Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Актуальне в пресі

КАКИМ БЫТЬ НАРОДНОМУ КОНТРОЛЮ В УСЛОВИЯХ БУРЖУАЗНОГО ГОСУДАРСТВА? (г. "Киевский вестник", 20 мая 2006г.)

Проблема выхода страны из кризиса – не сегодняшнего дня. Но научно обоснованной, целостной концепции на этот счет у политического режима крупного капитала нет со дня независимости Украины. После неудачных попыток капитализации промышленных предприятий и бесплодных поисков решения задач агропромышленного комплекса, что в конце-концов привело страну в состояние стагнации, общество осознало: государственный корабль дрейфует без руля и без ветрил, а само общество в таких условиях не может оставаться посторонним наблюдателем.



Читатели «Киевского вестника» стали все чаще писать и звонить  в редакцию - они взывают взять управление страной под контроль народа. Ведь, говорят люди, от обещанной «прозорості» в работе власти остались одни словеса. Многие читатели спрашивают: куда мы идем? Точнее – куда нас ведут? Почему с нами никто не считается? Активность читателей подхлестнула редакцию выступить со статьей (№49 от 11.05.2006), в которой сказано совершенно определенно: народ должен взять институты власти под свой контроль! Вопрос, однако, в том, как это сделать в условиях буржуазного государства. Возможно ли применение в этих условиях хорошо знакомой многим из нас системы рабочего контроля, предложенной еще В.И.Лениным?

Поделиться своим мнением на этот счет редакция попросила первого секретаря ЦК Компартии Украины Петра Симоненко.

 - Петр Николаевич, не кажется ли Вам, что, борясь с кризисом, Украине надо бы обратиться к опыту США? Вспомним: в поисках выхода из «великой депрессии», охватившей эту страну в начале прошлого века, президент Рузвельт пришел к выводу, что свободные рыночные механизмы не способны защитить личность, а потому доминантой в обустройстве страны должны стать государственное планирование и регулирование экономики. В связи с этим конгресс США воспользовался опытом Советского Союза, были внедрены государственное планирование и контроль за процессами производства и ценообразованием…

 - Да, американская буржуазия критиковала Рузвельта за то, что он взял на вооружение элементы советской системы управления экономикой и предложил усилить контроль за деятельностью всех структур государственной власти. Но и сегодня даже в самых развитых капстранах не существует рыночной экономики в чистом виде. Ведь в каждой из них общество расслоено, как пирог. Все сто процентов населения не могут быть одинаково богатыми, а потому государство так или иначе становится рычагом регуляции и планирования социально-экономических процессов.

Опыт же Советского Союза неоднократно доказывал, что именно социалистическая модель экономики, когда средства производства находятся во власти народа, способна противостоять самым большим невзгодам и предоставить всем членам общества равные права на счастье и благополучие. Так было всегда, даже в тяжелую годину лихолетья. Вспомним-ка: после Великой Отечественной, как и в 1917-м, нам пришлось столкнуться с огромной разрухой. Только в годы минувшей войны 25 миллионов советских граждан остались без крова, около двух тысяч городов и 70 тысяч деревень были разрушены и сожжены, в целом, материальный ущерб составил тогда 2569 миллиардов рублей. Хотя  все это сильно сдерживало социалистическое развитие, отвлекло народ от выполнения главной задачи – построения нового общества и улучшения качества жизни, однако страна быстро встала на ноги. Поднялись из руин заводы, внедрялись современные технологии. Словом, народ, благодаря своему массовому героизму, сделал гигантский шаг в экономическом развитии страны, в приумножении  собственного, общенародного достояния.

Подобные примеры показали и первые пятилетки Страны Советов Достаточно сказать, что только в самые первые несколько лет народовластия было построено 1000 новых заводов.

Рузвельт, коль уж вы о нем вспомнили, понимал: только государственное планирование при концентрации власти в руках государства, т.е. народа, дали возможность США выйти из глубокого экономического кризиса. Естественно, она стала невыгодной  миллиардерам Форду, Рокфеллеру и им подобным. Но она нужна была народу Америки, чтобы решить целый ряд серъезнейших проблем, связанных с уровнем жизни. До сих пор, кстати говоря, банковский процент кредитной ставки той поры остается в США таким же, каким он был при Рузвельте: банковский капитал продолжает быть  промышленным. А это – новые рабочие места, новые производственные технологии и рынки сбыта.

