|
|
Публіцистика
|
Илья Шеховцов: ШКОЛА, КОТОРУЮ МЫ ТЕРЯМ (13.10.2006 г.)
Педагогическая профессия – одна из самых давних. Возникла она на ранних этапах развития человечества в связи с потребностью передавать подрастающему поколению приобретенный опыт, выделившись впоследствии в отдельную отрасль. На первых порах должны были передаваться знание и навыки владения орудиями труда, оружием и тому подобное. Эти обязанности у многих народов полагались на жрецов, а в Давней Греции учебой занимались вольнонаемные лица – учителя. Вскоре исполнится 2 тысячелетия от тогда, как римский император и сенат начали выдавать плату первому “штатному” учителю ораторов Марку Фабию Квинтилиану, который засвидетельствовал появление учительской профессии.
Учитель – святое слово. И этим добрым словом мы всегда вспоминаем учителей, которые помогли нам стать настоящими людьми. Сеятели умного, доброго и вечного – говорят об учителях. От них – все наилучше в человеке. Об авторитетном человеке (специалисте) всегда говорят, что у нее были хорошие учителя. Видимо, отсюда и пошла пословица “дерево и учитель узнаются по плоду”. Педагогическая профессия – профессия захватывающая, творческая, для человека, что её избрала, она является источником постоянного роста и совершенствования. Это, без преувеличения, большой труд души!
Так должно быть! Учитель, по сути своей, это на только ключевая фигура в образовательных процессах, но и духовный наставник в обществе. Именно он является носителем и пропагандистом основополагающих идей общества. Поэтому, совсем не случайно Отто Бисмарк еще в начале прошлого столетия, осознав величайшую общественную значимость учительства, заявил: “Дайте мне тысячу учителей и я за десять лет создам другую, новую Германию”.
По сему, каким быть учителю сегодня после тех потрясений, которые выпали на его долю (как и на долю подавляющего большинства населения преднамеренного и целенаправленного разрушения социалистического государства)? Вопрос далеко не праздный.
Прискорбно, но реформаторская рука разрушителя коснулась и системы отечественного образования. Катастрофически упал и падает престиж учительского труда. В системе образования остались либо фанаты своей профессии, либо... А ведь говоря словами одного из персонажей художественного произведения советского периода: “Никуда не денешься. Чтобы там не говорили, ни писали, учёные мужи, а школа любви начинается с учителя...”. Мудрые слова, слова которые никак не вписываются в реалии сегодняшнего дня.
С каждым годом все больше и больше школа утрачивают свои исторические корни, забыт (скорее всего преднамеренно) богатейший педагогический опыт, накопленный начиная со второй половины XIX века (Ушинский, Водовозов, Вахтерев, Тихомиров, Венгеров, Пирогова) и кончая XX веком (опыт советской школы и педагогов-новаторов – Сухомлинского, Макаренко, Ващенко, Русовой, Захаренко, Гузык, Шаталова и др. ). А ведь еще в 50-е и 60-е годы прошлого столетия весь мир советскую школу признал лучшей и передовой. Вспомним, какой шок испытала вся хваленая и высокомерная Америка после успешного запуска первого искусственного спутника Земли (4 октября 1957 г.) и особенно первого полета в космос Ю.А. Гагарина (12 апреля 1961 г.). Американский президент Дж. Кеннеди вынужден был создать чрезвычайную экспертную комиссию по изучению опыта работы советской школы, и началось паломничество американцев в наши школы, в срочном порядке были переведены на английский язык лучшие советские учебники (по математике, физике, химии и т.д.), по которым переучивались американские школьники и студенты, не случайно тогда появилась любопытная статья под названием “Почему американский Джонни (ученик) знает меньше и хуже русского Ивана (ученика)”?
Одной из главных причин скатывания системы образования в пропасть, по моему убеждению, стало разделение образования на элитное и “для серой массы”. Ян Амос Коменский, считавший школу мастерской гуманности, в своей великой “Дидактике” (1632 г.) провозгласил врожденное право каждого на бесплатное (!), доступное и основательное обучение и страстно призывал “учить всех всему: богатых и бедных, умных и глупых, радивых и ленивых, мальчиков и девочек, горожан и селян”. Эта величайшая гуманистическая идея была реализована в “Законе о среднем всеобуче” в 50—80-е годы в Советском Союзе.
Ныне же, несмотря на провозглашенное в Конституции Украины право на доступное и бесплатное дошкольное, полное среднее, професионально-техническое, высшее образование система образования постепенно становится платной, что делает ее фактически недоступной для “низов”. А что творится в вузах, где плата за обучение буквально галопирует из гола в год. Если так пойдет и дальше, то скоро мы “переплюнем” в этом отношении Америку и Европу, вместе взятых. А какая коррупция царит в наших вузах, которые по размаху взяточничества занимают первое “почетное” место среди всех социальных институтов!
Платное образование, наличие т.н. школ нового типа, по-сути, оставляют за бортом способных, одаренных детей с тех самых “низов”. Этого уже не скрывают даже высокопоставленные мужи и дамы от образования. Например ново назначенная начальник управления образования и науки Киевской городской государственной администрации Л.Гриневич заявляет: “В Киеве есть дорогие и престижные школы, гимназии, лицеи, которые посещают дети богатых людей, и одновременно много бедных школ, которые имеют плохие условия и мизерные средства”. А сколько детей вообще нигде не учатся? По статистике — около 30 тысяч, на деле — значительно больше. Что с ними будет и кто из них вырастет? “Верхи” это уже не волнует. Мучимый совестью Л.Н. Толстой в конце XIX века спрашивал: “Сколько же гибнет в народе Ломоносовых, Магницких, Остроградских? — кого прежде спасать? Как бы не потерять кого”!
