|
|
Публіцистика
|
Большая дележка, но за чей счет и в чьих интересах?
Похоже, перекраивать карту столицы накануне выборов становится традицией – не успели киевляне привыкнуть к новым границам районов, установленным три года назад, как по инициативе мэра нас ожидает еще один передел. Александр Омельченко решил, что десяти районов для Киева слишком много, достаточно будет и семи. Мнение горожан на сей счет столичную власть не интересует.
В итоге без нашего с вами согласия уже до конца года Деснянский район могут разделить между Днепровским и Дарницким, Оболонский район поделят между собой Подольский и Шевченковский, а Соломенский район станет частями Голосеевского и Святошинского.
Мэр заявляет, что сокращение районов предполагалось в Генеральном плане развития столицы до 2020 г. и причины очередного передела столицы исключительно экономические. Дескать, распределение материальных, технических и финансовых ресурсов эффективней была бы в 7 районах, именно на столько частей порекомендовали разделить город специалисты из горадминистрации. В пример приводится прошлое сокращение районов с 14 до 10, принесшее, якобы, только пользу -- до реформы 2 спальных района были на дотации, а сейчас нет.
Что же, давайте вспомним, что в реальности принесло нам укрупнение районов три года назад.
Узаконенный хаос
Первые месяцы после реформы в городе царила полная неразбериха. Не только горожане, но и все службы столицы были полностью дезорганизованы, невозможно было выяснить, где какой орган теперь находится, и кто за что отвечает. Возникла масса проблем с коммунальными службами, военкоматами. Были ликвидированы несколько районных прокуратур, управлений внутренних дел и судов, из-за чего люди долго не могли выяснить, где теперь находятся их дела. Во все инстанции начали поступать сотни совершенно справедливых жалоб.
В кризисной ситуации оказались предприниматели и налоговики. Бизнес-структурам приходилось отчитываться по доходам в старых районах, а платить налоги в новых, что вызывало массу недоразумений. Контролирующие же органы вынуждены были в срочном порядке пересматривать базы данных на десятки тысяч налогоплательщиков, все это занимало дополнительное время, вызывая многочасовые очереди и недовольство посетителей.
Меньше всего подумали о пенсионерах – пожилым слабым людям нередко приходилось ездить через пол города, чтобы уладить свои дела в районном отделении Пенсионного фонда и органах социального обеспечения. Не говоря уже о поликлиниках, которые часто оказывались слишком далеко от дома, и до них нужно было добираться на транспорте.
Это лишь часть проблем, с которыми пришлось столкнуться киевлянам. В итоге люди до сих пор не могут понять, для чего нужно было терпеть столько неудобств. Ведь перед проведением реформы городская власть не удосужилась обнародовать хоть какие-то экономические расчеты предполагаемой выгоды от передела города (впрочем, как и сейчас). И кстати, до сих пор неизвестно, во сколько миллионов нам обошлась реформа.
Чего нам ждать
На основе таких «положительных» результатов прошлого укрупнения районов нетрудно сделать прогноз, во что выльется для киевлян очередной передел территории столицы. Вот только несколько проблем, с которыми горожанам доведется столкнуться в первую очередь.
1. Нам заново придется изучать новые адреса ЖЭО, других коммунальных служб и административных учреждений. Причем очереди в них вырастут во много раз – районы станут больше, а персонала останется столько же, по крайней мере, первое время. Если вы стоите в очереди на получение льготного жилья, то будьте готовы к тому, что она увеличится на порядок. То же самое и с очередями на получение молодежного кредита на квартиру. Кроме того, вероятны недоразумения с передачей в коммунальную собственность районов жилых домов и социальной инфраструктуры. К примеру, ваш дом может на какое-то время оказаться «бесхозным» и возникающие неполадки с внутридомовыми коммуникациями будут головной болью исключительно жильцов.
