|
Денис Симонов: Основные перспективы экономических отношений Украины Обреченность на сотрудничество
Украина и Россия теснейшим образом экономически взаимосвязаны. Напомним, что Российская Федерация стабильно является основным торговым партнером Украины — на долю РФ приходится около 30% всего внешнеторгового оборота страны. Для России же Украина входит в пятерку ведущих внешнеторговых партнеров.
При этом товарооборот между обеими странами постоянно растет. Однако огромное значение имеют не столько количественные, сколько качественные изменения во внешнеторговых соотношениях Украины и России.
Но, к сожалению, торговые отношения обеих стран носят подчеркнуто “транзитно-сырьевой” характер, который вряд ли сильно изменится. Так, к примеру, до последнего времени основными статьями российского экспорта в Украину были природный газ и сырая нефть, которые занимают вместе 60-70% всего российского экспорта в Украину.
При этом на другие товарные группы приходится незначительная часть экспорта, а на более или менее высокотехнологичную продукцию припадает не более 5% российского экспорта в Украину. Большую часть высокотехнологичной продукции составляют автомобили и комплектующие к ним. Если бы не было АвтоВАЗа и автомобиля “Жигули”, то экспорт машиностроительной продукции из России в Украину составлял бы менее 1%.
Несколько более разнообразен по своей структуре украинский экспорт в Россию. В принципе, он отражает всю специфику нашей экономики. На первом месте здесь находится продукция черной и цветной металлургии. При этом главным товаром, поступающим из Украины на рынок России, являются трубы.
Все это есть следствием сохранения доставшейся в наследство от СССР системы разделения труда между союзными республиками. Основные мощности советской трубной промышленности были расположены в Украине, в то время как основные потребители находились в районах нефте- и газодобычи в России. Поскольку основой благополучия экономики России по-прежнему является нефть и газ, спрос на трубы стабильно продолжает расти. Одной из причин такого положения дел является износ трубопроводов, доставшихся в наследство от СССР, и необходимость строительства новых. Украинские трубы, не уступая западным аналогам в качестве, привлекают российских потребителей своей ценой. Правда, на пути роста украинского трубного экспорта в Россию стоят серьезные препятствия в виде противодействия внутреннего российского металлургического лобби.
Дело в том, что российские металлургические предприятия после распада СССР начали активно расширять свои трубные мощности, поскольку производство труб стало очень выгодным. Однако, чтобы компенсировать расходы на создание новых трубных мощностей, им необходимо сохранить позиции на внутрироссийском рынке, и здесь украинские трубные заводы выступают серьезными конкурентами российских металлургов. Поэтому до недавнего времени экспорт украинских труб в Россию жестко регулировался квотами. Лишь в последнее время с подписанием договоров по созданию Единого Экономического Пространства появились надежда на полную ликвидацию системы квот и ограничений, но она может быстро стать эфемерной после прихода “оранжевой власти”, которая категорично против ЕЭП.
Гораздо большие перспективы в экспорте из Украины в Россию имеют ферросплавы. Причина этого также вполне объективная: в бывшем СССР основные месторождения марганца, используемого при производстве ферросплавов, находились в Украине. Поэтому украинская ферросплавная отрасль обеспечивала своей продукцией весь СССР. В настоящее время ферросплавы стабильно занимают 2-3-е места среди перечня основных видов продукции, экспортируемых из Украины в Россию. Спрос на украинские ферросплавы неизбежно будет расти с развитием российской металлургии и машиностроения. Поскольку собственных ферросплавных производств в России нет.
Третьей важной статьей украинского экспорта в Россию является глинозем, производимый на Николаевском глиноземном заводе (НГЗ) из бокситов, ввозимых в основном из республики Гвинея, — и вряд ли эта статья экспорта в ближайшее время уменьшится, учитывая рост мировых цен на алюминий. В недавнем прошлом предполагалось строительство в Украине мощного алюминиевого завода в Первомайске Харьковской области, который мог бы перерабатывать значительную часть производимого на НГЗ глинозема. Однако уже сегодня строительство такого завода признано нецелесообразным. В первую очередь из-за ограниченности энергетических мощностей Украины. Гораздо целесообразнее поставлять глинозем в Россию на алюминиевые заводы в Восточной Сибири, которые используют дешевую электроэнергию ГЭС на Енисее и Ангаре.
Значительную перспективу имеет экспорт из Украины в Россию пищевой продукции. Стабильно высокими остаются объемы экспорта из Украины в Россию говядины и свинины. Другой перспективной украинской пищевой продукцией являются кондитерские изделия. Мощности украинских кондитерских фабрик позволяют не только полностью насыщать внутренний рынок, но и поставлять значительную часть продукцию в Россию. Тем более что вкусы потребителей в обеих наших странах практически идентичны. Украинские конфеты и шоколад по своей рецептуре мало привычны жителям Западной Европы, однако они покупаются россиянами. Идет и экспансия украинских кондитеров в Россию. Та же корпорация “Рошен”, принадлежащая соратнику Виктора Ющенко Петру Порошенко, активно скупает кондитерские мощности в России (в частности, выкуплена одна из мощных кондитерских фабрик — Липецкая) и завоевывает позиции на российском рынке. “Киев-Конти”, чьи владельцы поддерживают противоположный политический лагерь, выкупили Курскую кондитерскую фабрику. Возможности, которые нельзя упускать
Однако главной из наиболее перспективных отраслей двухстороннего экономического сотрудничества является машиностроение и связанные с ним высокотехнологичные производства. Примеров успешной кооперации украинских и российских машиностроителей масса. В первую очередь, такая кооперация приносит плоды транспортному машиностроению. Так, в авиастроении фактически совместными продуктами являются самолеты АН-140, разработанный киевским АНТК им.Антонова, и ТУ-335. Расширяется сотрудничество между российскими и украинскими предприятиями в области железнодорожного машиностроения: “Лугансктепловоз” продолжает обеспечивать российские железные дороги тепловозами, “Азовмаш” — цистернами, Стахановский вагоностроительный завод — вагонами для перевозки сыпучих грузов. В то же время российские машиностроители поставляют украинской железной дороге электровозы и пассажирские вагоны.