А теперь зададимся вопросом: а что, кроме торговых центров, построено в Украине за 15 лет независимости?

 - Может быть, справедливее было бы спросить, почему не построено ни одного крупного промышленного объекта?

 - В любом случае ответ очевиден и однозначен: потому что у нас предано анафеме все, что существовало в социалистической системе хозяйствования. Самая большая и главная потеря – трудящиеся практически не участвуют в управлении страной. Зато, к слову, советским  опытом успешно  воспользовались китайцы, и весь мир восхищен сейчас разительными переменами в их жизни. Китайский же народ не только активно участвует в социально-экономичнеских преобразованиях, но и сам тщательно контролирует происходящие процессы.

В Украине же колесо прогресса вращается в обратную сторону. Капитал у нас компрадорский и находится под контролем Запада. Он  обслуживает марионеточную власть, которая в свою очередь, работает не на отечественную экономику и собственный народ, а на  транснациональные корпорации. Страна оказалась как бы на перепутье интересов геополитических сил, которые борются за сверхприбыли, стремятся превратить Украину в собственный сырьевой и высокопродуктивный придаток. Ведь где еще до недавнего времени были высококвалифицированные кадры, развитые, современные технологии и наука, металлургия, крупное машино- и судостроение, мощный оборонный комплекс? Здесь – в Украине. А это серьезный конкурент для Запада, транснациональных корпораций. Значит, его надо либо уничтожить, либо использовать как  придаток к своим источникам сверхприбылей.

 - «Так куда нас все-таки  ведут»? – такой вопрос чаще всего встречается в редакционной почте…

 - Имеем потрясающий парадокс:    Конституция страны гласит, что народ – источник власти. На самом деле власть, манипулируя общественным сознанием, оставляет народу весьма пассивную роль в жизни государства, в частности, в формировании его власти. Один раз в три – четыре года трудящихся используют как электорат: приводят послушных к урнам для голосования. На том «народовластие» заканчивается. И в дополнение к административному ресурсу режима крупный капитал, диктуя свои условия рабочему, по сути,  создает рабовладельческий ресурс, и ресурс очень жесткий. К большому сожалению, трудящиеся остаются инертными, податливыми  нажиму капитала и его условиям. Потому власть постепенно превращается в «клуб олигархов». Это лишний раз подтвердили и состоявшиеся в марте выборы в Верховную Раду и органы местной власти, когда трудящиеся отдали у избирательских урн голоса тем, кто их же и угнетает, и эксплуатирует – то есть тем, кто делает их безработными, не выплачивает вовремя зарплату, повышает цены и тарифы, унижает наших пенсионеров-родителей. Иначе говоря, проголосовали не за свои интересы.

     - Однако, говорят читатели «Киевских ведомостей», в стране существует немало других государственных органов, которые законодательно обязаны защищать интересы граждан.

     - Уповать на надлежащую их защиту, когда эти органы сами всецело подконтрольны олигархической власти, - по меньшей мере, наивно. Мало также взывать и призывать к помощи. Единственно правильный и продуктивный путь – самим  бороться за свои интересы, каждодневно и ежечасно контролировать деятельность политических сил и их ставленников во власти, которых сами же туда и делегировали. Это и будет практическим воплощением конституционных основ: народ – источник власти. Он не только вправе избирать своих представителей во власть, но и с таким же правом может и должен их контролировать.

   - Как? Каким образом, по Вашему мнению, должен выглядеть народный контроль?

   - Но уж никак это не означает, что кто-то должен посадить куда-то еще одного чинушу и наделить его званием «народный контролер».

