|
|
Союз коммунистических партий - КПСС
|
Олег ГРАЧЕВ: Тюремные застенки не сломили Бурокявичюса (г. "Коммунист", №8(844), пятница, 27 января 2006г. )
Источник: www.komunist.com.ua
Из поездки в Литву возвратился заместитель председателя комитета Верховной Рады Украины по международным делам член фракции КПУ О.Грачев, который побывал в Вильнюсе, чтобы встретить вышедшего на свободу политического заключенного коммуниста Миколаса Мартиноса Бурокявичюса. Олега Алексеевича мы попросили рассказать о том, как проходила эта встреча.
— Олег Алексеевич, известно, что в Литве вы побывали по поручению Петра Николаевича Симоненко, руководства партии и что главной целью этой поездки было встретить освобожденного из тюремных застенков первого секретаря ЦК Компартии Литвы Миколаса Бурокявичюса. Что вам больше всего запомнилось в этой встрече?
— Миколаса Бурокявичюса освободили 13 января — в связи с тем, что закончился 12-летний срок его тюремного заключения. Срок этот он отбыл, что называется, от звонка до звонка — по сфабрикованному и сфальсифицированному обвинению. Встречали мы его у ворот изолятора тюремной больницы. Все было очень трогательно и искренне. Помимо меня Миколаса Мартиноса встречали его товарищи по Компартии (как известно, она действует подпольно, поскольку до сих пор является в Литве запрещенной), представители Социалистической партии (в ее рядах сегодня находятся многие литовские коммунисты). Очень много было корреспондентов, в том числе и журналисты украинских телеканалов. В первую же очередь Миколаса Мартиноса очень тепло и трогательно встречала его жена.
— Накануне выхода Бурокявичюса из тюрьмы в СМИ появилась информация о возможных провокациях. Некоторые телеканалы позже показали небольшую потасовку, случившуюся возле изолятора тюремной больницы...
— Выхода Бурокявичюса ожидали не только его товарищи и соратники, но и те, кто коммунистов не переносит на дух. Получилось так, что его освобождение совпало с годовщиной известных событий возле телецентра в Вильнюсе, в городе в связи с этим были организованы различные мероприятия. Группа молодчиков — воинствующих антикоммунистов — подошла к тюрьме и после того, как Бурокявичюс вышел на свободу, попыталась спровоцировать столкновения. Однако им это не удалось.
Сразу же после встречи Миколаса Мартиноса мы поехали к нему домой. Первое, что он мне сказал, когда мы вошли в его квартиру: “Я 14 лет не был у себя дома”. Ведь до того, как стать политическим заключенным, Миколас Мартинос почти два года вынужден был жить в Белоруссии. Откуда он в января 1994 года был выкраден спецслужбами Литвы. Все это было незаконно и санкционировалось Шушкевичем — одним из разрушителей СССР.
— Цинизм литовских властей в наибольшей мере проявился в том, что за решеткой более десятка лет держали пожилого больного человека. Известно, что Бурокявичюсу 78 лет, что в тюрьме он перенес три инфаркта. Каким вы увидели Миколаса Мартиноса на свободе, каково состояние его здоровья?
— В последнее время он немного сдал. Это, прежде всего, связано с тем, что 24 ноября ему сделали операцию на открытом сердце. После этого он довольно долго пробыл в тюремной больнице. Что же касается бодрости духа, то она у Миколаса Мартиноса как всегда на самом высоком уровне. Такая же бодрость духа, стойкость у него была и тогда, когда мы неоднократно встречались с ним в тюрьме. Все это, конечно, обусловлено его убежденностью в своей правоте. Это воистину мужественный и очень волевой человек, который за долгие годы тюрьмы не сломался, не пошел ни на какие уступки, не разочаровался в том, во что верит.
Известно ведь, что в свое время президент Литвы Адамкус дважды ему предлагал написать прошение о помиловании, в обмен на которое обещали досрочное освобождение. Он на это не пошел и до конца отстаивал ту позицию, которую высказал еще на суде — что он не признает себя виновным. Была еще ситуация, когда после отбытия трех четвертых срока лишения свободы Вильнюсский окружной суд на основе литовского законодательства принял решение о досрочном освобождении Бурокявичюса. Однако прокуратура и высшие судебные инстанции Литвы добились отмены этого решения и оставили срок лишения свободы неизменным — до января 2006 года. И в этой ситуации он не утратил бодрости духа и остался самим собой.
— Известно, что во время тюремного заключения Бурокявичюс начал делать наброски будущей книги...
— Это действительно так. Он мне говорил, что прежде всего хочет осмыслить все то, что произошло в стране за последние 15 лет, что он видел и пережил. Так что, скорее всего это будут мемуары. Дома Миколас Мартинос намерен активно продолжить работу над книгой. При этом он намерен пользоваться архивными материалами. В тюрьме такой возможности у него не было.
Находясь дома у Миколаса Мартиноса, я передал ему письмо от П.Симоненко, в котором говорится о нашей с ним солидарности. В свою очередь Бурокявичюс просил передать благодарность за помощь и поддержку лидеру нашей партии, всем украинским коммунистам.
Автор:Виктор Корниенко
|
|
|