Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Союз коммунистических партий - КПСС

Александр ФРОЛОВ: СХЕМЫ-ПРИЗРАКИ ("СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" №1 (12780), четверг, 12 января 2006 г. )

За что политобозреватели так любят политические скандалы? Ну, во-первых, есть о чем писать, кроме как бы случайно обнажившихся кинозвезд. Но не это главное. Главное в том, что, как писал Ленин, «всякие кризисы вскрывают суть явлений или процессов, отметают прочь поверхностное, мелкое, внешнее, обнаруживают более глубокие основы происходящего». Несомненная польза от политических кризисов и сопровождающих их публичных скандалов заключается в том, что они служат просвещению масс, обнажают и выносят на всеобщее обозрение такие вещи, которые в иных условиях остались бы за семью печатями. Например, тайны российских залоговых аукционов конца 1995 года так и остались бы тайной, если бы не публичная политическая и судебная разборка Путина и Ходорковского.

ГАЗОВАЯ война России и Украины также обнажила много крайне интересных вещей. Официальная оценка итогов войны дана президентом Путиным, заявившим, что Россия и Украина впервые за многие годы уходят от серых непрозрачных схем и впервые выходят на абсолютно прозрачные равноправные отношения. Но при ближайшем рассмотрении вся прозрачность свелась к тому, что стороны были вынуждены обнародовать схемы своих финансовых расчетов. Но действительная «прозрачность» этих расчетов такова, что от ознакомления с ними глаза лезут на лоб и волосы становятся дыбом.
Прозрачность сделки — не что иное, как возможность проверки всяким грамотным человеком того, как сходятся в ней концы с концами. Попробуем подойти с этим критерием к соглашению, подписанному в ночь на 4 января представителями Газпрома, украинского «Нафтогаза» и швейцарской фирмы РУЭН (РУЭН). В соглашении главных концов два. За один из них крепко ухватилась российская, за другой — украинская сторона. Каждая объявила себя победителем. «Газпром» напирает на то, что будет, как и требовал, продавать газ по 230 долларов за миллиард кубометров и ни центом меньше. Украинцы, в свою очередь, подчеркивают, что будут покупать газ по 95 долларов и тоже ни центом больше. При этом, как ни странно, обе стороны правы. Как стал возможен такой фокус? В этом и попробуем разобраться.
Для этого нужно набраться терпения. У всякого, кто пытается выяснить финансовую сторону сделки на основании куцего текста соглашения и противоречивых комментариев российских и украинских государственных мужей, ум заходит за разум. Вот, к примеру, чаще всего повторяемый тезис: «Посредническая швейцарская фирма «РосУкрЭнерго» (РУЭН) будет покупать газ у Газпрома и в Средней Азии, смешивать его и продавать Украине по 95 долларов за миллиард кубометров».
Для этого у Газпрома нужно купить 4,8 кубокилометра, а у Туркмении — 29,2 кубокилометра газа. Заметим, что последняя цифра очень близка к тем 30 кубокилометрам, которые «Газпром» законтрактовал у Туркмении на этот год. Так что расчет близок к реальности.
Но концы сходятся с концами только при условии бесприбыльной бескорыстной работы. Однако РУЭН — совсем не благотворительная и не бескорыстная, а, наоборот, очень даже корыстная и прибыльная организация. Настолько прибыльная, что намерена в этом году разместить свои акции на европейском рынке. Ее предшественники на ниве поставок туркменского газа на Украину — «Итера» и Eural TG — заколачивали, как утверждают злые языки, по два миллиарда долларов в год. В этой связи летом прошлого года вновь всплыло дело некоего Семена Шмулевича, разыскиваемого ФБР и Интерполом по подозрению в отмывании грязных денег, в том числе и через РУЭН.
В прошлом году поставка туркменского газа на Украину осуществлялась по следующей бизнес-схеме. Украинский «Нафтогаз» покупал газ в Туркмении и на туркмено-узбекской границе продавал его РУЭНу. Тот, в свою очередь, перекачивал газ до украинской границы и там вновь перепродавал его «Нафтогазу». При этом «Нафтогаз» передавал РУЭНу в счет оплаты оказываемых ею услуг 37,5% от объема доставленного до российско-украинской границы туркменского газа, который РУЭН реализовал в Европе. Запомним хорошенько этот факт.

