Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Публіцистика

Антон КРУТОВ, г.Киев: Выбор-2006: от оранжевой оккупации к свободе

Редакция сайта безусловно не согласна с выводами автора. Украинский компилятивный капитализм и украинские компилятивно мыслящие политики поставили рекорды абсурдности по разрушению всей совокупности общественных отношений, которые достались им от социалистического этапа развития Украины. Проблемы, с которыми столкнулся народ Украины, это следствие “ржавого” варианта капитализма. И в этом сущностная сторона этих диких, разрывающих сами основы жизни, явлений. Разрешение, снятие таких противоречий, как известно, может быть только революционным, т.е. путем социалистического преобразования общественных отношений - "коммунистического прорыва", который сегодня и предлагается Компартией Украины.
Поднятые в статье проблемы имеют место быть, наше общество ими больно, остро их переживает. Предложенный автором материал пронизан этой болью, а потому актуален и заслуживают внимания наших читателей.

*******

Что будет с Украиной после парламентских выборов? Сегодня этим вопросом задается все больше и больше наших соотечественников, еще не забывших бурные события ноября-декабря 2004 г.

На днях Виктор Ющенко заявил, что оппозиционные партии и блоки (определенные им как "силы реванша") наберут на выборах в Верховную Раду не более 30-35 процентов голосов. "Стратегический план", призванный обеспечить партии власти желаемый результат, сомнений не вызывает – срыв явки на Юго-Востоке и тотальная фальсификация результатов голосования на Западе Украины.

Впрочем, представители "помаранчевой команды" особенно и не скрывают, что в любом случае не собираются признавать неугодные для них результаты народного волеизъявления. Похоже, украинское общество стоит на пороге очередных "революционных" потрясений.

Донбасс права голоса не имеет?

Уже на старте избирательной кампании соратники Виктора Ющенко принялись обсуждать возможный план действий в случае победы на выборах "бело-сине-красной" оппозиции. Кто-то уже сегодня предлагает готовиться ко "второму майдану", кто-то грозит еще не избранной Верховной Раде роспуском.

В предчувствии неминуемого проигрыша оранжевая власть вновь начала стращать население грядущими фальсификациями, которые "готовят" сторонники Януковича. Оказывается, обладающая админресурсом оппозиция (!) намерена подтасовать результаты выборов и именно в тех регионах, где "оранжевых" гарантированно ожидает сокрушительный провал – то есть на Юго-Востоке Украины и, в первую очередь, в Донбассе. В общем, Украина, как любит говаривать наш помаранчевый президент, действительно уникальная страна – только здесь правящая партия, обладающая всей полнотой исполнительной власти, может себе позволить обвинять в использовании административного ресурса оппозицию.

Исход голосования на Юго-Востоке приводит "помаранчей" в такую панику, что они уже не стесняются выступать и вовсе с абсурдными заявлениями. Недавно луганский генерал-губернатор Москаль огорошил местную общественность следующим прогнозом: мол, явка избирателей в Луганской области на предстоящих выборах должна составить не более 60 процентов, любой другой процент явки будет расцениваться как нереальный, завышенный. Надо полагать, именно на обеспечение такого показателя работает сегодня исполнительная власть Луганщины, да и других юго-восточных регионов.

О том, какая явка избирателей ожидается в западных областях, Москаль, разумеется, умолчал. Впрочем, и так понятно, что даже если на Западной Украине к избирательным урнам придет 99,9 процента имеющих право голоса, это будет считаться свидетельством гражданской активности и сознательности местного населения, даром что добрая треть "западенцев" годами пребывает на заработках вдали от родных Карпат. Кстати, недавно польский сейм обнародовал официальные данные о том, что на территории Польши только легальных "заробитчан" с Западной Украины зарегистрировано ни много, ни мало – миллион человек (заробитчане-нелегалы, естественно, не в счет). В 2004 г. они не выезжали на президентские выборы и участия в них не принимали. И, однако же, согласно данным Центризбиркома, явка в Ивано-Франковской области в "третьем туре" составила 85,6 процента, во Львовской - 85,2 процента, а в Тернопольской – аж 87,8 процента. Все-таки бывают на свете чудеса. При всем при этом оранжевая пропаганда без устали убеждает доверчивых сограждан, что выборы на Западной Украине – образчик честности и прозрачности (ведь там голосуют "за Ющенко").