Очевидно, наиболее массовая и организованная форма такого контроля – рабочее движение. Рабочие должны действовать, прежде всего, через свои профсоюзы. Да, многие из них легли под каблук крупного капитала, отделились от реальных проблем трудящихся, а их лидеры продались олигархам, объединились с работодателями. Но рабочие всегда должны помнить одну простую вещь: их сила – в массе и организованности. А это значит, что профсоюзы будут оставаться продажными марионетками до тех пор, пока такими их терпят сами рабочие. Это значит также, что рабочие сами в состоянии поставить свои профессиональные союзы на службу собственным же интересам и таким образом  оказать мощное давление на работодателя-собственника и на власть. Нужно сделать так, чтобы именно рабочие профсоюзы боролись за справедливую зарплату, за то, чтобы ее вовремя выдавали. Именно рабочие должны поставить под собственный контроль развитие своего предприятия – его социально-экономической, научно-технической базы. Здесь пересекаются интересы сугубо личные и интересы общества.

Естественный, а потому наиболее перспективный путь борьбы за свои права – это когда трудящиеся самоорганизовываются на основе общих интересов. Потому наряду с рабочими в строй «народных контролеров» должны стать различные общественные организации. Скажем, 14-миллионная организация ветеранов Украины. Практически все ее члены поставлены сегодня перед выбором: либо заплатить за квартиру, либо купить еду и лекарства. Мы, коммунисты, считаем, что нет должной реакции властей на законные требования ветеранов войны и труда, нет необходимой работы исполнительных государственных органов по улучшению их жизненных условий. Именно поэтому ветеранские ячейки повсеместно должны бороться за приемлемые тарифы в жилищно-коммунальной сфере, за соразмерные производственным затратам цены на лекарства, за разумное соотношение размера пенсий и уровня жизни, за, наконец, уважительные отношение к старикам в транспорте, общественной жизни.

Есть свои специфические интересы и проблемы у женских и молодежных, у многих других общественных организаций. А всех вместе их объединяют также общие заботы и невзгоды людей по месту жительства. Будь то в одном селе или городе, поселке или микрорайоне. Самоорганизованные уличные комитеты способны собрать под одной, как говорится, крышей все слои населения. Именно здесь создаются органы местной власти. Именно они способны аккумулировать все протестные требования широких слоев населения на тех участках жизнедеятельности страны, где граждане лишены целого ряда своих прав, а государство выведено из сферы ответственности за судьбы народа, где политика власти сравнима с геноцидом.

Перечень дел, подконтрольных самоорганизации граждан, можно продолжать без конца. Главное же звено в этой цепи то, что в одиночку здесь не пробиться, неорганизованная борьба за свои права бесперспективна. Самые разные массовые формы протеста и контроля граждан должны быть везде и повсеместно. Рано или поздно это, очевидно, приведет и к созданию общегосударственной  структуры народного контроля.

 - На каком основании может создаваться самоорганизованное движение народного контроля? Ведь чиновник и на порог не пустит контролера, если тот не будет наделен соответствующими полномочиями.

 - Есть Закон, который определяет порядок создания органов самоорганизации населения, а также правила и полномочия их деятельности. Люди, наконец, должны понять и знать: они имеют право отстаивать свои интересы сами. Борьба должна быть конкретной, массовой и повсеместной. Своим бездействием и антинародной политикой буржуазная власть сама выступает в роли экстремиста, провокатора и организатора подобных протестных действий граждан.

В связи с этим ЦК Компартии Украины разрабатывает систему мер, направленную на всемерную поддержку массового движения народного контроля. В частности, рассматриваются инициативы ближайшего радиуса действия – на предстоящее в ближайшие дни повышение тарифов на электроэнергию и газ, жилищные услуги и железнодорожные перевозки.

В целом, мы, коммунисты, не только считаем своим долгом помочь трудящимся Украины организоваться на борьбу за свои права и интересы, но и готовы возглавить эту борьбу. Активистов движения из рабочей среды, иных общественных организаций мы рады видеть в своих партийных комитетах. Коммунистические фракции формируются сейчас и во вновь избранных областных и районных советах. Они также заинтересованы и готовы включиться в общую борьбу народа Украины по контролю за деятельностью власти. Только организованная и скоординированная борьба всего народа, и прежде всего наемных рабочих, по защите своих прав и интересов и станет настоящим народным контролем.

Вел беседу Иван Гресь

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.