Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Актуальне в пресі

Виктор Корнилов: В Украине объявлено военное положение? (Еженедельник www.2000.net.ua, 24.11.2006г.)

Источник: www.2000.net.ua

В последнее время становится совершенно очевидным, что в отношениях с правительством президент выбирает самый неадекватный и самый опасный для страны сценарий — сценарий войны. Это показало состоявшееся в минувшую пятницу заседание СНБО. Превышая собственные полномочия, нарушая Конституцию, Ющенко попытался «вызвать на ковер» правительство и попенять ему за ситуацию, сложившуюся в ЖКХ.

Но на самом деле мишенью президента и его ближайшего окружения является конституционная реформа. Взят курс на ее пересмотр и отмену. Заявления об этом сыпятся как из рога изобилия, постоянно звучат угрозы обращения в Конституционный суд страны.

«Серых» много, кардиналов не видно

Все это очень тревожно и серьезно. Для цивилизованного развития Украины во что бы то ни стало следует сохранить эволюционный путь. Окружение президента постоянно пытается побудить Ющенко вернуть себе полудиктаторские полномочия, не понимая, что тем самым ввергает Украину в реальный риск прихода действительно диктатора, человека, который очень далек от понятий демократии, методов демократического решения вопросов как в политике, так и в экономике. Думаю, что всем понятно, кого из политиков я имею в виду. Нынешний же глава государства, по-видимому, до сих пор не понимает, что своими действиями, направленными на отмену политреформы, он готовит благодатную почву как раз для именно для лидера БЮТ.

Непонимание президентом сути проблем, неведение в отношении возможных путей решения кризиса сквозит и из его ответов тележурналистам в интервью, данном во вторник. «Что-то в том, что происходит за последние месяцы, происходит неправильно», — заявил Ющенко, открыв Украине новые, абсолютно ясные и понятные ориентиры.

Исходя из сиюминутных тактических задач, преследуя зачастую личные утилитарные цели, ближайшее «хоружевское» окружение толкает Ющенко в гибельном направлении.

История знает немало примеров, когда странами управляла свита, когда, пользуясь слабостью и безволием монархов, государствами руководили кардиналы — «серые» и реальные. У нас тоже в команде президента достаточно «серости», которая желает «порулить» вместо него, объявляющего себя и сейчас всего лишь «душой оранжевой команды». Правда, Ришелье среди этих «серых кардиналов» что-то не видно.

То, что сейчас происходит в окружении Ющенко, к сожалению, свидетельствует: жажда реванша, стремление опять отобрать полномочия у других ветвей власти берет верх. Посягательство «Нашей Украины» на конституционную реформу парадоксально — ведь «оранжевые» покушаются на завоевания столь превозносимого ими Майдана.

Да, я не сторонник Майдана, никогда его не поддерживал и не поддерживаю. Однако нам всем необходимо признать одну важную вещь. Благодаря событиям ноября—декабря 2004 г. не просто победил Ющенко. Майдан привел нас всех к неминуемому пересмотру прежней Конституции, наделявшей президента неоправданно широкими полномочиями. Эту реформу необходимо было проводить задолго до того, как в обществе назрели «майданные настроения». В таком случае общественных потрясений можно было бы просто избежать. Украина должна была превратиться из президентской республики в парламентскую. Так случилось, что благодаря Майдану, благодаря мучительному поиску компромиссов в условиях назревающей гражданской войны элитам удалось поставить страну на этот столь необходимый для нее эволюционный путь. И вот сейчас нас пытаются отбросить назад к полудиктаторской, азиатской по сути форме правления, давно дискредитировавшей себя в глазах общественности.

Спасение — в многообразии

Те, кто вновь толкает президента к авантюрному сценарию, должны понимать: при таком повороте событий у Украины как у страны монолитной нет перспектив. Вне зависимости от того, кто в итоге обретет эти полномочия президента-диктатора, навязывание идеологических штампов одной части Украины другой, вызовет только раскол. В условиях жесткого унитаризма, в которых находится государство, правление авторитарного диктатора неминуемо приведет к попытке навязать единую «национальную идею» (бесперспективной генерацией оной пытается заниматься в последние месяцы Ющенко). Вне зависимости от того, придет ли во власть «женщина с косой» или выходец из Донбасса, одной половине Украины в нынешних условиях будут навязывать идеологию, менталитет, традиции другой ее половины. Вот это-то — настоящему реальная угроза единству и территориальной целостности страны.

