Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Партійна преса та видання

И.А.ГОБОЗОВ, д.ф.н.: ЧЕТЫРЕ ПРИНЦИПА (г."Советская Россия", № 119 (13020) 30 августа 2007 года)

Источник: sovross.ru

После публикации письма десяти выдающихся академиков развернулась острая полемика между сторонниками и противниками религии и церкви. Судя по публикациям, наш народ оказался на высоте. Несмотря на тоталитарную религиозную пропаганду, большинство авторов писем резко осуждает попытки церкви превратить светское общество в религиозное. Сразу же подчеркну, что я разделяю озабоченность уважаемых академиков.


Однако у религиозных деятелей нашелся союзник в лице кандидата философских наук Р.Р. Вахитова. В своей статье «Основы «симфонии»(«Советская Россия», 23 августа 2007 г., №116) автор, считающий себя левым патриотом, по существу выступает против академиков, озабоченных клерикализацией российского общества. Я остановлюсь на этой статье, поскольку ее автор претендует на некую научную объективность. Но вначале хотел бы развести понятия «вера» — «религиозная вера», «знание» — «научное знание». Нередко можно встретить утверждение, что вера и знание не антагонисты. С этим утверждением нельзя не согласиться, если уточнить понятия «вера» и «знание». В широком смысле слова вера есть определенная уверенность в чем-либо или в ком-либо. Она базируется на жизненном опыте и соответствующих знаниях. Без такой веры человек не сможет ориентироваться в природной и социальной действительности. Поэтому, конечно, такая вера нужна человеку. Что касается знания, то оно тоже в широком смысле слова представляет собой совокупность сведений об окружающем мире, полученных человеком в процессе его жизнедеятельности. Эти знания связаны с жизненным опытом. Они являются своего рода фундаментом веры в широком смысле слова. Поэтому в данном случае вера и знание не существуют друг без друга.
Что касается религиозной веры, то она предполагает слепую веру в некие сверхъестественные силы, обозначенные словом Бог. Религиозная вера антагонистична научным знаниям, базирующимся на признании объективного характера мира и законов его развития и функционирования. Научные знания отражают сущность исследуемых объектов.
Академики выступили против теологии как научной дисциплины. Вахитов им возражает: «У меня вызывают глубокое сомнение слова авторов письма, что теология не может называться научной дисциплиной, ибо «любая научная дисциплина оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой»(цитата из письма академиков. — И.Г.). Если бы уважаемые авторы заглянули в книги древних богословов — Василия Великого, Августина Блаженного, Дионисия Ареопагита или современных Марселя, Жильсона, Лосского, Зеньковского (что физики делают крайне редко, а философы, изучающие историю своей дисциплины, регулярно), то они обнаружили бы, например, что теология как раз и опирается на факты, то есть является дисциплиной опытной, как, скажем, литературоведение. Теология — это комментирование священных книг. И любое утверждение теолога можно проверить, обратившись к тексту той или иной книги Ветхого или Нового Завета».
Хочу напомнить уважаемому Вахитову некоторые принципы построения науки, абсолютно несовместимые с теологией. Первый принцип — это признание объективности окружающей природной среды. Наука исходит из того, что природа (шире — Вселенная) никем не сотворена. Наука полагает, что природа познаваема, что открытие ее законов дает возможность человеку использовать их для улучшения своих жизненных условий. Поэтому наука призывает человека к активной деятельности. С точки зрения теологии, Бог сотворил мир, в том числе самого человека. Иначе говоря, теология не признает объективного характера природы. Она все познание сводит к истолкованию священных книг. Второй принцип — принцип сомнения. Наука все подвергает сомнению, потому что без сомнения нет научного прогресса. Теология отвергает принцип сомнения. Для нее библейские тексты священны и в них нельзя сомневаться. А библейские тексты не есть факты, с помощью которых можно проверить утверждения теологов. Третий принцип — поиск истины. Наука ищет истину. Путей нахождения истины много. Отсюда ясно, что в науке абсолютно необходим плюрализм мнений. Но истина одна. Поэтому одно из мнений может оказаться истинным, а все остальные — ложными. Истинность научных результатов подтверждается практикой в самом широком смысле слова. Теология не ищет истину. Для нее истинны священные тексты. Четвертый принцип — принцип доказательности и аргументированности. Теология ничего не доказывает. Она базируется на вере, поэтому она не нуждается в доказательности.
