|
Леся ТУРОВСКАЯ: ТАК УКРЕПЛЯЛАСЬ ДРУЖБА
Дети разных народов
Мы мечтою о мире живем
В эти грозные годы
Мы за счастье бороться идем.
В разных землях и странах,
На морях океанах
Каждый кто молод
Дайте нам руки
В наши ряды, друзья!
Гимн демократической молодежи
23 февраля 90-летие со дня рождения отмечает ветеран Великой Отечественной войны, инвалид войны I группы, киевлянка Валентина Самойлова. Долгие годы Валентина Петровна, наряду с работой в детской клинической больнице, выполняла функции зам. председателя школьной комиссии Киевской городской организации ветеранов войны, стояла у истоков создания КИДа, о чем охотно делится своими воспоминаниями:
– Сегодня не каждый расшифрует аббревиатуру «КИД». А было время, когда практически в каждом районе, дворце пионеров, школе, техникуме, институте работал Клуб Интернациональной Дружбы – добровольное объединение молодежи, интересующейся интернациональной работой, внутрисоюзными и международными контактами. На занятиях КИДа ребята впервые узнавали историю появления символа мира – японского журавлика: тысячи бумажных журавликов, «прилетевших» от детей из разных стран мира, укрепляли веру маленькой японской девочки Сасаки Садако, которая тяжело болела после взрыва атомной бомбы в Нагасаки...
– Когда и как возникло «кидовское» движение? – интересуемся у Валентины Петровны.
– Идея создать детское движение с целью ознакомления и восприятия жизни зарубежья возникла еще в конце 1960-х, когда по инициативе генерал-лейтенанта Ф. К. Марущака, при Киевском городском совете ветеранов была создана Школьная комиссия, которую возглавил Герой Советского Союза, полковник А. Я. Ворончук. В тесном контакте с Международной комиссией под руководством генерала В. Б. Пилинского, хорошо зная цену интернациональной дружбы на фронтах Великой Отечественной войны, явившейся одним из главных факторов Великой Победы над фашистской Германией, было принято решение – создать при школах, ПТУ, Вузах и внешкольных организациях – Клубы Интернациональной Дружбы. Школьная комиссия взяла на себя функцию методического руководства, сотрудничая с Основным штабом работы КИДов при Центральном Дворце пионеров.
Согласно Уставу, членом Клуба мог стать любой учащийся, желающий содействовать укреплению дружбы между народами. Для этого следовало глубоко изучать географию, историю и традиции; знать язык, культуру, экономику; вести переписку со сверстниками. Помнится, с каким воодушевлением члены Клуба собственноручно изготавливали подарки для зарубежных друзей (рисунки, чеканки, деревянные изделия). Поездки за границу осуществлялись за счет самостоятельно заработанных денег (сбор макулатуры, металлолома, стеклотары, лекарственных растений, каштанов). Основным требованием к членам Клуба была добросовестность, дисциплинированность, примерное поведение и отличная учеба.
Работали «кидовцы» на базе музеев боевой и трудовой славы в часы, отведенные для воспитательной работы. Сферой их интересов были многие учебные дисциплины, но главной задачей стало воспитание патриотизма, общественной активности, коллективизма.
В ходе своей работы мы учили ребят отстаивать право жить без войн, международных конфликтов, горя и страданий; добиваться, чтобы наша страна была равной среди передовых стран мира; прививали доброжелательное отношение друг к другу; культивировали доброту, как источник радости при общении; поощряли духовные потребности, ибо чем выше духовная культура человека, тем больше сокращаются материальные притязания, возрастает сознание своей причастности к проблемам и боли мира.
Советские школьники охотно переписывались со своими сверстниками из республик СССР, стран народной демократии: ГДР, Югославии, Чехословакии, Польши, Румынии, Венгрии, а также капиталистических государств: Англии, США, Австралии, Франции, Федеративной Республики Германии. Руководителями КИДов на местах выступали, как правило, преподаватели иностранных языков. Они организовывали делегации из лучших для поездок за границу. Каждый класс собирал материал, касающийся традиций определенной страны, создавал альбом с материалами о специфике той или иной местности, населения, разучивал национальные песни и танцы. Так укреплялась дружба. Может, поэтому никто в СССР не слышал о скинхедах, и даже представить себе не мог, что человека можно ненавидеть только из-за цвета его кожи...
КИДы при высших учебных заведениях возглавлялись, как правило, президентами из числа старшекурсников. В их арсенале были самые разнообразные формы работы: интернациональные вечера, обширная переписка, беседы, диспуты, поездки, обмен делегациями при организации фестивалей интернациональной дружбы, совместных стройотрядов, студенческих конференций. А сколько было написано рефератов и других научных трудов об интернациональной дружбе! К слову, среди членов КИДа был и нынешний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, воспитанник ПТУ № 5 г. Киева.
После распада СССР – «кидовское» движение было в основном парализовано…
– Каково нынешнее положение дел?
– В националистической, профашистской Украине, героизирующей Шухевича, Бандеру и, если не остановим – самого Гитлера, – число сохранившихся КИДов невелико. В Киеве Клубы Интернациональной Дружбы «теплятся» при СШ №№ 57, 58, 74, 78, которые проводят акции милосердия, собирают подарки для детей из детских домов и школ-интернатов, участвуют в форумах и фестивалях, занимаются культурно-познавательной и культурно-просветительной деятельностью; традиционно ведут общение с зарубежными сверстниками, правда уже не в эпистолярной, а в электронной форме.
– Нужен ли сегодня КИД?
– В государстве, которое пронизано проявлениями ксенофобии, национализма, дискриминации, насилия по отношению к людям, имеющим различия по признаку расы, языка, национальной и религиозной принадлежности, патриотическое и интернациональное воспитание молодежи необходимо для того, чтобы вырастить верных и преданных граждан Украины, обладающих чувством толерантности и открытости. Учитывая недостаток духовно-нравственного воспитания, сегодня Клуб Интернациональной Дружбы, как организация, объединяющая детей, родителей и педагогов, призван воспитывать высокие нравственные и этические идеалы: честность, справедливость, чувство ответственности по отношению к людям, обществу и природе; предоставлять возможность лично участвовать в добрых делах, совершать достойные поступки. И если с детства наши дети, взявшись за руки, научатся дружить, – повзрослев, они непременно проявят антиимпериалистическую солидарность, внесут конкретный вклад в дело мира во всем мире.
Согласитесь, что все прекрасное, созданное людьми, сделано в мирное время. А дружба – это одно из самых достойных чувств, на которые способен человек.
Фото: из личного архива Валентины Самойловой.
На фото:
1. Валентина Самойлова с советскими пионерами-«кидовцами».
2. С правнуком Сережей. Да будет смена достойной!
|