|
|
Публіцистика
|
Илья Шеховцов: Сельская школа подаёт сигналы “SOS”. Или декларации о справедливости и равной доступности к качественному образованию
“Справедливость и равный доступ к качественному образованию. Главное здесь – обеспечить качественным обязательным образованием всех детей, независимо от материального положения их родителей или места проживания. Необходимо создать необходимые условия обучения для детей, проживающих в сельской местности (выделено автором), детей с особенными потребностями, детей национальных меньшинств” /из предвыборной брошюры кандидата в Президенты Украины В.Ющенко “Учитель, куда идём?” (какими будут образование и наука в Украине?)/
Мы преднамеренно подобрали для настоящей статьи именно этот эпиграф. Согласитесь, предвыборные установки (скорее популистские обещания) В.Ющенко верны. Но что осталось от этих обещаний? “Новая власть” начала широкомасштабное наступление на сельские общеобразовательные учебные заведения. Перед началом нового 2005-2006 учебного года закрыто более 75 сельских общеобразовательных школ. Причём, процесс закрытия коснулся и таких общеобразовательных учебных заведений, где численность учащихся составляла 50 и более человек. В Автономной Республике Крым закрыта одна школа, в Волынской и Донецкой областях – по 6, Запорожской и Львовской, Черновицкой, Тернопольской, Черкасской – по 3, Луганской – 4, Черниговской - 15, Житомирской – 26. В этих школах обучалось более 950 учащихся. Власть называет явочное закрытие общеобразовательных учебных заведений оптимизацией сети учебных заведений, их реорганизацией и т.п. Оправданием таких деяний служит “сложная демографическая ситуация”. В действительности, она скорее критическая, чем “сложная”.
Ежегодно с карты Украины исчезают до 50 сёл, а сельское население ежегодно сокращается на 150-160 тысяч человек. Сегодня в Украине насчитывается 8 тысяч сёл, которые утратили возможность самовоспроизведения населения. Группирование таких сёл в отдельных регионах привело к тому, что более 120 сельских районов стали зонами демографического бедствия.
Сельское население не только вымирает. Сельские жители, особенно молодёжь, бегут из села в город с надеждой на лучезарное будущее. Бездорожье, отсутствие транспортного сообщения, проблемы водообеспечения, отсутствие перспективы получить работу, разрушение социально-культурной сферы села, морально-нравственная деградация – таковы реалии сегодняшнего дня.
Вместе с селом умирает и сельская школа. Достаточно напомнить, что на протяжении последних пяти лет количество учащихся общеобразовательных учебных заведений сократилось на 1 миллион 181 тысячу, в том числе в сельской местности на 295 тысяч. По состоянию на конец 2004/2005 учебного года в 14 тысячах 300 общеобразовательных учебных заведениях обучалось на 95 тысяч учащихся меньше, чем в прошлом году. В 2005 году впервые за парты сели немногим больше 147 тысяч первоклассников, что на 5 тысяч меньше чем в прошлом году. Начиная с 2000 года закрыта - 521 сельская школа (!!!). В 11 тысяч населённых пунктах вообще нет учебных заведений, что составляет 48 процентов. К примеру, в Днепропетровской области из 1 383 населённых пунктов общеобразовательные учебные заведения функционируют только в 477, что составляет 35,5 процента. Тревожит и тот факт, что в Украине насчитывается около 700 “бездетных” сёл.
Прискорбно, но в Украине подтверждается уже общепризнанная истина: “Там, где не осталось школы – пропадает село, оно превращается в умирающий хутор”. Заметит, что демографический кризис начался и развивается уже при власти кравчуковских, кучмовских, а теперь и ющенковских капитализаторов, то есть после преднамеренного развала Союза ССР.
Для того чтобы скрыть масштабы уничтожения системы образования на селе, показать видимость заботы о сельской школе власть принимает (штампует!) различные программы, постановления, указы якобы направленные на её спасение. Каких только документов не было запущено – “О развитии сельской общеобразовательной школы”, “Компьютеризация сельских школ”, “О Национальной доктрине развития образования”, Школьный автобус”, “Учитель”, “О безотлагательных мерах по обеспечению функционирования и развития образования в Украине” и т.п. Результат неизменен – есть документы, принятые на высшем уровне, но под них нет денег.
Складывается впечатление, что власть поставила задачу уничтожить школу на селе, в кратчайшие сроки сформировать класс бесправных, безграмотных, безвольных батраков.
Близок и тот час, когда на селе не останется тех, кто учит. На сегодняшний день в сельских школах не хватает более одной тысячи учителей различных специальностей. Ныне сельская школа выживает за счёт пенсионера-учителя. Молодёжь не идет в школу по причине полного отсутствия престижа учительского труда. А тот, кто остаётся верным своей профессии выживает за счёт подсобного хозяйства. Сочувствующие нынешнему “оранжевому режиму” начинают говорить о том, что после последнего повышения зарплаты учитель стал, чуть ли не самым богатым на селе. Элементарная чушь! При нагрузке 18 часов в неделю (которую зачастую нельзя получить в сельской школе из-за ограниченности учебных часов) с 1 сентября учитель высшей категории получает 535 гривен, 1 категории 498, 2 категории 465, без категории 435 гривен. Проживи на такую зарплату! А если в семье не работает глава семьи, что нередко, если в семье студенты, или кто-то занемог? Вот и приходится униженным постоянным безденежьем, издёрганным и измученным, состарившиеся раньше своих лет сельским учителям заниматься “разустройством” подсобного хозяйства: держать крупный рогатый скот, поросят, птицу, “горбатить” на земле. О каком творчестве и новаторстве может идти речь?
