|
|
Актуальне в пресі
|
Частые выборы лишают лидеров возможности работать на благо страны (г."2000", 06.04.2007)
Источник: news2000.com.ua
Адриан Северин — глава делегации Европарламента по сотрудничеству ЕС и Украины.
— Г-н Северин, что вы можете сказать о сегодняшней ситуации в Украине?
— Я думаю, что наша делегация хотела бы, чтобы украинские политики сохранили консенсус в планах интеграции Украины в Европу, в желании стать членом ВТО и продолжали бы реформы, которых так ждут граждане Украины. Естественно, досрочные выборы по причине роспуска парламента отодвинут эти важные моменты на задний план в силу ряда причин.
Во-первых, боюсь, что таким образом выборы отдалят перспективу интеграции Украины в Европу.
Во-вторых, считаю, что институт выборов создан для того, чтобы на определенный срок — согласно конституционному праву — давать власть политикам, которые являются членами парламента. Электорат не должен требовать досрочных выборов и просить роспуска парламента. Ведь избиратели доверили власть парламентариям на определенный срок, а потому не могут произвольно сокращать этот срок. К тому же электорат не состоит только из того небольшого количества людей, которые вышли на улицы требовать немедленных перевыборов. Я не могу назвать сильной демократией ту, при которой небольшая группа людей, недовольная политикой правительства или парламента, выйдя на улицу с протестами, может добиться лишения депутатов мандатов.
В-третьих, я не считаю, что частые выборы укрепляют демократию. Наоборот, они ее ослабляют, так как лишают политических лидеров возможности работать на благо страны. Должен отметить, что роспуск парламента — это внутренние дела Украины. Но принятие такого решения, с одной стороны, заставляет задуматься о качестве демократического процесса в стране. А с другой — задуматься о том, как такое решение о досрочных выборах может сказаться на интегрировании Украины в Европу.
— То есть решение о проведении досрочных выборов подвергает риску сотрудничество Украины с Евросоюзом?
— Я бы не хотел так говорить, но, безусловно, подобные политические «разборки» и решения переводят силы и внимание в иное русло, нежели проведение политики евроинтеграции.
Конечно, мы готовы рассматривать Украину как можно ближе к ЕС, мы работаем в этом направлении. Но я приведу вам небольшой пример: работа нашего совместного парламентского комитета буквально прекратилась более чем на год из-за минувших выборов в Украине и из-за сложностей формирования правительства после них. Из-за внутренних политических неурядиц в вашей стране мы были не в состоянии работать на улучшение связей между Украиной и ЕС.Поэтому, если состоятся новые выборы и придется формировать новое правительство, то, естественно, возникнут новые трудности в нашем сотрудничестве.
Безусловно, если новые выборы действительно необходимы, их надо организовать, и если при этом действительно требуется распустить парламент, то с этим фактом надо смириться. Но роспуск парламента должен быть крайней мерой. Считаю, что политическая элита Украины должна была решить: если возможно, то необходимо было найти другое решение.
— Итак, ваша делегация не собирается срочно поехать в Украину изучать сложившуюся ситуацию?
— На данный момент мы просто следим за тем, что происходит. Сейчас работа Европарламента приостановлена из-за так называемой «желтой недели». Члены нашего парламента работают в своих избирательных округах.
Мы будем поддерживать связь с нашими коллегами в Верховной Раде, но прежде чем прийти к каким-либо выводам, мы должны лучше ознакомиться с ситуацией и проконсультироваться с членами нашей делегации. И только после этого сможем принять решение. Мы должны внимательно и тщательно следить за тем, что происходит в Украине. И готовы действовать в зависимости от развития ситуации.
Однако, я уже отмечал, роспуск парламента и проведение новых выборов — это внутренние дела Украины. Я только могу повторить, что досрочные выборы даже в сильной и зрелой демократической системе являются крайней мерой. Поэтому Украина выиграет больше, если все силы политической элиты и украинского общества будут направлены, например на улучшение связей Украины с ЕС.
— Если бы ЕС и его структуры все-таки выступили посредником, помогло бы это разрешить ситуацию?
— Украина — суверенное, независимое государство, которое не является членом Евросоюза. Поэтому я не вижу, какое у ЕС может быть право вмешиваться. Конечно, мы можем посоветовать, помочь, но просьба выступить посредником всегда должна исходить от заинтересованных сторон. А пока что такая просьба не прозвучала.
И я не уверен, что возможное содействие ЕС можно квалифицировать как посредничество. Но я бы хотел призвать всех заинтересованных лиц — и президента Ющенко, и премьер-министра Януковича, и лидеров оппозиционных партий — обратиться к нам и проконсультироваться, поинтересоваться нашим мнением о том, что такое настоящая демократия и какие истинно демократические методы могут быть применены для разрешения таких разногласий, которые приводят к подобным ситуациям.
Единственное, чем мы можем помочь обеим сторонам в достижении компромисса, — это поделиться нашими знаниями. Вопрос не в том, готов ли Евросоюз помочь, а в том, готовы ли и хотят ли политические лидеры Украины обратиться к ЕС за советом. Даже то, что я вам сейчас говорю, является обращением к властям, и они, конечно же, должны воспринять его по существу. Это все, что мы можем сказать на данный момент.
Демократия должна оперировать иными мерами, прежде чем вдаваться в крайности. И на данный момент самым главным должна быть целенаправленная политика интеграции в Европу. Все. Точка. Если кто-либо хочет обсудить это более детально, мы готовы содействовать. Но мы не можем выдвигать себя в качестве внешнего посредника для разрешения внутреннего политического конфликта.
— Украину будут обсуждать на следующей пленарной сессии Европарламента?
— Мы ожидали, что Украина будет включена в повестку дня апрельской сессии в связи с планируемым обсуждением рекомендаций, готовящихся Михаилом Томашем Каминским по мандату переговоров относительно нового расширенного соглашения между ЕС и Украиной. Но из-за событий в вашей стране не могу теперь сказать с уверенностью, произойдет ли это. Предварительно обсуждать доклад Каминского должны были на следующей неделе. Происходящее в Украине нужно отразить в этом документе. В него также следует включить оценку того, как эти события повлияют на взаимоотношения Украины и ЕС.
|
|
|