|
|
Публіцистика
|
Выдавливание киевлян
В многочисленных столичных офисах еще царила атмосфера утренней полудремы, когда в горкоме Компартии Украины прозвучал тревожный звонок: "Идет столкновение жильцов с застройщиками". Юрий Сизенко отдает короткие распоряжения и машина срывается с места.
В районе дома №22 на улице Олеся Гончара - нагромождение строительных конструкций, главное же - скопление людей. Прямого столкновения нет, да и служивого люда в милицейской форме (как бы мы к его делам не относились, но обзывать собаками - уж увольте. Сие - исключительно прерогатива г-на министра...) прилично. Но страсти от этого не утихают. Что же происходит здесь, в Шевченковском районе столицы Украины сегодня, 12 октября?
Да, в общем, то же самое, что с различными вариациями уже почти год в десятках точек Киева оборачивается нешуточными страстями, открытым противостоянием местных жителей с пришлыми застройщиками, порой переходящим в рукопашную с пролитием крови. В августе этого года мы уже писали о серьезной стычке на улице Малышко, 3 - конфликт не исчерпан, жильцы окрестных домов не сдаются. Сегодня пришел час улицы Гончара, 22. Одна из "горячих строительных точек", которых на карте города одни (оппоненты местной власти) насчитывают до 300, другие же (ее представители) сводят к десятку.
Много говорено-переговорено о причинах непримиримого конфликта интересов. Те, кто сегодня рулят городом, с олимпийским спокойствием и стеклянным взглядом без устали твердят, что обустраивают европейскую столицу, не вслушиваясь в стройный хор , утверждающий: "Майдан" имени его главного строителя - ужасающий кич, который если и вписывается в разряд европейского, то разве что в качестве примера архитектурной бездарности и художественной безвкусицы.
Сказано уже и то, что немало мальчиков, вошедших во вкус площадных тусовок (революцией там и не пахло) конца прошлого года, после их окончания не разъехались по домам, а начали зарабатывать на прокорм мелочным шантажом стройинвесторов. Поговаривают, один из приближенных к КУПРу юнцов был задержан с 25 тысячами долларов, которые серьезные дяди из строительного бизнеса бросили, отмахиваясь от рекетирской мелкоты. Существует версия, что одна из подспудных причин противостояния - попытка убрать конкурентов, включая московских, попытавшихся сунуть свой нос в такое доходное дело, причем сбивая расценки почти вдвое.
Разумеется, не сбрасываем со счетов и страждущих места у вожделенной послемартовской (2006 г.) кормушки политиков, резко воспылавших любовью (кратковременной) к избирателям. Все это в той или иной мере есть. Но главное в другом. В методичном, целенаправленном сужении жизненного ареала жителей столицы. Не только, кстати, живущих в центральных районах. Известен проект строительства на левом берегу 96-этажной домины ("а шоб из Чернигова было видать..."). Но о крайностях не будем, поскольку строительная фантазия воистину неисчерпаема. украинского чиновничества (Последний в этом ряду план - снос одной из проблемных строек путем...взрыва! Выдвинул его чиновник, в Киевской горадминистрации ведающий вопросами охраны исторической среды. Видали, мол, в кино: Шварценеггер на кнопку нажимает - и нету. Бедная историческая среда, бедные памятники...). Однако основное внимание все-таки привлекают центральные районы города.
А людям, сгрудившимся возле дома на Гончара, 22, как раз и случилось жить в самом что ни есть центре города. И пока с эсдэпэуошной усилительной машины кричит депутат фракции, и свою руку к созданию нынешней ситуации приложившей, а ныне вставшей в оппозиционную позу, подходим к группе симпатичных женщин. Знакомимся. Ирина, Татьяна, Марина живут на этом месте многие годы. У Марины здесь и прабабушка жила (прикидываю в уме: это еще Столыпинская улица была или уже Гершуни?), и внуки здесь же. Да это что: вон в том доме (показывают) женщина есть, которая здешний житель уже в девятом поколении (ну, извините - на таком временном расстоянии познания относительно улицы Гончара как-то теряются).
А сегодня в районе 9-ти с улицы - такой знакомой, такой родной их просто выталкивали. Выталкивали и Валентину, включающуюся в разговор после того, как ее отпустили из стоящей здесь же машины "скорой помощи". Давление резко зашкалило - не подумайте, что били.
Собственно, и бить то особо было некого. Человек пятнадцать жильцов, в большинстве своем женщины - разве это сила против нескольких десятков здоровяков из охранных структур. Сцепившись за руки, словно таран, они и потеснили людей с земли, на которой те живут десятилетиями (а в девятом поколении если посчитать - то это сколько?) и которая им вдруг перестала принадлежать.