Таким образом, наука и теология несовместимы, и я полностью поддерживаю мнение уважаемых академиков о том, что не надо вводить в список научных дисциплин ВАК теологию. Повторяю, теология — это вера, а не наука.
Вахитов делает экскурс в историю философии, приводит имена религиозных философов, внесших якобы огромный вклад в науку. На самом деле религиозные философы никакого вклада не внесли в науку, потому что исходные методологические принципы религиозной философии, базирующиеся на вере в Бога, ложны и несостоятельны. Другой вопрос, что некоторые религиозные философы высказывали интересные мысли нерелигиозного характера. Я, например, с огромным интересом читаю работы Н.А. Бердяева, посвященные русской идее.
Автор, как и многие другие, утверждает, что «религия несет в себе тысячелетние культурные ценности». Это утверждение глубоко ошибочно. Культурные ценности создает народ, а не религия. Нет религиозной культуры, нет ни христианской культуры, ни исламской культуры, ни иудейской культуры и т.д. А есть французская, русская, арабская, татарская, греческая и др. культуры. У всех народов до принятия той или иной мировой религии была культура. Это подтверждается историческими фактами. Но после принятия той или иной мировой религии культура народа получает религиозную окраску. Это связано с доминированием в обществе религиозного мировоззрения.
Вахитов сочинил какой-то «космополитический атеизм». Он пишет, что на Западе во многих странах церковь не отделена от государства. Это действительно так. Но, во-первых, там церковь не вмешивается в государственные дела, во-вторых, на Западе веками существует капитализм, научивший людей к рациональной жизни. Западный человек знает, что он должен действовать разумно, соблюдать правовые нормы, защищать свои интересы любой ценой. В личной жизни он может быть верующим, но в общественной он исходит не из религиозных догм, а из реалий. Вообще современное западное общество — это атеистическое общество. Вахитов, конечно, знает, что в XVIII веке французские философы как идеологи прогрессивной буржуазии выступили с резким осуждением религиозного мировоззрения, сковывающего личную инициативу человека. Во времена буржуазных революций церковь была отделена от государства, а школа от церкви. Иначе говоря, государства стали светскими.
Вахитов хочет Сталина сделать верующим. А он им даже во время учебы в духовной семинарии не был. Сталин как политик правильно действовал. И любой политик должен учитывать интересы всех слоев общества. Но Сталин как коммунист руководствовался коммунистическим мировоззрением, а не религиозным. Вахитов пишет, что левый патриот должен выступать «за сближение православия и других традиционных религий России и государства». Но если под левым патриотом подразумеваются и коммунисты, придерживающиеся коммунистических воззрений, то им не по пути с религией, проповедующей смирение и веру в сверхъестественные силы.
В заключение хочу подчеркнуть, что сейчас многие отечественные философы забыли о материализме, о марксизме, о рационализме и начали заигрывать с религией. Они утверждают, что возрождение России произойдет только с помощью религии, прежде всего православия. Эти философы, в том числе Вахитов, забывают о том, что в век высоких технологий религия как иррациональная форма общественного сознания не может помочь людям ориентироваться в сложной сети общественной жизни, в современных сложных и противоречивых глобализационных процессах. Только научные, в том числе гуманитарные, знания могут служить исходным методологическим и жизненным принципом деятельности людей по созданию материальных и духовных ценностей. Что касается религии, то ее не надо ни запрещать, ни пропагандировать. Религиозная вера — это нечто личностное, и надо уважать религиозные чувства верующих. Вместе с тем надо уважать и чувства атеистов, к числу которых принадлежу и я.

И.А. ГОБОЗОВ,
доктор философских наук, профессор, академик РАЕН, главный редактор
журнала «Философия и общество».
Москва.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.