Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Актуальні матеріали для агітаторів та пропагандистів

Сергей Кара-Мурза: "Эксперты как орудие информационной войны" (информационно-аналитический альманах "Киевская Русь", 15.02.2007г.)

Источник: www.kievrus.com

Какими методами такие «эксперты» воздействуют на «оснащение ума» управляемой части элиты и народных масс.

Эксперты и разрушение логического мышления

Логическое мышление уязвимо, посредством манипуляции в него можно внедрять «программы-вирусы», так что люди, отталкиваясь от очевидных фактов, приходят к ложному, а иногда и абсурдному умозаключению. Так, альянс обществоведов (типа Г.Попова и Т.Заславской), идеологов (типа Г.Бурбулиса и А.Яковлева) и ученых-естественников (типа Е.Велихова и C.Ковалева), который и положил начало новому сообществу экспертов, выработал небывалый стиль политических дебатов.

Благодаря мощным средствам массовой информации он был навязан общественному сознанию и стал инструментом для его шизофренизации.

Процесс иррационализации, навязанный экспертами реформаторов, использовал предельное упрощение схемы логического рассуждения, в минимуме включающего элементы данных, тезисы с их гарантиями и заключения. Вместо этого была разрушена и минимальная триада — была изъята или чудовищно искажена гарантия тезисов. Причем отключение от рациональных критериев стало массовым явлением, прежде всего в среде интеллигенции.

«Вспоминая сегодня все то, что пришлось слышать и читать за последние десять лет у экспертов наших новых политиков, можно утверждать, что они сознательно и злонамеренно подорвали существовавшую в России культуру рассуждений и привели к тяжелой деградации общественной мысли»,- пишет Кара-Мурза.

Отход от здравого смысла

Применение подобного упрощения, начиная с 1990-х, привело к тому, что даже такие серьезные документы, как законопроекты (за подписью экспертов), начали содержать совершенно противоречивые утверждения и заклинания, например: «В нашем обществе практически отсутствует инновационная активность, такого общества не может быть в принципе» и «Инновационная активность пронизывает жизнь буквально каждого человека, это — его биологическое свойство». Или еще: «Государство не должно юридически запрещать никаких форм собственности!» — и это после стольких веков борьбы за запрет рабства или крепостного права (а ведь возрождение рабства — реальность конца ХХ века).

И так далее, то есть в выступлениях экспертов из ученых бросалось в глаза отрицание накопленного человечеством навыка рассуждений, чуть ли не мистическая тяга сказать нечто прямо противоположное знанию и здравому смыслу.

Путем непрерывного воздействия бесчисленного множества таких «молекулярных» ударов по здравому смыслу совокупность экспертов помогла политикам добиться того, что масса трудящихся пассивно приняла или даже поддержала такие социальные изменения, которые прямо и практически с очевидностью противоречили ее интересам (прежде всего приватизацию промышленности и ликвидацию кооперативного сельского хозяйства).

Редукционизм и стереотипизация проблем

В последние десять лет мы в России видим целенаправленные действия по превращению народа в толпу — через изменение типа школы, ослабление традиций, воздействие рекламы, телевидения и массовой культуры, разжигание несбыточных притязаний и пропаганду безответственности. Налицо все признаки тех методов и технологий «толпообразования», на которые обращали внимание изучавшие это явление философы. Очень большую роль в этой программе играют эксперты.

В своих суждениях эксперты перестали ставить и обсуждать целостные проблемы и понятия, в которых они могут быть осмыслены. Возник тип сообщений, которые хаотизировали мышление, делали его некогерентным. Используя все средства манипулятивной риторики (дробление, срочность, сенсационность), эксперты создали практически тоталитарный фильтр, лишающий население России минимально необходимой информации о реальности и логических конструкций для ее осмысления. Это лишило огромное число людей последних крох возможности сознательного волеизъявления и отношения к будущему.

В своих выступлениях эксперты исходили из концепции упрощения (стереотипизации) — механической подгонки социального явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Человек должен был воспринимать такие сообщения без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа. На этой основе и сложился редукционизм экспертных суждений — сведение реальных общественных проблем и явлений к предельно упрощенным и легким для восприятия утверждениям. Стало практиковаться разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты — так, чтобы читатель или зритель не смог связать их воедино и осмыслить проблему. Это — фундаментальный принцип мозаичной культуры. Эксперты стали главными актерами в создаваемом в России «обществе спектакля», с его воображаемым временем, которое состоит в отрицании реального прошлого и реального будущего — временем без действительной памяти и без действительного проекта.

