Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Актуальне в пресі

Виталий ДЗЮБА: Закат Запада и постсоветское пространство (bloc-notes.info , 06.10.2005)

Источник: www.bloc-notes.info

Сегодня происходит экспансия Запада в планетарном масштабе. Стратегическая цель Запада определяется простейшими закономерностями функционирования капитала, стремящегося к продлению своего существования за счет мировой гегемонии. Отсюда появилась и осуществляется концепция глобализации. Суть ее – это вовсе не путь к «открытому обществу» во всемирном масштабе с равными возможностями для всех, как говорят об этом западные политики. И не эволюционная глобализация, как бы со скрытым в ней и еще подлежащим выявлению смыслом.

Глобализация как последняя попытка

Глобализация – это последняя попытка США и Запада в целом навязать планете однополярный мир, путь к такому смертоносному нигилизму и тоталитаризму, по сравнению с которым бледнеют даже ужасы германского фашизма. «Мир находится на пороге трансформации, которая по своим историческим и человеческим последствиям окажется более драматической, чем та, которая была вызвана французской или большевистской революцией», - обещает классик глобализма Збигнев Бжезинский. По его мнению, на фоне революционеров глобализма Робеспьер и Ленин предстанут всего лишь в качестве «мягких реформаторов».

Первые результаты глобализации уже видны. Разрыв в уровне жизни между «золотым миллиардом» и остальным миром постоянно увеличивается. К тому же, без малейшей надежды для этого остального на весомые модернизационные подвижки и преодоление нищеты.

Разрыв в среднедушевом ВВП между населением стран «золотого миллиарда» и остальным человечеством достиг 15,4 тыс. долларов, увеличившись с 1960 года в три раза. Наиболее зажиточная пятая часть человечества присваивает в 67 раз больше богатств, чем низшая пятая. С другой стороны, если в 1974 году общий объем внешнего долга развивающихся стран составлял 165 млрд. долларов, то ныне он приближается к трем триллионам.

На фоне происходящего уместно спросить, а что бы случилось с «золотым миллиардом», если бы богатые страны не имели возможности эксплуатировать остальной мир? Ответ дал еще Адам Смит: «В стране, которая достигла бы последнего возможного для нее уровня богатства, и то, и другое – и заработная плата, и процент на капитал – были бы очень низкими. Конкуренция между рабочими в погоне за работой была бы настолько высокой, что заработная плата свелась бы к тому, чего достаточно для содержания данного количества рабочих, а поскольку страна к этому времени была бы уже достаточно заселенной, то это количество не могло бы увеличиться».

Продлить свое существование за счет других

Иначе говоря, переход капитала от экстенсивных к преимущественно интенсивным формам развития на собственной основе и в рамках частной собственности представляется невозможным. Последнее и явилось мощным мотивом к глобализации – с целью продления собственного существования.

Западная цивилизация сегодня находится на развилке. Еще недавно общественность западных стран и ведущие интеллектуалы, в том числе группирующиеся вокруг известного Римского клуба, предупреждали о грядущей экологической катастрофе и необходимости, в этой связи, самоограничения аппетита «общества потребления». Перед лицом глобальных проблем на Западе назревала новая духовная трансформация. Этот процесс ускоряло «нефтяное эмбарго» арабских стран в 1973 году, когда цены на нефть выросли в 15-18 раз. Запад приступил к перестройке экономики и переходу от энергоемкой к наукоемкой модели хозяйствования. Это был один из вынужденных импульсов в сторону давно назревшей экологической трансформации индустриально-потребительского общества.

Новая модель, сопровождающаяся быстрым повышением удельного веса технико-технологической и научно-информационной составной в органическом строении капитала, вела к его социализации. Капитал нового типа перерастал старые рамки частной собственности. Мир мог очень быстро измениться.

