|
|
Публіцистика
|
ОТВЕТЫ В.М.ГЛУШКОВА НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ “Комсомольской правды” 22.10.1969 г. (30.01.2007г. - 25 лет назад ушел из жизни пионер-кибернетики, Академик В.М.Глушков)
"Но существует еще и другая память об этом человеке, которой редко удостаиваются даже самые великие ученые и государственные деятели. Каждый год в день рождения и в день смерти Виктора Михайловича Глушкова на его могиле по неписаному правилу собираются десятки людей: те, с кем он работал, кто его помнит, кому он дал путевку в жизнь, в чьих сердцах он продолжает жить. Кроме того, что они испытывают вполне понятное уважение и благодарность к своему учителю, ученики и сотрудники Глушкова его просто любят." (В.П.Деркач "Академик В. М. Глушков – пионер кибернетики", Киев, 2003)
Представляем нашему читателю ОТВЕТЫ В.М.ГЛУШКОВА НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ “Комсомольской правды” 22 октября 1969 г., которые и сегодня актуальны для молодежи и ученых.
Редакция сайта
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ “Комсомольской правды”*
* “Комсомольская правда”, 22 октября 1969 г.
Какая из черт в облике Владимира Ильича Ленина – революционера, ученого, государственного деятеля, коммуниста вызывает в вас наибольший интерес?
– Целеустремленность.
В сущности каждый поступок Ленина – свидетельство его целеустремленности. После казни старшего брата, семнадцатилетним юношей Ленин сформулировал цель своей жизни и оставался верен ей до конца.
Такая целеустремленность, конечно, не равнозначна некоей прямолинейности. Наоборот, Ленин обладал великим искусством использовать диалектическое единство цели и средства, менять тактику, находя наилучшие пути для достижения цели, буквально в течение суток и оставаться при этом верным главному.
Назовите эпизод ленинской биографии, особенно поразивший вас. Чем он для вас поучителен?
– Вся биография В. И. Ленина полна такими эпизодами. Он был натурой удивительно цельной, поэтому выделить какой-то один эпизод очень трудно. И все-таки меня интересует, как Ленин на разных этапах общественного развития умел выделить главное и сконцентрировать усилия для разработки тех или иных аспектов теории особенно важных в данное время. Например, после отступления первой русской революции. Сомнение части членов партии, неверие в силы рабочего класса стали благодатной почвой для модных в то время идеалистических философских концепций. Суть этих концепций сводилась к тому, что, поскольку познание явлений природы и общества постоянно носит относительный характер, разум человека вообще бессилен верно отражать мир, познавать его, а значит, и переделывать.
Этот процесс философского капитулянтства, попытка подтачивания сути марксизма могли показаться не столь опасными и очевидными, как капитулянтство и пораженчество на практике. И всё-таки Ленин увидел опасность сдачи философских позиций, признал ее наиболее острой. Ни на минуту не ослабляя своего внимания сугубо практической стороне дела – организационному укреплению партии в новых условиях, занялся развитием философской, теоретической части марксизма. И, использовав достижения ряда естественных наук в те годы, блестяще сделал это в своей работе “Материализм и эмпириокритицизм”. Этой работой, сокрушив многие тогдашние философские авторитеты, он раз навсегда обрек на провал попытки идеалистов спекулировать на возникающих сложностях, «неожиданностях» развития наук, доказав беспредельность познания, могущество разума человека, его необъятные возможности. Это доказательство, этот пример выбора момента, глубокого диалектического понимания сущности происходящих явлений, всегда вдохновляет ученых.
Какая ленинская работа или документ произвели на вас самое большое впечатление?
– “Материализм и эмпириокритицизм” я прочитал еще в юности. Книга произвела на меня такое глубокое впечатление, что вскоре я принялся читать Гегеля, стал увлекаться философией. Этот первоначальный толчок значительно повлиял на мое мировоззрение.
Какое ленинское изречение, какую ленинскую мысль вы помните всегда?
– Мысль о том, что принципиальная политика есть единственно правильная политика. Это касается, на мой взгляд, не только государственной большой политики, не только политики партии, но и отдельного коллектива, поведения каждого из нас. Стараюсь всегда следовать этой мысли.
Что наиболее близко вам в этике Ленина? В каком его поступке, на ваш взгляд, особенно проявилась связь между этическими взглядами Ленина и его жизненной позицией?
– Я говорил уже о необычайной цельности Ленина, о связанной с этим трудности выделить один эпизод, пример или отдельную черту вождя: в любом его шаге – цельность, единство его этических взглядов и жизненной позиции.
