Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
НАТО нам НЕ НАДО!

Индейский геноцид:  европейские колонизаторы и их наследники еще не заплатили по счетам краснокожим (Washington ProFile -  19 июля 2007 года - #64(804))

Досье Washington ProFile. Война политиков и вождей

Политика европейских колонизаторов Северной Америки по отношению к коренным обитателям континента менялась с течением времени. Сперва индейцев вообще не принимали в расчет, считая "варварами", позднее - относились к ним как к людям "второго сорта", в 19 веке возникла концепция "благородного дикаря". Лишь в середине 20 веке к индейцам начали относиться как к равным.

15 век - 1776 год.

Во время начального периода колонизации Американского континента европейцы (испанцы, португальцы, англичане, французы, голландцы, датчане, шведы и пр.) основывали свои претензии на земли на основе так называемого "закона об открытии".

Согласно этому принципу, европеец, первый открывший или вступивший на тот или иной участок суши, не занятый иным государством, мог объявить его собственностью своей державы. Этот закон разделял "право собственности" и "право проживания", которое предоставлялось "дикарям"- нехристианам. Только "цивилизованный" человек - европеец-христианин - мог считаться полноценным собственником земли, поскольку он мог "продуктивно" использовать ее. Именно поэтому Христофор Колумб вступал на открытые им острова Карибского моря с испанским флагом в руке и особым образом объявлял эти земли владением испанской короны.

Этот принцип впервые появился в серии папских эдиктов, изданных в эпоху Крестовых походов. Впоследствии римский понтифик просто разделил мир (Америку и Африку) между католическими державами - Испанией и Португалией.

С течением времени этот принцип претерпел некоторые изменения. Европейцы получали права на законное владение землей либо в результате войны - после сгона с нее (уничтожения) индейцев, либо на основании мирных договоров с отдельными индейскими племенами. Де-факто, в Северной Америке (в Канаде и США) использовались оба этих варианта, причем зачастую войны чередовались с договорами, которые заключали не только правительства стран, но и власти колоний и даже отдельные колонисты. Этот принцип был понятен и самим индейцам, которые традиционно строили свои отношения с соседями аналогичным образом. 

1777 год - 1828 годы.

Любопытно, что США были созданы и из-за индейцев. В Декларации Независимости содержится обширный перечень претензий американских колонистов к королю Великобритании. Одна из них гласит, что король "пытался натравливать на жителей наших приграничных земель безжалостных дикарей-индейцев, чьи признанные правила ведения войны сводятся к уничтожению людей, независимо от возраста, пола и семейного положения".

После образования США (1776 год) прерогативу ведения переговоров с индейцами получили федеральные власти - штаты лишились этого права. Основой территориальной экспансии оставались мирные договоры, согласно которым индейцы соглашались отказаться от своих земель в качестве наказания (если, например, они начинали войну с США или активно сотрудничали с иными державами, например, с Великобританией, Францией и Испанией - в расчете навредить Соединенным Штатам) или сделки (индейцы могли получить взамен какие-то денежные выплаты или права). В любом случае, гарантом сделки оставалось само федеральное правительство, что ставило индейцев в заведомо неравное положение.

В 1823 году Верховный Суд США\US Supreme Court принял прецедентное решение. Его вердикт гласил, что "закон об открытии" более важен, чем любые договора с индейцами. Судьи поясняли, что правительство США является правопреемником Великобритании на занимаемой ею территории Северной Америки, а так как британцы первыми из цивилизованных людей ступили на эти земли, то они имеют абсолютные права на владение ими. В связи с этим, ранее заключенные договора с индейцами могут считаться несостоятельными, а индейцы вообще не имеют никаких прав на владение своей территорией.

1828 - 1887 годы.

В предыдущие десятилетия США неоднократно пытались изгонять или переселять досаждавшие им индейские племена. В ряде случаев в этом деле они достигали успеха. В 1830 году состоялось знаковое событие: Конгресс США\US Congress принял Закон о Перемещении Индейцев\Indian Removal Act, который давал федеральным властям страны право "обменивать" земли, которые занимали индейские племена в восточной части страны на земли, расположенные на Западе, куда только начали добираться европейские переселенцы.

Инициатором принятия этого закона был штат Джорджия. На его территории находились земли племени чероки. В отличие от многих иных племен США, чероки могли считаться интеллектуалами. Индейцы успешно занимались сельским хозяйством, вожди жили в домах, спроектированных ведущими американскими архитекторами, их дети посещали американские школы и даже учились играть на фортепиано. В 1809-1821 годы один из вождей чероки - Секвойя\Sequoyah (в его честь названо самое высокое дерево планеты) создал оригинальный алфавит племенного языка, которым овладели многие индейцы. В 1826 году чероки впервые из всех племен индейцев подготовили и приняли конституцию своего племени (в 1828 году новый вождь чероки Джон Росс\John Ross впервые принял присягу, положив руку на конституцию - любопытно, что сам он был чероки лишь на одну восьмую). Более того, в 1828 году чероки начали выпускать свою газету Cherokee Phoenix, которая печаталась на двух языках - английском и чероки.

