|
|
Публіцистика
|
Илья Шеховцов (27 июня 2006 г.): А правда ли, что каждый гражданин имеет право на образование?…
“Если “каждый” имеет право,
то “каждому” гражданину государство
обязано создать условия для реализации
его конституционного права”
(В.Сиренко, доктор юридических наук,
профессор, член-корреспондент НАН Украины)
Одной из основ правового статуса личности, закрепленных в Конституции Украины, является право на образование (статья 53). В соответствии с нормами статьей 53 Конституции “государство обеспечивает доступность и безоплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях; развитие дошкольного, полного общего среднего, внешкольного, профессионально-технического, высшего и последипломного образования, разных форм собственности; предоставление государственных стипендий и льгот учащимся и студентам”, а также на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях. При этом закрепляется обязательность получения полного среднего образования.
Закон Украины “Об образовании” (статья 3) конкретизирует конституционную норму относительно прав граждан Украины на образование. “Граждане Украины, - отмечено в законе, - имеют право на бесплатное образование во всех государственных учебных заведениях независимо от пола, расы, национальности, социального и имущественного положения (выделено мною - И.Шеховцов), рода и характера занятий, мировоззренческих убеждений, партийной принадлежности, отношения к религии, вероисповедания, состояния здоровья, места проживания и других обстоятельств”.
На законодательном уровне образование в Украине признано приоритетной сферой социально-экономического, духовного и культурного развития общества (статья 4). А его основными принципами стали доступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, которые предоставляются государством; равенство условий каждого человека для полной реализации его способностей, таланта, всестороннего развития; гуманизм, демократизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей; органичная связь с мировой и национальной историей, культурой, традициями; независимость образования от политических партий, общественных и религиозных организаций; научность, светский характер образования; интеграция с наукой и производством; взаимосвязь с образованием других государств; гибкость и прогностичность; единство, преемственность и непрерывность системы образования; соединение государственного управления и общественного самоуправления в образовании (статья 6).
Казалось бы в вопросе предоставления гарантированных прав на получение образования в государстве нет никаких проблем. Но реалии жизни свидетельствуют об обратном.
С разрушением основ социалистического обустройства общества образование расслоилось на элитарное и массовое. В Украине наших дней неравенство состояний достигло невиданного разрыва. Доходы большинства малоимущих граждан в сотни и тысячи раз стали ниже доходов богатых. Экс-председатель Верховного Совета Украины В.Литвин в газете “Голос Украины” от 06.05.2004 года привел следующие данные: “В стране продолжается углубление расслоения по доходам. Как следствие, имеем высокий уровень бедности, крайне узкую прослойку среднего класса. Жизненный уровень граждан Украины один из самых низких в Европе. По данным социологических опросов почти 29 % наших людей живут за чертой бедности, а почти 66 % - на уровне бедности”
Естественно, усилилось и неравенство в получении образования. При этом, кошельки родителей все чаще становятся главным фактором. В обиход нашего словарного запаса активно вводится очередное иностранное слова – парентократия (от анг.parent). А ведь еще в далеком прошлом французский просветитель Ж.Кондорсе предупреждал: “Неравенство состояний и неравенство образования – вот главные причины всех социальных потрясений”.
Итак, права на образование в Украине провозглашены в Основном законе, подкреплены образовательными законами, но что стоит за реализацией этого права?
За время так называемых “реформ” сократилось количество дошкольных учебных заведений. Немногим более 50 % детей посещают детские сады. С одной стороны их катастрофически не хватает, с другой – родители не имеют возможности платить за их посещение.
Обучение в общеобразовательных учебных заведениях также никак нельзя назвать бесплатным. Большинство учебных заведений из-за недостаточного бюджетного финансирования постоянно приходится прибегать к “добровольной спонсорской помощи” родителей на: ремонт школы и класса, охрану школы, взносы в различные фонды, выпускные, День учителя и т.п. Еще в 2002 году Конституционный Суд Украины признал, что учебники должны быть бесплатными. Но их выпуск в достаточной мере не финансирует государство. Вот и приходится педагогам “любезно просить” родителей приобрести учебники и пособия за свой счет.
За последнее десятилетие открылось более сотни так называемых общеобразовательных учебных заведений нового типа (лицеи, гимназии, колледжи). Сам факт якобы и заслуживает внимание. Но разве можно говорить о доступности образования в них, когда там зачастую вводится “обязательный объем платных услуг”?
Президент Украины, выступая на Всеукраинском педагогическом форуме “Забота об учителе – надежда на будущее” (24 мая 2005 года) признал, что “образование в Украине перестало быть общедоступным; сокращается количество детей, охваченных обучением; дети из разных регионов, из города и села не имеют равного доступа к образованию; сельская школа, особенно в отдаленных селах, не дает образования, которое отвечало бы государственным стандартам”. Здесь же пообещал увеличить расходы на систему образование в соответствии с законодательно закрепленными нормами. Но благие пожелания остались лишь словесами. В 2006 году на образование выделено только 6,4 % от ВВП, что противоречит статье 61 Закона Украины “Об образовании” (предусматривает выделение на образование не менее 10 % национального дохода).
Возможность получить высшее образование на бесплатной основе еще более проблематично. Немногим более 50 % выпускников могут поступит в Вузы не отплачивая свое обучение. Остальным дано право, но право за счет кошелька родителей. Вот и приходится Президенту констатировать, что право на получение высшего образования зависит от толщены родительского кошелька. А суммы на обучение растут каждый год. И уже достигли в некоторых престижных Вузах до 10 тысяч в год.
И как здесь не согласится с утверждением известного украинского юриста, член-корреспондента НАН Украины, народного депутата Сиренко Василия Федоровича о том, что “характерной чертой Основного Закона государства есть декларативность провозглашенных прав и свобод”. Согласитесь, провозглашение права на бумаге и обеспечение этого права в реальной жизни – совсем ни одно и тоже.
|
|
|