ОТНЫНЕ полномочия РУЭНа еще более расширяются — он будет покупать газ не только в Туркмении, но и в Казахстане и Узбекистане, а также напрямую у Газпрома. Ознакомление с текстом ночного трехстороннего соглашения Газпрома, «Нафтогаза» и РУЭНа от 4 января вызывает уважение, переходящее в изумление. Изнуренные бессонницей переговорщики пришли к потрясающим воображение договоренностям. Действительно, с какой стати в рамках российско-украинских переговоров обсуждался вопрос о поставках узбекского и казахстанского газа в Закавказье и, более того, соглашение об этих поставках было подписано украинской стороной? Очевидно, тут есть какой-то требующий согласования интерес.
Коротко говоря, РУЭН превращается в главного посредника-монополиста газового рынка на всех необъятных просторах СНГ. А если подробнее, то вот зафиксированный в ночном соглашении торговый баланс РУЭНа по закупкам и продажам с указанием продавцов и покупателей.
Закупки:
1. «Газэкспорт» (дочернее подразделение «Газпрома») и украинский «Нафтогаз» купят у Туркмении в неизвестной пропорции и по неуказанной цене в общей сложности 41 кубокилометр газа. После чего они перепродадут весь этот газ РУЭНу опять же по неуказанной цене.
2. «Газэкспорт» купит у Узбекистана до 7 кубокилометров газа по неуказанной цене, после чего перепродаст этот газ РУЭНу также по неуказанной цене.
3. Тот же «Газэкспорт» купит у Казахстана до 8 кубокилометров газа по неуказанной цене, после чего перепродаст этот газ РУЭНу также по неуказанной цене.
4. РУЭН купит у «Газпрома» до 17 кубокилометров газа по цене 230 млн. долларов.
Итого, РУЭН купит в разных местах и по разным ценам суммарно 73 кубокилометра газа. Куда же он их продаст? А вот куда.
1. В 2006 году: 34 кубокилометра по цене 95 млн. долларов — на Украину, совместному предприятию, которое создадут РУЭН и «Нафтогаз».
2. В 2007 году: 58 кубокилометров по неустановленной пока цене — тому же совместному предприятию.
3. 15 кубокилометров узбекского и казахстанского газа по неуказанной цене — в Закавказье. (Из предновогодних сообщений можно понять, что «Закавказье», то есть Грузия и Армения, будет платить по 110 млн. долларов за кубокилометр).
Итого, в соглашении говорится о продаже 49 кубокилометров в 2006 году. Куда же денутся планируемые к закупке еще 24 кубокилометра? Соглашение вроде бы обещает продать их Украине, но только не в текущем, а в будущем году.
Стало быть, в этом году РУЭН продаст 24 кубокилометра куда угодно, но не на Украину. И не в Закавказье, куда уже намечены 15 кубокилометров. Остается западноевропейское и балкано-турецкое направления. О том, какие бабки наварит РУЭН на разнице закупочной и отпускной цены, остается только догадываться, но речь идет явно о нескольких миллиардах долларов.
Хорошо, но говорят, что Украине-то нужны не 34, а 58 импортных кубокилометров. Их как раз и обещает поставить РУЭН, но только в будущем году. Откуда же и по какой цене Украина возьмет недостающие 24 кубокилометра в этом году?
Официальные лица Украины (премьер Ехануров, секретарь Совбеза Кинах) говорят, что это будут прямые поставки из Туркмении. Однако для этого просто не хватит пропускной способности газопровода из Азии в Россию. По словам российского министра топлива и энергетики Христенко, полный объем транспортных мощностей от Туркменистана через Узбекистан до Казахстана составляет 141 млн. кубометров в сутки. То есть, 141 5 365 = 51,5 кубокилометра в год. Если вычесть отсюда 15 кубокилометров узбекского и казахстанского газа, которые купит и перепродаст в Закавказье РУОН, то получается величина, близкая к тем же 34 кубокилометрам, которые РУОН продаст на Украину. Опять остается газовая дыра объемом 24 кубокилометра, стоящая порядка шести миллиардов долларов по западноевропейским ценам.
Стало быть, кто-то из контрагентов обманывает публику. Скорее всего, обманывают оба. Выскажу по этому поводу личную гипотезу (подчеркиваю, исключительно личную, и только гипотезу).

ЕДИНСТВЕННОЕ логически и арифметически непротиворечивое решение этой головоломки следующее. Оно объясняет все арифметические нестыковки и политические несуразности. Никаких 24 кубокилометров газа в народное хозяйство Украины не поступит, как, впрочем, не поступало и раньше. Этот объем — натуральная форма оплаты за «прокачку» из Туркмении на Украину 58 кубокилометров газа. 41% от заявленного объема поставки. Столько же, сколько брала за свои услуги «Итера», которую лоббировала Ю. Тимошенко. До последнего дня своего премьерства она требовала расторгнуть договор с РУЭНом и заключить его с «Итерой».
