Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Публіцистика

Владимир Селезнев, Заслуженный журналист Украины: НЕИЗВЕСТНАЯ РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ГОССОБСТВЕННОСТЬ БЕЗ ЗАЩИТЫ ЗАКОНА

Недавно отчетно-выборная конференция профсоюза Донецкой железной дороги впервые приняла необычное обращение к руководителям страны - о расхищении устройств, узлов и объектов на магистрали. 130 тысяч членов профсоюза обеспокоены ситуацией. “За 8 месяцев 2006 года зарегистрировано 2309 хищений в действующих коммуникациях дороги. Похищено около 4 километров рельсов, 2,7 тыс. шт. путевых накладок, 12 тыс. шт. подкладок, 61 тонна деталей верхнего строения пути. Зафиксировано 158 случаев порчи устройств сигнализации и связи, электроснабжения. Такие действия создают угрозу безопасного движения поездов”.

СВОДКА ДЕЙСТВИЙ БОЕВЫХ

Собственно говоря, мы читаем обобщенную сводку боевых действий: в среднем по десять вылазок “противника” в сутки, в самых неожиданных точках – на безлюдных перегонах, на гулких железных мостах. Раскручивают, разрезают, уносят и увозят… Пока мало кто, кроме железнодорожников, представляет истинную величину и трагические гримасы необъявленной войны, которая круглосуточно тянется уже долгие годы на железных путях Украины и особенно - на пяти тысячах километров грузонапряженных магистралей Донбасса. Причем, вездесущий “противник” курочит все три этажа дороги: колею, притормозившие на полустанках поезда, снабжающую их энергосистему. Он, расхититель, чаще всего остается неизвестным и безнаказанным. Железнодорожники, как им положено, объявляют аврал и устремляются “лечить” больной участок, чтобы не сорвать график движения. А потом остаются без защиты государства, давшего им в управление необозримую и аппетитную для жуликов собственность.

Вот машинист ведет поезд без ошибок по нормальному пути, и вдруг на полном ходу попадает в … крушение. Десяток лет назад такая ситуация была совершенно невозможна, а сейчас она практически повисла над всеми маршрутами с пассажирами и грузами. Первый тревожный колокол воровской войны прозвучал в сентябре 2000 года. В полночь под Мануиловкой вор сбросил с движущегося товарняка крупный кусок металлолома. Лом попал под колесо, вагоны сошли с рельс и врезались в тепловоз идущего навстречу грузового поезда. Крушение на полном ходу и мгновенная гибель поездной бригады. Железнодорожники поставили там громадный, пятиметровый православный крест локомотивщикам Николаю Лукьянюку и Борису Минайлову. Он виден далеко со всех сторон. И с тех пор поезда, проносясь мимо, дают длинный гудок-салют в честь безвинно принявших смерть товарищей. Теперь это святая традиция.

Дежурные критики подбрасывают нам витиеватую мысль: “Не сами ли дорожники воруют у себя?” Но так думают лишь те, кто не знает морального климата в большом коллективе, не ведает силу векового, впитавшегося в кровь и плоть принципа “Безопасность – превыше всего!”. Под него подстроены все другие мотивы жизни железнодорожников. Кто не испытал серьезности событий вокруг каждого ЧП с хищением. Уверяю, там происходит мощное потрясение в большом круге лиц от рабочих до руководителей, с добавлением служб ВОХР, линейной милиции, прокуратуры. С актами, докладными, разборами, мероприятиями. Потому-то дорога, невзирая на раздрай в стране, остается завидным образцом дисциплины, четкости действий и точности. А пассажиры еще сохраняют веру в самый безотказный и безопасный транспорт.

