|
|
Публіцистика
|
Ю.П.Соломатин(03 ноября 2006 года): Пофигизм по - американски
Общенациональные выборы в США традиционно проводятся в первый вторник после первого понедельника ноября: это день так и называется - День Выборов.7 ноября 2006 года в США пройдут "промежуточные" выборы, на которых будут переизбраны все члены Палаты Представителей, треть Сената и 36 из 50-ти губернаторов штатов. Несмотря на все усилия политиков, американские избиратели все реже и реже посещают избирательные участки. На протяжении последних десятилетий в общенациональных выборах участвуют не более шести из каждых десяти избирателей.
Проблема явки избирателей на выборы имеет первостепенное значение для объективного определения ВОЛИ НАРОДА. Есть два принципиально противоположных подхода к этой проблеме: первый из них требует обязательного участия в волеизъявлении не менее 50% избирателей ( порог явки на выборы) , второй – не устанавливает такого порога вообще. Первый подход называется в буржуазной политологии, как правило, тоталитарным, а второй – демократическим. Такая оценка является по крайней мере спорной, ибо во втором случае де-факто происходит узурпация власти более активным меньшинством у пассивного большинства. А конституции всех стран и народов во все времена запрещали и запрещают узурпацию власти, даже если эта узурпация проискодит в красивых демократических одеждах. Об Анатомии неявки, или ПОФИГИЗМЕ по – американски речь в предлагаемом материале, подготовленном с использованием данных Washington ProFile - 05 ноября 2006 года - № 90(721)
Несмотря на все усилия политиков, американские избиратели все реже и реже посещают избирательные участки. На протяжении последних десятилетий в общенациональных выборах участвуют не более шести из каждых десяти избирателей. Нетрудно сообразить, что при той плотности результатов голосования, которая существует при двухпартийной системе в США, - когда результаты голосования за первого и второго кандидата ( партию) отличаютя на десятые или даже сотые доли процента, к власти приходит представитель или политическая сила, которых в общенациональном масштабе поддерживает, в лучшем случае, - только 1/3 граждан, имеющих право избирательного голоса. Можно ли считать такой результат ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕМ НАРОДА и ли это изощренная, замаскированная форма УЗУРПАЦИИ ВЛАСТИ у него?
Впрочем, уровень реальный явки избирателей США на выборы определить достаточно непросто. Традиционно уровень явки рассчитывается на основании примерного подсчета количества американцев, имеющих право голоса (значительное число жителей США не являются гражданами страны и, следовательно, не имеют права участия в голосовании - в 1972 году их было около 2% от совершеннолетнего населения страны, ныне - 10%) и их сравнения с количеством сознательных избирателей. Однако в последние десятилетия перепись населения в США проводится, в среднем, раз в 10 лет, следовательно, данные о точном количестве взрослых жителей США весьма приблизительны. Оценить количество избирателей на основе иных форм статистики весьма сложно, поскольку многие жители США не являются гражданами страны, а население Америки весьма мобильно и часто меняет место обитания. В 2002 году Конгресс США принял Закон "Помоги Америке Голосовать"\Help America Vote Act, который обязал избирательные комиссии штатов создать централизованные базы данных избирателей. Тем не менее, выводы, сделанные и на основании этой информации, также не вполне корректны, поскольку избиратели могут попасть в списки лишь после регистрации, которая осуществляется исключительно по их личному желанию.
Таким образом, по одним оценкам (например, Бюро Переписи Населения США\US Census Bureau) явка американцев на избирательные участки постоянно снижается примерно с середины 1960-х годов, по другим (например, Центра Исследований Американского Электората\Center for the Study of the American Electorate) - она остается практически неизменной с начала 1970-х. Впрочем, известно, что на президентских выборах явка традиционно выше, чем на выборах в Конгресс.
Майкл МакДональд\Michael McDonald, сотрудник исследовательского центра Brookings Institution, считает, что постоянное уменьшение числа голосующих американцев - не более, чем миф. По его данным, на протяжении последних трех десятилетий в президентских выборах участвуют, в среднем, 55.3% избирателей (в 2004 году - 60.3%), в промежуточных выборах - когда выбирают часть конгрессменов, сенаторов и губернаторов (именно они пройдут 7 ноября 2006 года) - 39.4%.
В октябре 2006 года компания Ipsos опубликовала результаты опроса жителей девяти стран мира, которые рассказали о том, как они участвуют в выборах. Как показало исследование, наиболее активные избиратели - канадцы, 73% которых постоянно приходят на избирательные участки. Так же поступают 71% немцев и французов, 65% испанцев, 60% британцев, 57% мексиканцев, 55% итальянцев, 54% южнокорейцев и лишь 52% американцев. По мнению МакДональда, относительно низкая избирательная активность американцев имеет важную причину - по сравнению с большинством стран мира, в США выборы проводятся рекордно часто. Следовательно, амеркианские избиратели подсознательно "жертвуют" маловажными, с их точки зрения, голосованиями. Кроме того, в США год от года растет число людей, отбывающих или отбывших тюремное заключение, что, во многих случаях, лишает их права на голосование.
Американцы, которые постоянно приходят на избирательные участки, заметно отличаются от тех жителей США, которые редко или вообще не голосуют. Несознательные избиратели, то-есть в украинской терминологии – ПОФИГИСТЫ ( …им все по фигу на этих выборах!) намного меньше интересуются политикой, в большинстве случаев они жалуются на то, что не имеют представления о кандидатах, за которых им предложено отдать голоса. Они намного реже доверяют другим людям и, что любопытно, реже состоят в браке. Люди, которые редко приходят на избирательные участки, в большинстве своем убеждены, что их голос ничего не решает, а с помощью выборов невозможно добиться каких-либо изменений. При этом они намного чаще склонны доверять властям и им намного больше, чем сознательным избирателям, нравится президент Джордж Буш\George Bush. Эти данные были получены в результате опроса, проведенного Pew Research Center.