Например, во время подготовки и проведения приватизации по схеме Чубайса была установлена настоящая информационная блокада — к эфиру не были допущены специалисты, предупреждавшие о губительных последствиях «приватизации по Чубайсу». Стереотипные выступления экспертов настолько упрощали проблему, что подавляющее большинство граждан не знало и не понимало сути программы приватизации, а тем более процедуры этого процесса. Как выяснилось, даже профкомы предприятий были дезинформированы относительно прав работников. Таким образом, эксперты стали соучастниками акции, которая нанесла государству, обществу и частным гражданам большой вред.

Нарушение критериев подобия

Общий регресс в качестве рассуждений, который переживает наше общество, был вызван и тем, что эксперты стали грубо нарушать критерии подобия, согласно которым выбираются факты и аналогии для аргументации. Если эти критерии не соблюдаются, то утверждение вообще остается без основания, то есть вырождается в иррациональное.

Вспомним метафору рыночников: «Нельзя быть немножко беременной». Мол, надо полностью разрушить плановую систему и перейти к стихии рынка. Но ведь никакого подобия между беременностью и экономикой нет. Более того, реальная экономика и не признает «или — или», она, если хотите, именно «немножко беременна» многими хозяйственными укладами. Поскольку все указания специалистов на постоянные ошибки такого рода игнорировались, речь идет о сознательных акциях по разрушению логики.

Диверсия против логики — во всех ссылках на Запад (не будем даже придираться к тому, что и сама западная действительность при этом была представлена ложно). Постоянно повторялось, например, такое: «Британская Империя распалась — значит, и СССР должен был распасться!» И никаких обоснований подобия. И почему сравнивают с Британской империей, а не с Китаем и не с США? Или и они должны распасться и именно сегодня? Кстати, из тезиса о закономерности распада СССР с неизбежностью следует, что и Российская Федерация должна распасться — ведь она точно такая же империя, какой был СССР. Ну, чуть поменьше, но это дела не меняет.

Тоталитаризм утверждений

Элементарный акт мышления всегда связан с диалогом, с оппозицией утверждений. Мы же в рассуждениях экспертов наблюдаем полный разрыв с диалогичностью и принципиальный отказ от ответа оппонентам. Крайний тоталитаризм утверждений экспертов был важным средством отключения здравого смысла граждан. Сначала из рассуждений была устранена необходимая часть — количественная мера утверждения. А потом мало-помалу перешли к жестким тотальным, абсолютным выводам, которые уже не допускали полутонов и поиска меры, а расщепляли реальность на черное и белое.

Вот А.С.Ципко заявляет: «Не было в истории человечества более патологической ситуации для человека, занимающегося умственным трудом, чем у советской интеллигенции. Судите сами. Заниматься умственным трудом и не обладать ни одним условием, необходимым для постижения истины». Представляете, в СССР человек умственного труда не обладал ни одним условием для постижения истины. Ни одним! Ну разве это умозаключение совместимо с нормальной логикой и здравым смыслом? Нет, его тоталитаризм доведен до абсурда.

Поток таких тоталитарных утверждений был столь плотным, что люди к ним просто привыкли, как к чему-то естественному. Утверждения делались таким тоном и повторялись столь часто, что это нанесло тяжелый ущерб массовому сознанию. Будучи навязчивой идеей, повторение становится барьером против отличающихся или противоположных мнений.

С тоталитаризмом мышления тех, кто получил официально признанный статус эксперта, был жестко сцеплен и тоталитаризм фильтрации той информации, которую эксперты выпускали в общество. Такой блокады общественного диалога и такой деформации массового сознания нельзя было бы достичь, если бы само экспертное сообщество не наложило бы тотальную цензуру на изложение специалистами альтернативных суждений или хотя бы достоверной информации. Разумеется, цензура была установлена чисто политическими средствами — через контроль за средствами информации и тщательный подбор людей. Однако она была столь очевидной, что сообщество не могло этой цензуры не видеть, оно приняло ее вполне сознательно, что и свидетельствует о чисто идеологическом, а не научном характере этого сообщества. Отказ от элементарной профессиональной этики и первичных норм благородства имел такие масштабы, что стал сам по себе крупным явлением культуры.

Создание некогерентности (несоизмеримости частей реальности)

Человек может ориентироваться в жизненном пространстве и разумно судить о действительности, когда отдельные элементы реальности соответствуют друг другу и соединяются в систему — они когерентны, соизмеримы. В России эксперты создали обстановку общего, негласно уговоренного абсурда. При этом средний нормальный человек теряет почву под ногами и начинает сомневаться именно в своем разуме.

