|
|
Публіцистика
|
Илья Шеховцов (13 июня 2006 г.): Какое образование нам необходимо (или некоторые подходы к реформированию системы образования)
Можно без преувеличения сказать, что и в ХХ и текущем ХХІ веке образование превратилось в одну из наиболее важнейших отраслей человеческой деятельности, от успехов которой во многом зависит национальная безопасность, авторитет и могущество любой страны. Поэтому не случайно в развитых странах на содержание системы образование из государственного бюджета выделяется от 8 до 15 процентов валового национального продукта. За этими цифрами – понимание приоритетности образования, признание его в качестве одного из стратегических ресурсов нации. В разработанной Министерством просвещения США в 1990 году программ “Национальные цели просвещения” образование названо “сердцевиной экономического могущества и безопасности” страны, “ключом к обеспечению конкурентоспособности Америки в мире ХХI века”, “гарантом будущего нации”. Такой подход не может не вызывать уважения.
Что касается нашей страны, то положение в этой важнейшей сфере иначе как критическим не назовешь. А ведь еще совсем недавно даже на фоне благополучных стран Запада в обрасти образования мы выглядели вполне достойно. Система народного образования СССР была если и не самой лучшей в мире, но несомненно, одной из лучших. В бывшем СССР действовало 147 тысяч дошкольных учреждений, 131 тысяча дневных общеобразовательных школ, около 8 тысяч ПТУ, 4,5 тысячи средних специальных учебных заведений. В 898 вузах страны обучалось более 5 миллионов студентов, ежегодно наши вузы направляли в трудовые коллективы более 850 тысяч своих выпускников. В 1987 году из 1 тысячи человек, занятых в народном хозяйстве, 921 работник имел высшее или среднее образование. Если в дореволюционной Российской империи было всего 11,6 тысяч научно-педагогических работников, то в 1991 году – 1,5 миллиона человек, том числе 50 тысяч докторов наук и около 500 тысяч кандидатов наук.
Высшее руководство Украины на словах якобы понимает значимость образования, ту огромную роль, которую оно играет в жизни общества. Так, еще кандидат в Президенты Украины В.Ющенко в своей предвыборной программе “Десять шагов навстречу людям” декларировал, что в сфере образования и науки им будут предприняты шаги по обеспечению “европейского уровня качества и доступности образования”; “духовной ориентации образования”; “демократизации образования”; “социального благополучия ученых и педагогов”; “развитие общества на основе новых знаний”. Уже в качестве Президента В.Ющенко в своем выступлении на Всеукраинском Форуме “Забота об учителе – надежда на будущее” подтвердил стратегическую линию по модернизации системы отечественного образования, особо подчеркнув: “Ничто не определяет будущее нации так, как образование”, “Для миллионов украинских семей, граждан Украины образование – это шанс для своего ребенка. Этот шанс формируется двумя слагаемыми: доступностью и качеством образования”. Трудно не согласиться с подобными установками.
Прискорбно, но реальные дела исполнительной власти зачастую расходятся с ее же словами и обещаниями. Так, ежегодно игнорируется выполнение статьи 61 Закона Украины “Об образовании” в части обеспечения бюджетными ассигнованиями на образование в размере не ниже 10 процентов национального дохода страны. В последние годы образование финансируется в 3 раза меньше, чем в развитых странах, на уровне 5 процентов от валового внутреннего продукта. Средняя заработная плата большинства работников сферы образования остается на уровне прожиточного минимума и составляет 40-45 процентов от средней заработной плати в промышленности. Со времени принятия в 1996 году Закона Украины “Об образовании” гарантии, предусмотренные статьей 57 не выполняются.
Как и ранее проигнорирован и последний “образовательный” Указ Президента от 4 июля 2005 №1013/2005 “О неотложных мерах по обеспечению функционирования и развития образования в Украине”, где, к примеру, предусмотрено ежегодно во время разработки проектов законов о Государственном бюджете Украины целевым назначением обеспечивать бюджетные ассигнования на реализацию в полном объеме государственных программ “Учитель”, “Школьный автобус”, “Развития внешкольных учебных заведений на 2002-2008 годы”; выпуск в достаточном количестве научно-методической литературы, модернизацию материально-технической базы общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведений. Вместе с тем, материально-техническая база системы образования изношена почти полностью. В Украине более 1 тысячи недостроенных школ, около 3 тысяч требуют безотлагательного капитального ремонта, 80 строений - совсем непригодны к эксплуатации. Требуют также капитального ремонта 65 объектов профессионально-технических училища, более 100 общежитий, из которых 26 признаны аварийно опасными.