Посчитаем еще раз. Цена транзита установлена ночным соглашением в размере 1,6 доллара за тысячу кубометров на 100 км. При расстоянии перекачки в 2,5 тысячи км транзит одного кубокилометра газа будет стоить 1,6 5 25 = 40 млн. долларов. Отсюда, кстати, следует, что РУЭН будет закупать среднеазиатский газ, скорее всего, по средней цене около 55 млн. долларов за кубокилометр. Таким образом, транзит 58 кубокилометров будет стоить 2320 миллионов. Разделив эту сумму на 95 млн. (цену одного кубокилометра), получаем искомые 24,4 кубокилометра. Что и требовалось доказать!
77 кубокилометров — это финансовый газовый баланс Украины. Реальный же, физический, газовый баланс Украины на самом деле не 77, а на 24 кубокилометра меньше. И фактически она их не покупает. Ну, может быть, в финансовом отчете будет указано, что вот, мол, мы заплатили РУЭНу за транзит 2,3 миллиарда, а потом он купил у нас на эту сумму 24 кубокилометра.
Именно это обстоятельство дает основания украинской оппозиции говорить о чудовищной газовой афере. Думаю, что и у российской оппозиции есть основания говорить о том же. Вся соль в том, что в ночном соглашении на 2006 год объем поставки указан нетто, а на 2007 год — брутто. В первом случае указан чистый объем реально поставляемого газа, а о вычете за транзит специально даже не упоминается. Во втором же случае указан только брутто-объем, поскольку о разделении его на чистый и вычитаемый стороны не имели еще возможности договориться.
Как это произошло? Каким образом в текст открытого соглашения попала секретная цифра, которую можно поминать лишь в кулуарах? Я предполагаю, что это грубейший прокол переговорщиков, вызванный ночной усталостью, — вместо одной цифры поставили другую, о которой больше всего и спорили, но обнародовать которую было нельзя ни в коем случае. Теперь за этот прокол расплачиваются первые лица Украины, делая совершенно фантастические и противоречащие друг другу заявления о том, из каких закромов Украина физически достанет якобы недостающие ей 24 кубокилометра. Выбалтывая при этом важные вещи. Так зампред правления «Нафтогаза» А. Лопушанский так и сказал: «Мы пока не видим в нашем балансе российского газа, он нам не нужен. Если когда-нибудь понадобится, то будем вести переговоры с «Росукрэнерго».
В основном, украинцы напирают на «прямые поставки» из Туркмении. Их поддерживает своим авторитетом и Туркмен-баши. «Туркменистан поставит в 2006 году в Россию 30 млрд. природного газа по цене 65 долларов за тысячу кубометров, — заявил он 29 декабря прошлого года. — Это достойная цена и внушительный объем. Туркменистан свои обязательства полностью выполнит. Мы недавно подписали соглашение и с Украиной — на 40 млрд. кубометров, правда, по цене чуть ниже, но, думаю, это вопрос времени». Выходит, 70 кубокилометров при максимальной пропускной способности для Туркмении газопровода «Средняя Азия—Центр» в 35 кубокилометров. А вторые 35 самолетами что ли возить будут? Безуспешная попытка премьера Еханурова рационально объяснить все эти нелепости Верховной раде Украины и привела к отставке правительства.
Кстати, в ночном соглашении объем поставок в Закавказье указан брутто. Но логично предположить, что если РУЭН и с «закавказцев» возьмет за транзит в той же пропорции, что и с украинцев, то есть 40% или 6 кубокилометров, то в его руках окажется в общей сложности 30 свободных кубокилометров газа, с которыми он волен поступить как ему угодно, то есть продать в Западную Европу, в Турцию или на Балканы.
Теперь можно и прикинуть расходы, доходы и прибыль РУЭН, этого замечательного предприятия с уставным капиталом в 137 тысяч долларов. Итак.
РУЭН купит: 17 кубокилометров у Газпрома по 230 млн. долл., в сумме — за 3910 млн. долл. 56 кубокилометров в Средней Азии по 55 млн. долл., в сумме — за 3640 млн. долл. Итого — 6990 млн. долл.
РУЭН продаст: 34 кубокилометра на Украину по 95 млн. долл., в сумме — за 3220 млн. долл. 9 кубокилометров в Закавказье по 110 млн. долл., в сумме — за 990 млн. долл.