В последние четверть века проявилась еще одна любопытная тенденция - все больше и больше американцев голосуют досрочно или с помощью открепительных бюллетеней. Ныне подобные формы голосования разрешают 35 из 50-ти штатов США. Джон Фортье\John C. Fortier, автор книги "Досрочное Голосование"\Absentee and Early Voting: Trends, Promises, and Perils, считает это настоящей "избирательной революцией" - фактически одно политическое событие заменила серия микровыборов. По его данным, в 1980 году только один из 20-ти избирателей голосовал досрочно, ныне это делает почти четверть американцев, имеющих право голоса. Фортье отмечает, что подобное во многом объясняется изменениями в американском стиле жизни (например, большей загруженностью американцев) и приходит к выводу, что "размывание" выборов превращается в огромную проблему для политиков, которые вынуждены более гибко проводить свои рекламные кампании.
В 1980 году произошло знаковое событие, которое наглядно продемонстрировало влияние досрочного голосования на итоги выборов. Тогда действующий президент-демократ Джимми Картер\Jimmy Carter боролся с кандидатом-республиканцем Рональдом Рейганом\Ronald Reagan. США расположены в четырех часовых поясах - когда в восточной части страны избирательные участки закрылись, стало известно, что Рейган обходит Картера. Однако на западе страны голосование еще продолжалось, и демократы могли набрать много голосов в традиционно поддерживающих их штатах Калифорния, Вашингтон, Орегон, Аризона и др. Однако здесь их ждало разочарование - избиратели-демократы, узнав первые результаты выборов, не пришли на избирательные участки, поскольку посчитали борьбу с Рейганом делом заведомо бесперспективным.
В США на протяжении последних десятилетий наблюдаются еще некоторые тенденции. Традиционно Республиканская партия привлекает на избирательные участки несколько больше своих сторонников, чем Демократическая. Политики уделяют пристальное внимание "особым" группам избирателей, которые, как правило, более дисциплинированно приходят на избирательные участки. К таким группам относятся, например, так называемые "беспокоящиеся матери"\Security Moms (женщины, у которых есть малолетние дети. Их особое внимание привлекают факторы, угрожающие жизни и здоровью детей - террористы, наркоторговцы, преступники и пр.), "сельские отцы"\NASCAR Dads (люди с невысоким уровнем образования, обычно занимающиеся квалифицированным трудом, живущие в сельских районах и придерживающиеся консервативных взглядов), верующие (консервативные протестанты поддерживают республиканцев, католики и иудеи отдают предпочтение демократам), ветераны вооруженных сил США, пожилые люди (как правило, крайне внимательно следят за политическим процессом, изучают программы кандидатов, посещают митинги и т.д., то есть способны сделать осознанный выбор. В некоторых штатах США, например, во Флориде и Аризоне, пенсионеры крайне многочисленны и потому особо влиятельны) и малочисленные, но весьма дисциплинированные и активные представители сексуальных меньшинств (традиционно, представители секс-меньшинств поддерживают кандидатов от Демократической партии США, хотя есть и геи-республиканцы).
Также есть значительные группы избирателей, которые потенциально способны решить судьбу выборов, однако не делают этого по причине низкой явки. Обычно считается, что молодые избиратели намного менее активны, чем избиратели среднего и старшего возраста. Их доля в населении США постепенно увеличивается, в то время как, посещаемость избирательных участков не растет. В то же время, в президентских выборах 2004 года приняли участие на 15% больше молодых людей, чем в выборах президента 2000 года.
Примерно 12% избирателей страны - чернокожие. Большинство чернокожих граждан США имеют более низкий, чем в целом по стране, образовательный уровень, у них ниже доходы, в среде чернокожих выше уровень преступности. Большинство афроамериканцев традиционно поддерживают кандидатов Демократической партии, впрочем Республиканская партия активно пытается работать на этом поле. Еще более многочисленны выходцы и потомки выходцев из Латинской Америки. Однако они не очень активны на выборах - причиной этого является то, что многие из них попали в США относительно недавно и не успели получить американского гражданства. Кроме того, значительное число латиноамериканцев пребывает в США нелегально.
Еще одна группа американцев, которые не участвуют в выборах - заключенные. По подсчетам исследовательского центра Century Foundation, из-за совершения различного рода преступлений на каждых выборах лишаются права голосования примерно 4.6 млн. человек. Правила допущения заключенных к урнам варьируются от штата к штату. В двух штатах заключенные и осужденные в выборах участвуют. 13 штатов отказывают в этом праве всем когда-либо осужденным. Четыре штата возвращают бывшим заключенным право голоса после отбытия наказания.
После того, как мы с вами рассмотрели эту анатомию неявки на выборы американских граждан, - не складывается ли у вас, уважаемый читатель, впечатление, что в избирательной системе США отработан образцовый механизм “демократической” УЗУРПАЦИИ ВЛАСТИ у народа, то-есть господства более организованного активного меньшинства над неорганизованным пассивным большинством? А сама сложившаяся в США двухпартийная политическая система лишь совершенный механизм такой узурпации власти?
Юрий Соломатин,
Народный депутат Украины 3-го и 4-го созывов
03 ноября 2006 года
|
|
|