Это общее впечатление автора, побывавшего по адресам неизвестной обществу войны. Меня поразила разбросанность ее фронтов, многообразие и массовость хищений, беспардонность грабителей. В окрестностях Славяносербска я стоял на автодорожном мосту, переброшенном над путями. Здесь воры три раза за три недели обрезали медный контактный провод под напряжением десять киловольт! Это такая силища тока, что при замыкании моментально расплавляет рельсу, и металл растекается по земле. Если вовремя не заметить, крушение неминуемо. Слава богу, пронесло. Но воры в общей сложности унесли 235 метров провода. Кстати, метр меди весит один килограмм. Из других потерь: обрезанный конец провода при экстренном торможении “всего-навсего” разбил стекло в кабине электровоза, также повредилось несколько сот метров сбитого и скомканного провода. Разбойников не поймали, они укатили по автотрассе.

Давным-давно грабители вырезали медные соединители рельс по всем магистралям. Вместо них теперь установлены стальные накладки, которые “жутко жрут электроэнергию”, но безопасность обеспечивают. Связист Евгений Панченко рассказывает: “Вчера мы поймали мужика. Сидел в люке и пилил кабель. Нынче в одиночку обходить участок опасно, воры еще и бандитствуют. Недавно избили на колее монтера”.

Сильнейшее впечатление произвел на меня вид с высокого железнодорожного моста через канал Северский Донец-Донбасс. Здесь проходит Главный Кавказский ход, три колеи. Дорожный мастер первого околотка Сергей Гладченко показывает те самые двадцать пять метров с одной стороны колеи и пятнадцать метров с другой стороны, где воры в свое время демонтировали прокладки и клемные закладные болты, которые крепят рельс к шпалам. Вспоминает: “Их вспугнул пассажирский поезд. Он прошел здесь чудом. Я потом нажимал ногой на рельсу - она болталась. Но вот под колесами устояла. Бог помог!” Я, слушатель откровения, вдруг на секунду представил, как воле какого-то безымянного ворюги-обормота могли бы вагоны с этакой высоты лететь по воздуху в канал, и - мне стало жутко, дрожь пробрала. Потом, успокоившись, я дотошно выспрашивал у Сергея, какова обычная практика профилактики пути. И убедился: кроме божественного чуда и везенья, тут был высококвалифицированный уход по целому десятку параметров пути. Потому и не дрогнули открепленные от шпал рельсы, не шелохнулись – потому что были в идеальной стойке.

На Сартане меня встретили “живые” маршруты груженых вертушек (вагоны с сыпучими грузами) с разукомплектованными воздухораспределителями. Да не один поезд, а два весело промчались к пункту разгрузки. Оказывается, движенцы, намучившись, приспособились решать воровскую проблему: ставят съемный комплект, разгружают вертушки – снимают комплект. Работы у них прибавилось вдвое, но надежность сохранилась. У вагонников весьма много чем есть поживиться ворам: крышки с букс, разные балочки на автосцепках. Покурочил молотком всего одну небольшую штучку или украл – а пути возможен саморасцеп, или того хуже: сход вагона. Жди беды. Спрашиваю:

- Вы уже привыкли к непредсказуемой обстановке беды?

- Мы как зимний овощ. – отвечают с горьким юмором. - Если зимой нас не съедят, то весной обязательно посадят.

Могучая отрасль, чувствующая себя бессильным овощем, согласитесь, это неестественно, нездорово, вредно для жителей страны. Отрасль вынуждена защищаться от шелопаев и разбойников странными, совершенно несовременными методами. Они называются “модернизация”, очевидно, в насмешку. Суть ее в следующем: предельно затруднить ворам процесс ограбления, даже во вред своему удобству эксплуатации оборудования. Например, трансформаторы на линии одевают в стальные центнеровые саркофаги с кольями, которые забиваются глубоко в землю. Там, где нужно, навешивается по семь замков. Бригадир показывал мне их в натуре. Или на съемной крышке устанавливают болт с обратной резьбой на конце. Еще и заклепывают потом, а головку специально срезают. Чтобы вор не вскрыл, не разбил, не унес. Подобных изобретений родилось уже много.

