|
|
Актуальне в пресі
|
Виталий ДЗЮБА: Интеграция для Украины
Источник: www.bloc-notes.info
Видный сторонник евразийской интеграции, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев вспоминает: «В одной из зарубежных поездок мне перевели слова из телевизионного сюжета. Интервью у молодого мужчины-террориста было посвящено причинам его вступления в террористическую организацию. Ответ был простой, но если вдуматься страшный: «Я никогда не решился бы на убийство другого человека, даже если бы сам умер от голода. Но я больше не в силах смотреть в глаза моих голодных детей».
Ловушки глобализации
И это происходит в то время, когда по признанию американского экономиста Джона Гэлбрейта, в развитых странах мира больше людей умирает от переедания, чем от голодания. Будет ли стабилен такой мир?
Нет, такой мир не может быть стабильным по определению, а мы не только должны позаботиться о своей безопасности, но и сделать так, чтобы не пришлось смотреть в голодные глаза своих детей. Дело не в том, что существуют культуры, образы жизни и выстроенные на их основе региональные цивилизации. Дело в том, что западный и в первую очередь американский капитал хочет господствовать на планете и жиреть за счет всех остальных.
Составная часть этого капитала – капитал, сосредоточенный в странах Евросоюза, - занимается тем же. Он ничуть не лучше и не благороднее американского. Он просто пока слабее и сейчас пытается создать собственную зону господства на планете. Одних делает частью метрополии, как поляков или чехов, и здесь общее культурное наследие действительно играет определенную роль. Других, цивилизационно чуждых, он оставляет как бы снаружи, чтобы эксплуатировать намного более цинично и беззастенчивее, чем «своих». В этом надо искать причины отказа Украине во вступлении в ЕС и сложные перипетии по тому же вопросу с Турцией.
Президент Международного института им. П. Сорокина — Н. Кондратьева Юрий Яковец cчитает, что необходимо, не отказываясь от глобализации, перейти к новой гуманистической модели, основанной на диалоге цивилизаций, для решения основных проблем XXI века.
Но такой переход станет возможным лишь тогда, когда нынешние претенденты на мировую гегемонию убедятся в бесплодности своих попыток ее осуществления. Чтобы это время пришло быстрее, и мы потеряли меньше, надо заниматься экономической интеграцией на постсоветском пространстве с тем, чтобы со временем создать не просто самодостаточную общую экономику, но способную конкурировать на равных с экономиками других интеграционных группировок. Примерно по таким соображениям родилась идея Единого экономического пространства в составе России, Украины, Казахстана и Белоруссии.
Упадок в Украине, подъем в России
Экономика Украины при «оранжевой» власти, начав со стагнации, перешла к рецессии. В августе 2005 года, как сообщил Госкомстат, ВВП сократился на 1,6% по сравнению с августом прошлого года. Если раньше говорили о замедлении экономического роста, то сейчас даже наша «карманная» статистика вынуждена показать падение. Дефицит бюджета по итогам первого полугодия превысил 1 млрд. гривен. Объем средств на счетах правительства по состоянию на июль составил лишь 7,5 млрд. гривен – по сравнению с 18 млрд. в июле прошлого года. Задолженность по возмещению НДС достигла рекордного показателя в 3 млрд. гривен. Поступления от приватизации за первое полугодие составили лишь 10% от плана.
В рейтинге «Доклада ООН о развитии человека - 2005» Украина заняла 78-е место, значительно отставая от России и Белоруссии. Поэтому нет ничего странного в том, что, по новейшим данным службы Гэллапа, только 8% граждан нашей страны доверяют погрязшему в междоусобицах руководству Украины.
Иная экономическая ситуация в России. Объем ВВП в России в первом полугодии 2005 г вырос на 5,7%. При этом рост ВВП в I-м квартале составил 5,2%, а во II-м - 6,1% по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. Эксперты Всемирного банка в докладе «Бизнес – 2006» назвали Россию лидером реформ в странах СНГ. Авторы документа подчеркивают, что в России уже третий год идет реформа налогообложения. Упрощены процедуры и сокращено время для регистрации бизнеса. Созданы условия для расширения доступа к кредитам. По мнению авторов доклада, реформы в России проводятся быстрее, чем в Бразилии, Китае и Индии. Россия успешно создаёт условия для развития частного бизнеса, и они более благоприятны, чем в большинстве стран бывшего СССР. В докладе приведены рейтинги условий предпринимательства по 155 странам мира. Россия заняла 79-е место, намного опередив Украину, находящуюся на 100-м месте.
По объему золотовалютные резервов, которые на 5 августа 2005 года составили 145.8 млрд. долларов, Россия вышла на 5-е место в мире. Эксперты прогнозируют, что к 2008 году они увеличатся до 280 млрд. долларов.
Быстрый экономический подъем позволил России сделать приоритетом бюджетной политики в 2006–2008 годы социальную сферу. В сообщении Министерства финансов РФ говорится, что в ближайшие три года зарплата работников госсектора увеличится в 1,5 раза. Значительно сократится число бедных, до 4–5,5% снизится инфляция. Уже в будущем году бюджетные расходы на здравоохранение увеличатся на 64%.