Владельцы капитала такого рода изменений не желали. Они стремились овладеть новыми очагами социального пространства, чтобы за их счет продлить господство частной собственности. Поэтому был организован мощный вал информационной войны, чтобы распался Советский Союз. Завершающим толчком стали так называемые реформы Михаила Горбачева, а по сути - курс на развал уникальной мировой цивилизации и советского суперэтноса. Одна шестая часть земной суши, а также пространства Центрально-Восточной Европы оказались тем стратегическим плацдармом, за счет которого продлено существование потребительского общества и частной собственности на Западе.

Начало упадка

Но даже эти колоссальные перемены на карте мира не в состоянии спасти Запад в его прежнем виде. Последнее обстоятельство хорошо заметно даже на примере самого мощного государства, каким являются США. Сегодня внешний долг США иностранным государствам - около 2,2 трлн. долларов, а государственный внутренний долг – более 6 трлн. долларов. Эти долги, вместе взятые, составляют три четверти годового ВВП Соединенных Штатов.

Американский экономист, член лондонского Совета экономических исследований Ли Ченей утверждает, что США - банкрот. Американцы должны выплачивать 47% их дохода в виде налогов и, согласно данным Федерального резервного банка, граждане США должны еще выплачивать 81% дохода, чтобы оплатить долги и проценты, и это налоговое бремя называется внутренним долгом. Чтобы его выплатить, в США не хватает денег, которые банки печатают, загоняя американцев в финансовое рабство. Ежегодно внутренний долг увеличивается на 500 миллиардов долларов.

Одновременно, в США происходит деиндустриализация, вследствие чего ВВП приобретает все более виртуальный характер. Он существует в долларовом выражении, но его становится все меньше в материальном виде – произведенной технике, оборудовании, продуктах и т.д. Капитал в погоне за дешевой рабочей силой и, соответственно, высокой прибылью переносит производство за пределы страны. Схожие процессы происходят и в развитых странах Европы. К примеру, более 40% материально-вещественной части ВНП ФРГ создается за пределами Германии.

Крушение таких символов американского могущества, как башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и космический челнок, трагедия Нового Орлеана, паническое ожидание населением страшных терактов, ослабление доллара и банкротство крупнейших национальных концернов предвещают завершение безграничного доминирования на планете Соединенных Штатов Америки. Нет сомнений в том, что США по степени накопленного после распада СССР информационного, военного, финансового, научно-технического потенциала будут какой-то период сильны. Однако запас прочности Соединенных Штатов, как и созданного в них челнока «Колумбия», не безграничен.

Российский исследователь Игорь Панарин считает, что пик развития США как государства, выступавшего в роли локомотива общемировой экономики, научно-технического прогресса и либерального общественного устройства пришелся на два срока президентства Билла Клинтона. С той поры Америка вступила в период упадка.

Провалы в Афганистане и Ираке, вынужденные переговоры с Северной Кореей, утрата влияния в на Германию и Францию, Бразилию, Венесуэлу, Аргентину, Уругвай, просьба к европейцам «повлиять» на имеющий ядерные претензии Иран, все более высокий уровень самостоятельности России, вызов со стороны Китая – это отдельные, но достаточно убедительные факты, подтверждающие сдачу Соединенными Штатами своих прежних позиций.

Соединенным Штатам пора смириться с утратой своего сверхдержавного статуса. Современный мир слишком сложен, чтобы даже ведущая мировая держава могла кому-то навязать свою волю, считает профессор Йельского университета, директор Центра им. Фернана Броделя по изучению миросистем, экономик и цивилизаций Иммануил Валлерстайн. По его мнению, сегодня мировой капитализм переживает системный кризис - система больше не может работать по тем правилам, по которым она работала на протяжении пятисот лет, с момента своего возникновения.

Вместе с упадком США обречена и глобализация в ее американском варианте. Вряд ли знамя Вашингтона подхватит Брюссель. Хотя бы по той причине, что Европа очень уязвима в ресурсном отношении, а ее военно-политический вес явно недостаточен для того, чтобы говорить об установлении контроля над «интересными» регионами. Кроме того, степень консолидации ЕС явно не та, чтобы Брюссель мог проводить согласованную внешнеполитическую линию.

