|
|
Публіцистика
|
Виталий Дзюба: Провокация против Мира Ислама
Вместе с разрушенными 11 сентября 2001 года двумя небоскребами на Манхэттене рухнула и надежда идеологов глобализации по-американски на то, что установление безраздельного контроля над планетой будет представлять собой нечто вроде легкой и веселой прогулки с бутылкой кока-колы в руке по Диснейленду. Помимо Китая, Индии и России, одно из основных препятствий для себя в деле окончательного установления мирового господства американцы усматривают ныне в Мире Ислама, обладающим, к тому же, большими запасами энергоносителей. Они полны решимости подчинить его любыми средствами, не задумываясь о дальних последствиях такого шага.
Замешана третья сторона?
Присутствие 140-тысячной оккупационной армии США вместе с военными контингентами своих сателлитов в Ираке, продолжающееся «умиротворение» Афганистана, постоянные угрозы в адрес Сирии и Ирана, всяческое раздувание опасности со стороны т.н. «международного терроризма», который сами же американцы благополучно взрастили еще в 80-е годы, намереваясь обратить его против СССР, - все это звенья одной цепи.
Последним, и плохо продуманным шагом на этом пути стала «карикатурная кампания» в западных СМИ, направленная на дискредитацию пророка Мухаммеда, следовательно, ислама и всей мусульманской цивилизации в целом, поскольку ислам, существенно отличаясь от других мировых религий, оказывает на жизнь общества неизмеримо большее влияние, чем любая из остальных.
Немецкая газета Kölner Stadt Anzeiger в этой связи трезво замечает: «Следует признать, что религия в исламских государствах играет совершенно иную роль, чем на просвещенном Западе. Изображения пророка там запрещены – и если кто-то за пределами исламского мира нарушает этот запрет, то он рискует задеть религиозные чувства мусульман. Здесь очень важно проявлять чувство меры – в особенности, если речь идет о сатире. Право на свободу выражения мнения не должно использоваться для прикрытия поступков, граничащих с провокацией».
К тому же, некоторые карикатуры возводят на ислам откровенную напраслину. Одна из них, например, изображает Мухаммеда, тюрбан на голове которого имеет вид бомбы с горящим фитилем. Если бы речь шла о Бин Ладене в таком «тюрбане», возражений не последовало бы. Мусульмане хорошо знают, что Бин Ладен – дите американских спецслужб. Но пророк Мухаммед с бомбой на голове – это ни что иное, как обвинение всего Мира Ислама в терроризме.
Как известно, с «почином» выступила датская газета «Юлланд-Постен», опубликовав карикатуры на Пророка еще в сентябре прошлого года. В январе 2006 года их принялись дружно перепечатывать СМИ многих стран Европы. Британская газета «Таймс» сообщает, что «фурор распространился на Австралию, Южную Африку, Украину, Румынию и, наконец, Израиль: газеты там также опубликовали рисунки». В дискредитацию Ислама включились и наши соседи. Польская газета Rzeczpospolita перепечатала две из 12 скандальных карикатур, а в редакционной статье оговорила, что это акция в защиту свободы слова.
Характерно, что перепечатки пошли одновременно с обострением ситуации вокруг ядерной программы Ирана и победы ХАМАС, явной антиизраильской и антиамериканской силы, на парламентских выборах в Палестинской автономии. Не менее характерно и то, что в Мире Ислама не обращали внимание на публикации датской газеты вплоть до событий вокруг Ирана и ХАМАС и начала карикатурной кампании в СМИ Европы.
На этом фоне трудно поверить, что в происходящем не замешана и третья сторона, для которой очень важно испортить до сих пор неплохие отношения многих стран Европы с мусульманами. В любом случае, нельзя пройти мимо того факта, что в Вашингтоне публикацию карикатур назвали «безответственной». Хотя в других случаях в Белом доме не устают подчеркивать важность свободы слова. Скорее всего, Вашингтон, если и не выступил организатором всего этого, то, несомненно, обрадовался подарку судьбы, и теперь постарается извлечь выгоду из затруднений европейцев.
Протесты продолжаются
В мусульманских странах прокатилась волна возмущений, спровоцированных публикацией в европейских газетах оскорбительных для мусульман карикатур. Произошли погромы посольств и консульств некоторых европейских стран, газеты которых наиболее «отличились» на карикатурном поприще, в Сирии, Ливане, Иране, Палестинской Автономии. Мощные акции протеста прошли в Индонезии и Афганистане. Радикальное афганское движение «Талибан» призвало мусульманские страны разорвать отношения с теми государствами, пресса которых напечатала карикатуры с изображением Пророка. И.о. премьера Чечни Рамзан Кадыров заявил, что в его республике будет запрещена деятельность всех датских организаций.