Наконец, надо сказать вот о чем. В последние годы в мировом масштабе начала проводиться комплексная инвентаризация и оценка национального богатства. Подсчет только природно-ресурсного потенциала России (около 1 млн. долларов на душу населения) выводит ее в мировом рейтинге на первое место. А по аналогии с расчетами и методикой Всемирного банка, по которым природные ресурсы составляют только 20% от всего национального богатства, в России на каждого жителя должно приходиться примерно 5 млн. долларов национального богатства.
Ведь национальное богатство не ограничивается только природными ресурсами. В совокупном национальном богатстве выделяются ценности, соответствующие трудовому потенциалу населения, с дифференциацией на собственно людские, интеллектуальные и духовно-культурные ресурсы; капитал, соответствующий хозяйству, с дифференциацией на собственно созданный капитал (имущественный капитал), технологический капитал, финансовый капитал; ресурсный потенциал, соответствующий территории, с дифференциацией на земельно-водные ресурсы, сырьевые ресурсы, природно-экологические ресурсы.
Абсурдная политика «оранжевых»
Понятно, что возросшие экономические возможности России благотворно скажутся на одряхлевшей при «оранжевых» экономике нашей страны - при условии ее вхождения в Единое Экономическое Пространство, включая единую таможенную систему, наднациональные координирующие органы, а в перспективе и единую валюту. На этом фоне совершенно абсурдными представляются попытки «оранжевых» вождей торпедировать ЕЭП, что со всей очевидностью проявилось на недавнем саммите СНГ и ЕЭП в Казани.
Блокируя ЕЭП досужими разговорами о необходимости ограничить участие Украины в этом проекте созданием зоны свободной торговли, президент Украины явно стремится к превращению нашей страны в американскую резервацию вроде тех, в которых живут местные индейцы. Официальная пропаганда запугивает граждан мнимыми «экономическими трудностями» и «утратой суверенитета» в случае вхождения Украины в ЕЭП. О том, что развал экономики уже случился, причем под водительством Ющенко, сначала в качестве премьера, а теперь – президента, что страна за годы реформ по сценарию Вашингтона потеряла две трети национального богатства, на Печерских холмах предпочитают не вспоминать. Как не вспоминают и о том, что буквально с первого дня независимости Украина является не субъектом, а объектом международной политики. Суверенитет на деле сводится лишь к наличию собственных герба и флага.
Если даже представить невозможное и предположить, что случилось «чудо» и Украина входит в ЕС, никакого чуда не произойдет в экономике. Достаточно посмотреть на содержание экономических связей со странами Евросоюза. В экспорте Украины в страны ЕС доминируют поставки минеральных продуктов, неблагородных металлов, текстиля и текстильных изделий. Машины, оборудование и механизмы занимают до 10%. Такая ущербная структура экспорта в зону ЕС сохраняется многие годы.
В торговле с Западом невозможно завоевать его рынки. США и страны Евросоюза надежно защищают собственных производителей, используя протекционизм и квоты, применяя антидемпинговые меры. Вступление в ВТО облегчения не принесет. Наоборот, оно способно обернуться уничтожением того, что еще кое-как работает, поскольку придется открыть свой рынок и отказаться от последних элементов протекционизма. А это будет означать довершение разгрома украинской индустрии. Останутся, только те производства, которые Западу невыгодно иметь у себя по причине низкой нормы прибыли, высокой энергоемкости и тяжелых экологических последствий, - металлургия, химия.
Перспективы Украины в ЕЭП
Конкурентоспособность производимых в Украине несырьевых товаров и услуг на мировых рынках пока невысока. В такой ситуации могут быть различные варианты позиционирования экономики. Один состоит в том, чтобы, сохраняя или даже усиливая защищенность национального рынка от внешней конкуренции, стимулировать внутренние инвестиции в основной капитал, модернизировать производство и насытить внутренний рынок продукцией, которая, по мере возрастания конкурентоспособности, начнет находить сбыт и за границей. Серьезным недостатком этой модели является наличие целого ряда почти риторических вопросов. Хватит ли капиталов, готовых «работать» на таком закрытом рынке, как поведет себя внутренний спрос, насколько возможно ликвидировать технологическое отставание в важнейших отраслях в таких условиях и так далее.
Альтернативный вариант связан с быстрой либерализацией и «раскрытием» рынка. В таких условиях отечественные производители товаров и услуг могут лишь надеяться, что хоть кто-то из них выдержит возросшую конкуренцию, сохранит контроль над своим бизнесом и сможет торговать со всем миром. Да и на внешних рынках, как неоднократно приходилось убеждаться, нас никто не ждет, порой даже с сырьем.
А что в СНГ? В практике товарооборота между странами СНГ существует некий коридор возможностей. Этот коридор объективно ограничен, с одной стороны – степенью развития каждой из отдельно взятых экономик, а с другой стороны – уровнем реальной интегрированности экономик. У такого коридора может быть лишь две перспективы. Первая – замыкание в рамках национальных границ, создание барьеров для движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, убыточное импортозамещение. В этих условиях объем товарооборота будет находиться в существующих пределах, демонстрируя некоторые всплески в связи с благоприятной ценовой конъюнктурой, но постепенно двигаясь к своей нижней границе. Реализуя все эти меры, мы ужесточаем конкуренцию друг с другом и освобождаем место товарам из третьих стран. При этом проблемы на рынке услуг и капиталов будут заставлять каждую из стран искать инвесторов в третьих странах и обходные маршруты транспортировки.