Глубокую тревогу вызывают и другие факты. До критической отметки упал престиж интеллектуального труда. Погоня за “дешевой” реформой привела к уменьшению возможностей для технических решений, экономящих человеческий труд, к уменьшению потребностей в создателях новой техники. В государстве полностью отсутствуют прогнозные показатели потребности кадров. Так мы через несколько лет будем иметь кадры сплошь и рядом состоящих из юристов, экономистов, менеджеров, работников сферы услуг и т.п. По оценкам специалистов, уже в скором будущем около 80 процентов спроса на рабочую силу будут составлять потребности именно в рабочих кадрах. Имеем угрозу полной утери квалифицированных рабочих кадров, а это – удел слаборазвитой страны.
Украине грозит реальная опасность потери своего уникального научного потенциала: внешняя и “внутренняя” эмиграция ученых приобрела почти обвальный характер (под “внутренней” эмиграцией следует понимать уход ученых из науки. Они уходят прежде всего в коммерческие и административные структуры, где доходы несравненно выше. Они теряют свою квалификацию и вскоре будут безвозвратно потеряны для науки). Кстати, активный процесс так называемой “болонизации” из этого же разряда.
По нашему мнению, качество образования необходимо рассматривать в тесной связи с направлениями в образовательной политике, которые присущи нынешней системе образования. Речь идет о демократическом (социальном) и антидемократическом (элитарном) образовании. Сторонники последнего полагают, что качественное образование должно быть доступно людям с высокими доходами, а в лучшем случае – еще и с исключительными способностями (так называемые одаренные дети). Это направление в Украине стало преобладать со средины 90-х годов прошлого столетия, когда законодательно были закреплены, кроме учебных заведений государственной и коммунальной форм собственности, учебные заведения других форм собственности, в том числе и частной. В стране появилось сотни “элитных” (прежде всего платных) учебных заведений “нового типа” (лицеи, гимназии, колледжи, колегиумы). В системе высшего образования возникли частные учебные заведения, а за отсутствием средств к существованию, в государственных и коммунальных учебных заведениях - платные (коммерческие) потоки и группы. В отдельных вузах платное обучение стало доминирующим, почти полностью заменившим бюджетное. Отрезвление начало приходить только сейчас. На самом высоком уровне уже ставиться задача ограничить прием на платной основе в государственных и коммунальных учебных заведениях хотя бы 50 процентами лицензированного набора абитуриентов.
Сторонники первого направления уверены, что путь к образованию следует открыть всем, кто хочет и способен его получить, независимо от доходов, места жительства, национальности и прочее. Более того, чтобы право на образование было действительно равным, в период обучения необходимы меры государственной поддержки для детей-сирот, инвалидов, малообеспеченных граждан, детей и студентов из сельской местности.
В последнее время мировой опыт формирования государственной политики в сфере образования склоняется скорее к формированию политики под лозунгом “Образование – для всех”. В развитых странах осознали, что образование, реально доступное для всех – это не только важнейшее гуманистическое требование и абсолютно необходимый элемент социального государства, но и условие движения общества, государства к обществу знаний. Если для индустриальной экономики прошлых веков достаточным было использование способностей меньшинства для процветания узкого слоя элит, то в ХХІ веке творческий потенциал и человеческие качества всех становится главным ресурсом эффективного развития, успеха в конкуренции на мировых рынках, безопасности страны и, главное, высокого качества жизни ее граждан. В этой связи все те – кому не безразлично наше будущее (политические партии, интеллектуальная элита, общественные организации, родительская и педагогическая общественность) должны во всеуслышание выработать и объявить программу модернизации отечественной системы образования.
По нашему мнению инициатором разработки такой программы должна стать Коммунистическая партия Украины, как партия, на практике показавшая успешность реформирования и прогресса системы образования в СССР. Основой такой программы должны стать принципы социальной справедливости, а именно:
- равенство всех граждан при получении образования независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, проживания, отношения к религии, рода и характера занятий;
- реального обеспечения полного обязательного среднего образования молодежи;
- свобода выбора языка обучения: обучение на родном языке с обязательным изучением украинского языка;
- бесплатность всех видов образования;
- единство обучения и воспитания, тесное сотрудничество школы, семьи и общественности;
- связь обучения и воспитания с реальной жизнью;
- научный характер образования;
- гуманистический и высоко моральный характер образования;
- светский характер образования.