Словом, как и полтора года назад, общество ставят перед незатейливой альтернативой: или победа "Нашей Украины" или "выборы неправильные". Самое интересное, что подобную точку зрения разделяет значительная часть помаранчевого электората. Недооценивать данное обстоятельство не стоит ни в коем случае, поскольку такие настроения, собственно, и привели в свое время к "революции на майдане".

В этой связи стоит отметить, что распространенный в среде сторонников Виктора Януковича взгляд на помаранчевую революцию лишь как на хорошо отработанную и проплаченную технологию захвата власти, если и верен, то лишь отчасти. В условиях, когда на Украине вполне может быть разыгран очередной "майдановый сценарий", исключительно важно понять внутренний, глубинный смысл событий осени-зимы 2004.

Так вот ты какое, "единство нации"!

Кто не помнит, сколько было сказано "оранжевыми" прочувствованных слов о единстве Востока и Запада, какие громы и молнии метались в адрес "юго-восточных сепаратистов", надумавших расколоть единую неделимую неньку-Украину, на которую в результате помаранчевой революции наконец-то опустилась демократическая благодать. Прошло, однако, совсем немного времени, и вот теперь оказывается, что долгожданный праздник свободы изначально задумывался не для всех.

Осенью минувшего года, когда отечественные СМИ заполонили сюжеты, посвященные первой годовщине "помаранчевой революции", мое внимание привлекли две публикации из Интернета. Первая из них – статья со вполне академическим названием "Формування української національної ідентичності: процес триває", опубликованная на львовском сайте "Вголос" (автор – главный редактор сайта Игорь Танчин). Написанная в подчеркнуто объективистской манере, она, тем не менее, насквозь пропитана "помаранчевой" идеологией и, что особенно ценно, содержит ряд довольно любопытных признаний.

Так, автора статьи очень радует факт галичанской культурно-идеологической экспансии, имевший место на протяжении последних 15 лет, рост популярности на Украине правой (читай – националистической) идеологии, которая "розширилася територіально із Західної України на Центральну". Ненавязчиво львовянин Танчин проводит мысль о высоком уровне национального самосознания у жителей Запада и Центра и полном отсутствии такового у жителей Востока и Юга, в результате чего именно Запад и Центр Украины стали базовыми регионами "помаранчевой революции".

В заключение Танчин с нескрываемым удовлетворением констатирует, что помаранчевая революция ознаменовала доминирование одной части Украины над другой. Право, после подобных утверждений как-то смешно и нелепо выглядят бесконечные жалобы Ющенко и Ко на неких зловредных политтехнологов из штаба Януковича, изготовивших накануне президентских выборов-2004 карту деления Украины на 3 сорта. И впрямь, чего на зеркало пенять, коли рожа крива?

Автор другой статьи, многообещающе названной "Майдан-2006 и Донбасс" (опубликована на сайте "НОВОСТИ.dn.ua", обслуживающем Юлию Тимошенко), высказывается на ту же тему еще более откровенно: "Майдан - символ победы над “кучмизмом”, символ демократических преобразований. Но в то же время не следует забывать о том, что Майдан также стал символом поражения для другой части Украины, символом поражения их выбора... Нельзя отрицать того факта, что для всей Украины “революция” послужила фактором, изменяющим сознание.  Востоку не хватило сил “захватить” власть в стране, и это также одна из побед Майдана".

Как говорится, спасибо на добром слове. А то ведь некоторые и сегодня по наивности воспринимают на полном серьезе пропагандистскую лапшу про "Схід і Захід разом" или "єдину націю". А оно вот какое, помаранчевое "единство" – единство через доминирование, то бишь господство Западной Украины над Восточной.