Вторая перспектива – минимизация, а в перспективе – устранение трансграничных издержек движения товаров, услуг, капиталов, чтобы конкурировать потенциалом общего интегрированного пространства. В этом состоит важнейшая задача и цель ЕЭП. Если говорить о ее реализации, проблема здесь, по сути, лишь одна - необходимо сделать так, чтобы для развития дальнейшего интеграционного процесса не стало препятствием присоединение к ВТО. Для этого очень важно наличие согласованных позиций государств, входящих в ЕЭП, при вступлении в эту организацию.
Соглашение о ЕЭП не противоречит нормам ВТО. Во-первых, все региональные экономические объединения, существующие сегодня в мире, действуют строго в рамках ВТО. Правила ВТО регламентируют право стран создавать региональные блоки (зоны свободной торговли, таможенные союзы) и в рамках таких блоков. Во-вторых, смысл ВТО – установить единые «правила игры» для всех стран-участниц. А смысл региональных блоков в том, чтобы, исходя из этих правил, эффективно решать практические вопросы торгово-экономических отношений между странами-соседями. В-третьих, в рамках «четверки» создается реальная возможность согласовать действия стран-участниц по отношению к ВТО и тем самым существенно упростить решение проблем, связанных с присоединением к этой организации.
Еще вопрос, выгодно ли для Украины вхождение в ЕЭП с позиции развития отношений с ЕС. Оказывается, да, поскольку эти два процесса могут проходить, при желании сторон, во взаимной увязке, обогащая друг друга и постепенно консолидируя зону экономической интеграции, по населению во много раз превышающую население Украины. К этому заключению приводит накопленный россиянами за последнее время опыт консультаций с ЕС об общем европейском экономическом пространстве (ОЕЭП). В перспективе, конечно. То, что не по силам отдельно взятой Украине, вполне возможно решить совместными усилиями, особенно учитывая объединенные возможности стран ЕЭП в решении обостряющихся энергетических проблем Европы и военно-технического обеспечения будущего оборонительного союза в рамках ЕС. Примеры сосуществования таких разноуровневых интеграционных блоков есть. Сам Евросоюз, заключивший интеграционные соглашения с десятками государств и параллельно развивающий уровень внутренней интеграции, является лучшим примером.
Интеграционные процессы государств ЕЭП могут идти быстрее, чем создание ОЕЭП – наши страны ближе по уровню экономики и конкурентоспособности, мы пользуемся общим историческим и культурным наследием, общим для всех русским языком. Нам не надо преодолевать отчуждение между народами, как пришлось это делать, например, немцам и французам.
Полное единство экономического пространства достигается лишь при гармонизации всего экономического регулирования. Например, отказаться от антидемпинга можно только при общем законодательстве о конкуренции. Общее законодательство о государственной помощи и единая ценовая политика позволят не применять во взаимной торговле инструмент компенсационных пошлин. Некоторые меры по гармонизации дают незамедлительный эффект и на самых начальных стадиях создания общего пространства. Например, унификация технических требований к продукции, ветеринарных и фитосанитарных норм, таможенных правил и документации.
Построение однородного экономического пространства – задача не одного года. Отдельные его сегменты будут создаваться быстрее других, исходя из реальной готовности каждого государства к углублению интеграции. Здесь вполне уместна аналогия с «Европой многих скоростей», моделью, в течение последних двух десятилетий успешно применяемой на практике в процессе строительства Евросоюза и позволившей ему успешно консолидироваться в исторически уникальное по числу участников и глубине интеграции наднациональное образование.
Наконец, не стоит забывать о том, что два члена ЕЭП, Россия и Казахстан, являются членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая имеет тенденцию к превращению в крупнейшую геоэкономическую группировку. Уже одобрена долгосрочная Программа многостороннего сотрудничества в торгово-экономической области, на очереди – создание зоны свободной торговли. То есть, находясь в ЕЭП, Украина получит свободный выход на рынок с населением в полтора миллиарда человек и неограниченными возможностями для экспорта сложной законченной продукции, да и остальной тоже. Ведь одного зерна Китаю вскоре понадобится ввозить не менее 100 млн. тонн ежегодно. Вот где открываются поистине неограниченные возможности!
* * *
Отбросив ложные иллюзии в отношении Запада, и работая над созданием ЕЭП, Украина должна подчинять свои действия тому, чтобы в реальной перспективе все его страны-участники заняли надежные позиции среди по-настоящему сильных, экономически передовых и влиятельных государств. В Украине некоторые силы во всем пытаются видеть «происки Москвы». Однако ясно, что создание такого пространства не может быть делом и приоритетом одной России. Единое пространство может быть только продуктом осознанного взаимного интереса.
|
|
|