В последнее время вместе со словом образование часто употребляются слова “качественное”, “доступное” образование. Правда всё остаётся на уровне деклараций. Читая выступление Президента Ющенко на так называемом Всеукраинском педагогическом форуме в Полтаве (состоялся 25мая 2005 года), снова убеждаемся, что нынешняя власть только и способна констатировать и обещать. Видимо, реализовывать обещанное этой власти не дано от природы. Ющенко заявляет: “сокращается количество детей, охваченных обучением”, “дети с различных регионов, из города и села не имеют равного доступа к образованию”, “сельская школа, особенно в отдалённых сёлах, не даёт образования, которое отвечает государственному стандарту”, “одарённый ребёнок лишается шанса продолжить образование”, “деградирует качество образования” и т.п. Позволим себе привести ещё одну цитату из выступления В.Ющенко: “Десятки школ по всей Украине находятся в аварийном состоянии. Родители и дети видят устаревшее и изношенное оборудование кабинетов. Дети дома рассказывают о “выраженных в представлениях” лабораторных работах, а педагоги знают – практически ни одна из лабораторных или практических работ, которые предусмотрены Государственным стандартом среднего образования, не могут быть выполнены полностью в подавляющем большинстве школ”. И далее: “Наша школа до сих пор находится вне информационных потоков. Только 43 процента школ имеют учебные компьютерные комплексы, в селе - 39 процентов. Это означает, что на 75 школьников приходится один компьютер. Доступ к интернетной сети в городе имеет один ученик из 200, в селе – один из тысячи…”.
Не правда ли, насколько правдивые характеристики? Заметим, что сказано всё это было в мае месяце текущего года, когда ещё можно было списывать все грехи на Кучму-Януковича. Но что изменилось? Что конкретно сделано Вами, господин Президент? Что предприняли для спасения сельской школы ваши правительства социалистов и националистов?
Настала пора отвечать за те обещания, которые раздавались перед выборами Президента.
Помнится, тогда Президент говорил о немедленной реализации статьи 57 Закона Украины “Об образовании”, в части установления средних должностных окладов (ставок заработной платы) педагогическим и научно-педагогическим работникам в зависимости от уровня средне заработной платы работников промышленности, возвращение задолженности, предусмотренных статьёй 57 за предыдущие годы, обеспечение учащихся горячим питанием, учебниками и учебными пособиями, оплата коммунальных услуг сельским педагогическим работникам, завершение строительства сельских школ, которых ныне в Украине около одной тысячи, 370 школ имеют готовность 60-70 процентов) (заметим, строительство большинства из них начато при Советской власти), компьютеризация сельской школы, реализация программы “Школьный автобус” (о каком подвозе учащихся можно вести речь, когда около 600 населённых пунктов не имеют дорог с твёрдым покрытием?).
Анализ проекта бюджета на 2006 год позволяет сделать вывод, что обещания так и останутся таковыми. Образовательный бюджет на 2006 год составляет около 30 миллиардов гривен. Но необходимо в 2 раза больше!!!
Считаем необходимым возвратиться к выступлению Президента в Полтаве. В.Ющенко заявил: “Тревогу и специалистов, и родителей вызывает заметное оттеснение на задний план фундаментальных дисциплин. В классической европейской школе родной язык и литература, математика, история – это основы наук. Дополненные географией, физикой, химией, биологией и иностранными языками, они составляют проверенный веками инструмент развития человеческого разума. Можно ли считать оправданным размывание этих основ наук “новомодными”, методологически не обоснованными предметами? Разве оправданной является чрезмерная перенагрузка детей? Общество до сих пор не получило утвердительного ответа на эти вопросы”. Снова же, какие правильные мысли!!!. А что в реальной жизни? Читаем публикацию “Первоклашка Ющенко большая модница” (сайт “Комсомольская правда”www.kp.kiev.ua от 21.10.2005). Корреспондент провела интереснейшее журналистское расследование. Оказывается детки Президента обучаются в частной элитной международной школе. Вместе с президентскими девочками в ней обучаются дети консулов, послов, крупных чиновников и просто состоятельных людей столицы. По словам автора статьи “обучение в международных частных школах Киева стоит от 5 до 8 тысяч долларов в год”. “Первый класс Софии хоть и небольшой – более 18 человек, но с ребятами одновременно занимаются две учительницы”. “…Обучение в школе идёт только на английском… Изучается ли в школе украинский – это ещё большой вопрос. По крайней мере, на сайте он указан лишь как факультативное занятие. Зато в программе имеется: футбол для девочек, игра ни гитаре, драматическое искусство, плавание и т.п…. В школьную столовую на ланч (около12.00) привозят блюда одного из киевских французских ресторанов”. Почему именно французская кухня? “Потому что еда не жирная, не острая, не солёная. Одним словом полезная и сбалансированная. В меню всегда есть свежие овощи”.
В связи с этим, что можно сказать… А как же правильные слова, произнесенные в Полтаве? Особенно тезисы о равной доступности к качественному образованию. Так, где же всё-таки Президент более честен? В словах своих, или в поступках?
Илья Шеховцов
7 ноября 2005 года
|
|
|