Теряем, теряем и теряем… Практически утрачены достижения советской школы в воспитательной работе. Вспомните, каждый учитель бесплатно вел внеклассную работу со своими учениками. За многие годы сложилась система разнообразных форм и видов внеклассных занятий: кружки, клубы по интересам, спортивные секции, олимпиады, конкурсы, спартакиады; самодеятельные школьные театры, киностудии, оркестры, ансамбли; малые школьные академии, филармонии, ученические производственные бригады, хозяйства, лесничества, зеленые и голубые патрули. Эти занятия радовали школьников, обогащали и развивали, готовили к сознательному выбору профессии. Многие педагоги были энтузиастами этой работы. Так было. Сегодня школьный учитель не хочет и не может бесплатно заниматься внеклассной работой; вместо этого школьникам предлагаются платные дополнительные услуги: кружки, секции, школы искусств и т.д. Малоимущие родители ломают головы над тем, где взять деньги на оплату этих “услуг” своим чадам? Последним остается получать бесплатные “услуги” у подъезда, во дворе, на улице и становиться на учет в органы по делам несовершеннолетних. Так растет детская и подростковая безнадзорность и преступность.
К.Д.Ушинский называл учебник “фундаментом солидного образования”. В 1933 г. в школах для всех классов и по всем предметам были введены стабильные единые учебники, которые периодически переиздавались с внесением изменений. В 70—80-е годы школьные учебники предоставлялись учащимся в бесплатное пользование. Сегодня со школьными учебниками творится какая-то чехарда. Для каждого класса по каждому предмету предусмотрены разные варианты учебников, учителям и школам предоставлено право выбора. Кстати, все школьные учебники очень дорого стоят: набор учебников для первого класса — порядка двох-трёх сотен гривен! Представим следующую картину: ученик переходит в другую школу. Как сопоставить его знания и навыки со знаниями и навыками одноклассников, полученными по другим учебникам? К тому же, появились учебники, которые выпускаются на региональном уровне. Они также запускаются в учебный процесс.
С этого учебного года в киевских школах для начальных классов введен курс “Христианская этика в украинской культуре”. Общеизвестно, что согласно Конституции Украины церковь и религиозные организации отделены от государства, а школа – от церкви. Закон Украины “Об общем среднем образовании” устанавливает, общее среднее образование направлено на обеспечение всестороннего развития личности путем обучения и воспитания, обучение и воспитание подрастающего поколения осуществляется на принципах научности, полкультурности, светского характера образования, системности, интегрированности, единства обучения и воспитания, гуманизма, демократии, гражданской ответственности, взаимоуважения между нациями и народами в интересах людей, семьи, государства. В этом же законе записано, что в общеобразовательных учебных заведениях запрещается создание и деятельность организационных структур политических партий, а также религиозных организаций и военизированных формирований. Открываем учебник для первого класса “Дорога добра” читаем: “Кто есть творцом всего живого? А также творцом самой земли и неба, гор и морей, рек и ручейков, солнца и ветра? Бог создал все живое. Бог создал красивое. Бог любит все, что создал. ...Творец создал нас по образу божьему – сделал нас похожими на себя... Бог поможет тебе... А еще, кроме земных родителей, есть у всех людей на земле Отец Небесный – Бог. Он создал всех нас. Он слушает нас. Он заботится о каждом из нас. Он слушает нас, когда мы обращаемся у к нему: “Отче наш!” Он хочет. Чтобы мы отвечали на его любовь и были хорошими Божьими детками”. Вот у все нам законодательство. Вот и все за декларированные принципы системы образования. Один из рассказов назван так: “Наш род. Мы-христиане”. А если в классе мусульмане, иудеи и т.д.?
Перед советской школой стояла понятная и выстраданная человечеством (начиная с утопического коммунизма Т. Мора и Т. Кампанеллы, кончая К. Марксом) цель: разностороннее развитие всех природных сил, возможностей и способностей у школьников и подготовка активных патриотов своей Родины. Сегодня нам говорят: школа должна воспитывать и готовить активных граждан, способных себя реализовать любой ценой. По словам В.И. Ленина, школа не может быть “вне политики, без политики и над политикой”; стало быть, сегодняшняя школа должна осуществлять цели существующего капиталистического общества и воспитывать граждан по образцу и подобию этого общества. Идеалом и кумиром многих школьников и молодых людей является “американский образ жизни” с его культом наживы и денег, престижных и модных вещей, сексом и наркотиками, жестокостью по отношению к слабым, бедным и беззащитным. Кого же растит и какую смену готовит сегодня школа?
Вот какие печальные и тревожные мысли приходят в голову, когда думаешь о судьбах нашей школы. Что же ожидает школу и педагогику в ближайшем будущем? Вернут ли они былой авторитет и всеобщее признание или потерпят крах и канут в Лету? Пусть все честные и любящие детей и школу педагоги и родители хорошо об этом подумают.
|
|
|