Именно подобное единство, надо полагать, имел в виду Виктор Ющенко, когда, выступая недавно перед Верховной Радой, в очередной раз огласил свою заветную мечту: "Відмовитися від провокативного мусування у партійних інтересах, особливо перед виборами, тем, які хоч на йоту розділяють українське суспільство. Чи то йдеться про релігію, мову, чи так звану федералізацію, НАТО та інше".

В переводе на нормальный язык это следует понимать так: будут перекачивать деньги с Юго-Востока Украины в западные области, а вы, ребята, не шумите; будут назначать в Луганск или Севастополь оранжевых гауляйтеров из Галичины, а вы терпите; будут вытеснять русский язык из всех сфер общественной жизни, а вы помалкивайте; появятся на Украине военные базы НАТО – а вас никто и не спросит, не вашего ума это дело... Дискутировать, по высочайшему разумению Виктора Ющенко, "его нации" надлежит разве что о непреходящем влиянии на человечество трипольской культуры, либо о преимуществах украинских пчел перед японскими...

Подайте на Бандеру, или Особенности галичанской ментальности

Вообще внимательное изучение оранжевых СМИ дает богатую пищу для размышлений об истинном отношении "помаранчевых украинцев" к своим неоранжевым соотечественникам. Вот, например, в самый разгар "революции на майдане" "Украинская правда" опубликовала статью под весьма выразительным заголовком "За что мне любить донбасян?" (автор – руховский публицист со стажем Юрий Луканов). Впоследствии ее растиражировали другие помаранчевые сайты. Процитирую наиболее показательные фрагменты:

"Виктор Ющенко призывает нас любить донбасян. Я, понятное дело, понимаю, что он, как гипотетический глава государства, должен любить всех своих сограждан - богатых и бедных, умных и глупых, интеллектуальных и дурноватых".

"...Ющ пусть себе любит донбасян, так как ему это по будущей должности надлежит делать, а ты здесь при чем?"

"И в самом деле: а почему я должен любить людей, которые на голом месте, без каких-либо аргументов предъявляют обвинение нелюбимым им политикам в фашизме и в то же время сами исповедуют фашистские принципы? Да, да я не оговорился - на Донбассе основан режим, который большей мерой напоминает творение бесноватого фюрера. Правда, режим этот имеет не национальный, а региональный оттенок и большей мерой носит карикатурный характер".

"Все тамошние СМИ с подачи власть имущих начали вкладывать в голову донбасянам идею регионального превосходства. Результатом стало то, что жители региона свято верят в то, что они являются самыми крутыми и кормят всю Украину. Донбасяне регулярно рассказывали мне, что если бы не перечисляли столько денег на пропитание особенно Западной Украины, то они бы жили значительно богаче, чем сейчас".

Разумеется, каждый имеет право на свои симпатии и антипатии, и если какому-то оранжевому писаке не нравятся жители Донбасса это, как говорится, его проблемы. Донбасс нелюбовь пана Луканова как-нибудь переживет. Возможно, автору хвалебного фильма о Степане Бандере не по вкусу, что у донбассовцев в почете герои Краснодона, а не вояки ОУН-УПА или ветераны дивизии СС "Галиция". Вот только зачем "шить" Донбассу фашизм? Зачем хамить, беспардонно сваливая с больной головы на здоровую?

Желая уязвить столь нелюбимых им "донбасян", Луканов зубоскалит над утверждением, что Донбасс кормит Западную Украину. В данном случае он не оригинален. Помаранчевые собратья Луканова из Львова в обращении к депутатам Донецкого горсовета отмочили буквально следующее: "Ми розуміємо складність соціально-політичної ситуації, яка склалась у вас, в Донецькій та Луганській областях, як і в сусідніх депресивних регіонах, які змушені отримувати державні дотації за рахунок більш успішних центрів і районів" (из письма депутатов Львовского городского совета депутатам Донецкого городского совета, принятого на пленарном заседании 13-й сессии Львовского городского совета 4-го созыва 9 декабря 2004 г.).

