|
НЕПОКОРЁННАЯ НАРОДОВОЛКА
7 июля – день рождения Веры Фигнер,
российской революционерки-народницы,
члена исполнительного комитета «Народной воли». (1852 –1942)
Значительную роль в русском революционном движении сыграли женщины. В эпоху «действенного народничества» имена трех из них стали известны всему миру. Это Софья Перовская, первая женщина, казненная царем в 1881 году по политическому процессу; Вера Засулич, выстрел которой в петербургского градоначальника Трепова послужил сигналом к новому подъему народнического движения и Вера Фигнер...
Вера Николаевна Фигнер родилась в Казанской губернии в семье лесничего. С детства отличалась прямым и честным характером, имела пытливый ум. Окончив институт благородных девиц, в возрасте восемнадцати лет вышла замуж за судебного следователя; уехала с ним в Швейцарию, поступила на медицинский факультет Цюрихского университета (в России двери высших учебных заведений для женщин были закрыты). Именно в Швейцарии, центре русской эмиграции, Вера впервые столкнулась с социалистическим учением; познакомилась с лидерами революционного народничества; углубилась в изучение политической литературы. Ради этого ей довелось полностью порвать со своим мужем, не разделявшим её идей…
Незадолго до получения диплома, Вера вернулась в Россию. Ее боевым креще-нием стала Казанская демонстрация в Петербурге 1876 года, за которой последовали бесконечные политические процессы. Уцелевшие после полицейских погромов революционеры объединились в подпольную организацию «Земля и воля», тактикой которой стала пропаганда социалистических идей, налаживание связи «со всеми протестующими элементами народа», организация боевых дружин с целью подготовки народного восстания.
Главным стержнем освободительного движения в России, где пролетариат только формировался, а рабочее движение было в зародыше – стало народничество, родоначальниками которого были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский, выдвинувшие теорию русского утопического социализма (самобытный путь развития России – к социализму, минуя капитализм, при помощи крестьянской общины).
Мысли о служении народу, желание облегчить его долю стали побудительной силой массового «хождения в народ». Показательна деревенская практика Веры Фигнер. Работая в 1877–1878 годах фельдшером в Самарской и Саратовской губернии, она проводила коллективные чтении среди крестьян, беседы на житейские темы. «В чем состояла сила и обаяние, которым она пользовалась, трудно сказать. Она была умна и красива, но не в одном уме было дело, а красота не играла большой роли в ее кругу. Захватывала же она своей цельностью, сквозившей в каждом ее слове, в каждом ее жесте: для нее не было колебаний и сомнений», – писал о Вере Фигнер Н.К. Михайловский.
Надежды народников поднять многомиллионную массу крестьян на революцию потерпели поражение. Осенью 1879 года «Земля и воля» раскололась две части – «Народную волю» и «Черный передел». Чернопередельцы высказывалась за продолжение работы в деревне. Сторонники же нового направления, народовольцы, требовали сосредоточить силы на политической борьбе, перейти к прямой схватке с самодержавием. Вера Фигнер примкнула к последним. Вместе с Андреем Желябовым, Софьей Перовской и Николаем Кибальчичем – она вошла в состав Исполнительного комитета.
Переход народовольцев к политической борьбе был значительным шагом вперед по сравнению с народничеством. Но они переоценили роль политического фактора, рассматривая государство отдельно от социально-экономической основы, откуда вытекала ошибочная тактика политического заговора. Основным методом борьбы стал индивидуальный террор, в ходе которого развернулась «охота» на Александра II. Народовольцы тщательно изучали маршруты продвижения царя-батюшки; направляли группы взрывников, но «высочайшая особа» то опаздывала, то опережала их расчеты. 1 марта 1881 года народовольцам удалось привести смертный приговор в исполнение. Но их террористический акт не был поддержан народным движением. Оказавшись «полководцами без армии», они потерпели поражение…
3 апреля 1881 года в Петербурге на Семеновском плацу были публично казнены главные организаторы и участники покушения – Андрей Желябов, Софья Перовская, Николай Кибальчич, Тимофей Михайлов. «Несомненно, эти жертвы пали не напрасно, они способствовали – прямо или косвенно – последующему революционному воспитанию русского народа», – писал В. И. Ленин.
