|
|
Актуальне в пресі
|
Если указ признают неконституционным, то президенту Ющенко нужно будет подать в отставку (г."2000", 06.04.2007)
Источник: news2000.com.ua
Оценкой развития событий в Украине с вашим корреспондентом поделилась Ренате Вольвенд, содокладчик мониторингового комитета Парламентской Ассамблеи Совета Европы по Украине.
— Что вы думаете о событиях в Украине?
— Я надеюсь, что Конституционный суд сделает приоритетом рассмотрение конституционности указа президента Ющенко и отложит на время остальные дела, чтобы решение могло быть принято как можно быстрее. Боюсь, что если у Конституционного суда уйдут недели или месяцы на то, чтобы определиться и ответить на вопрос: «Был президент прав или нет?», то могут начаться столкновения на улицах между теми, кто поддерживает оппозицию, и теми, кто поддерживает Януковича,
— Вы ожидаете эскалации конфликта?
— Я видела в новостях, что во время встречи во вторник Ющенко и Янукович пообещали друг другу не допустить, чтобы дело дошло до этого, но это обещание двух людей. И никогда нет уверенности, как поведут себя люди на улице и сколько инициативы проявят представители силовых структур.
— Какова ваша оценка как юриста решения президента?
— На это непросто ответить. Пока у меня не было еще возможности изучить текст указа президента. Но из того, что я об этом слышала, читала в прессе, приходится делать вывод, что главной причиной решения президента была его попытка прекратить переход парламентариев из одной фракции в другую. И если это действительно так, то боюсь, что юридически это недостаточные основания для роспуска парламента. Но прежде чем давать юридическую оценку этого решения, я хотела бы ознакомиться с точным переводом текста указа.
Я боюсь, что гражданское общество уже не понимает, что происходит. И в то же время я поражена, что некоторые из «оранжевых» идеалистов стали перебежчиками. Но даже если это действительно так, то роспуск парламента и новые выборы все равно не помогут решить проблему. В первую очередь политики должны стать серьезными людьми, которые хотят честно работать и чувствуют ответственность за свою страну и принимаемые решения. А если они, как трава, колышутся от ветра то на запад, то на восток, новые выборы этой проблемы не решат. Все эти годы, в течение которых я посещала вашу страну, я не осознавала, что это проблема общего характера для страны. Если политики так легко покупаются другой партией и делают свою работу в зависимости от «зарплат», которые они получают от олигархов, боюсь, что это начало конца парламентаризма.
— Итак, вы не считаете новые выборы выходом из ситуации. Есть ли какая-то альтернатива?
— Когда я была в Киеве пару недель назад, то отметила конфликт в парламенте, фракции блокировали предложения друг друга. Но уже тогда я сделала вывод, что новые выборы в решении этого конфликта не помогут и что мы только потерям время и отложим решение проблемы на будущее. Я по-прежнему придерживаюсь этой точки зрения.
— Чего будут стоить Украине эти выборы не только экономически, но и политически? И может ли, по вашему мнению, она себе их позволить?
— Если решение Конституционного суда будет в пользу выборов, их надо будет проводить. Увы, после этих выборов Украине хоть и не придется начинать с нуля, но она будет отброшена на 2 — 3 года назад в развитии демократических институтов и становлении верховенства права, и все достижения последних лет уже не будут ничего стоить.
— Каким тогда вам видится выход из сложившейся ситуации?
— Я видела выход до президентского указа, а именно — продолжение трансформации конституционной реформы, обновление судебной системы и органов юстиции в соответствии с европейскими стандартами. Даже конфликт между коалицией и оппозицией в ВР мог постепенно трансформироваться в баланс обычной политической жизни. Теперь я выхода не вижу.
Политические изменения происходят не из-за того, что участники процесса стремятся отстаивать интересы страны, а из-за того, что они борются за власть: кто получит больше власти — президент, премьер или кто-то третий. Ситуация более критическая, чем она была в декабре 2004-го. У так называемой оранжевой революции было внутреннее содержание, общество знало, за что идет борьба. А теперь?!
— Как содокладчик по Украине проведение какого курса в отношении нашей страны вы намерены рекомендовать ПАСЕ?
— В апреле во время весенней сессии ПАСЕ я буду рекомендовать более тесно сотрудничать на правительственном уровне. Украине сейчас нужна более существенная помощь в форме конкретных программ, направленных на просвещение людей в вопросах демократии, чтобы возникло понимание того, что такое на самом деле верховенство права. Не на весенней, а на летней сессии (когда должен быть представлен доклад по Украине. — <B>Ред.<P>), мне очень жаль, но я буду рекомендовать продолжить мониторинг. Раньше я была настроена более оптимистично и надеялась, что мы сможем уже перейти к следующей стадии — постмониторингу. Но теперь вижу, что Совету Европы необходимо продолжать оказывать Украине поддержку в форме мониторинга.
— Какие инструменты СЕ Украина могла бы использовать для поиска выхода из ситуации, и как в данном случае могла бы помочь Венецианская комиссия?
— Думаю, что параллельно с Конституционным судом Украины Венецианская комиссия могла бы также изучить указ президента и сделать оценку, соответствовал ли этот указ Конституции. И если нет, полагаю, в первую очередь должны быть проведены президентские выборы. Это моя личная позиция, но если указ будет признан неконституционным, то президенту Ющенко в таком случае нужно будет подать в отставку.
— Вы допускаете отмену этого указа?
— Такой шанс есть, но я не могу представить, как после этого все будет развиваться дальше. Роспуск парламента очень тяжелое, важное решение в политической жизни, и этим играть нельзя. Как люди после этого могут доверять своему лидеру?! Поэтому, вероятнее всего, и в случае отмены президентом указа ему также придется подать в отставку. Но это мое личное мнение.
— Вы собираетесь с Ханне Северинсен в Украину, чтобы изучить ситуацию на месте?
— Мы еще об этом не говорили. Но я полагаю, что содокладчики сейчас ничем помочь не могут. Ситуация должна быть разрешена политическими лидерами в стране. Только они сами могут определиться с правилами поведения политиков и рядовых членов партии. Что мы можем сделать — поговорить с президентом, с премьер-министром? И услышать те же ответы, что они уже дали журналистам и президенту ПАСЕ, генсеку Совета Европы? А роль посредников должны выполнять люди на более высоком уровне, чем содокладчики.
— В Украине сейчас «притираются» к новой Конституции, и какие-то конфликты неизбежны. Как члену ПАСЕ вам приходилось сталкиваться с такими ситуациями в других странах?
— В таком масштабе — нет. Будем ждать решения Конституционного суда и Венецианской комиссии. Но пока у меня создается впечатление, что это не столько результат неточностей в Конституции, сколько борьбы за власть.
|