Речь идет даже не о том, что экспертное сообщество непрерывно вбрасывает в массовое сознание множество некогерентных утверждений, разрушая логику и здравый смысл. Оно создало, путем включения множества частных подлогов и умолчаний, особый, принципиально некогерентный дискурс, деформирующий само мышление.

Например, в языке экспертов фигурирует понятие «нормальная рыночная экономика». Все признают, что это — неравновесная система, которая для поддержания равновесия требует непрерывного изъятия огромных ресурсов извне и сбрасывания загрязняющих отходов вовне. Этот тип хозяйства не может быть распространен на все человечество (потому и укоренилось понятие «золотой миллиард»). Это — выводы Конференции Рио-92, которые экономистами никогда не оспариваются (хотя и замалчиваются). Представлять как нормальное то, что не может быть нормой для всех и даже для значительного меньшинства, есть создание острой некогерентности.

В большой мере ответственность за то, что у общества разрушена способность измерять фундаментальные величины, несет сообщество экспертов.

Манипуляция словами и образами

Эксперты избегают использовать слова, смысл которых устоялся в общественном сознании. Более того, они создают новояз — извращают смысл слов. Замена русских слов, составляющих большие однокорневые гнезда и имевших устоявшиеся коннотации, на иностранные или изобретенные слова приняла в России такой размах, что вполне можно говорить о семантическом терроре, который наблюдался в 30-е годы в Германии.

Например, вспомним ключевое слово «дефицит». В нормальном языке оно означает «нехватка». Но людей уверили, что во времена Брежнева «мы задыхались от дефицита», а сегодня никакого дефицита нет, а есть изобилие. Как может образоваться изобилие при катастрофическом спаде производства? Много производили молока — это был дефицит; снизили производство вдвое — это изобилие. Это и есть новояз: нехватка — это изобилие!

Еще пример — одним из фундаментальных подлогов было внедрение в общественное сознание мысли, что политический и экономический порядок в России, установленный в 1991 г., был либерализмом («либеральные реформы»). На деле этот режим по своей политической и социальной философии и тем более по практике принципиально и радикально противостоит либерализму — в гораздо большей степени, нежели русский большевизм.

Манипуляция числом и мерой

Не будем говорить о прямых и сознательных подлогах (например, с числом жертв репрессий или числом жертв чернобыльской аварии). Подлоги идут по другой статье. Рассмотрим «мягкие» искажения реальности — как бы из-за методологических упущений или умолчаний.

Например, Т.Заславская утверждала, что в СССР число тех, кто трудится в полную силу, в экономически слабых хозяйствах было 17%, а в сильных — 32%. И эти числа всерьез повторялись в академических журналах — замечательный пример утраты экспертами минимума научной рациональности. Понятие «трудиться в полную силу» в принципе неопределимо, это не более чем метафора — но оно измеряется академиком с точностью до 1 процента. 17 процентов! 32 процента!

Также широко распространена манипуляция посредством» средних «показателей. Средним числом можно пользоваться только если нет большого разрыва в показателях между разными частями целого — иначе будет как в больничной палате: один умер и уже холодный, а другой хрипит в лихорадке, но средняя температура нормальная. Вот, эксперты утверждают, будто потребление в стране за годы реформы упало на 30%. В 1995 г. по сравнению с 1991 г. потребление мясопродуктов упало на 28%, масла на 37%, молока и сахара на 25%. Но этот спад сосредоточился почти исключительно в той половине народа, которую сбросили в крайнюю бедность. Значит, в этой половине потребление самых необходимых для здоровья продуктов упало на 50-80%! А эксперты делали вид, что не понимают этой простой вещи.

Ложный образ возникает и вследствие недобросовестного употребления относительных чисел без указания абсолютных величин. Например, рост относительного показателя от малых величин создает ложное впечатление. Допустим, спад производства тракторов в 1990 г. был 10%, и рост их производства в 1999 г. был 10%. Ура, идет «компенсация спада», на 10% упало, на 10% приросло. Но в 1990 г. мы имели потерю в 24 тыс. тракторов, а в 1999 г. прирост в 1 тыс. — в абсолютном выражении вещи несоизмеримые.