Конечно, рано или поздно элита осознает простую мысль, которая, похоже, доступна уже многим: для единства страны нужно признать ее разнообразие и закрепить федеративную форму устройства. Мы придем к этому обязательно, если захотим сохранить свою страну. Но вот как раз попытка поставить у руля мямлю с диктаторскими полномочиями и приведет к тому, что страна расколется. В этом случае мы обречены пройти через серию конфликтов не просто ранга киевского Майдана, но уже на уровне массы региональных «майданов». Дай бог, чтобы все закончилось только экономическими и политическими кризисами, а не гражданской войной.

Когда я говорю об этом на различных форумах, меня зачастую обвиняют в стремлении расколоть страну, посеять рознь. Но ведь я-то как раз этого не хочу! Я хочу, чтобы все шло демократическим эволюционным путем. Не нужно смешивать прогноз и злые устремления! Вырабатывая национальную идею, следует избегать создания квазинациональной идеи, которая на деле сводится к представлениям двух-трех областей Украины. Признав раз и навсегда наличие у украинцев абсолютно разного менталитета, разных языков, культур и идеологий, вероисповедания, геополитических устремлений, мы должны научиться строить единое государство, базирующееся как раз на этом многообразии. Необходимо соблюдать баланс этих культур. Это единственный путь, следуя по которому мы можем стать мощной процветающей страной. Эта страна должна уметь лавировать между двумя могучими мировыми полюсами, как это делают самые дальновидные правительства. Действовать иначе у нас все равно не получится. Многообразие Украины должно быть заложено в фундамент ее дальнейшего построения. Попытки унификации приведут к обратному.

Ведь все равно в течение ближайших столетий не удастся навязать, например, Галичине идею того, что все мы русские, относимся к единому цивилизационному пространству, что Москва и Украина объединены «навеки вместе». В то же время не удастся убедить Крым и Донбасс в том, что все наши герои недавнего прошлого на самом деле герои «не наши», что язык родителей вовсе не родной, а иностранный. Понять эти простые вещи необходимо и Ющенко, и Януковичу, и даже Тимошенко. Какой же выход?

Путей (дело каждого, считать это выходом или нет) два. Либо раскалывать страну по живому, к чему некоторые призывают уже открыто. И с той, и с другой стороны. Либо, признавая многообразие, переходить к большей самоуправляемости регионов, в перспективе — и к федеративному устройству Украины. И не только в административном смысле, но и в экономическом, а главным образом — в культурном. Давайте вспомним пример Испании. Там каудильо Франко тоже долгое время полагал, что путем репрессий, жесткой унификационной политики, подавляющей любой регионализм, можно собрать расколотую гражданской войной и серьезными региональными различиями страну в единое целое. Например, заставить каталонцев почувствовать себя кастильцами. Ничего из этого не вышло. Стоило диктатуре пасть — и страна сразу столкнулась с проблемой реального сепаратизма, собственно, и ставшего результатом бездумной унификационной политики.

Сейчас, уже на протяжении десятилетий после Франко, политические элиты страны пытаются ликвидировать последствия диктатуры, предпринимая попытки эволюционным путем решить этот вопрос. Каталония наконец-то получила право и возможность быть Каталонией, со своим языком, со своими праздниками, традициями, культурой. Надеюсь, в скором времени у нас получат такие же права Крым и Донбасс, Слобожанщина и Галичина.

Война началась?

Верным признаком возврата к попыткам унифицировать страну, подогнать все к единым стандартам являются как раз потуги вернуть неограниченные полномочия президенту. Мотивация основывается на пресловутых «благих намерениях». Предлагается: а давайте вернем нерешительному человеку бразды правления в полном объеме, так как это послужит спасению страны от «донецких», а уж потом будем спокойно и вполне демократически развивать Украину эволюционным путем. Но те, кто внушают подобные идеи, в том числе и самому Ющенко, лукавят. Они не задумываются над тем, что будет со страной до выборов 2009 года, уж тем более — после них.

