Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Публіцистика

Илья Шеховцов (13 июня 2006 г.): Какое образование нам необходимо (или некоторые подходы к реформированию системы образования)

Можно без преувеличения сказать, что и в ХХ и текущем ХХІ веке образование превратилось в одну из наиболее важнейших отраслей человеческой деятельности, от успехов которой во многом зависит национальная безопасность, авторитет и могущество любой страны. Поэтому не случайно в развитых странах на содержание системы образование из государственного бюджета выделяется от 8 до 15 процентов валового национального продукта. За этими цифрами – понимание приоритетности образования, признание его в качестве одного из стратегических ресурсов нации. В разработанной Министерством просвещения США в 1990 году программ “Национальные цели просвещения” образование названо “сердцевиной экономического могущества и безопасности” страны, “ключом к обеспечению конкурентоспособности Америки в мире ХХI века”, “гарантом будущего нации”. Такой подход не может не вызывать уважения.

Что касается нашей страны, то положение в этой важнейшей сфере иначе как критическим не назовешь. А ведь еще совсем недавно даже на фоне благополучных стран Запада в обрасти образования мы выглядели вполне достойно. Система народного образования СССР была если и не самой лучшей в мире, но несомненно, одной из лучших. В бывшем СССР действовало 147 тысяч дошкольных учреждений, 131 тысяча дневных общеобразовательных школ, около 8 тысяч ПТУ, 4,5 тысячи средних специальных учебных заведений. В 898 вузах страны обучалось более 5 миллионов студентов, ежегодно наши вузы направляли в трудовые коллективы более 850 тысяч своих выпускников. В 1987 году из 1 тысячи человек, занятых в народном хозяйстве, 921 работник имел высшее или среднее образование. Если в дореволюционной Российской империи было всего 11,6 тысяч научно-педагогических работников, то в 1991 году – 1,5 миллиона человек, том числе 50 тысяч докторов наук и около 500 тысяч кандидатов наук.

Высшее руководство Украины на словах якобы понимает значимость образования, ту огромную роль, которую оно играет в жизни общества. Так, еще кандидат в Президенты Украины В.Ющенко в своей предвыборной программе “Десять шагов навстречу людям” декларировал, что в сфере образования и науки им будут предприняты шаги по обеспечению “европейского уровня качества и доступности образования”; “духовной ориентации образования”; “демократизации образования”; “социального благополучия ученых и педагогов”; “развитие общества на основе новых знаний”. Уже в качестве Президента В.Ющенко в своем выступлении на Всеукраинском Форуме “Забота об учителе – надежда на будущее” подтвердил стратегическую линию по модернизации системы отечественного образования, особо подчеркнув: “Ничто не определяет будущее нации так, как образование”, “Для миллионов украинских семей, граждан Украины образование – это шанс для своего ребенка. Этот шанс формируется двумя слагаемыми: доступностью и качеством образования”. Трудно не согласиться с подобными установками.

Прискорбно, но реальные дела исполнительной власти зачастую расходятся с ее же словами и обещаниями. Так, ежегодно игнорируется выполнение статьи 61 Закона Украины “Об образовании” в части обеспечения бюджетными ассигнованиями на образование в размере не ниже 10 процентов национального дохода страны. В последние годы образование финансируется в 3 раза меньше, чем в развитых странах, на уровне 5 процентов от валового внутреннего продукта. Средняя заработная плата большинства работников сферы образования остается на уровне прожиточного минимума и составляет 40-45 процентов от средней заработной плати в промышленности. Со времени принятия в 1996 году Закона Украины “Об образовании” гарантии, предусмотренные статьей 57 не выполняются.

Как и ранее проигнорирован и последний “образовательный” Указ Президента от 4 июля 2005 №1013/2005 “О неотложных мерах по обеспечению функционирования и развития образования в Украине”, где, к примеру, предусмотрено ежегодно во время разработки проектов законов о Государственном бюджете Украины целевым назначением обеспечивать бюджетные ассигнования на реализацию в полном объеме государственных программ “Учитель”, “Школьный автобус”, “Развития внешкольных учебных заведений на 2002-2008 годы”; выпуск в достаточном количестве научно-методической литературы, модернизацию материально-технической базы общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведений. Вместе с тем, материально-техническая база системы образования изношена почти полностью. В Украине более 1 тысячи недостроенных школ, около 3 тысяч требуют безотлагательного капитального ремонта, 80 строений - совсем непригодны к эксплуатации. Требуют также капитального ремонта 65 объектов профессионально-технических училища, более 100 общежитий, из которых 26 признаны аварийно опасными.