- Смотрите - звучат возмущенные голоса. - На небольшом пятачке идет строительство шести зданий. Вырыли котлован - по соседству пошла трещинами детская школа искусств. Вырубили скверик, где деревьям и по 70 лет было. А где гарантия, что не придут в аварийное состояние наши жилые дома, что не будет у нас неудобств от ТАКОГО соседства?
Какого именно - узнаем, подойдя поближе к уже установленному информационному стенду. Он радостно извещает, что именно здесь должен вознестись жилищный комплекс с резиденцией посла Грузии в Украине. 8-этажный комплекс на 10 квартир, площадью 2282,52 кв.м плюс паркинг.
- У нас - старается быть невозмутимым даже при порванном пиджаке представитель строительной фирмы - есть все документы. Подтвердить его слова призвана внушительных размеров папка. Но у окружающих есть немало вопросов, ответы на которых в этой папке не найти. Например, почему, несмотря на громогласные заявления о том, что все спорные вопросы будут решаться с учетом мнения жильцов проблемных участков, в данном случае оно проигнорировано. Протоколы собраний, подписи протеста - есть. Удовлетворения законных требований людей - нет.
А ведь волнуют их очень серьезные проблемы. К примеру, не станет ли после заселения резиденции окружающая территория недоступной. Заинтересованные (в строительстве) лица уверяют, что эти опасения смехотворны. Будет, мол, жилой дом и никаких там режимных строгостей, пропусков, заборов для соседей не предвидится. Учитывая нынешний уровень социальной конфликтности, преступности и потенциального терроризма (едущих в киевском метро ежедневно "радуют" полезными советами: как поступать, обнаружив взрывоопасный предмет...) - сомнения берут.
И еще - не вызовет ли такая масштабная стройка проблем в соседних домах с немудреной четырехходовкой: создание аварийного жилья - снос аварийного жилья - отселение в спальные районы - строительство на "освободившемся" месте очередного элитного комплекса.
Жилье в Киеве продолжает дорожать. Квадратный метр на массивах - 1400, в центре - 2000. Это в среднем. И не в гривнях - такие дензнаки тут не ходят. Этаж элитного новостроя по некоторым оценкам дает прибыль до миллиона долларов. При такой рентабельности никакие сантименты относительно коренных, в 5-7-9 поколении, киевлян, сохранении исторического лица города, его памятников, парков и скверов не работают. Массовые возмущение грубым попранием прав горожан вынуждают столичного мере аи его команду создавать видимость заботы. На деле же все обстоит так: оформление решения, ущемляющего людей (для этого есть надежный инструмент - Киевсовет, избранный по заготовкам Омельченко и представляющей сегодня лишь себя любимого, но никак не киевлян); после начала протестных выступлений - попытка их смягчить, измотать протестующих, запугать их "ручными" судами; затягивание разрешения ситуации (пресловутая "приостановка" г-ном Омельченко его же командой принятых ранее решений); после спада протестной волны - развязка ситуации. Естественно, в пользу больших денег, а не киевлян.
В мире больших денег людям уготована лишь одна судьба - быть вытесненными на обочину. В данном случае меньше всего повезло тем, кто еще заселяет самые престижные районы города. После них возьмутся за остальных.
Ситуация на Гончара, 22 усугубляется еще одной деталью. При всех прегрешениях нынешней властвующей в столице Украины команды это все же не только ее вина. Решение о строительстве принималось на основе межправительственного соглашения, подписанного между Украиной и Грузией в августе 2000 года. Если кто подзабыл - тогдашнего премьер-министра звали Ющенко Виктор Андреевич. Именно его правительству должны быть глубоко "благодарны" киевляне за строительство двух - 12000 кв.м на бульваре Т.Шевченко и того, о котором идет речь в этом материале - комплексов посольства Грузии.
Но не в конкретизации названии будущего хозяина дело. - У нас, - подчеркнула одна из протестующих на Гончара, - ничего нет против грузин. Мы делим людей на хороших и плохих. Полностью солидаризируясь с этими словами, все же добавим: правда плохих что то уж слишком много развелось. И все у власти. И с ее, власти, помощью они - "плохие" (а если выражаться четким классовым языком - агенты капиталистического строя) выдавливают всех остальных. Кого - из жилья в престижном месте, кого - из жизни. Всех вместе - из процесса, который принято называть общественным прогрессом.
Виктор Мазаров
|
|
|