В итоге подобных увещеваний президент пошел по пути откровенной конфронтации с правительством, созвав упомянутое заседание СНБО.Вертикаль исполнительной власти в полном соответствии с Конституцией подчинена Кабмину. Последний представляет собой «высший орган в системе органов государственной власти» (ст. 113 Основного Закона). Президент не имеет полномочий управления этой вертикалью. Нигде, ни в одной статье Конституции вы не найдете таких его полномочий.

Это вовсе не означает, что Ющенко бесправен. Рычагов воздействия у него по-прежнему больше, чем у иного европейского президента или короля. Это и труднопреодолимое право вето, и право приостанавливать решения правительства путем подачи протеста в Конституционный суд. Это и значительный контроль над силовиками. Но и этого ему, оказывается, мало. Хочется и губернаторов «строить», и управлять всей структурой исполнительной власти.

В качестве одного из главных своих инструментов Ющенко, как все мы видим, решил использовать СНБО.А между тем полномочия и функции этого органа строго прописаны в законах. В них нет никаких прав управления органами государственной власти! И при этом Ющенко еще удивляется, отчего, дескать, Янукович возмущался тем, что «конституционный орган» рассматривает решения правительства в ЖКХ.

СНБО — конечно, орган вполне конституционный. Во всяком случае упоминается в Конституции. Но в ней упоминается немало других органов — и Генпрокуратура, и Конституционный суд, и Верховный Совет Крыма. Все эти органы — конституционны. Но следует ли из этого, что крымский парламент может рассматривать любые вопросы? Например, реформу ЖКХ в Донецкой области. Так отчего это СНБО под эгидой президента берет на себя функции некоего надправительственного органа? Сам Ющенко в упомянутом телеинтервью признает: «С одной стороны, значительная часть этих вопросов, правда, не является полномочиями президента, к сожалению», тут же добавляя: «Юридически доказать обратное — недостаточно простое дело». Ну ладно, понятно еще, что гарант Конституции выражает сожаление по поводу несовершенства какого-то из положений охраняемого им Основного Закона. Но почему он должен заниматься «доказыванием обратного»? Раз он признал, что это не является полномочиями ни его, ни СНБО, то что ж тут еще доказывать?

Однако Ющенко идет дальше, заявляя: «Но убежден, что и правительство, и Верховная Рада, и Банковая понимают одно: что мы должны демонстрировать солидарную политику. Тогда система власти независимо от того, о каком институте мы говорим, будет успешной». Простите, это мы еще о ЖКХ говорим? О том, почему СНБО занимается вопросами, не предписанными ему Конституцией? Мне как раз казалось, что успешность и эффективность любого менеджмента (в том числе и государственного) во многом базируются на том, что каждый занимается исключительно своим делом, четко предписанным ему законом. Если все органы власти займутся всем одновременно, то мы получим что угодно, но не систему государственного управления.

Да, согласно закону «Об СНБО», сей орган имеет право «контролировать и координировать» деятельность центральных и местных органов власти в экономической сфере. Но только в условиях военного и чрезвычайного положения в стране! В этом случае СНБО еще и контролирует работу исполнительной власти «по отражению вооруженной агрессии». У нас в стране что, на днях военное положение объявлялось? Может, мы что-то пропустили? Получается, если какая-то проблема интересует гнаЮщенко, если она входит в сферу его или его окружения интересов, то ее объявляют вопросом, затрагивающим... безопасность страны, и выносят на рассмотрение СНБО?