Глубокую тревогу вызывают и другие факты. До критической отметки упал престиж интеллектуального труда. Погоня за “дешевой” реформой привела к уменьшению возможностей для технических решений, экономящих человеческий труд, к уменьшению потребностей в создателях новой техники. В государстве полностью отсутствуют прогнозные показатели потребности кадров. Так мы через несколько лет будем иметь кадры сплошь и рядом состоящих из юристов, экономистов, менеджеров, работников сферы услуг и т.п. По оценкам специалистов, уже в скором будущем около 80 процентов спроса на рабочую силу будут составлять потребности именно в рабочих кадрах. Имеем угрозу полной утери квалифицированных рабочих кадров, а это – удел слаборазвитой страны.

Украине грозит реальная опасность потери своего уникального научного потенциала: внешняя и “внутренняя” эмиграция ученых приобрела почти обвальный характер (под “внутренней” эмиграцией следует понимать уход ученых из науки. Они уходят прежде всего в коммерческие и административные структуры, где доходы несравненно выше. Они теряют свою квалификацию и вскоре будут безвозвратно потеряны для науки). Кстати, активный процесс так называемой “болонизации” из этого же разряда.

По нашему мнению, качество образования необходимо рассматривать в тесной связи с направлениями в образовательной политике, которые присущи нынешней системе образования. Речь идет о демократическом (социальном) и антидемократическом (элитарном) образовании. Сторонники последнего полагают, что качественное образование должно быть доступно людям с высокими доходами, а в лучшем случае – еще и с исключительными способностями (так называемые одаренные дети). Это направление в Украине стало преобладать со средины 90-х годов прошлого столетия, когда законодательно были закреплены, кроме учебных заведений государственной и коммунальной форм собственности, учебные заведения других форм собственности, в том числе и частной. В стране появилось сотни “элитных” (прежде всего платных) учебных заведений “нового типа” (лицеи, гимназии, колледжи, колегиумы). В системе высшего образования возникли частные учебные заведения, а за отсутствием средств к существованию, в государственных и коммунальных учебных заведениях - платные (коммерческие) потоки и группы. В отдельных вузах платное обучение стало доминирующим, почти полностью заменившим бюджетное. Отрезвление начало приходить только сейчас. На самом высоком уровне уже ставиться задача ограничить прием на платной основе в государственных и коммунальных учебных заведениях хотя бы 50 процентами лицензированного набора абитуриентов.

Сторонники первого направления уверены, что путь к образованию следует открыть всем, кто хочет и способен его получить, независимо от доходов, места жительства, национальности и прочее. Более того, чтобы право на образование было действительно равным, в период обучения необходимы меры государственной поддержки для детей-сирот, инвалидов, малообеспеченных граждан, детей и студентов из сельской местности.

В последнее время мировой опыт формирования государственной политики в сфере образования склоняется скорее к формированию политики под лозунгом “Образование – для всех”. В развитых странах осознали, что образование, реально доступное для всех – это не только важнейшее гуманистическое требование и абсолютно необходимый элемент социального государства, но и условие движения общества, государства к обществу знаний. Если для индустриальной экономики прошлых веков достаточным было использование способностей меньшинства для процветания узкого слоя элит, то в ХХІ веке творческий потенциал и человеческие качества всех становится главным ресурсом эффективного развития, успеха в конкуренции на мировых рынках, безопасности страны и, главное, высокого качества жизни ее граждан. В этой связи все те – кому не безразлично наше будущее (политические партии, интеллектуальная элита, общественные организации, родительская и педагогическая общественность) должны во всеуслышание выработать и объявить программу модернизации отечественной системы образования.

По нашему мнению инициатором разработки такой программы должна стать Коммунистическая партия Украины, как партия, на практике показавшая успешность реформирования и прогресса системы образования в СССР. Основой такой программы должны стать принципы социальной справедливости, а именно:

- равенство всех граждан при получении образования независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, проживания, отношения к религии, рода и характера занятий;

- реального обеспечения полного обязательного среднего образования молодежи;

- свобода выбора языка обучения: обучение на родном языке с обязательным изучением украинского языка;

- бесплатность всех видов образования;

- единство обучения и воспитания, тесное сотрудничество школы, семьи и общественности;

- связь обучения и воспитания с реальной жизнью;

- научный характер образования;

- гуманистический и высоко моральный характер образования;

- светский характер образования.