2. В городе может обостриться криминогенная обстановка, т.к. на милицейские патрули теперь будет приходиться больше территорий при неизменном количестве сотрудников правоохранительных органов. К примеру, после укрупнения в Днепровском районе окажется почти пол миллиона жителей, а количественный состав милицейских формирований, впрочем, как и штат управленческих структур, не рассчитан на такую территориально-административную единицу. Нагрузка на милиционеров возрастет, что рано или поздно скажется на качестве выполняемой работы.
3. Предпринимателям следует приготовиться менять банковские счета, печати и всю документацию предприятия. Вы не сможете отчитаться о полученных доходах, пока не перерегистрируетесь в новой райадминистрации, а это не один час (если не день) в очереди. А учитывая проводимую сейчас полную реорганизацию районных налоговых инспекций с многочисленными кадровыми перестановками, неразберихи будет еще больше. То же касается и сдачи документов в различные фонды. Причем, исходя из опыта прошлой реформы, их отделений станет меньше, отсюда те же многочасовые бдения в тесных коридорах.
4. Придется поволноваться и арендаторам – после передела начнется пересмотр договоров как физических, так и юридических лиц. Может застопориться деятельность многих производственных площадей, складских помещений.
5. Нелегко придется медикам и учителям. Участковым врачам теперь придется отвечать за территорию, намного большую той, что они обслуживали ранее (уж будьте уверены, зарплату от этого не прибавят). А школы снова вернутся к классам по сорок человек, педагоги – крепитесь.
Так ради чего доставлять киевлянам столько неприятностей, какой от этого экономический эффект? От сокращения районов чиновников меньше не станет, мэр гарантировал, что ни один из работников расформированных структур не попадет под сокращение. Выровнять экономический уровень районов не получилось в прошлый раз, и по всей вероятности, не удастся и сейчас. За счет концентрации наиболее мощных налогоплательщиков в центре города, всегда будут состоятельные районы и не очень. Так зачем устраивать киевлянам «веселую жизнь»? Тут-то мы и подходим к истинным причинам передела районов.
Кому это нужно
Доводы мэра о целесообразности реформы – лишь верхушка айсберга. Главные мотивы городское руководство тщательно скрывает. Хотя, проанализировав ситуацию, их довольно легко обнаружить. Сегодня можно с точностью утверждать, что основные причины передела – это деньги и власть.
Деньги. Перекройка карты города, а попутно ликвидация пары-тройки управлений внутренних дел, районных судов и прокуратур отличный метод скрыть различные финансовые махинации -- как с коммунальным имуществом, так и с выделением земли под застройку и собственно строительством.
К слову, одной из причин прошлой реформы стало неравномерное распределение населения по районам и как следствие «перекос» в строительстве – большинство жилья строили в густонаселенных спальных районах. Но городские власти это абсолютно не устраивало. Под предлогом того, что центральные районы не должны превращаться только в киевский бизнес-центр, сразу же после передела столицы горадминистрация начала давать добро на точечную, приносящую миллионные прибыли застройку именно в центре. Мы с вами сейчас наблюдаем, к чему привела такая политика.
Кроме того, территориальная перекройка карты – это еще и дележ коммунальной собственности районов. Во время реформы она передается в ведение Киевсовета, а уже этот орган распределяет, что кому достанется, распоряжаясь по своему усмотрению наиболее интересными объектами.
Власть. Как и в прошлый раз, подоплека нынешней реформы не обходится без политики. Три года назад передел был устроен как раз накануне выборов в городские органы власти, то же самое происходит и сейчас.
Дело в том, что райадминистрацию и райсовет возглавляет один человек. И если как главу районной госадминистрации его мэрия может сместить своим распоряжением, то как председателя районного совета – нет. Это должность выборная и с нее могут уволить лишь по решению большинства депутатов этого органа, а сделать это непросто.
В таких условиях избавиться от неугодных представителей районной власти можно, устроив передел города и упразднив несколько районов. Причем эту подоплеку мэр даже не пытается скрыть, открыто заявляя журналистам, что если в сентябре-октябре реформа завершится, то вопрос новой кадровой политики решится автоматически. Другими словами, мэр расставит на посты глав районов нужных ему людей – всего семь человек, которыми легко будет манипулировать.
