Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Комуністична партія України

Коммунистическая партия Российской Федерации

Коммунистическая партия Беларуси

Газета «Комуніст»

Журнал «Комуніст України»

Рабочая газета

Интернет-версия газеты «Киевский вестник»

Интернет-газета Информационного аналитического агентства «КОМИНФОРМ»

Коминформ - Киев

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Запорожский областной комитет Компартии Украины

Официальный сайт Деснянского РК КПУ Киев

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Газета ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)

Відвідувань з 16.06.2010
Публіцистика

Виталий ДЗЮБА: В мире неолиберализма. Wal-Mart завоевывает мир (по материалам январского номера ежемесячника Le Monde Diplomatique)

В 1992 году Буш-старший заявил, что “успех Wal-Mart – это успех Америки”. С того времени этот гигант продаж стал крупнейшей компанией мира. Социальный демпинг, который применил Wal-Mart, распространился на всю западную экономику. Во имя борьбы с Тойотой Дженерал Моторс ликвидировал 30 тыс. рабочих мест, потребовал от рабочих согласия на уменьшение заработной платы и снижения цен от поставщиков. Фирма Delphi снизила заработок с 28 до 9,5 долларов в час. Сам Wal-Mart был оштрафован судом на 172 млн. долларов за отказ признать право работников иметь перерыв на обед.

В июне прошлого года из Германии пришла еще более удивительная новость. Немецкий суд постановил, что из устава представительства компании Wal-Mart Stores Inc. в ФРГ должен быть исключен пункт, запрещающий на работе “любые виды коммуникации, в которых есть сексуальный подтекст”. Суд отменил все пункты внутреннего устава фирмы, которые касаются личной жизни служащих, употребления алкоголя и наркотиков. Решением суда сотрудники фирмы также избавлены от обязательства сообщать о нарушениях устава, совершенных коллегами. Суд нашел эти пункты устава противоречащими трудовому законодательству Германии.


Американская мечта


Из нищих в миллионеры – это ритуальное определение “американской мечты” о социальной мобильности постоянно нуждается в новых примерах, чтобы сохранять иллюзию возможности обогащения в обществе. Так было в случае с Джоном Рокфеллером, счетоводом из Кливленда, который в возрасте 31 года стал крупнейшим в мире королем нефти. Так случилось и со Стивеном Джобсом, который бросил университет, чтобы создать в своем гараже фирму Apple, благодаря которой стал миллиардером еще до 30 лет.

Сейчас пришла очередь Wal-Mart, но в гораздо большем масштабе. Вначале это был крохотный магазинчик в одном из беднейших американских штатов – Арканзасе. В 2005 году оборот фирмы достиг 310 млрд. долларов. Это семья, в которой четыре брата входят в десятку самых богатых в мире людей. Это сеть супермаркетов, превратившаяся в крупнейшую компанию мира – в 2003 году Wal-Mart опередил Exxon Mobil – и ставшая крупнейшим частным работодателем. Wal-Mart продает в США каждый пятый CD, каждый четвертый тюбик зубной пасты, каждую третью упаковку памперсов и создает 2,5% ВВП Америки. Услугами сети пользуются 100 млн. американцев. Имеем дело с фирмой, которая, как пишет Wall Street Journal, богаче и влиятельнее 150 государств мира.

Большинство экономических, политических и общественных перемен на планете обязательно получают соответствующий отклик в офисе компании, находящейся в Бентонвилле, штат Арканзас. Борьба против профсоюзов, превращение в ТНК с целью получения сверхдешевой рабочей силы, что облегчает “либерализацию” рынка труда, и соглашение о свободной торговле – это модель Wal-Mart. Давление на поставщиков, чтобы вынудить их снизить цены, изобретение очередных заданий для работников, запреты даже самых коротких перерывов – это модель Wal-Mart. Строительство неприглядных сооружений, которые американцы называют “коробками для обуви”, содержание 7 100 тяжелых грузовиков, круглосуточно отравляющих окружающую среду, чтобы наполнить багажники миллионов легковых автомобилей на паркингах вокруг 5000 гипермаркетов концерна – это тоже модель Wal-Mart.