Переход Украины к доступному и высококачественному образованию нуждается в решении, как минимум, следующих задач:

- приоритетное развитие образования как ключевой сферы экономического и социального прогресса;

- превращение образования в одну из самых престижных в экономическом, социальном и культурном отношении сфер деятельности;

- создание социальных гарантий, которые бы обеспечивали всем слоям населения равных возможностей получения качественного образования.

Для того, чтобы на этой основе государство могло успешно двигаться к “обществу знаний”, необходимо осуществить следующие мероприятия:

І. В сфере экономики образования:

1. Повышение расходов на образование в соответствии с требованиями части второй статьи 61 Закону Украины “Об образовании” (не меньше 10 % национального дохода).

2. Создание действенной системы государственной поддержки системы образования:

- сохранение в государственной собственности и на государственном финансировании всех профессионально-технических учебных заведений по реестру на 1 января 2006 года;

- выполнение части второй статьи 43 Закона Украины “Об общем среднем образовании” относительно выплат заработной платы и других выплат, предусмотренных статьей 57 Закона Украины “Об образовании” из средств Государственного бюджета Украины;

- возрождение в полном объеме системы налоговых льгот для учебных заведений и учреждений, организаций, предприятий системы образования;

- поэтапное введение научно обоснованных нормативов финансирования учебных заведений в расчете на одного воспитанника, ученика, студента. Расходы учебных заведений на коммунальные услуги не должны обсчитываться в зависимости от количества тех, кто учится в учебном заведении;

- возобновление полной финансово-хозяйственной самостоятельности учебных заведений в соответствии со статьей 61 Закона Украины “Об образовании”;

- возобновление в полном объеме налоговых льгот для учебных заведений;

3. Возрождение и развитие материально-технической базы системы образования, в частности:

- завершение ее компьютеризации. Выделение бюджетных средств не только на сами компьютерные комплексы, но и на оборудование классов, их техническое обслуживание, учебу и переподготовку учителей, оснащения программным обеспечением, подключения к сети Интернет. Утверждение государственной программы относительно развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

- выделение целевого финансирования для завершения строительства общеобразовательных учебных заведений, готовность которых составляет 70 и более процентов.

ІІ. В сфере социальных гарантий для педагогических, научно-педагогических работников, учащихся, воспитанников и студентов:

- введение прямого законодательного запрещения на сокращение числа бесплатных (бюджетных) мест в высших, профессионально-технических учебных заведениях. Внедрение системы поэтапного наращивания таких учебных мест в расчете на 10 тысяч населения (по оценкам специалистов, в современном информационном обществе высшее образование должны иметь 60-90 процентов работающего населения);

- повышение материальной помощи на детей для семей с доходами ниже прожиточного минимума к размерам прожиточного минимума одного ребенка;

- развитие системы детских домов семейного типа (при этом: обязательная регистрация приемной семьи как учреждения, обязательность педагогического стажа для приемных родителей и т.п.);

- организация для беспризорных детей учебных заведений на основе сочетания образования и производительного труда по опыту А.С.Макаренко и других педагогов;

- возвращение к опыту всеобуча силами учителей, преподавателей профессионально-технических учебных заведений и общественности (при этом: достойное стимулирование участников программы);

- введение за счет бюджетов разных уровней образовательных технологий, которые обеспечивают сохранение и укрепление здоровья учеников, воспитанников, студентов: увеличение количества уроков физического воспитания, ритмики, танцев, искусства, бесплатные спортивные секции, здоровье сберегающая организация учебных занятий по системам педагогов-новаторов;

- обеспечение горячим питанием за счет государственного и других бюджетов всех детей в общеобразовательных учебных заведениях І ступени, детей из малообеспеченных семей – в общеобразовательных учебных заведениях ІІ и ІІІ ступеней, а также в профессионально-технических и высших учебных заведениях (однодневный размер выплаты должен составлять – не меньше 1/50 прожиточного минимума);

- обеспечение каждому ребенку реальной возможности осуществления конституционного права на дошкольное образование;

- обеспечение нормативно-правовой базы относительно конституционной нормы – обязательности полного общего среднего образования;

- обеспечение учебных заведений учебниками и методическими пособиями за счет государственного бюджета и бюджетов всех уровней;

- сохранение в полном объеме существующей системы льгот для абитуриентов из числа детей-сирот, детей-инвалидов, инвалидов І и ІІ группы, победителей предметных олимпиад и других категорий граждан, а также целевого набора, прежде всего, для детей из сельской местности;

- закрепление специальным законом гарантий права граждан на дополнительное образование (на бесплатной основе) на протяжении всей жизни, в т.ч. для учеников, слушателей, выпускников профессионально-технических учебных заведений и лиц, которые нуждаются в социальной поддержке;