В принципе, производственная кооперация украинских и российских машиностроителей — уникальное явление в современном мире. Дело в том, что в машиностроении существует весьма специфическое международное разделение труда. Научно-исследовательская база машиностроительных предприятий (исследовательские институты и конструкторские бюро), как правило, размещена в Соединенных Штатах, Западной Европе и Японии. В этих же странах обычно размещаются опытные производства. Что же касается серийных производств, то практически все они вынесены в развивающиеся страны, такие как Китай, Бразилия, Малайзия, Индонезия и т.п. С одной стороны, валовые объемы производства машиностроительной продукции, приборов и электроники в развивающихся странах постоянно растут. Однако это не слишком обогащает их экономику. По одной простой причине. Серийные производства там, по сути, являются лишь филиалами транснациональных корпораций, чьи головные офисы расположены в экономически развитых государствах. Поэтому эти предприятия не самостоятельны — ни корпоративно, ни финансово, ни технологически. Соответственно, и бюджеты развивающихся стран получают лишь мизерную часть оборотов корпорации. Если же государство вздумает несколько поднять налоги, серийное производство сразу же перемещается в другую, более бедную и более сговорчивую относительно режима налогообложения страну. Еще более серьезной проблемой является технологическая зависимость производств и сферы высоких технологий в развивающихся странах. Даже если теоретически допустить, что они отпочкуются от материнских корпораций либо будут национализированы, то жить им останется недолго по одной простой причине.
Машиностроительная продукция, приборы и электроника очень быстро морально устаревают, и даже самые совершенные изделия данной отрасли нуждаются в постоянной технологической оптимизации. И если при серийном заводе нет конструкторского бюро и опытного производства, то он обречен на быструю деградацию, а его продукция спустя некоторое время перестанет пользоваться спросом на рынке. Исходя из вышесказанного, становится понятным, насколько нужна производственная кооперация между украинскими и российскими машиностроителями. Во времена СССР в одних подотраслях конструкторские бюро и опытные производства находились в Украине, а серийные заводы — в России. В других — ситуация была противоположной. С распадом СССР многие высокотехнологичные производства оказались на грани остановки во многом потому, что серийные производства и конструкторские бюро с опытными производствами и научно-исследовательскими институтами оказались по разные стороны границы, лишь в последнее время между предприятиями начала налаживаться кооперация. Типичнейший пример такой кооперации производства — Самарский авиазавод по выпуску самолетов АН, разработанных киевским АНТК им.Антонова. Кроме того, в Украине находятся важнейшие производства, обеспечивающие машиностроительную отрасль России комплектующими. Так, к примеру, в нефтегазодобывающей и авиационной отрасли до сих пор очень высок спрос на продукцию запорожского ОАО “Мотор Січ”. Практически каждый второй производимый в России самолет или вертолет оснащен запорожскими двигателями. Другое запорожское ОАО — “Запорожтрансформатор” поставляет трансформаторы и другое оборудование как для российских энергетических компаний, так и для крупных промышленных предприятий. Однако производство трансформаторов немыслимо без импортной, в основном российской меди. Поэтому в ближайшие годы, скорее всего, оборот взаимной торговли между Украиной и Россией в машиностроительной отрасли будет расти.
Во внешнеэкономических отношениях Украины и России очень важно транзитное значение одного государства для другого. На первый взгляд, сопоставляя размеры территорий, именно Россия имеет большее значение для Украины для транзита украинских товаров. Поскольку через Россию можно поставлять украинскую продукцию в страны Центральной Азии и Китая. Однако на деле большее значение имеют транзитные мощности Украины. Через нашу территорию осуществляется более половины всех экспортных поступлений Российской Федерации в страны Европы, в том числе около 90% российского газа, значительная часть нефти, цветных металлов, аммиака. Все это делает Россию чрезвычайно зависимой от состояния транзитных мощностей Украины. Например, украинская газотранспортная система вот уже на протяжении почти трех лет является объектом пристального интереса как РАО “Газпром”, так и западных газовых корпораций. Примерно то же самое касается нефтепровода. Именно россияне способствовали тому, что абсолютно не обоснованно построенный нефтепровод Одесса — Броды начал работать в реверсном режиме.
Однако, к сожалению, транзитный потенциал Украины Россией пока не используется на полную мощность. Особенно это касается украинских морских портов, через которые возможны кратчайшие поставки российских товаров в страны Средиземноморья.
Денис Симонов.
|