Единственным уцелевшим членом Исполнительного комитета была Вера Фигнер. В условиях, когда центр партии был разгромлен, главные силы разбиты, а в воздухе витало предательство, – ее энергия была направлена консолидацию революционных сил и воссоздание центра. 10 февраля 1883 года, выданная предателем, она была арестована, приговорена к смертной казни, но помилована и заключена в Шлиссельбургскую крепость, где провела в одиночном заключении более двадцати лет …
Эта часть ее биографии изложена в мемуарах «Запечатленный труд», где революционерка ярко и талантливо запечатлела целый период в истории русской освободительной борьбы; передала внутренний мир и психологию узника, замурованного в камеру; показала, как постепенно отчаяние сменяется протестом, стремлением к борьбе. Усвоив аз¬буку тюрьмы, изобретенную еще декабристами, она снова стала ор¬ганизатором: сплачивала заключенных, вселяла в них бод¬рость, помогала выжить. Ее мужественное и стойкое поведение, смелость и выдержка, вера в конечное торжество идеалов, за которые сотни революционеров пошли на каторгу и на виселицу, создали ей большой авторитет, превратили ее жизнь – в легенду. С каждым годом заключения она все больше становилась символом свободы, бесстрашия, символом самой революции.
Среди пыток, которые уготовила ей жизнь, была одна осо¬бенно тяжелая: в 1904 году умирающая мать Веры подала прошение об ее освобождении, и... его удовлетворили. С горьким чувством сообщила Вера о свалившемся на нее несчастье – товарищам по заключению, потому что чувствовала себя униженной монаршей милостью. Какие же нужно испытывать чувства, каков должен быть символ веры, чтобы помилование считать за унижение, чтобы смягчение участи отвергать с пре¬зрением!
После двадцатидвухлетней изоляции, Вера ощутила свою полную неприспособленность к жизни. В первое время не могла быстро ориентироваться в пространстве; не отличала воду от суши; если долго сидела в комнате –все приходило в движение. Да и Россия сильно изменилась: выросли фабрики, банки, железные дороги; поднялась и окрепла многотысячная армия пролетариата; вслед за «молодыми штурманами будущей бури» – разночинцами и народниками – наступила «сама буря» – массовое движение народа в преддверии первой революции.
Фигнер берется за то, что ей доступно: агитацию в пользу заключенных, организацию им материальной помощи. С этой целью она едет в Лондон, где 23 июня 1909 года, в присутствии семисот человек, рассказывает о Шлиссельбургской тюрьме. Она говорила ровным тоном, без повышения голоса, малейшего жеста, без тени напыщенности или театральности. Простая, серьезная, с гладко причесанными седыми волосами, прекрасным лицом, в скромном и строгом платье, – она произвела огромное впечатление.
В 1910 году по инициативе Фигнер был организован Парижский комитет помощи политкаторжанам. В 1915 году Вера Николаевна вернулась в Россию, где была арестована и выслана в Нижний Новгород под надзор полиции. В конце 1916 года приехала в Петроград, была свидетельницей Февральской и, наконец, Великой Октябрьской социалистической революции. С первых же дней Советской власти – трудилась на благо Родины.
Двенадцать лет было потрачено ею на воспоминания. Ее «Запечатленный труд» был воспринят советской общественностью не только как выдающееся явление мемуарной литературы, но и важнейший исторический источник; повесть о мужестве, выдержке и достоинстве борцов, сумевших и в глухой тюрьме высоко держать знамя революции, ни в чем не уступать врагу.
Неутомимая общественница, Вера Николаевна оказывала помощь школам, народным библиотекам, музеям. В родной Казанской губернии – шефствовала над колхозом своего имени, несколькими школами, детдомом, культурными учреждениями. Она часто выступала на собраниях в Обществе политкаторжан и ссыльнопоселенцев, на торжественных вечерах – годовщине Кровавого воскресенья, чествовании памяти Н. А. Некрасова, П. А. Кропоткина, на митингах в школах, на заводах, в колхозах.
Вера Николаевна – выходец из замечательной семьи, где все шестеро детей не прошли по жизни бесследно. Три сестры – Вера, Лидия и Евгения – стали революционерками. Младшая Ольга пошла за мужем в ссылку, в Сибирь, вела культурно-просветительную работу. Один брат (Николай) стал выдающимся певцом; другой (Петр) – крупным горным инженером.
Имена героев-народовольцев были на устах молодежи того поколения, к которому принадлежал и Владимир Ильич Ульянов. Оно пошло другим путем, но восприняло от пред-шественников их высокие нравственные качества, предан¬ность интересам народа, героическую самоотверженность. Вере Фигнер принадлежит среди них почетное место. Она – из числа тех, кто, по словам Н. Г. Чернышевского, были «двигателями двигателей», «солью соли земли» благодаря своей энергии и целеустремлённости, целью которых была революция, уничтожающая царизм и приносящая освобождение народу.
Леся ТУРОВСКАЯ
|