Джорджия долгое время дискриминировала чероки - к примеру, они не могли выступать свидетелями в судах, где рассматривались их дела. После принятия закона, чероки пытались бороться и дошли до Верховного Суда США. Однако в 1831 году Верховный Суд постановил, что индейские племена не имеют законных прав управлять своими собственными территориями, обладать самоуправлением и вступать в юридические и политические отношения с федеральными властями. В результате, чероки получили приказ переселиться на запад, в район Миссисипи, где им были выделены новые земли и предложена денежная компенсация. Чероки считали (и продолжают считать) эти действия незаконными, но войска прогнали их из домов и отконвоировали на новую родину. В 1838-1839-е годы из Джорджии были выселены 13 тыс. индейцев, 4 тыс. из них погибли в дороге. Их путь на Запад называется "тропой слез".

Эта история стала прецедентной. Она показала, что индейцы не могут защитить свои права на землю. Судьбу чероки повторили некоторые иные племена, хотя другие (например, племя сенека) сумели отстоять свои права. В результате, в США появились первые резервации. В 1871 году решением Конгресса были запрещены переговоры с индейцами, что показывало, что власти США более не намерены рассматривать племена в качестве суверенных народов.

1887 - 1928 годы.

В эти десятилетия в коридорах власти США получила популярность теория, согласно которой лучшим способом решения индейской проблемы является ускорение процесса ассимиляции коренных обитателей Америки. Предполагалось, что индейцы должны разорвать связи со своими племенами и стать обычными частными землевладельцами, параллельно они должны были перейти на английский язык и отказаться от своей культуры, религии, традиций и пр. В 1885 году традиционная индейская религиозная практика была поставлена вне закона. Причиной этого стала череда кровопролитных восстаний индейцев, которые были инспирированы, поддерживались или возглавлялись пророками-шаманами.

В 1887 году Вашингтон начал разрезать территории индейских резерваций на участки, которые распределялись среди отдельных индейцев (они получали право использовать эту землю в течение 25-ти лет, после чего следовало получать новое разрешение от федеральных властей). По истечении 25-летнего срока индеец более не считался членом племени, он становился жителем штата, на территории которого находилась резервация, со всеми вытекающими отсюда последствиями. За период с 1887 по 1934 год территория резерваций сократилась втрое. К концу 1920-х годов стало очевидным, что эта политика не приводит к успеху и лишь плодит новые проблемы.

В 1924 году произошло знаковое событие. Конгресс принял Закон о Гражданстве Индейцев\Indian Citizenship Act. Все индейцы получили американское гражданство - причиной этого была храбрость, которую проявили 10 тыс. коренных американцев, воевавших в армии США на фронтах первой Мировой войны. Для сравнения, правительство соседней Мексики приняло аналогичный закон в 1824 году.

1928 - 1961 годы.

В 1934 году США окончательно отказались от политики ассимиляции. Тогда был принял Закон о Реорганизации Индейцев\Indian Reorganization Act. Индейцы вновь получили право практиковать свои религиозные и культурные обряды. Племена получили право запрещать своим членам продавать своим земли сторонним людям или организациям. Власти США начали поощрять самоуправление индейцев. Тогда впервые за долгое время зазвучали призывы восстановить индейский суверенитет, то есть ограниченную государственность племен. Индейские племена, жившие в резервациях, начали получать федеральные дотации - именно тогда началась борьба индейцев за официальное признание их племен.

Любопытно, что в 1941 году произошла показательная история: живущие во Флориде индейцы племени семинолов отказались вступать в ряды вооруженных сил США - тогда американская армия и флот комплектовались на основе призыва, которому подлежали и индейцы, считавшиеся обычными американцами. Семинолы утверждали, что их государство было незаконно упразднено белыми, но они считают себя его гражданами и не в состоянии служить в войсках иной страны. 

После Второй Мировой войны индейская политика была вновь пересмотрена. Права регулировать отношения с племенами вновь получил Конгресс. В 1950-е годы отдельные штаты получили права устанавливать свою юрисдикцию над резервациями. Серия нормативных актов, принятых в те годы, создала ненормальную ситуацию: федеральные власти, власти штатов и индейские племена окончательно запутались в определении своих прав и обязанностей. Эти проблемы сохраняются и по сей день.

1961 год - наше время.

В результате массовой борьбы за гражданские права в США ряд несправедливостей в отношении индейцев был устранен. В 1968 году был принят важный Закон о Гражданских Правах Индейцев\Indian Civil Rights Act, в 1972 году - Закон об Образовании Индейцев\Indian Education Act, в 1975 году Закон об Самоопределении и Образовании Индейцев\Indian Self-Determination and Education Act, которые создали ныне существующую систему взаимоотношений. Индейцы получили право самоуправления, а также прямого контроля над своими финансами, системой образования и пр. В результате, уровень жизни и образования коренных обитателей Америки заметно выросли. Некоторые вожди племен проявили недюжинные управленческие способности. Появились многочисленные индейские писатели, художники, философы, актеры и т.д. Однако до сих пор сохраняется разрыв в уровне благосостояния между индейцами и представителями иных расовых и этнических групп США. Кроме того, в последние годы племена разделились на "богатые" и "бедные", что также провоцирует напряженность.
19 Июля 2007 Washington ProFile

При подготовке материала использована информация из книг Делории, Вайн и Клиффорда Литтл\Deloria, Vine и Clifford Lytle "Американские Индейцы, Американское Правосудие"\American Indians, American Justice и Стивена Певара\Stephen Pevar "Права Индейцев и Племен"\The Rights of Indians and Tribes.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.