Переход Украины к доступному и высококачественному образованию нуждается в решении, как минимум, следующих задач:
- приоритетное развитие образования как ключевой сферы экономического и социального прогресса;
- превращение образования в одну из самых престижных в экономическом, социальном и культурном отношении сфер деятельности;
- создание социальных гарантий, которые бы обеспечивали всем слоям населения равных возможностей получения качественного образования.
Для того, чтобы на этой основе государство могло успешно двигаться к “обществу знаний”, необходимо осуществить следующие мероприятия:
І. В сфере экономики образования:
1. Повышение расходов на образование в соответствии с требованиями части второй статьи 61 Закону Украины “Об образовании” (не меньше 10 % национального дохода).
2. Создание действенной системы государственной поддержки системы образования:
- сохранение в государственной собственности и на государственном финансировании всех профессионально-технических учебных заведений по реестру на 1 января 2006 года;
- выполнение части второй статьи 43 Закона Украины “Об общем среднем образовании” относительно выплат заработной платы и других выплат, предусмотренных статьей 57 Закона Украины “Об образовании” из средств Государственного бюджета Украины;
- возрождение в полном объеме системы налоговых льгот для учебных заведений и учреждений, организаций, предприятий системы образования;
- поэтапное введение научно обоснованных нормативов финансирования учебных заведений в расчете на одного воспитанника, ученика, студента. Расходы учебных заведений на коммунальные услуги не должны обсчитываться в зависимости от количества тех, кто учится в учебном заведении;
- возобновление полной финансово-хозяйственной самостоятельности учебных заведений в соответствии со статьей 61 Закона Украины “Об образовании”;
- возобновление в полном объеме налоговых льгот для учебных заведений;
3. Возрождение и развитие материально-технической базы системы образования, в частности:
- завершение ее компьютеризации. Выделение бюджетных средств не только на сами компьютерные комплексы, но и на оборудование классов, их техническое обслуживание, учебу и переподготовку учителей, оснащения программным обеспечением, подключения к сети Интернет. Утверждение государственной программы относительно развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- выделение целевого финансирования для завершения строительства общеобразовательных учебных заведений, готовность которых составляет 70 и более процентов.
ІІ. В сфере социальных гарантий для педагогических, научно-педагогических работников, учащихся, воспитанников и студентов:
- введение прямого законодательного запрещения на сокращение числа бесплатных (бюджетных) мест в высших, профессионально-технических учебных заведениях. Внедрение системы поэтапного наращивания таких учебных мест в расчете на 10 тысяч населения (по оценкам специалистов, в современном информационном обществе высшее образование должны иметь 60-90 процентов работающего населения);
- повышение материальной помощи на детей для семей с доходами ниже прожиточного минимума к размерам прожиточного минимума одного ребенка;
- развитие системы детских домов семейного типа (при этом: обязательная регистрация приемной семьи как учреждения, обязательность педагогического стажа для приемных родителей и т.п.);
- организация для беспризорных детей учебных заведений на основе сочетания образования и производительного труда по опыту А.С.Макаренко и других педагогов;
- возвращение к опыту всеобуча силами учителей, преподавателей профессионально-технических учебных заведений и общественности (при этом: достойное стимулирование участников программы);
- введение за счет бюджетов разных уровней образовательных технологий, которые обеспечивают сохранение и укрепление здоровья учеников, воспитанников, студентов: увеличение количества уроков физического воспитания, ритмики, танцев, искусства, бесплатные спортивные секции, здоровье сберегающая организация учебных занятий по системам педагогов-новаторов;
- обеспечение горячим питанием за счет государственного и других бюджетов всех детей в общеобразовательных учебных заведениях І ступени, детей из малообеспеченных семей – в общеобразовательных учебных заведениях ІІ и ІІІ ступеней, а также в профессионально-технических и высших учебных заведениях (однодневный размер выплаты должен составлять – не меньше 1/50 прожиточного минимума);
- обеспечение каждому ребенку реальной возможности осуществления конституционного права на дошкольное образование;
- обеспечение нормативно-правовой базы относительно конституционной нормы – обязательности полного общего среднего образования;
- обеспечение учебных заведений учебниками и методическими пособиями за счет государственного бюджета и бюджетов всех уровней;
- сохранение в полном объеме существующей системы льгот для абитуриентов из числа детей-сирот, детей-инвалидов, инвалидов І и ІІ группы, победителей предметных олимпиад и других категорий граждан, а также целевого набора, прежде всего, для детей из сельской местности;
- закрепление специальным законом гарантий права граждан на дополнительное образование (на бесплатной основе) на протяжении всей жизни, в т.ч. для учеников, слушателей, выпускников профессионально-технических учебных заведений и лиц, которые нуждаются в социальной поддержке;
- принятие Закона Украины “Об образовании лиц, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития (специальное образование)”, где предусматреть государственное обеспечение инвалидов на период учебы, специальные нормативы финансирования для специальных учреждений, возможность развития интегрированного и инклюзивного обучения;
- внесение изменений в статью 89 Главы 14 Бюджетного кодекса Украины относительно совершенствования действующего порядка финансирования внешкольных учебных заведений;
- внесение изменений в Законы Украины “О внешкольном образовании” и “О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами” в части сохранения сети внешкольных учебных заведений;
- установление на законодательном уровне запрета на приостановку действующих положений и норм статьи 57 Закона Украины “Об образовании” другими законодательными актами, в т.ч. и Законом Украины “О Государственном бюджете Украины”;
- внесение изменений в статью 57 Закона Украины “Об образовании” относительно назначения и выплаты пенсий педагогическим работникам в размере 80 процентов заработной платы педагогического работника.