Наконец, совершенно невероятная штука, которая происходит на самом деле. В трудовых коллективах мастеровые мужики во внерабочее время, возглавляемые милиционерами, как доморощенные Шерлоки Холмсы и Штирлицы, отправляются в … засады. Чтобы собственными руками ловить наглых сукиных сынов, грабящих дорогу. Я преклоняюсь перед бесплатным и незримым подвигом этих людей. Но мне кажется, что они это делают от отчаяния. Они устали от партизанской войны, от нервотрепки днем и ночью, от диверсий, которым нет ни конца ни края. А статистика хищений остается по-прежнему мрачной. Очевидно, железнодорожники бьются о глухую стенку.

КОРСУНЬСКИЕ РАЗБОЙНИКИ

Чтобы подобраться к причинам тупика, заглянем в одно кондовое, ничем особо не примечательное по сравнению с другими разбирательствами судебное дело о хищении. В нем объединены четыре эпизода краж на двух железнодорожных мостах, совершенных девятью жителями городского енакиевского поселка Корсунь. Им предъявляется “умышленное преступление против собственности”. Молодые люди группами, “в сговоре”, обдирали мосты, как зайцы объедают липовые деревья – вкруговую. Вооружившись резаком с кислородным и газовым баллонами, они резали сначала металлические контруголки “не уложенные в путь”, в другой раз – “более ста погонных метров уголков, стоимостью 193 грн. 81 коп. за метр, 54 высокопрочных стыковых болтов, стоимостью 23 грн.62 коп. за штуку, два путевых башмака, стоимостью 5 грн. 55 коп. за штуку. На мотоцикле в течение ночи за пять ходок перевезли похищенное”. В третий раз - с той же техникой “за время с 14 до 18 часов” ободрали мост на перегоне Щебенка-Нижняя Крынка: 38 метров уголка, еще срезали головки путевых костылей, две контруголковых накладки стоимость 135 грн. 62 коп. за штуку, 10 стыковых болтов”. Отвезли на “Москвиче” названному в деле покупателю в пос. Берестовая и продали ему похищенное за 800 рублей. В четвертый раз – опять “в сговоре” начали резать лестницу-трап в тоннеле моста длиной в 156 пог. метров, но “умышленное действие не довели до конца”, т.к. кончился газ в баллоне. Обрезанный металл спрятали в кустах и скрылись. Общая стоимость похищенного 30600 грн.

Посмотрим в лицо наглым разбойникам. Возраст до 30 лет, родились в рабочих семьях. Денис Щукин после школы работал в колхозе трактористом. При распаде хозяйства получил трактор и 4 га земли. Выращивает на них траву для корма коров и продает. Недавно приобрел автомобиль “Москвич”. Петр Завгородний учился в ПТУ на сварщика, служил в армии, работал на пивзаводе и металлургическом заводе, увольнялся по собственному желанию. У Виталия Нефедова профессия шахтостроителя, работал на шахте, на заводе. Живет с работающим отцом, в армии еще не служил, является призывником. Пока безработный. Алехин Денис менял специальности, работает помощником машиниста тепловоза на заводе. Не женат, не судим, в милицию никогда не попадал. Сергей Войчук работает в транспортном цехе завода, отец инвалид, есть младший брат. В семье Алексея Стужука все работают, сестра учится в университете, он – разливщик стали на заводе. Владимир Станога тракторист широкого профиля. У него, единственного из подсудимых, тяжелое материальное положение: живет на пенсию отца. Но он подрабатывает у частных лиц и собирается жениться на любимой девушке. Артем Мороз после техникума слесарит на заводе. И, наконец, несовершеннолетний Роман Щукин учится в ПТУ, живет в семье, получает стипендию 80 гривень.

Все молодцы характеризуются по месту работы и жительства положительно. Ни у нарколога, ни в милиции не состоят на учете. У одного была судимость, но она погашена. Как видим, среди них и близко нет похожих на неграмотного чеховского злоумышленника, свинтившего три гайки для рыбной ловли и загремевшего на каторжные работы. Номер царской уголовной статьи в рассказе приводится.