30 кубокилометров «куда-то», допустим, по 250 млн. долл., в сумме — за 7500 млн. долл. Итого —
11710 млн. долл.
Сальдо — 4 миллиарда 720 миллионов долларов США.За здорово живешь.
Где-то и совсем недавно мы уже видели подобные схемы. Только вот где? Вспомнил: в судебном деле Ходорковского и Лебедева.

ЧТО ЖЕ такое РУЭН, за что ему такое счастье? Швейцарская компания с уставным капиталом 137 тысяч долларов, учрежденная летом 2004 года после встречи президентов Путина и Кучмы Газпромом и австрийской банковской группой «Райффайзен», зарегистрированная в городе Цуг по тому же адресу, что и местное отделение «Райффайзена». Оба учредителя действовали через длинные цепочки дочерних предприятий. Поэтому РУЭН, строго говоря, не «дочка», а «праправнучка» «Райффайзена» и «правнучка» Газпрома. При этом ее «бабушкой» является «Газпромбанк», третий по величине банк России. (Небезынтересно отметить, что одним из вице-президентов «Газпромбанка» является юный С. Иванов — сын министра обороны).
Разбираясь во взаимоотношениях этих многочисленных «родственников», не надо забывать о том, что наш президент в отличие от своего предшественника очень хорошо практически разбирается во внешнеэкономических связях. Возглавляя в течение шести лет внешнеэкономическое направление в петербургской мэрии, он обзавелся надежными зарубежными друзьями и партнерами. Один из друзей, играющий ключевую роль во многих международных банковских делах, в том числе и в делах «Газпромбанка», особо примечателен. Это Матиас Варниг, бывший майор госбезопасности ГДР, знакомый Путина, как утверждают западные СМИ, еще по Дрездену. Совместная служба переросла в дружбу семьями и продолжается по сей день.
Соответственно нарастали и карьерные успехи Варнига. Ныне он назначен управляющим директором Компании Североевропейского газопровода, главой комитета акционеров которой стал еще один друг Путина — экс-канцлер Германии Герхард Шредер. До этого Варниг служил председателем совета директоров российского ЗАО «Дрезднер банк» и председателем управляющего комитета консультативной фирмы «Дрезднер Кляйнворт Вассерштайн» по России и СНГ. На этом посту он добился, что «Дрезднер» завладел тридцатипроцентным блокирующим пакетом акций «Газпромбанка». Кроме того, «Дрезднер» был ведущим консультантом при покупке Газпромом Сибнефти у Абрамовича за 13 млрд. долларов. А еще раньше он был оценщиком Юганскнефтегаза, проданного на аукционе легендарной компании «Байкалфинансгруп».
Содиректором РУЭНа со стороны Газпрома стал К.Чуйченко. Его биография предельно стандартна для крупного чиновника путинской России. Как и положено, он окончил юрфак ЛГУ и Краснознаменный институт КГБ имени Андропова. В университете был однокурсником председателя совета директоров Газпрома, бывшего руководителя президентской администрации, а ныне первого вице-премьера Д.Медведева, председателя Высшего арбитражного суда А.Иванова, директора Федеральной службы судебных приставов Н.Винниченко, зампреда правления «Газпромбанка» И.Елисеева. Работал в прокуратуре, служил в КГБ, потом адвокатом. Ныне является начальником юридического департамента и членом правления Газпрома. У него еще много руководящих постов в разных фирмах, занимающихся газодобычей и телевидением, но это в интересующем нас вопросе пока несущественно.
О содиректоре РУЭНа со стороны «Райффайзена» О.Пальчикове известно меньше — только то, что до этого он руководил московским представительством предшественника РУЭНа на поприще торговли туркменским газом, «венгерской» фирмы Eural Trans Gas. Впрочем, у «Райффайзена» и без него давние и тесные связи с Газпромом.Так, руководители «Газпромбанка» и «Газэкспорта» А.Акимов и А.Медведев многие советские и постсоветские годы работали в Австрии в бывших учреждениях Внешторгбанка СССР, отвечавших за аккумулирование валютной выручки от экспорта нефти
и газа.

НУ И ЧЕГО добилась эта великая и влиятельная организация кроме блестящих финансовых успехов?