Странно тут одно – почему представители "более успешных центров и районов" подняли такой жуткий вой, стоило только "депрессивному" и "дотационному" Юго-Востоку заикнуться об отказе перечислять в центральный бюджет свои кровно заработанные деньги? Как говорится, знает кошка, чье мясо съела, и, уж конечно, при всем своем неподражаемом галичанском апломбе львовские депутаты прекрасно понимают, за чей счет живет Галичина. Не случайно, не успела помаранчевая власть толкнуть с молотка "Криворожсталь", как "успешные львовяне" тут же бросились осаждать Киев настойчивыми требованиями направить вырученные средства на благоустройство Львова.

Небезынтересна аргументация "вельмишановного панства". Скандально известный Зиновий Гузар – депутат Львовского горсовета и по совместительству первый вице-губернатор Луганской области, специально поставленный оранжевым Киевом для присмотра за политически неблагонадежными луганчанами, – в ответ на недоуменный вопрос луганских журналистов без обиняков заявил: "Кто первым подсуетился, тот и успел. Львовяне оказались более проворными, быстрее дали свой запрос, что здесь такого?! Мы же одна страна!".

Действительно, в чем в чем, а в умении проворно делить не ими заработанные деньги, львовянам не откажешь – сказывается привычка к многолетней бюджетной халяве. Слов нет, столица "украинского Пьемонта" имеет большие заслуги перед помаранчевой властью, и ее благоустройство –дело первостепенной государственной важности. Это Луганской области можно годами не давать средств на реконструкцию загородного противотуберкулезного диспансера или областной филармонии. Львов – не какой-то там Луганск и ему негоже отказывать. Ничего удивительного, что в бюджете Украины на 2006 г. из выделенных на сохранение исторической застройки и памятников архитектуры 332 миллионов гривен восточные области не получат ни копейки, в то время как Киеву отпущено 20, а Львову - аж 50 миллионов. Такие вот издержки помаранчевого "единства нации".

Надо полагать, что теперь львовяне наконец-то решат проблему с установкой памятника своему кумиру Степану Бандере. Дело это совсем не шуточное. Монумент высотой 4 м предполагается изваять из бронзы, стоять он будет на гранитном постаменте, завершит композицию стелла – триумфальная арка на 4-х опорах. Ни дать ни взять целый мемориальный комплекс. Стоимость проекта тоже соответствующая – 4 миллиона гривен. А чего скромничать? Покойный, как ныне известно любому украинскому школьнику, был большим патриотом и борцом за "незалежну Украину", настолько большим, что возглавляемая им ОУН-УПА в годы Второй мировой войны умудрилась одновременно воевать на два фронта – против СССР и против гитлеровской Германии. Правда, бесстрастная история, хранящая массу свидетельств о зверствах бандеровцев по отношению к мирному населению Западной Украины, насчет героической "антигитлеровской борьбы" украинских националистов почему-то умалчивает – и поныне серьезным исследователям неизвестен ни один населенный пункт Украины, который бы ОУН-УПА освободила от немецко-фашистских захватчиков.

Впрочем, будем объективны – сам Бандера от немцев действительно пострадал, даже одно время подвергался жестоким репрессиям, о чем свидетельствуют архивные документы. Из стенограммы допроса бывшего начальника отдела Абвер-2 полковника Штольце Эрвина (29 мая 1945 г.): "В августе 1941 г. Бандера был арестован и содержался нами на даче в пригороде Берлина под домашним арестом. Аресту послужил тот факт, что он в 1940 г., получив от Абвера большую сумму денег для финансирования оуновского подполья и организации разведывательной деятельности против Советского Союза, пытался их присвоить и перевел в один из швейцарских банков. Эти деньги были изъяты нами из банка и снова возвращены Бандере. Аналогичный факт имел место и с Мельником".

Действительно, драматическая история, а для "свидомого самостийника" – так в чем-то даже трагическая. И впрямь, не успел человек прикарманить казенные "бабки", а тут такая непруха! В самый раз ставить памятник.

"Оранжевый" – значит антирусский?

Ну, да что мы все о деньгах. Как известно, не хлебом единым жив человек. Может быть, Восток и Запад Украины объединяют более высокие, духовные связи?