Если же профсоюзы настаивают на подписании соглашения об условиях труда и его оплаты, экологи начинают обращаться с неприятными вопросами, покупатели, наконец, понимают, что “низкие цены” Wal-Mart их обкрадывают, когда граждане той или иной страны объявляют бойкот магазинов сети, тогда Wal-Mart обращается за помощью к своим советникам, ветеранам Белого Дома, чтобы “отмыть до бела черного кобеля”. Они же дружно утверждают, что деятельность сети глубоко “этична”, Wal-Mart только к тому и стремится, чтобы создавать новые рабочие места. Правда, зарплата тощая, но лучше иметь ее, чем никакой. А покупатели, мол, совершенно без ума от низких цен. К тому же, фирма будет защищать окружающую среду и оказала помощь жертвам урагана “Катрина”. Да, эксплуатация, конечно, есть, порядки для работников строгие. Но, что делать, - очередная модель. Стоит ли этому удивляться!? И крупнейшая компания мира не становится святой лишь потому, что создавший ее 40 лет назад Сэм Уолтон выступил с гениальной идеей продавать товары на тротуаре перед магазином и бесплатно катать на ослике детей своих клиентов. Именно об этом ослике с гордостью говорил Буш-старший, награждая ныне уже покойного Уолтона Медалью Свободы.


Начало интервенции


Первый Wal-Mart появился в городе Роджерс в Арканзасе. Спустя 9 лет фирма распространила свою деятельность на пять штатов. Wal-Mart предпочитает располагаться на окраинах городов, чтобы получить городскую клиентуру и купить землю по низкой цене. Воспользовавшись созданием Североамериканской зоны свободной торговли, фирма из Бентонвилля распространила деятельность на Мексику, затем пришла очередь Канады. Позже компания утвердилась в Бразилии, Аргентине, Китае, Германии, Великобритании. В 2001 году доходы Wal-Mart уже превышали ВВП Швеции.

Цены Wal-Mart действительно ниже, чем в других торговых сетях, в среднем на 14%. Но за счет чего? Чтобы клиент Wal-Mart был доволен, страдают работники сети. Чтобы его цены, как и цены поставщиков были как можно ниже, должны страдать чьи-то социальные условия. Еще лучше, чтобы профсоюзов не было, а товары доставлялись из Китая.

Wal-Mart – это 8,5 % розничной торговли США. Фирма бахвалится тем, что позволила американским семьям экономить “2329 долларов ежегодно”. Утверждает также, что в 2004 году доходы среднестатистического американца, благодаря деятельности Wal-Mart, увеличились на 401 доллар и в том же году, в силу того же фактора, было создано дополнительно 210 тыс. рабочих мест. У Wal-Mart в ходу концепция, в соответствии с которой сэкономленные деньги американцы тратят на другие товары, стимулируя развитие других производств.

Противники корпорации ссылаются на менее оптимистические данные. Низкие цены не падают с неба. Частично их объясняет сокращение на 2,5 – 4,8% среднего дохода работников в графствах, где появился Wal-Mart. Фирма урезает зарплату строителям своих магазинов, создавая таким способом условия для реализации брэнда “каждый день – низкие цены”. Вот как возрастает количество бедных клиентов, у которых нет иного выхода, кроме как покупать в сети этой корпорации.


Против профсоюзов


За время своей деятельности фирма не отказалась от двух основных постулатов, с которыми она вступила в жизнь, - патернализма и отрицательного отношения к профсоюзам. На американском юге находятся самые бедные штаты, в том числе и Арканзас. Они всегда хвалились низкими зарплатами с целью привлечения инвесторов. С профсоюзами для 1,3 млн. “сотрудников” Wal-Mart все просто – их нет. Мона Вильямс, пресс-секретарь компании, говорит: “Согласно нашей философии только несчастливый работник хотел бы быть членом профсоюза. Тем временем Wal-Mart делает все необходимое, чтобы предоставить сотрудникам все то, в чем они нуждаются и чего хотят”. Очевидно, при условии, что не пожелают большего. “Реально ли платить 15 или 17 долларов за час работы, если речь идет о заполнении товарами полок магазинов?”, - задается вопросом Вильямс. Менеджер корпорации Ли Скотт полок не заполняет. Поэтому в 2004 году он заработал 17,5 млн. долларов.