В этой связи интересно, что Омельченко критиковал вариант общеукраинской реформы, предложенный вице-премьером Романом Безсмертным именно за укрупнение, которое якобы ослабляет местное самоуправление. В то же время сам мэр идет тем же путем. Причем нельзя сказать, что делает он это открыто.
Секреты власти
В конце прошлого года Александр Омельченко заявил о планируемом сокращении количества районов. После этого секретарь Киевсовета Владимир Яловой опроверг эту информацию. В результате после целого ряда противоречащих друг другу заявлений чиновников о проведении реформы – то будет, то не будет – стало ясно, что достоверные сведения по каким-то причинам не разглашаются.
Показательно, что долгое время об этих планах не знали депутаты Киевсовета, не говоря уже о представителях районных советов. Естественно, что и киевляне до сих пор не до конца проинформированы о предстоящей реформе и ее последствиях. Ведь в начале года в мэрии компетентно заявляли, что до выборов 2006 г. никакой территориальной перекройки города не будет, но ближе к лету выяснилось, что в недрах горадминистрации все же зреет самый настоящий передел территорий. И зреет он очень быстро, если не сказать поспешно.
12 июля мэр направил в Кабмин и Верховную Раду предложения по сокращению районов Киева, и объявил о своих намерениях реформировать город уже в октябре. В этот же период Киев намерен добиться статуса столицы региона.
Такую спешку Александр Омельченко объясняет необходимостью учесть территориальные изменения в бюджете и программе социально-экономического развития города на 2006 г.
Однако один из руководителей группы юридического обеспечения партии НСНУ, внештатный советник Президента по политическим вопросам нардеп Борис Беспалый в интервью интернет-изданию «Главред» озвучил другую версию такой спешки.
Дело в том, что Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект № 3207-1 и если он будет окончательно утвержден, то привилегия изменять границы районов во всех городах перейдет к Верховной Раде. Возможно, поэтому мэр и торопится, т.к. закон могут принять в любой момент, и Киевсовет потеряет возможность делить город. Этого Омельченко допустить не может и продолжает гнуть свою линию, даже не пытаясь делать вид, что его интересует чье-то мнение, в особенности горожан.
А статистика говорит, что большинство киевлян начинания мэра не поддерживают. В ходе проведенного Партией регионов социального опроса выяснились такие детали. 49,2% из 4563 опрошенных жителей столицы уверены, что в результате реформы ухудшится качество работы районных служб и организаций. 48,8% горожан считают, что передел приведет к сокращению рабочих мест в районах, а 40,2% указали на возможное возрастание уровня коррупции в районах и городских органах власти. Кроме того, почти 80% жителей города хотят, чтобы решение о реформе было вынесено на общегородской референдум.
Конечно, было бы логично перед укрупнением районов вынести эту идею на общественное обсуждение. А попутно провести экспертизу целесообразности проведения административно-территориальной реформы, оценить ее стоимость и последствия. Причем подключить к обсуждению общественные организации и политические партии.
Но по всей вероятности, мэра это нисколько не интересует. Доказательство тому отсутствие реакции на обращение представителей различных политических сил. Так еще зимой нынешнего года в открытом письме киевскому мэру негативное отношение к очередному переделу районов высказали народные депутаты из различных фракций, в том числе и коммунисты. Они считают, что подобные решения не должны приниматься без широкого обсуждения с киевлянами, а перед проведением реформы нужно учесть научно обоснованные нормы управленческой деятельности. По мнению депутатов, изменение административного устройства Киева может привести к дезорганизации жизни города.
Кстати, предложение о проведении референдума звучало и среди депутатов партии «Єдність», но мэр остался непреклонным. Он уверен, что референдум не нужен, а районы добровольно придут к такому решению на сессиях райсоветов. К стати 29 сентября должна собраться сессия Киевского городского совета, которая намерена решить этот вопрос до 1 октября, когда до выборов останется пол года, а значит изменения границ районов будет не возможным.
Сергей Киевлянин.
|