И так далее и тому подобное. Теперь, зная и поразмыслив над основными приемами «экспертов», которые могут представлять антироссийские силы, мы можем более критически подходить к их высказываниям и не позволять им искажать действительную картину, навязывать нам «достоверные выводы». Но сможем грамотно отбирать экспертные оценки, которые, конечно, необходимы для россиян, занимающих активные гражданские позиции.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.
www.diplomansy.com/diplom-spetsialista diplomansy.com/diplom-magistra http://www.diplomansy.com/kupit-diplom-s-provodkoj https://diplomansy.com/diplom-tehnikuma http://www.diplomansy.com/attestat-za-11-klass http://www.diplomansy.com/attestat-shkoly https://diplomansy.com/kupit-diplom-ekaterinburg diplomansy.com/kupit-diplom-omsk www.diplomansy.com/kupit-diplom-rostov-na-donu http://www.diplomansy.com/diplom-o-vysshem-obrazovanii http://www.diplomansy.com/kupit-diplom-s-reestrom http://www.diplomansy.com/diplom-tekhnikuma-ili-kolledzha https://diplomansy.com/attestat-shkoly http://www.diplomansy.com/kupit-diplom-moskva http://www.diplomansy.com/kupit-diplom-sankt-peterburg https://diplomansy.com/kupit-diplom-nizhnij-novgorod www.diplomansy.com/kupit-diplom-omsk www.diplomansy.com/kupit-diplom-kazan http://www.diplomansy.com/kupit-diplom-v-ufe https://eonline-diploma.com http://www.eonline-diploma.com http://www.eonline-diploma.com/kupit-diplom.-otzyvy www.eonline-diploma.com/diplom-o-vysshem-obrazovanii-nizhnij-tagil eonline-diploma.com/diplom-o-vysshem-obrazovanii-v-tule
купить диплом автомеханика
http://gameswinx.ru/ http://rosglavstroy.ru/ http://ooo-gotovie.ru/ http://http://izhstudent.ru/ shantarsk.ru turbodom.ru http://samiu.ru/ http://genolink.ru/ www.radamed.ru yromed.ru https://originaly-dokuments.com/attestaty/attestat-za-9-klass http://www.originaly-dokuments.com/diplom-o-srednem-spetsialnom-obrazovanii http://www.originaly-dokuments.com/gorod/nizhnij-tagil www.originaly-dokuments.com/gorod/vologda https://originaly-dokuments.com/gorod/saratov www.originaly-dokuments.com/spetsialnosti/yurist https://originaly-dokuments.com/spetsialnosti/povar https://originaly-dokuments.com/gorod/krasnodar http://www.originaly-dokuments.com/attestaty/attestat-za-11-klass originaly-dokuments.com/gorod/ekaterinburg https://originaly-dokuments.com/attestaty www.originaly-dokuments.com/spetsialnosti/bukhgalter www.originaly-dokuments.com/gorod/omsk https://originaly-dokuments.com/gorod/novosibirsk https://originaly-dokuments.com/gorod/sankt-peterburg www.originaly-dokuments.com/gorod/chelyabinsk www.originaly-dokuments.com/gorod/orjol http://www.originaly-dokuments.com/diplom-o-vysshem-obrazovanii/diplom-bakalavra https://originaly-dokuments.com/diplom-o-vysshem-obrazovanii/diplom-magistra http://www.originaly-dokuments.com/spetsialnosti/menedzher www.originaly-dokuments.com/diplom-o-srednem-spetsialnom-obrazovanii/diplom-kolledzha https://originaly-dokuments.com/diplom-o-srednem-spetsialnom-obrazovanii
купить аттестат за 11 класс
http://kotomatrisi.ru/ http://http://mianews.ru/ www.ipoboard.ru rus-lan.ru irbis-uni.ru http://rmusk.ru/ www.taxinarod.ru http://nextminecraft.ru/ http://delighta.ru/ http://dalrosmed.ru/ http://http://kulibinauto.ru/ www.vitroshop.ru mir-slovo.ru https://originaly-dokuments.com/attestaty/attestat-za-9-klass http://www.originaly-dokuments.com/diplom-o-srednem-spetsialnom-obrazovanii http://www.originaly-dokuments.com/gorod/nizhnij-tagil originaly-dokuments.com/gorod/vologda https://originaly-dokuments.com/gorod/saratov originaly-dokuments.com/spetsialnosti/yurist originaly-dokuments.com/spetsialnosti/povar originaly-dokuments.com/gorod/krasnodar www.originaly-dokuments.com/attestaty/attestat-za-11-klass https://originaly-dokuments.com/gorod/ekaterinburg www.originaly-dokuments.com/attestaty www.originaly-dokuments.com/spetsialnosti/bukhgalter www.originaly-dokuments.com/gorod/omsk originaly-dokuments.com/gorod/novosibirsk originaly-dokuments.com/gorod/sankt-peterburg https://originaly-dokuments.com/gorod/chelyabinsk originaly-dokuments.com/gorod/orjol http://www.originaly-dokuments.com/diplom-o-vysshem-obrazovanii/diplom-bakalavra www.originaly-dokuments.com/diplom-o-vysshem-obrazovanii/diplom-magistra http://www.originaly-dokuments.com/spetsialnosti/menedzher http://www.originaly-dokuments.com/diplom-o-srednem-spetsialnom-obrazovanii/diplom-kolledzha https://originaly-dokuments.com/diplom-o-srednem-spetsialnom-obrazovanii
