|
|
Актуальне в пресі
|
Виктор Михайлов: Учение не догма, а руководство к действию (“Рабочая газета” №165(14108),6.11.2007 г.)
Идеологическая обслуга “оранжевой” власти не жалеет ни газетных площадей, ни телеэфира, чтобы извратить суть величайшего события, свершившегося в Петрограде в октябре 1917 года. Замолчать, принизить, утаить правду о его вдохновителе и организаторе - главная задача официальной пропаганды. Ненавидя В.И. Ленина, они любыми способами стремятся принизить масштаб его личности.
Но память о свершениях НАРОДА, сумевшего за 70 лет жизни в условиях новых социальных отношений совершить ЧУДО, до сих пор страшит нынешних правителей, и вся мощь их пропагандистских возможностей направлена на очернение тех лет. А ведь до сих пор страна живёт во многом благодаря достижениям советского периода в науке, технике, производстве…. Пока помнят о тех успехах, будут помнить и о том, кто дал толчок для реализации этих процессов…
Вся власть Советам!
Этот лозунг актуален и в наши дни. А девяносто лет тому назад из-за бездарной политики царизма, втянувшего Россию в совершенно бессмысленную для нее империалистическую войну на стороне Антанты, а также внутренней и внешней политики Временного правительства, деятельности буржуазных и мелкобуржуазных партий, Россия оказалась на пороге новой революции. Страна и народ были поставлены перед выбором: либо государственный крах, либо… вся власть Советам. В те дни Ленин сказал питерским большевикам: “Что вся власть должна перейти к Советам, это ясно. Переход власти к Советам означает теперь на практике вооруженное восстание”.
В знаменитых “Апрельских тезисах”, с которыми Ленин выступил на VII конференции большевиков, вернувшись в Петроград в 1917 году, он выразил главную мысль: победа СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ революции в России возможна даже при отсутствии революции в западных странах. “Маркс и Энгельс говорили неоднократно, что роли стран в мировой революции будут распределены пропорционально их национально-историческим особенностям. Кратко эта мысль формулировалась так: французский рабочий начнёт, немецкий — доделает. Но на деле ВЫСОКАЯ ЧЕСТЬ НАЧАТЬ выпала на долю российского пролетариата”, — сказал Ленин, открывая конференцию.
Тогда многие не поняли правильность ленинских оценок ситуации. Против курса на социалистическую революцию выступили Рыков, Зиновьев, Каменев и др. Ленина обвинили в предательстве идей Маркса, ибо в крестьянской, а значит, мелкобуржуазной стране народ не поддержит революцию рабочих. Поэтому часть ЦК выступала за образование коалиционного социалистического правительства с участием в нем большевиков, создание в России демократической республики и скорейший созыв Учредительного собрания, которое будет вправе решать все вопросы внешней и внутренней политики, включая вопрос о власти. В тезисах “Политическое положение” и в брошюре “К лозунгам” Ленин определил и обосновал тактику партии в новых условиях. Исходя из ленинских установок, VI съезд РСДРП (б) (1917) принял решение о необходимости взятия власти рабочим классом в союзе с беднейшим крестьянством путем вооруженного восстания.
Публицистика — действенное оружие
Месяц тому назад “Рабочая газета” отмечала 90-летие выхода в свет ленинских статей, в которых Владимир Ильич обосновал необходимость организации вооруженного восстания. В статье “Один из коренных вопросов революции”Ленин писал: “Ни обойти, ни отодвинуть вопроса о власти нельзя, ибо это именно основной вопрос, определяющий все в развитии революции, в ее внешней и внутренней политике”. Всю вину за неустройство власти Ленин взваливает на эсеров и меньшевиков, на их политику, которая определялась “классовым положением мелкой буржуазии, ее экономической неустойчивостью в борьбе между капиталом и трудом”. Он ставил вопрос ребром: “Либо разгон Советов и бесславная смерть их, либо вся власть Советам… Власть Советам одна только может быть устойчивой, заведомо опирающейся на большинство народа… “Власть Советам” — это значит радикальная переделка всего старого государственного аппарата, этого чиновничьего аппарата, тормозящего все демократическое, устранение этого аппарата и замена его новым, народным, т.е. истинно демократическим аппаратом Советов, т.е. организованного и вооруженного большинства народа, рабочих, солдат, крестьян, представление почина и самостоятельности большинству народа не только в выборе депутатов, но и в управлении государством, в осуществлении реформ и преобразований”.
“Получив большинство в обоих столичных Советах рабочих и солдатских депутатов, — писал Ленин, — большевики могут и должны взять государственную власть в свои руки. Могут, ибо активное большинство революционных элементов народа обеих столиц достаточно, чтобы увлечь массы, победить сопротивление противника, разбить его, завоевать власть и удержать ее… Большинство народа за нас… Почему должны власть взять именно теперь большевики? Потому, что предстоящая отдача Питера сделает наши шансы во сто раз худшими… Вопрос в том, чтобы задачу сделать ясной для партии: на повестку дня поставить вооруженное восстание в Питере и в Москве (с областью), завоевание власти, свержение правительства… Взяв власть сразу в Москве и в Питере (не важно, кто начнет; может быть, даже Москва может начать), мы победим безусловно и несомненно “.
Не болтать. Действовать!
Ленин доказывал, что в России имеются все объективные условия для вооруженного восстания и захвата власти: “…Мы, русские большевики, имеем на своей стороне столичные Советы рабочих и солдатских депутатов… большинство народных масс… Мы видели полный откол от правительства финляндских войск и Балтийского флота. Мы видим, что солдаты больше воевать не будут… Мы видим, наконец, голосование в Москве, где из семнадцати тысяч солдат четырнадцать тысяч голосует за большевиков… Пропускать такой момент и “ждать” съезда Советов есть полный идиотизм или полная измена, ибо съезд ничего не даст, ничего не может дать!”