Чтобы надежнее перекрыть профсоюзам дорогу в фирму, руководитель каждого магазина, в случае чего, обращается за помощью по “горячей линии” и из Бентонвилля присылают самолетом эксперта. Затем в течение многих дней убеждают “сотрудников”, чтобы отказались от “нехорошей затеи”. В 2000 году профсоюз был создан в одном из техасских Wal-Mart – членов профсоюза сразу уволили. Конечно, в нарушение законодательства. Однако по судам ходить надо долго и дорого они обходятся… В 2004 году “сотрудники” магазина в Квебеке также пожелали создать профсоюз. Под предлогом отсутствия прибыли магазин был закрыт. Во имя успеха Wal-Mart платит “сотрудникам” на 20-30% меньше, чем у конкурентов, и очень скуп по социальной части – пенсионное обеспечение и выплаты по болезни. Как обычно это происходит с работодателями-либералами, эти расходы возлагаются на государство или гуманитарные организации. Из доклада Конгресса стало известно, что каждый работник Wal-Mart по этой причине обходится местным властям в 2103 долларов ежегодно, в форме разных видов социальной помощи.


Война супермаркетов


Меньше 45% работников фирмы обеспечены медицинским обслуживанием, предлагаемым Wal-Mart. 46% их детей лишены всяческой медицинской опеки, им помогает федеральная программа “Медикейд”. Прибыль, как обычно, - дело частное (10 млрд. долларов в 2004 году), расходы – общественные. Джесси Джексон, кандидат демократов на пост президента в 1984 и 1988 годах недавно сравнил полки в супермаркетах с плантациями хлопка на Юге во времена рабства – настолько сходные там и там условия труда.

В этот раз Юг, однако, войну выигрывает. Войну зарплат. В 2002 году Wal-Mart пообещал, что перейдет в атаку на калифорнийский рынок и создаст 40 супермаркетов, где будет все – от продуктов питания до автомобильных аксессуаров. Как действовали ошеломленные конкуренты? Потребовали от своих работников, интересы которых представлял профсоюз, согласия на снижение зарплаты и социальных расходов. С одной стороны 13 долларов в час и нормальная “социалка”, с другой - Wal-Mart с 8,5 долларов в час и социальным мизером. Битва оказалась неравная. В октябре 2003 года 70 тыс. работников торговых сетей Калифорнии объявили забастовку. Она длилась месяц. В ответ последовали локаут и увольнения. Профсоюз проиграл.

Там, где появляется Wal-Mart, погибают маленькие магазины. В штате Айова фирма появилась в середине 80-х годов. С тех пор исчезла половина небольших магазинов. Используя традиционный язык “рыночного популизма”, американские правые уверяют, что защищают бедных потребителей, которые нуждаются в минимальных ценах. Но на самом деле все направлено на извлечение прибыли. Сеть гордится тем, что полки магазинов “разбираются” каждый день посредством долларов своих клиентов, выстраивающихся в очереди к кассам.

Как говорит Скотт, “обычные люди не могли себе позволить приятную жизнь только потому, что задумывались над тем, каким мир должен быть, вместо того, чтобы находить результативные методы обслуживания потребителей”. Теперь, когда Wal-Mart “методы” нашел, уже не надо задумываться. Надо только потреблять. Скотт даже угрожает: если какое-то общество откажется от Wal-Mart, его бунт приведет к уничтожению местной торговли, падению зарплат, не говоря уже об отсутствии новых рабочих мест и дохода от налога на недвижимость

Wal-Mart - это всего лишь проявление большего зла. Каждый раз, когда происходит наступление на права профсоюзов, когда попираются права работников, когда соглашение о свободной торговле увеличивает социальные угрозы, когда политика превращается в средство проведения корпорациями на выборах своих ставленников, когда индивидуализм потребителей приходит смену солидарности производителей, тогда Wal-Mart продолжает свое восхождение.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
Видеорепортаж о торжественном открытии в городе-герое Киеве восстановленного памятника В.И.Ленину
Красное ТВ - открытый творческий проект при поддержке МГК КПРФ
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.