Как я уже писал, ранее на заседание СНБО был вынесен вопрос о языках. Объявили этот вопрос делом «обороны и безопасности» — и вперед принимать решения. Это была проверка боем. Кабмин тогда практически на это не отреагировал. А ведь Ющенко не имеет полномочий рассматривать вопросы, относящиеся к гуманитарной сфере. Влиять на нее он может только вручением орденов и почетных званий разного рода деятелям (вроде Аскольда Лозинского). Ну не может Ющенко издавать указы о голодоморе, языках, увековечении памяти Ивана Франко. И это полезно было бы ему запомнить. А то может дойти до того, что завтра будет объявлен вопросом, затрагивающим сферу национальной безопасности, цвет легковых автомобилей. Например, захочется кому-то, чтобы все легковушки в стране были оранжевого цвета. Или борщ «державною їжею» объявить. Или вынести на СНБО вопрос украинской орфографии и пунктуации. Можно и язык отдельных политиков эталонным объявить. Чтобы все мы говорили вместо «я вважаю» — «я рахую», а вместо «річниць» отмечали «роковини». Такие шаги были бы вполне органичны, коль скоро языковые вопросы Совбез уже объявлял лежащими в сфере интересов нацбезопасности.

Кабмин тогда промолчал, видимо, считая данный вопрос непринципиальным для себя. И вот итог: действия уже не местных органов власти, а самого правительства становятся объектом рассмотрения СНБО.

СНБО заменит Кабмин

Можно дойти до того, что СНБО начнет принимать решения вместо Кабмина. А ведь еще и определенные решения Конституционного суда могут не понравиться. Его тоже СНБО подчиним? И будем вводить чрезвычайное положение? Но ведь закон четко говорит о том, что даже в условиях военного положения СНБО всего лишь «координирует» и «контролирует», но никак не «управляет». СНБО не выносит решений, обязательных к исполнению кем бы то ни было. Тем более правительством. Этот орган существует всего лишь «при Президенте Украины» как совещательный, не более того.

Да, в течение ряда последних лет в преамбуле многих решений тех или иных органов власти, включая ВР, писалось, что таковое решение принято «на основе решения СНБО». Но это было незаконной практикой. Решения СНБО могут лечь только в основу президентских указов. А мы хорошо помним, что эти указы — не законы, а административные акты и должны быть изданы в строгом соответствии полномочиям президента. Они могут касаться только вопросов оборонных, но никак не экономических и гуманитарных. Да и сами эти указы должны визироваться, подлежать системе контрасигнации со стороны премьера и профильных министров.

Данным заседанием СНБО близкие президенту силы стремились дать понять Кабмину, что тот подотчетен в своих действиях подконтрольному главе государства органу. А ведь наше правительство сейчас подотчетно только одной структуре — Верховной Раде. Вызов премьера в СНБО в присутствии Ющенко — это демонстрация силы. Это, повторюсь, начало военных действий. Кампания по дискредитации правительства, его компрометации в глазах избирателя пришла в движение.

Меня очень волнует тот факт, что подобные попытки узурпации власти не получают должной оценки в обществе, которому никто не разъяснил и не разъясняет суть этого конфликта. Само это знаковое заседание вызвало намного меньший резонанс, чем возвращение Владимира Щербаня. И это тревожно.

Сценарий «весеннего Майдана», о котором обмолвился Луценко (см. «2000» №46 (342) от 17—23 ноября), находит все больше подтверждений. Вот и Юлия Тимошенко в интервью газете «Известия в Украине» помянула весну: «К весне «регионалы» останутся без власти... Бывшие избиратели Януковича возьмут его на руки и торжественно вынесут из дома правительства».

Как мы уже отмечали, именно на это и рассчитывают «оранжевые» и иже с ними — на то, чтобы вызвать недовольство Кабмином именно в среде избирателей Януковича, бить по его рейтингу именно в юго-восточных регионах. Поэтому Ющенко была вынесена на рассмотрение СНБО самая больная тема юга и востока — тема ЖКХ.

Относительная пассивность «регионалов» на пропагандистском фронте, о которой мы тоже писали, уже приносит свои плоды: согласно результатам исследования фирмы «ФОМ-Украина», рейтинг ПР с августа по октябрь опустился с 37,5 до 27,6%! Если они будут подтверждены другими социологическими центрами, то можно говорить об обвале. В условиях столь резкого падения рейтингов правящей партии развязываются руки для авторов авантюрных сценариев, нацеленных в весну. Игнорирование данной угрозы приведет к плачевным результатам.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.