Иран принял решение разорвать торговые связи со всеми европейскими странами, в которых газеты опубликовали карикатуры. В иранскую «ось зла» попали Дания, Норвегия, Германия, Франция, Италия. Газета мэрии Тегерана «Хамшари» планирует напечатать критическую серию рисунков по поводу Холокоста, который, по мнению президента Ирана Ахмадинеджада, является «западным мифом. Газета планирует эти рисунки с целью «проверить доводы западных стран, которые, публикуя рисунки пророка, ссылались на свободу слова».
Надо признать, что для Ирана нынешние события – это еще один повод заявить о себе как о лидере Мира Ислама. Иранское руководство не ограничилось отзывом послов из «провинившихся» стран, а пошло еще дальше, заявив о прекращении торгово-экономических отношений с ними. Такая позиция, встречает поддержку общественности во многих мусульманских странах. А это дает Ирану дополнительные очки в соревновании за лидерство в мусудьманском мире.
Брюссель осуждает
Тем временем Европейская комиссия осудила нападения на дипломатические представительства стран-членов ЕС на Ближнем Востоке. «Страны-члены Евросоюза продолжают консультации. Мы призываем к мирному диалогу при обсуждении вопросов, связанных со свободой выражения», - заявил официальный представитель Еврокомиссии Йоханнес Лаитенбергер. Пресс-конференция состоялась сразу же после срочного совещания послов европейских государств при Европейском совете. На ней было объявлено, что с утра 6 февраля, Еврокомиссия ведет интенсивные переговоры с нынешним председателем в Евросоюзе – Австрией и другими членами ЕС.
Первая серьезная реакция Брюсселя появилась еще в конце прошлой недели, когда в связи с публикацией карикатур было совершено нападение на здание миссии ЕС в секторе Газа. Тогда Еврокомиссия особо подчеркнула, что в задачи миссии входит оказание помощи и налаживание нормальной жизни в палестинской автономии.
При этом было заявлено, что ЕС является главным донором экономической помощи Палестине. Только в прошлом году он выделил для палестинцев 500 миллионов евро. «Мнение Еврокомиссии однозначно – публикации в европейских газетах не могут служить оправданием для погромов», - сказал представитель Евросоюза.
Пока Европейский Союз и отдельные государства, в него входящие, более всего, кстати, пострадавшие от гнева мусульман, занимают оборонительную позицию. В европейских столицах предпочитают рассуждать о громадной роли свободы слова в современном мире. Многие европейцы искренне не понимают, почему какие-то карикатуры могут спровоцировать такую бурю эмоций. Один из журналистов бельгийской газеты «Стандарт» даже написал, что карикатуры на пророка нужно публиковать до тех пор, пока мусульмане не привыкнут к подобным публикациям.
Но точно так же сотни миллионов мусульман считают, что газеты, опубликовавшие карикатуры, поступили непорядочно и оскорбили чувства верующих.
Особенности ислама
Парижская France-Soir 5 февраля поместила заголовок: «Да, у нас есть право изображать богов в карикатурном виде». На рисунке изображены Будда, Христос, Бог Отец, Мухаммед и индуистские боги сидящие на облаке. Иисус говорит: «Не жалуйся, Мухаммед, нас всех здесь изобразили в смешном виде».
Но в том-то и дело, что допустимое в отношении Христа не является таковым в отношении Мухаммеда. Слово «христианство» образовано от имени Христа, «ислам» же означает «покорность». Основная идея христианства – возможность воплощения Бога в человеке и человека в Боге. Ислам, наоборот, утверждает жесткую границу между Богом и человеком, невозможность воплощения в одной личности. О Будде говорить вообще неуместно, поскольку буддизм, скорее, - морально-этическое учение, как и конфуцианство, чем религия в классическом ее понимании.
Основы мировоззрения ислама в концентрированном виде выражены в словах: «Нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед пророк его». Исламское кредо веры подчеркивает три важных момента: единую сущность Бога, возможность даже лучшего среди людей служить лишь передатчиком слова Божьего, значение фигуры Мухаммеда как пророка, более значительного, чем все остальные пророки – и предыдущие, и последующие.