Однажды, говоря об отношении "національно свідомих" украинцев к своим русскоязычным соотечественникам, Виктор Янукович заметил: "Нас не любят за то, что мы говорим на русском языке". Оранжевые СМИ это заявление Януковича, естественно, дружно обсмеяли, и совершенно напрасно. "Не любят" в данном случае – еще очень мягко сказано. Агрессивная злоба, порой доходящая до неприкрытой ненависти – вот самое точное определение.

Трудно представить себе что-то более неприятное для украинского национал-шовиниста, чем русско-украинское двуязычие. С начала 90-х годов русский язык подвергается откровенной дискриминации на государственном уровне, да еще и служит постоянной мишенью для оскорблений со стороны националистической интеллигенции. Каких только хлестких эпитетов не отпускала "національно свідома" публика в адрес русского языка за последние 15 лет – тут тебе и "мова сусідньої держави", и "колоніальна мова", и "мова чужинців-окупантів", и даже "страмнюча балалайка". Предвыборная кампания 2004 года обогатила джентльменский набор наших доморощенных русофобов новым определением – "мова попсы и блатняка" (из письма 12 украинских литераторов-галичан в поддержку Виктора Ющенко).

Кто-то скажет – а стоит ли ворошить прошлое, вспоминая старые обиды? В том-то и дело, что с победой помаранчевой революции русофобия на Украине была, по сути, официально возведена в ранг государственной политики. Чего стоит одно лишь прошлогоднее заявление Виктора Ющенко, публично назвавшего русский язык одним из наречий нацменьшинств Украины! И это о языке, который даже по официальной переписи населения назвали родным около 30 процентов украинских граждан; в повседневном же обиходе русским языком пользуется самое меньшее – половина Украины. Можно вспомнить и о стенде с надписью "Кляті москалі", висящем в приемной министра иностранных дел Тарасюка, и о знаменитой поездке в Москву в сопровождении переводчика главы "Нефтегаза Украины" Ивченко, и о планомерном выдавливании русского языка из отечественного теле- и радиоэфира, и о недавней истерике, устроенной официальным Киевом после решения Верховного Совета АРК провести в Крыму региональный консультативный референдум по вопросу придания русскому языку статуса второго государственного, и о многом другом.

Нелишне посмотреть, как языковую проблему освещают "цивилизованные" и "демократические" оранжевые СМИ. Вот один из ведущих оранжевых сайтов "Майдан" публикует результаты социологического опроса, проведенного в Донбассе в июле прошлого года. Сообщив (а куда деваться?), что по результатам опроса 67,1 % опрошенных донетчан выступают за придание русскому языку статуса государственного наравне с украинским, анонимный корреспондент "Майдана" не преминул добавить, что "установка на предоставление русскому языку статуса второго государственного во многом искусственно навязана донецкому электорату". Как говорится, если факты против нас – тем хуже для фактов. Дорогого стоит и заголовок публикации – "Донецкие страдания: Наш пахан – Янукович? Наш язык – русский?".

А вот на уже упоминавшемся тимошенковском сайте "НОВОСТИ.dn.ua" рассказывается о 6-м Международном конгрессе украинистов, проходившем в Донецке (автор – некто Виталий Радчук, участник данного форума). Материал озаглавлен "Сталин-Сити: впечатления украинца от "столицы" шахтерского края". Для проформы сказав несколько слов о своей "детской привязанности" к Донбассу, Радчук затем подробно изливает на читателей – нет, не впечатления, – а именно страдания, испытанные им в "антиукраинском" Донецке:

"Для приїжджих місто починається з вокзалу й готелю. Ні те, ні інше не зачепила доба української незалежності. Напис „Донецьк” на старому будинку вокзалу – мовою сусідньої Росії, усі вивіски разом з назвою в готелі „Шахтар”, куди нас поселили, – так само, як у Рязані чи Єлабузі (выделено автором – А.К.). Готельну анкету пропонують заповнювати тільки російськомовну, хоча за всіма правовими канонами підпис під текстом неофіційною мовою чи двомовною мішанкою (коли відповіді проставлено іншою мовою) взагалі не посвідчує, що це є документ, який би мав до чогось зобов’язувати. Чи то готель не попередили, що приїдуть „націоналісти”, тобто ті, хто говорить по-українському, чи то не просвітили, що наша Конституція не зобов’язує розуміти радянської (переселенської) мови, а націоналізм, як каже юридична енциклопедія України, – це „утвердження належного місця певного народу серед інших націй, його національних інтересів та національних культурних цінностей. Перемикаючи готельні телевізори, ми зробили відкриття, що на Донбасі П’ятий телеканал досі заборонено, зате власне московських та прицільно колоніальних – більше, либонь, ніж своїх (выделено автором – А.К.)”.

Вряд ли тут нужны какие-либо комментарии. Это уже не позиция – это клиника.

О "янычарах"и "покручах", или Кое-что из оранжевой лирики

А недавно выходящая многомиллионным тиражом газета Украинской народной партии "Народне слово" порадовала своих читателей очередным виршем патриарха украинской изящной словесности Дмитра Павлычко – того самого, который в тоталитарные коммунистические времена бичевал суровой рифмой украинских буржуазных националистов, униатов и прочих врагов Советской власти. Нынешний Павлычко, естественно, давно не тот, что вполне объяснимо – КПСС, которая более чем щедро вознаграждала юное галичанское дарование, уже нет, а жить-то надо, причем желательно – красиво. Вот и пришлось пану Дмитру вместе с партийной принадлежностью сменить источник вдохновения. Сегодня его политической музой является "Украинский народный блок Костенко и Плюща", по списку которого Павлычко баллотируется в Верховную Раду.

Последнее творение поэта написано на животрепещущую тему и называется "До української мови". Полагаю, читателям будет небезынтересно ознакомиться хотя бы с отдельными, наиболее яркими, отрывками этого шедевра:

Українська мово, будь твердою -
Пахне вітер подихом золи,
Йдуть на тебе темною ордою
Яничари, покручі, хахли.

В первой же строфе автор обозначает главного внутреннего врага неньки-Украины. Ибо темная орда "янычар", "покручей", "хахлов" – это не кто иной, как русскоязычные украинцы-"східнякі", а также, в принципе, все наши "национально несознательные", "нечистокровные" соотечественники (именно таких украинские шовинисты любят величать ругательным словечком "покручі" – "ублюдки").

Кстати, они беспокоят не одного лишь Павлычко. Недавно президент Киевского международного института социологии профессор Валерий Хмелько поведал общественности результаты исследования, проливающего свет на истинные причины раскола Украины. Исток всех проблем, оказывается, – в увеличении количества смешанных русско-украинских семей (!).

“Ми проводили дослідження, під час яких з'ясувалася велика різниця між частиною населення країни, яке в переписі називає себе українцями, і тією частиною громадян, які мовою спілкування вибирають російську мову. Подальші дослідження показали, що це пов'язано із збільшенням кількості сімей, в яких батьки мають різні національності, зокрема, російську і українську”, - сказал В.Хмелько.      

По словам профессора, 25 процентов населения Украины имеет смешанное украинско-русское происхождение и идентифицирует себя одновременно и украинцами, и русскими. "У регіонах, наприклад, на сході кількість таких громадян становить 47%, а на півдні - більше 30%. І там моноетнічні українці становлять меншину. У цьому я вбачаю основу тих проблем, які не враховують політики", – подчеркнул встревоженный Хмелько.

Вот это открытие так открытие, вполне достойное помаранчевой науки. Возможно, на кого-то от ученых выкладок пана профессора повеяло мрачными порядками "третьего рейха", а мне так стало просто грустно. До какого же маразма мы, наследники Киевской Руси, дожили, если сегодня нас потчуют подобной, с позволения сказать, "социологией".

Но вернемся к поэзии. Цитирую дальше:

Не цвіти блакитно, як цикорій,
А світи й пали, як з горна грань!
Стань на варті рідних територій,
Не впусти до нас Тьмутаракань!