Сегодняшние корсуньские злоумышленники не балдеют от водки и наркотиков – обычные люди. Они понимают отличие поездов-черепах чеховского времени от нынешних скоростных экспрессов весом в 4-5 тысяч тонн. Им с избытком хватает технического образования, чтобы рассчитать самостоятельно ударную силу эшелона на стыках рельс, который летит по раскуроченным ими мостам со скоростью 20-30 метров в секунду. А вот интересный факт из судебного дела о том, что они были сознательными преступниками. Корсуньские разбойники при резке металла заботливо накрывали автогенщика специально подготовленным брезентом. Не выдавали своего присутствия фонтанами искр.

НЕМНОЖКО О СВОБОДЕ И НОРМЕ ПОВЕДЕНИЯ

Суд приговорил их к различным годам тюрьмы, но тут же – всех без исключений! – наградил испытательным сроком и оставил на свободе. В полном согласии с действующим законодательством. И на радость будущим злоумышленникам, обитающим вокруг и лишний раз убедившимся, что с законом можно шутить.

Касательно возмещения ворами 30600 грн. прямых убытков, причиненных дороге, то в ходе следствия семеро возместили крохи по 50-70 грн., а двое – по тысяче. В приговоре про возмещение вообще нет ни слова. Зато суд не забыл возвратить преступникам инструменты преступления – автомобиль и мотоцикл. Отеческая мягкость к карманам прощенных воров вообще отличает все суды над расхитителями. По официальным данным, расхитители возвращают дороге меньше 30 тысяч грн. в год, а убытки от них составляют большие-большие миллионы. Для сравнения вспоминается телевизионный эпизод. Предприниматель-миллионер за украденную бутылку ситро уволил работницу-мать троих детей. Сердобольные защитники работницы назвали миллионера жадным и троглодитом. Он в публичной телепередаче доказал свою позицию: “Дело не в жадности, а в норме поведения. Если ты против воровства и подтверждаешь это четкой нормой поведения, то воровство вокруг тебя само собой быстро исчезает”. Этот человек здорово разбирается в сути справедливости, хоть и миллионер!

Вернемся к статистике судных дел за хищения на Донецкой дороге. Она, на наш взгляд, подтверждает, что приговор девяти корсуньцам скорее поощряет расхитителей. За 11 месяцев привлечено к уголовной ответственности 316 человек. Обрисуем их социальный портрет. Это народ исключительно местный, проживающий в окрестностях дороги. По национальности природные родные – украинцы и русские, людей с Кавказа и с севера – единички. Обрисовываются и зоны повышенного воровства – тяготение к металлургическим заводам. Грамотой воры явно не обижены. Подавляющее большинство имеют полное среднее, средне-специальное и неполное среднее образование. Пятеро имеют или скоро получат корочки вузов. Два неграмотных и два бомжа никак не влияют на общую картину. По возрасту расхитители относятся к самым красивым годам – от 14 до 49 лет. Учащихся школ, ПТУ и техникумов – 35. По семейному положению половина женатых. Правда, среди них затесалось два пенсионера и один военнослужащий. Кстати, приятный факт: женщины почти отсутствуют в ремесле хищений. Налет пессимизма придает социальной картине то, что 80 процентов воров не имеют постоянной работы.

Из названного контингента четверть (82 человека) попались на хищении вторично. Они частью вошли в состав лиц, которым уже вынесены приговоры, отличающиеся той же отмеченной нами мягкостью. Подавляющее большинство (130) получили испытательные сроки и остались на свободе. А лишены ее 21 человек (максимум до 5 лет), 26 – оштрафованы (на суммы от 510 до 850 грн.). Ограничена свобода -1 (труд без изоляции), на исправительных работах – 2 (вычеты через бухгалтерию), на гражданских работах – 1 (в свободное время трудится без оплаты).