- принятие Закона Украины “Об образовании лиц, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития (специальное образование)”, где предусматреть государственное обеспечение инвалидов на период учебы, специальные нормативы финансирования для специальных учреждений, возможность развития интегрированного и инклюзивного обучения;

- внесение изменений в статью 89 Главы 14 Бюджетного кодекса Украины относительно совершенствования действующего порядка финансирования внешкольных учебных заведений;

- внесение изменений в Законы Украины “О внешкольном образовании” и “О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами” в части сохранения сети внешкольных учебных заведений;

- установление на законодательном уровне запрета на приостановку действующих положений и норм статьи 57 Закона Украины “Об образовании” другими законодательными актами, в т.ч. и Законом Украины “О Государственном бюджете Украины”;

- внесение изменений в статью 57 Закона Украины “Об образовании” относительно назначения и выплаты пенсий педагогическим работникам в размере 80 процентов заработной платы педагогического работника.

ІІІ. В области содержания образования:

- гражданская и патриотическая направленность образования. Ничего не приукрашивая и не скрывая, образование должно формировать у учеников чувство любви к Отчизне, уважение к другим народам и государствам, стремление участвовать в делах общества;

- научность и фундаментальность преподавания. Завершить работу над государственными образовательными стандартами и программами, которые бы соответствовали современным научным представлениям;

- подготовка детей и молодежи к жизни в условиях современной и будущей цивилизации: введение в образовательные стандарты курсов, функционально необходимых человеку, формирование экологической культуры, уважения к традициям и верованиям других народов и т.п.;

- сочетание обучения с разнообразными видами практики – от физической культуры и труда на производстве до практики общественной и творческой деятельности;

- сохранение светского характера образования в государственных и коммунальных учебных заведениях. Осознавая особенную роль традиционных отечественных конфессий в формировании и развитии украинской духовной традиции, мы считаем, что государственные учебные заведения не должны быть местом для межконфессиональной конкуренции. Религиозное воспитание может осуществляться только в негосударственных учебных заведениях. В государственных и коммунальных учебных заведениях оно может осуществляться только на факультативной основе – по просьбе родителей, с согласия детей, под контролем органов управления образованием;

- сохранение академических свобод и многообразия политических позиций в преподавании гуманитарных наук;

- обеспечение на основе решения специальных общественно-государственных экспертных советов возможности прямой запрещения на использование в школе учебной литературы, которая пропагандирует пренебрежение к собственной истории, духовным ценностям народов Украины, национальную и религиозную вражду.

IV. В области отношений образования со средствами массовой информации:

- законодательное закрепление нормы относительно обязательности выделения части эфирного времени государственными и региональными средствами массовой информации для трансляции образовательных программ, установления налоговых льгот для всех средств массовой в части реализации ими образовательных программ;

- с целью воплощения государственно-общественного характера управления государственными и региональными средствами массовой информации внедрить создание наблюдательных советов, которые бы не только обеспечивали представительство в эфирном пространстве разных политических взглядов, но и, прежде всего – интеллектуальное и эстетическое здоровье населения, а не его развращение. Не политическая цензура, а общественный педагогический и этический контроль.

V. В области управления системой образования:

- отказ от вступление в ВТО до тех пор, пока не будут обеспечены гарантии сохранения бесплатности, высокого качества образования;

- добровольность участия вузов в Болонском процессе;

- обеспечиние доступности дошкольного образования, в первую очередь, в сельской местности, внедрение альтернативных форм охвата образованием детей дошкольного возраста, которые не посещают дошкольные заведения; завершение передачи дошкольных учебных заведений в коммунальную собственность; реорганизация (создание) в населенных пунктах с напряженной демографической ситуацией учебных комплексов “дошкольное учебное заведение – общеобразовательное учебное заведение”;

- тщательный анализ существующующей сети дошкольных, общеобразовательных и внешкольных учебных заведений сельской местности с учетом демографических изменений и принятие мер по недопущению необоснованной ликвидации таких заведений; законодательное закрепление граничной наполняемости классов сельских общеобразовательных учебных заведений,

- развитие профильного обучение в старшей школе. Профильность обучения вводиться только при условии сохранения общедоступности и бесплатности обучения; отказ от принудительной “профилизации” учебных заведений;

- категорический запрет на отключение от электро- тепло- водо- обеспечения учреждений системы образования.

По нашему мнению, только такая образовательная политика, политика, которая опирается на вищеуказанные принципы способна объединить всех неравнодушных, прогрессивных во имя будущего.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.