить снова. Давайте говорить откровенно: каждый человек имеет право выбирать себе врача и место, где он хочет лечиться. И я знаю очень многих известных людей, которые лечатся в Украине, которым здесь были сделаны операции, и вполне успешно.

Например, Александр Абдулов…

Ну а почему нет? И подавляющее большинство украинцев лечатся на родине. У нас уже появилась хорошая аппаратура, особенно в крупных городах. Это и Киев, и Донецк, Симферополь, Одесса, Львов, где проводятся очень успешные операции, которые, поверьте мне, проходят на высоком уровне. Что касается вашего конкретного вопроса, то, думаю, я на него ответил. Люди имеют право выбирать.

Но Вам как министру здравоохранения все-таки обидно?

Опять повторюсь: я знаю, что в нашей стране есть специалисты не хуже, чем за границей. А с другой стороны, здоровье человека — это его личное дело. Может быть, сначала больному наш врач назначил недостаточно эффективное лечение, а потом его посмотрел другой специалист и провел более успешное лечение, которое помогло. И пациент выбрал врача из другой страны. Ничего плохого в этом нет. Это не какой-то дипломатический шаг с моей стороны, это моя точка зрения.

Вы как коммунист должны выступать за всеобщую бесплатную медицину. Как человек, который уже поруководил, столкнулся с недостатком средств, наверное, должны поддерживать страховую медицину. Так что лучше: страховая или бесплатная медицина?

Бесплатной медицины не бывает. За медицину все равно кто-то должен платить. Оборудование стоит денег, лекарства стоят денег. Врачи должны получать зарплату, это тоже деньги, правильно? Знаете, существуют альтернативные формы медицины — государственная, страховая, частная. В принципе, мы можем развивать все эти формы. Но я абсолютно уверен в том, что, по крайней мере, скорая помощь должна оказываться всем бесплатно. Вне всякого сомнения. Скорая помощь, родовспоможение, детские больницы — это, как говорится, святое. А страховая медицина уже практикуется во всем мире. К подобной форме придем и мы, но для этого нужны определенные реформы, изменения во многие законы и статьи Конституции, для этого необходимо время. Знаете, тут нужно не семь, а десять раз отмерить, и один раз отрезать. Почему? Потому что мы уже видели махание шашкой в медицине. Ни к чему хорошему это не приводит. Реформы должны быть обязательно. Но они должны быть обдуманными и поступательными. Мы не имеем права на ошибку. Это же на людях будет сказываться, в первую очередь, на их здоровье.

У Вас есть какие-то определенные планы на будущее? Что Вам больше нравится: заниматься законодательством в сфере здравоохранения или работать на должности министра здравоохранения? Что Вы выберете: депутатский мандат или кресло министра?

Жизнь покажет, мне сложно пока говорить об этом. Мой выбор зависит от многих факторов. Мне нравится работа в Министерстве здравоохранения — серьезная, масштабная и для профессионала весьма интересная. В то же время в Верховной Раде тоже происходят чрезвычайно значимые процессы. Должны приниматься очень важные законы для нас с вами, для наших детей. Мне кажется, я могу сказать, что уже имею определенный опыт, и это позволит мне еще что-то хорошее сделать и сегодня, и на перспективу. По крайней мере, я этого очень хочу.

Часто наши читатели задают следующий вопрос: подорожают ли лекарства в связи с выборами? Их эта проблема очень волнует, поскольку рост цен фактически уже начался.

Рассказываю, что мы сделали в этой сфере. Существуют так называемые социальные лекарства — это капельки, настойки, корвалол, нитроглицерин и так далее. Их в основном покупают люди пожилые, относящиеся к незащищенным слоям населения. Я пригласил на совещание крупнейших производителей этих препаратов, мы многое обсудили и подписали меморандум о неповышении цен до 1 января 2008 года на эти лекарства. Я считаю, что это здорово. Это победа Министерства здравоохранения. Мы будем контролировать цены в аптечной сети, и если, не дай Бог, цена повысится, то станем очень серьезно разговаривать. Цены на другие лекарства действительно немного повысились, и мы сейчас разбираемся, с чем это связано. Но повысились ненамного: в среднем на 5—7% по сравнению с прошлым годом. Это не такое уж большое подорожание. Вы же знаете, что подорожал бензин, подорожали перевозки, это и вызывает повышение цен. Но я не думаю, что выборы еще как-то повлияют на стоимость медпрепаратов.

Кстати, есть еще одна проблема. Врачи, определяя на глазок платежеспособность пациента, могут выписать либо дорогой иностранный препарат, либо что-то более дешевое отечественное…

Очень многое зависит, прежде всего, от добросовестности и порядочности врача. Вы знаете, я и мои коллеги знаем множество взаимозаменяемых лекарств. Процентов 80 иностранных препаратов могут заменить наши отечественные лекарства, которые значительно дешевле. По-видимому, мы недостаточно работаем с врачами на тех же курсах повышения квалификации, на семинарах. Готов принять этот упрек на свой счет и пообещать, что работа в данном направлении будет усилена. Кстати, вы обратили внимание, какая мощная идет реклама импортных препаратов? Наши препараты, к сожалению, почти никто не рекламирует.

А когда Вы наведете порядок с медицинскими справками, необходимыми для выдачи оружия, прав на вождение автомобиля и так далее? Совершенно спокойно все эти справки можно купить.

Безобразие. Мы уже проверяем некоторые фирмы и реагируем на сообщения граждан о том, что продаются медицинские справки. Ведь подобная незаконная деятельность ставит под угрозу нашу с вами жизнь! Психически ненормальный либо просто больной человек не должен получать оружие или водить машину.