Этот достаточно жесткий треугольник порожден естественно-климатическими условиями того региона, где ислам сложился как мировая религия. Полоса пустынь и полупустынь, тянущаяся от Нила до Инда, в течение столетий создавала здесь такие соединения кочевого животноводства с оседлым земледелием, которых не было нигде в мире. Одновременно географические положение превращало регион в своеобразный коридор, по которому намного чаще и в намного больших масштабах, чем где бы то ни было, переселялись целые народы, проходили армии завоевателей. Все это порождало здесь такую зависимость человека от внешних обстоятельств, которых не было ни в Европе, ни в Юго-Восточной Азии. Именно это привело к формированию представления о человеке, как об игрушке в руках божественной воли, песчинке.
Построенная на детальных запретах и предписаниях Корана, каждое из которых «имеет» на то божественную санкцию, мораль ислама, во-первых, консервирует религиозный фактор намного сильнее, чем это делается в постреформационном христианстве с его индивидуальным началом. Во-вторых, обеспечивает социальную стабильность и культурное развитие, позволяющие сгладить противоречия между личностью и обществом.
Предписания Корана представляют собой право и мораль одновременно. То есть, право и мораль в исламе совпадают. Поэтому, посягая на мораль ислама, европейские СМИ посягают и на право большинства мусульманских стран, где ислам остается государственной религией.
Кроме того, ислам унаследовал от иудаизма запрет на изображение живых существ. Это было не обычное заимствование, а повторение исторического опыта в аналогичных условиях. Подобно иудаизму, исламу пришлось преодолевать политеистические культы, в которых немалую роль играло поклонение плоским и рельефным изображениям богов – «идолов». Запрет изготавливать любые изображения живых существ являлся наиболее радикальной формой борьбы с теми культами, которые надлежало вытеснить новой религии. Таким образом, ислам влиял на культуру не только опосредованно, через мораль, но и непосредственно. Поэтому крупная станковая живопись не получила заметного развития.
Понятно, что говорить в таких условиях, как это постоянно делают американцы и их союзники, о перенесении в Мир Ислама системы западных ценностей, а еще хуже – пытаться насадить их силой – это все равно, что покушаться как на ислам в целом, так и на цивилизационную сущность мусульман. То же самое означают и карикатуры на пророка Мухаммеда.
Украина и Мир Ислама
Безусловно, проблема культурного и политического взаимодействия с мусульманской цивилизацией представляют интерес для всех нас. Во-первых, Русь – Россия – СССР всегда имели весомый мусульманский компонент населения. Столетия совместной жизни, что называется, под одной крышей, нас сблизили и породнили. Мы проживаем не только на единой в физико-географическом смысле территории, но имеем также общие элементы материальной культуры, частично совпадающие культурные коды, схожие ощущения пространства и мировоззренческие установки.
Во-вторых, во все времена наше Отечество имело серьезные позиции в Мире Ислама. По крайней мере, до тех пор, пока украинский военный контингент не появился в Ираке в качестве соучастника американской агрессии против суверенной страны.
В-третьих, отношения, которые в постсоветский период складываются между славянским и татарским населением Крыма не всегда, к сожалению, имеют безоблачный характер. Хотя в этом менее всего играют роль некоторые цивилизационные отличия. Причина в ином – социальные неурядицы, связанные с возвращением на историческую родину сотен тысяч людей искусственно подогреваются кругами, близкими к «оранжевой» власти с очевидной целью использовать крымских татар в противостоянии с оппозиционными силами, получить их голоса на выборах.
Поэтому в данной ситуации, спровоцированной, как стало очевидно, глобалистскими кругами Запада, важнее всего руководствоваться принципом «не навреди». Но пока ничего внятного со стороны МИД Украины в связи с масштабной провокацией против Мира Ислама мы не услышали. В своем заявлении от 6 февраля МИД Украины, имея в виду нападения на иностранные представительства в Сирии и Ливане, осуждает «проявления насилия и религиозной нетерпимости», однако даже не заикается о том, чем они были вызваны.
Оптимальной такую позицию в ситуации, когда кое-кто стремится использовать обострение отношений с Миром Ислама для оправдания планируемых «точечных» ударов по Ирану и свержения правительства Сирии, назвать нельзя. Украине ни к чему обострять отношения с мусульманами, особенно, если речь идет о диверсификации поставок энергоносителей в нашу страну. В таком положении надо думать не только о союзнических отношениях с США и о Европе, но, прежде всего, о соблюдении национальных интересов. Они же указывают нам путь на Восток, в том числе – и в Мир Ислама.
|
|
|