Меня всегда поражало, как Ленин относился к ученым и изобретателям в первые годы Советской власти – к И. П. Павлову, К. А. Тимирязеву, математику В. А. Стеклову, именем которого назван Математический институт Академии наук СССР в Москве, к ученым, работавшим над созданием плана ГОЭЛРО, селекционерам. Он, в отличие от многих, видел в людях науки не только представителей буржуазной старой интеллигенции. Удивляет, сколько чуткости, такта, внимания и терпения он проявлял порой к ученым. В страшной загруженности делами государства, партии, международного коммунистического и рабочего движения он находил время интересоваться не только делами, открытиями ученых, но и личной жизнью, устроенностью их быта, умел поддержать их когда надо, сохранить их для страны, для народа. Вспомните, как тактично, но убедительно Ленин отклонил предложение шведского Красного Креста о переезде И. П. Павлова за границу. Он мотивировал свой отказ так: “...Советская Республика вступила в период интенсивного хозяйственного строительства, что требует напряжения всех духовных и творческих сил страны и делает необходимым эффективное содействие и сотрудничество таких выдающихся ученых, как профессор Павлов”. Понимая, насколько трудно создать Павлову и его сотрудникам все условия для плодотворной работы в те трудные годы, Ленин лично побеспокоился, чтобы эти условия были созданы. Можно вспомнить, как приветствовал Владимир Ильич работу К. А. Тимирязева “Наука и демократия” и пожелал ученому “здоровья, здоровья, и здоровья”, как лично заботился он о “роскошном издании” трудов ученых.
Ленинское отношение к труду ученых мы должны помнить всегда, особенно готовя молодые научные силы.
Какая из множества проблем, которые разрешал Ильич, будучи главой государства, волнует вас сегодня?
– Научное управление обществом, государством.
Этой проблеме немало внимания уделил Ленин в своей работе “Государство и революция”. Сегодня для нас чрезвычайно поучителен сам подход Ленина к проблеме, его стремление соотносить теорию с практикой, дальнее с близким. Наметив перспективу построения бесклассового общества, он разработал ее таким образом, чтобы на каждом этапе развития общества было ясно видно, какая часть намеченного осуществилась, какую надо осуществить – так стройна вся система. По этому же принципу намечалось осуществлять и ленинский план ГОЭЛРО: от отдельных узлов к единой энергосистеме.
Мы продолжаем начатое Лениным не только в иных условиях, но и на иной технической основе. Вторая техническая революция, проходящая сейчас, должна привести к коренным изменениям в столь сложных сферах, как, например, организация управления.
Сегодня создаются большие системы управления экономикой на базе электронно-вычислительной техники. С их помощью прогнозирование, управление экономикой станет действительно оптимальным.
Это проблема не только техническая, экономическая, социальная, но и политическая.
В настоящее время, когда прокладывается фарватер экономики будущего, есть два пути развития кибернетической базы управления. Первый – поставить ряд частных задач, решение которых сулило бы немедленную легкую отдачу, но не давало бы ответа, как будет управляться общество завтра. Ответ якобы должно дать само завтра, когда удастся привести отдельные, разрозненные части в систему. К сожалению, многие идут именно по этому пути. Второй путь – наметить весьма глобальную перспективу внедрения единой системы новейших средств и методов управления во всей экономике. Этот подход придется готовить долго и тщательно. Я думаю, что в духе Ленина было бы: сперва точно разработать окончательную систему – целое, а затем внедрять частички этого целого. Но внедрять так, чтобы они давали отдачу сегодня, завтра.
Первым этапом на этом пути должно стать использование новых систем управления в масштабе предприятия. На этом этапе эффективность подобных систем должна, по нашим расчетам составить 10-15 процентов. Чем больше объект управления, тем выше эффективность автоматизированных систем управления. И мы считаем, что в целом по народному хозяйству эффективность от их внедрения достигнет ста процентов, т.е. темпы развития экономики увеличатся в два раза – при существующих сегодня ресурсах и структуре национального дохода, сложившейся в нашей экономике.
Подлинно научное управление обществом и экономикой возможно лишь при социализме, при новых производственных отношениях.
Какое из требований, которые Ленин предъявлял к каждому сознательному гражданину Страны Советов остается важным, с вашей точки зрения, и теперь?
Буквально все требования Ленина, ни одно из них не устарело. Вряд ли можно выделить какое-то одно.
Ваше любимое произведение о Ленине. Каким открылся для вас Ленин в этом произведении?
Поэма Владимира Маяковского “Владимир Ильич Ленин”, на мой взгляд, с наибольшей яркостью, полнотой воссоздает ленинский образ. Я помню ее наизусть.
Чему вы подражаете в Ленине или стремитесь подражать?
– Во-первых, Ленин неподражаем и неповторим. Во-вторых, подражать, значит воспринимать что-то внешнее. Точнее – мы должны учиться у Ленина, следовать его жизненным принципам.
|
|
|