ІІІ. В области содержания образования:
- гражданская и патриотическая направленность образования. Ничего не приукрашивая и не скрывая, образование должно формировать у учеников чувство любви к Отчизне, уважение к другим народам и государствам, стремление участвовать в делах общества;
- научность и фундаментальность преподавания. Завершить работу над государственными образовательными стандартами и программами, которые бы соответствовали современным научным представлениям;
- подготовка детей и молодежи к жизни в условиях современной и будущей цивилизации: введение в образовательные стандарты курсов, функционально необходимых человеку, формирование экологической культуры, уважения к традициям и верованиям других народов и т.п.;
- сочетание обучения с разнообразными видами практики – от физической культуры и труда на производстве до практики общественной и творческой деятельности;
- сохранение светского характера образования в государственных и коммунальных учебных заведениях. Осознавая особенную роль традиционных отечественных конфессий в формировании и развитии украинской духовной традиции, мы считаем, что государственные учебные заведения не должны быть местом для межконфессиональной конкуренции. Религиозное воспитание может осуществляться только в негосударственных учебных заведениях. В государственных и коммунальных учебных заведениях оно может осуществляться только на факультативной основе – по просьбе родителей, с согласия детей, под контролем органов управления образованием;
- сохранение академических свобод и многообразия политических позиций в преподавании гуманитарных наук;
- обеспечение на основе решения специальных общественно-государственных экспертных советов возможности прямой запрещения на использование в школе учебной литературы, которая пропагандирует пренебрежение к собственной истории, духовным ценностям народов Украины, национальную и религиозную вражду.
IV. В области отношений образования со средствами массовой информации:
- законодательное закрепление нормы относительно обязательности выделения части эфирного времени государственными и региональными средствами массовой информации для трансляции образовательных программ, установления налоговых льгот для всех средств массовой в части реализации ими образовательных программ;
- с целью воплощения государственно-общественного характера управления государственными и региональными средствами массовой информации внедрить создание наблюдательных советов, которые бы не только обеспечивали представительство в эфирном пространстве разных политических взглядов, но и, прежде всего – интеллектуальное и эстетическое здоровье населения, а не его развращение. Не политическая цензура, а общественный педагогический и этический контроль.
V. В области управления системой образования:
- отказ от вступление в ВТО до тех пор, пока не будут обеспечены гарантии сохранения бесплатности, высокого качества образования;
- добровольность участия вузов в Болонском процессе;
- обеспечиние доступности дошкольного образования, в первую очередь, в сельской местности, внедрение альтернативных форм охвата образованием детей дошкольного возраста, которые не посещают дошкольные заведения; завершение передачи дошкольных учебных заведений в коммунальную собственность; реорганизация (создание) в населенных пунктах с напряженной демографической ситуацией учебных комплексов “дошкольное учебное заведение – общеобразовательное учебное заведение”;
- тщательный анализ существующующей сети дошкольных, общеобразовательных и внешкольных учебных заведений сельской местности с учетом демографических изменений и принятие мер по недопущению необоснованной ликвидации таких заведений; законодательное закрепление граничной наполняемости классов сельских общеобразовательных учебных заведений,
- развитие профильного обучение в старшей школе. Профильность обучения вводиться только при условии сохранения общедоступности и бесплатности обучения; отказ от принудительной “профилизации” учебных заведений;
- категорический запрет на отключение от электро- тепло- водо- обеспечения учреждений системы образования.
По нашему мнению, только такая образовательная политика, политика, которая опирается на вищеуказанные принципы способна объединить всех неравнодушных, прогрессивных во имя будущего.
|