Как Вы считаете, нужны ли политикам, кандидатам в депутаты, в президенты справки о психическом состоянии? Была даже дискуссия на эту тему. Ваша точка зрения как профессионала?

Хороший вопрос. Думаю, что некоторым необходимы…

Тем более что некоторые политические силы в открытую выступают за легализацию легких наркотиков…

Вы знаете, нет наркомании от легких наркотиков, от средних и тяжелых. Есть одна страшная болезнь — я это подчеркиваю — под названием наркомания. Я насмотрелся этого в Больнице скорой помощи. У нас была токсикологическая реанимация и отделение токсикологии. Дети по 17—18 лет поступали уже инвалидами. Я как человек, как врач, как министр, как отец категорически против легализации любых наркотиков. Это моя позиция. Без них можно обойтись. Мне говорили: вот, человеку легче уйти от проблем, расслабиться. Я абсолютно уверен: без этого можно обойтись. Есть другие возможности расслабиться.

Кстати, о расслаблении. В Украине, с одной стороны, пропагандируется здоровый образ жизни, а с другой — все медиа-пространство заполонила бесконечная реклама пива и слабоалкогольных напитков. Министерство не планирует поднять этот вопрос на государственном уровне?

Я против того, чтобы молодые люди злоупотребляли спиртными напитками. Что же касается массированной рекламной кампании алкогольных напитков, то, думаю, в данной сфере необходимо ужесточить действующее законодательство. Это будут совместные действия не только нашего Министерства, но и Министерства по делам молодежи и спорта. Вы действительно правы, реклама пива и водки везде. Спортивные или оздоровительные мероприятия проходят под пивной или водочной марками. Я с вами согласен, что это неправильно. И думаю, мы все-таки что-то сделаем.

Не боитесь мести водочных и алкогольных королей?

Я уже ничего не боюсь.

У нас есть еще вопрос о биодобавках. Их тоже выписывают люди в белых халатах. Говорят, что коготь мазандаранского тигра очень помогает при лечении простуды…

Биодобавки разрешены к продаже. Ну как мы их можем запретить? Я думаю, просто нужно больше рассказывать людям о пользе либо о вреде подобных препаратов. Это первое. Второе: вы поймите правильно, ведь врач же выписывает подобные биодобавки не со зла. Эти препараты разрешены в большинстве стран мира. А вот генно-модифицированные организмы — интересная тема.

И как обстоят дела в Украине с генно-модифицированными организмами?

Здесь мы одержали серьезную победу. Министерство разработало, а Кабинет министров собирается принять постановление, в соответствии с которым фирмы, поставляющие продукты питания в Украину, обязаны указывать на упаковке наличие в товаре ГМО, если их уровень больше 0,9% (это европейская норма). Чтобы люди знали, что именно они употребляют в пищу. И в ближайшее время это постановление вступит в силу.

Тем не менее торговать этими ГМО у нас можно…

Дело в том, что в научной литературе нет четких данных о каком-то пагубном влиянии ГМО на организм человека. Я специально изучал этот вопрос. Да, мы вправе предположить, что могут быть негативные последствия, поэтому и нужно, чтобы содержание ГМО указывалось на упаковках товаров. Каждый человек имеет право выбора. Вы пришли в магазин, прочитали, если хотите — берете, не хотите — нет. Как во всем мире.

В Украине периодически возникают скандалы, связанные с трансплантацией органов. Фиксировались ли такие случаи Министерством?

Да, скандалов было много. В том же Львове. Но ведь ничего не подтвердилось. Знаете, я работал в Институте урологии в Киеве, где проводились операции по трансплантации почек. Поэтому, исходя из собственного опыта, могу утверждать, что делать подобные вещи в обычной больнице, чтобы никто ничего не видел и не слышал, невозможно. Для того, чтобы изъять органы, нужна операционная, нужны люди. Затем почку необходимо промыть специальным раствором, сохранить ее живой, для чего нужна специальная аппаратура, камера для ее хранения. Необходим покупатель, которому она подойдет по своим иммунологическим свойствам, причем его следует найти быстро. Это же все очень сложно. И скрыть подобную деятельность совершенно невозможно.

Но ведь нет дыма без огня!

Огонь, несомненно, кто-то зажигает. Может быть, кому-то это выгодно. Теоретически я могу себе представить подобные вещи, но как это сделать практически? Думаю, что в больницах это просто невозможно.

А добывать стволовые клетки из младенцев возможно?

Нет, это делают официально из абортальной ткани, на законных основаниях.

Следующий вопрос: в последние годы многие стали серьезно соблюдать все церковные посты. Одни говорят, что это очень полезно для здоровья, другие утверждают, что, наоборот, крайне вредно. Как Вы считаете?

Вы знаете, это все-таки тысячелетняя практика… Кроме того, пост — это не только голодание, согласитесь. И вне всякого сомнения, пост здоровому человеку не вреден. Другой вопрос, что все должно быть в меру. К тому же, к сожалению, некоторые болезни из-за отказа от пищи могут обостряться, состояние здоровья может ухудшиться. Здесь, конечно, нужно просто обратиться к врачу и посоветоваться с ним.

Вы поститесь?

Честно признаюсь: не удается. А жена уже несколько лет соблюдает посты и говорит, что хорошо себя чувствует.

Беседовали с министром здравоохранения Украины,

кандидатом в народные депутаты от Компартии Украины

Юрием Гайдаевым Злата Лебеденко, Александр Юрчук

“Киевский телеграф”, 31.08.2007

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.