Главный политический итог в том, что расторгнут контракт от 9 августа 2004 года о поставке Россией Украине газа на пять лет вперед по фиксированной цене 50 млн. долларов за кубокилометр. Это был щедрый предвыборный аванс Януковичу и льгота на весь срок его президентства. Стоит вспомнить, что с1994 по 1999 год Украина покупала у России газ по 80 млн. долларов. Затем под второе президентство Кучмы цена была снижена до 50 млн., так сказать, предвыборный аванс. А под следующие выборы такой же аванс был сделан Януковичу. Но Украина на аванс не купилась и Януковича в президентское кресло не посадила. Соответственно для ненавистного Ющенко газ будет дороже, невзирая ни на какие соглашения. Советник Путина А.Илларионов с такой политикой не согласился и ушел в отставку, заявив, что цены на газ нельзя применять в качестве политического оружия. Это, мол, подрывает экономический авторитет России в мире, поскольку соглашения заключаются не между лицами (Путиным и Януковичем), а между государствами (государственными газовыми компаниями) и нарушать их недопустимо.
Считаем ли мы вместе с Илларионовым, что газовым оружием пользоваться в международных отношениях нельзя? Нет, мы так не считаем. Наоборот, мы полагаем, что это делать можно и нужно. Но если уж замахнулся, то бей! А что же это за удар, если фактически ты поднял цену с 80 до 95 долларов, то есть всего на 19%? Замах на рубль, а удар на копейку. Такое повышение даже инфляцию не компенсирует. Тем более нехорошо врать согражданам, что ты такой крутой. Сограждане, конечно, в экономике не очень начитанны, но разобраться в конце концов сумеют.
Итоги разборки следующие.
Россия чем дальше, тем больше превращается в сырьевой придаток промышленных стран, в том числе и в сырьевой придаток Украины. Поэтому разговоры о «сырьевой империи» хвастливы и безосновательны. Империи состоят из метрополии и провинций. Метрополия, на роль которой претендует путинская Россия, не может быть технологическим аутсайдером — она должна быть технологическим лидером по отношению к провинции. Если же наоборот, то не выйдет, как говорил штабс-капитан Мышлаевский, «ничего, кроме ерунды». Придаток не должен обижаться на то, что не он, а ему будут диктовать цены на сырье. «Всякий товар стоит столько, сколько в состоянии заплатить за него покупатель». Этой фразой либералы до сих пор стараются оправдать залоговые аукционы середины 90-х годов. Действительно, если продать требуется до зарезу, то приходится соглашаться с ценой, назначенной покупателем. Но тогда, в 90-е, не было никакой необходимости продавать государственные заводы и месторождения. А сегодня Россия сама загнала себя в такое положение, что продать нефть и газ нужно позарез.
Поэтому придется считаться с тем, что нет сегодня в Европе «рынка газа». И не будет, пока Россия вместо газопроводов (они были актуальны в середине 70-х годов прошлого века, когда их строил Брежнев) не построит в своих незамерзающих портах несколько сверхмощных заводов по сжижению природного газа. И вдобавок не восстановит свой океанский военно-морской флот для прикрытия танкерного флота, транспортирующего сжиженный газ по всему миру. Вот тогда и будет рынок, а не ерунда.
Нынешняя ерундовость российской «имперскости» замечена. Глядя на украинский пример, недовольство российскими газовыми ценами высказали уже и Молдавия, и Румыния, и Болгария, и Грузия, и Армения, и Турция. Не удивлюсь, что о том же вскоре заговорят и Германия с Италией. Это первое.
Второе. Разговоры о переходе под контроль государства все новых и новых добывающих и перерабатывающих промышленных гигантов, то есть чуть ли не о национализации, — эти разговоры для… очень наивных людей. В реальности наблюдаются два параллельных и тесно взаимосвязанных процесса: переход высокоприбыльных производств под контроль кремлевских чиновников и все более широкая передача торговли их продукцией в руки частных посреднических структур, да еще зарегистрированных большей частью за рубежом. «Государственный» контроль над производством сводится к определению того, кто будет посредником, то есть в чей карман поступит львиная доля прибыли. Сегодня она поступает в карман организаций типа РУЭНа и оседает на их зарубежных счетах. Подобных организаций — сотни и тысячи. Они ворочают десятками миллиардов долларов, оставаясь практически неизвестными широкой общественности. Газовая война лишь чуть-чуть приподняла завесу, за которой они скрываются.
В таких условиях народу совершенно без разницы, сколько Украина будет платить за газ. Реальным выходом из этого положения может быть только смена государственной власти и установление государственной монополии не только внешней, но и внутренней оптовой торговли энергоносителями, сырьем и продукцией первого передела. Полная ликвидация частных посредников в этой сфере. Только в этом гарантия того, что богатства России будут служить ее народу.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.