В VI главе статьи, предназначенной для раздачи членам ЦК, ПК, МК и Советов, Ленин предупреждает:”Не взять власти теперь, “ждать”, болтать в ЦИК, ограничиться “борьбой за орган” (Совета), “борьбой за съезд” значит погубить революцию “. И даже угрожает: “Видя, что ЦК оставил даже без ответа мои настояния в этом духе с начала Демократического совещания, что Центральный орган вычеркивает из моих статей указания на такие вопиющие ошибки большевиков, как позорное решение участвовать в Предпарламенте, как предоставление места меньшевикам в президиуме совета и т.д. и т.д. — видя это, я должен усмотреть тут “тонкий” намек на нежелание ЦК даже обсудить этот вопрос, тонкий намек на зажимание рта и на предложение мне удалиться. Мне приходится подать прошение о выходе из ЦК, что я и делаю, и оставить за собой свободу агитации в низах партии и на съезде партии. Ибо мое крайнее убеждение, что, если мы будем “ждать” съезда Советов и упустим момент теперь, мы губим революцию”.
В воззвании “К рабочим, крестьянам и солдатам” Ленин пишет: “Товарищи! Посмотрите кругом себя, что делается в деревне, что делается в армии, и вы увидите, что крестьяне и солдаты терпеть дольше не могут… Ни рабочие в городах, ни солдаты на фронте не могут терпеть… военного подавления справедливой борьбы крестьян за землю… Идите же все по казармам, идите в казачьи части, идите к трудящимся и разъясняйте народу правду: Если власть будет у Советов, то не позже 25-го октября будет предложен справедливый мир всем воюющим народам… Тогда народ узнает, кто хочет несправедливой войны. Если власть будет у Советов, то немедленно помещичьи земли будут объявлены владением и достоянием всего народа “.
Предвидение — главный фактор победы
В этих условиях особенно ярко проявилось умение Ленина оценивать реальную ситуацию, его политическая мудрость. Все свои знания, весь колоссальный политический опыт, всю волю и энергию он сконцентрировал на подготовке вооруженного восстания. В своих работах “Марксизм и восстание”, “Советы постороннего”, “Большевики должны взять власть” и других Ленин излагает свой план организации восстания, называя его в сложившихся конкретных условиях “особым видом политической борьбы”. В работе “Удержат ли большевики государственную власть?” Ленин подчеркивает, что в России имеются налицо как экономические, так и политические предпосылки для победы социалистической революции, и развивает учение о Советах как о форме диктатуры пролетариата. В эти дни написана знаменитая фраза: “Лишь тогда, когда “низы” не хотят старого и когда “верхи” не могут по-старому, лишь тогда революция может победить”.
В статье “Марксизм и восстание” Ленин указывал, что восстание должно опираться “не на заговор, не на партию, а на передовой класс… на революционный подъем народа… на такой переломный пункт в истории нарастающей революции, когда активность передовых рядов народа наибольшая, когда всего сильнее колебания в рядах врагов и в рядах слабых половинчатых нерешительных друзей революции”. По мнению Ленина, в октябре ситуация была именно такова и позволяла надеяться на успех восстания. Владимир Ильич считал, что промедление с восстанием может привести большевистскую партию к непоправимым потерям.
Промедление смерти подобно
На состоявшемся 10 октября совещании ЦК РСДРП(б), в котором впервые после ухода в подполье участвовал Ленин, по его настоянию было принято решение о немедленной подготовке восстания. Против выступили только Каменев и Зиновьев. Они считали, что мелкобуржуазные круги (включая крестьянство) выступят против восстания, а поддержка со стороны солдат окажется недостаточной. По их мнению, нельзя было начинать пролетарскую революцию в крестьянской стране до победы пролетариата на Западе. В своем докладе Ленин отстаивал курс на восстание, резко критиковал их позицию. Отсрочку восстания до созыва II съезда Советов, на чем особенно настаивал Троцкий, Ленин считал крайне опасной для судеб революции и решительно отверг такие настроения: “Надо было бойкотировать Демократическое совещание, но все мы ошиблись, не сделав этого… Надо уйти в Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, уйти в профессиональные союзы, уйти вообще к массам. Надо их звать на революционную борьбу”.
В тот же день состоялось историческое заседание ЦК, на котором Ленин заявил: “Политическая обстановка СОЗРЕЛА. Надо говорить о технической стороне дела”. Соответствующая резолюция была принята и утверждается Политическое бюро для практической подготовки — Ленин, Зиновьев, Каменев, Троцкий, Сталин, Бубнов, Сокольников. Решение, принятое 10 октября, было подтверждено на расширенном совещании ЦК 16 октября. Восстание должно было начаться до открытия II Всероссийского съезда Советов, намеченного на 25 октября. В ходе подготовки восстания именно Ленин направлял деятельность Военно-революционного центра, созданного ЦК партии, и Военно-революционного комитета (ВРК). Остро чувствуя момент, 24 октября (6 ноября) в письме в ЦК Ленин требовал немедленно перейти в наступление, арестовать Временное правительство и взять власть, подчеркивая, что “промедление в выступлении смерти подобно”.
В итоге революция, которую Ленин назвал РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ, победила. Это стало возможным благодаря глубокому ленинскому анализу расстановки и соотношения классовых сил в стране и на международной арене. Момент для совершения победоносной социалистической революции был выбран совершенно точно.
Виктор Михайлов
“Рабочая газета” , 06.11.2007
|
|
|