Социальная картина показывает сомнительность утверждений политиков и юристов, будто тяжелые материальные обстоятельства толкают людей на хищения. Это далеко не ведущий мотив поведения. Найти работу для здорового мужика, какими в большинстве своем и являются воры, нынче не проблема. Важнее то, что люди видят безнаказанность воровства. На практике задерживается не больше одного из шести воров. Остальные “удачно утекают”. Почему бы им дальше не курочить магистраль? Будем реалистами и отдадим себе отчет: только серьезное наказание заставит обычных, рядовых граждан вспомнить, что жизнь пассажира не менее драгоценна, чем сто гривень в кармане расхитителя. Например, имеющие понятие совести крестьяне Старобешевских сел в сезон отправляются на Азовское побережье обслуживать дачные поселки, другие едут в Россию, обязательно находят местные способы честной работы. Остальные, как их ни воспитывать, не вздрогнут пока нет жестких законов.

СОБСТВЕННОСТЬ СО СВОИМ ХАРАКТЕРОМ

А появлению жестких и справедливых законов должен предшествовать новый взгляд на сложившиеся сегодня различия в понятиях собственности. Тогда будет ясна непоследовательность законодательства в вопросах охраны собственности. Если аналитически оценить фактическую защиту владений дороги и имения честного собственника, то неравноправие налицо. Территория дороги, обширная, разбросанная и пользующаяся хищным спросом других, и в то же время свободно используемая всеми гражданами Украины – без сомнения, стратегический объект. А собственность обычного частника настолько компактна, что хозяин самостоятельно вполне способен организовать ее охрану. Ему вообще не нужна правовая помощь законодателя, поскольку у хозяина реальный забор ограждает все.

Дорога же открыта и уязвима со всех сторон. Ее главные функции – транспортировка и безопасность -, как мы могли воочию убедиться, ныне постоянно и ежесекундно находятся под угрозой. Слава богу, что пока все обходится благополучно. Но математическую теорию вероятности, будем помнить, никому не дано перехитрить ни в прошлом, ни в будущем. Когда-нибудь она бросит кости на трагедию, если вовремя не принять меры по прекращению наглого разбоя. Почему железной дороге отказывать в особом правовом звании – стратегической? Для сравнения, в Законе Украины о металлоломе этот металлический лом четко назван “стратегическим сырьем металлургии”. Тогда с чем сравнима роль дороги, целиком состоящей из стратегического металла и являющейся чемпионом по принадлежности каждому жителю страны, чемпионом по массовости применения в хозяйстве. Недаром ее в натуральном виде невозможно сравнить – попытайтесь, и у вас не получится! - ни с каким рукотворным физическим объектом на планете. Заводы и фабрики – те всего лишь благословенные промышленные кухни за забором; трубопроводы, авиация, корабли – слишком специфические системы с более узким сектором применения. А вот железная дорога вобрала в себя и землю, и реки, и небо, и города. Недаром ее сравнивают или с системой кровообращения в организме (природным явлением), или только с государством – больше равных ей нету.

Если новый взгляд усвоен, теперь остались деловые предложения специалистов по прекращению рельсовой войны на железной колее. Прежде всего, железнодорожники считают: установленные нынче 525 гривень прямого убытка для возбуждения уголовного дела – слишком дорогая роскошь для дороги. Вероятно, справедливее возлагать ответственность на расхитителя со значительно меньшей суммы. Необходимо также обратить внимание законодателей на изменение статьи 51 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Она, установив административную ответственность за мелкие хищения независимо от формы собственности, сделала невозможным применение в Уголовном кодексе ответственности, предусмотренной статьей 185 (кража), статьей 188 (похищение путем демонтажа и иным способом электрических сетей, кабельных линий связи и их оборудования), статьей 190 (мошенничество), статьей 193 (присвоение лицом найденного или случайно оказавшегося у него чужого имущества).

Разбирая юридические нюансы, вряд ли имеет смысл обижать дорогу. Лучше представьте себя пассажиром поезда, идущем на Киев, Львов или Жмеринку - в любое место. Дорогу-то, конечно, легко ущемить – пассажира обижать нельзя. Вам лично надо благополучно, без происшествий доехать до дома. И – поезжайте с богом.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.