Евразийская альтернатива и Украина

Еще в 1992 году один из разработчиков внешней политики США, Пол Вулфовиц заявил, что «главной стратегической задачей США является недопущение создания на территории бывшего Советского Союза крупного и самостоятельного стратегического образования, способного проводить независимую от США политику». Долгое время так оно и было. Компрадорский капитал новых государственных образований на постсоветском пространстве, стремясь обеспечить необратимость капиталистической трансформации, и без подсказок из Вашингтона ориентировался на Запад.

Кроме того, прозападная направленность политики ряда бывших союзных республик была вызвана еще и тем, что с распадом СССР они, по сути, лишились нормального выбора. Достаточно вспомнить министра иностранных дел РФ Андрея Козырева, над которым из-за его угодливости потешались даже в западных столицах, именуя не иначе как «мистер да». С другой стороны, то, что предлагала партнерам по СНГ Москва, было либо неприемлемо, либо выглядело нежизнеспособно. Поэтому, выбирая между Вашингтоном (вариант – Брюсселем) и Москвой, Киев, Кишинев, Тбилиси, Баку от безысходности склонялись к первому.

Но, с течением времени, ситуация стала меняться. Выгоды последовательного проамериканизма теперь уже не столь очевидны. После периода «сосредоточения», как выражался когда-то князь Горчаков, Россия вновь имеет хорошие шансы стать центром притяжения для своих соседей, предложить им интересную альтернативу.

Наряду с проектом ЕЭП, который пришелся по душе Астане и Минску, интересные подвижки в последнее время происходят в ЕврАзЭС. На заседании межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества в конце сентября на уровне глав правительств стран-участниц ЕврАзЭС было достигнуто соглашение об унификации налоговых и таможенных кодексов. В результате уже в будущем году в рамках ЕврАзЭС начнет работать Единый таможенный союз. Следующим этапом станет создание полноценного общего рынка стран Сообщества.

С учетом того, что в ЕврАзЭС, помимо Киргизии и Таджикистана, входят Россия, Казахстан и Белоруссия, то есть партнеры Украины по блокируемому ней ЕЭП, можно сказать, что Москва, Астана и Минск выполнили изящный маневр, оставив Киев «с носом».

Но самое интересное даже не это. Накануне встречи в столице Таджикистана, правительство России одобрило проект Соглашения о порядке организации и развития общего рынка нефти и газа государств-членов ЕврАзЭС. Документ предусматривает, что общий рынок нефти и газа Сообщества будет создаваться на основе равноправия и невмешательства в дела национальных экономик. В условиях наличия единого таможенного пространства цены на таком рынке будут выгодно отличаться от мировых.

Новое руководство Украины дало понять Западу, что решительно покончило с многовекторностью во внешней политике в пользу Брюсселя, хотя, как отмечают зарубежные эксперты, со стороны больше похоже, что в пользу Вашингтона. В результате, как видно, страну ожидают существенные экономические потери. Украинские специалисты уже подсчитали, что, если не получится договориться с Россией о поставках газа на прежних условиях, горно-металлургический комплекс страны потеряет в следующем году около 2 млрд. долларов. Но это только часть «платы» за расположенность Вашингтона к Виктору Ющенко. Как новая ситуация скажется на других отраслях экономики, материальном, морально-психологическом и физическом состоянии граждан страны, оказавшихся пленниками «оранжевого» режима, специалисты пока не говорят.

* * *

Современный Запад и, прежде всего, США очень быстро превращаются в прошлое человечества, его вчерашний день. Делая ставку на них, украинские власти избрали для своего народа путь в тупик. Сегодня еще не поздно отказаться от миража «цивилизованного мира», вся «цивилизованность» которого состоит в создании мировой системы перераспределения богатств и ресурсов в свою пользу. Но вот завтра как бы не случилось разделить судьбу агонизирующего Запада.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.