Тьмутаракань, если кто не понял - это Россия. Некогда Павлычко отзывался о ней куда более душевно: "Як добре, що на світі є Москва, моя земля, столиця і надія". Но, как говорится, иные времена – иные песни. Идем дальше.

Не скорись московському лакею,
Служці двоязикого орла,
Не ділись державністю своєю,
Бо рабою будеш, як була.

Да, не любят павлычки делиться чем бы то ни было, то ли дело брать, брать двумя руками – это они готовы везде и всегда. Как брали в свое время у ненавистной Москвы прекрасное высшее образование, бесплатно учась в лучших московских вузах, как брали у государства (опять же "на халяву") шикарные квартиры в элитных домах в центре Киева и комфортабельные дачи в живописной Конча-Заспе, как огребали басносоловные премии и гонорары, расталкивая друг друга локтями, только бы издать свои гениальные творения на русском языке, благодаря которому о них узнали далеко за пределами родных хуторов и сел. И при этом им всегда всего было мало, и всегда им казалось, что "клята Москва" им недодает, недоплачивает, объедает и обирает. Ничего не попишешь, такая вот "ментальність".

В последней строфе произведения речь идет... – о чем бы вы думали? – правильно, о "Майдане". А куда ж без него?

Збережи нам волю довгожданну,
Краще вмри, та в рабство не впади,
Музику звитяжного Майдану
Не віддай під тупоти орди.

В общем, и тут "помаранчевый майдан" превыше всего, ради его "музыки" (уж не "Гринджолы" ли имелись в виду?) поэту не жаль приговорить к смерти даже "ридну мову". Впрочем, как ни крути, а годы все же берут свое – в далекие уже от нас 50-80-е громить бандеровских недобитков и восхвалять родную Коммунистическую партию у Павлычко получалось несравненно лучше, образы были ярче, словарный запас побогаче, а тут все "орда" да "орда".

О пользе цивилизованного развода

И все же точки над "і" в языковом вопросе (и не только в нем) лично для меня поставил не перекрасившийся поэт и даже не лидер "помаранчевой Украины", а безвестная девушка Ольга в своей публикации "І знову про мову" (сайты "Домівка" и "Портал українця"). Девушка – судя по тексту, искренняя украинская националистка – сначала привычно пожаловалась на "ущемление" украинской мовы, продолжающееся даже в сегодняшней Украине, на "поросійщення" украинской молодежи, осуществляемое коварной Москвой. Самое интересное, однако, содержалось в итоговом выводе юной патриотки. Приведя в пример Чехию, где сегодня население поголовно говорит по-чешски, Ольга горестно вздохнула: "Так, Чехія вчинила таки подвиг, а нам з проросійсько налаштованим Сходом та Півднем цього подвигу, мабуть, вчинити не вдасться. Хіба що буде війна".

Как говорится, приехали. Интересные "сподівання", однако, лелеют в душе отдельные представители "помаранчевой нации". Читая подобные откровения, начинаешь понимать, почему в ходе недавнего социологического исследования 35 процентов опрошенных заявили, что разделение Украины на Восток и Запад является разделением на враждующие стороны.

Лично мне войны не хочется. Если уж Ольге так симпатичен чешский опыт, то я бы из него позаимствовал нечто другое – а именно, пример цивилизованного развода Чехии и Словакии. В самом деле: если мы настолько глубоко и взаимно противны друг другу, может, действительно стоит просто тихо-мирно разойтись – подобру-поздорову, без бомбежек и резни? И не будем друг другу навязываться. Пусть каждый идет своим путем, молится в своей церкви, живет на те средства, какие сам и заработает, говорит на том языке, на котором ему удобнее, и вступает в те союзы, которые ему ближе. И тогда-то "Схід" и "Захід" станут наконец по-настоящему свободны. В том числе, друг от друга.

А пока что 26 марта нам предстоит прийти на избирательный участок и проголосовать. Так, как нам подсказывает наша совесть. И самое главное – не позволить никаким "оранжевым майданам" вновь украсть наш выбор.

Антон КРУТОВ,
г.Киев

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.