купить диплом бакалавра
https://gosznac-diplomy.com/diplom-s-reestromkupit-kupit http://https://gosznac-diplomy.com/kupit-diplom-vuza-rossii https://gosznac-diplomy.com/diplom-sredne-spetcialnoe-obrazovanie https://gosznac-diplomy.com/kupit-diplom-v-moskve https://gosznac-diplomy.com/diplom-farmatcevta gosznac-diplomy.com gosznac-diplomy.com www.gosznac-diplomy.com gosznac-diplomy.com www.gosznac-diplomy.com
купить аттестат за 9 класс
https://originality-diplomans.com/
купить диплом бакалавра
http://https://rudiplomis24.com/
купить аттестат за 9 класс
http://https://lands-diplom.com/
купить аттестат за 9 класс
www.gosznac-diplom24.com https://diploman-doci.com/
купить диплом в москве
http://https://originality-diplomas.com/
купить аттестат за 11 класс
http://https://rudiplomis24.com/
купить диплом о среднем специальном
diploma-asx.com
купить диплом вуза
gosznac-diplom24.com https://diploman-doci.com/
купить свидетельство о рождении
originality-diplomans.com
купить диплом врача
http://https://rudiplomis24.com/
купить диплом в москве
http://https://lands-diplom.com/
купить аттестат
http://https://gosznac-diplom24.com/ www.aurus-diplom.com
купить аттестат за 9 класс
https://originality-diplomas.com/
купить диплом врача
www.rudiplomista24.com
купить свидетельство о рождении
www.lands-diplom.com
купить диплом института
http://https://gosznac-diplom.com/ https://aurus-diplom.com/
купить диплом врача
http://diplomsagroups.com/kupit-diplom-v-gorode/cherepovec.html https://frees-diplomy.com/ https://originality-diploma24.com/отзывы-клиентов Купить диплом медсестры http://https://premialnie-diploman.com https://kazan.arena-diplomi24.com/ http://https://tyumen.arena-diplomi24.com/ Купить диплом строителя купить диплом с занесением в реестр цена http://https://originality-diplomik.com/диплом-бакалавра originality-diplomiki.com www.premialnie-diplom24.com https://premialnie-diploms24.com/свидетельство-о-рождении/ www.premialnie-diplomx24.com https://premialnie-diplomix24.com/купить-диплом-колледжа/ купить дипломы о высшем образовании цена купить диплом в москве купить диплом магистра купить диплом ссср Купить диплом новосибирск Купить диплом техникума radiploms.com www.radiplom.com https://radiplomy.com/kupit-diplom-s-reestrom http://https://radiplomas.com/kupit-diplom-kandidata-nauk www.frees-diplom.com купить диплом в екатеринбурге Купить диплом медсестры Купить диплом СССР Купить диплом о среднем техническом образовании Купить диплом о среднем техническом образовании Купить диплом Воронеж Купить диплом отзывы купить диплом с занесением в реестр Купить диплом Воронеж Купить диплом Воронеж купить диплом в Красноярске www.rudiplomirovany.com http://http://rudiplomirovans.com/аттестат-9-классов rudiplomirovana.com www.rudiplomisty.com www.rudiplomis.com http://http://rudiplomista.com/свидетельства-и-справки/свидетельство-о-разводе diploman-doci.com rudiplomista24.com www.rudiplomis24.com rudiplomirovan.com www.ru-diplomirovanie.com http://ru-diplomirovan.com/купить-диплом-москва Купить диплом Омск Купить диплом строителя Купить диплом Москва Купить диплом для иностранцев Купить диплом Омск Купить диплом Омск Купить аттестат 9 классов купить диплом в красноярске Купить аттестат 11 классов Купить диплом Воронеж Купить диплом кандидата наук Купить диплом Екатеринбург Купить диплом Казань http://https://diploman-doci.com/diplom-magistra https://lands-diplomy.com/goroda/nizhnij-novgorod.html купить диплом кандидата наук купить диплом менеджера www.gosznac-diplom.com gosznac-diplom24.com http://https://gosznac-diploms.com/kupit-diplom-v-rostove-na-donu Купить диплом бакалавра Купить диплом Волгоград Купить диплом Краснодар diplomsagroups.com купить диплом медицинского училища