|
|
Публіцистика
|
Екатерина Самойлик: Реформировать отечественную систему образования необходимо, но… не без доли ностальгических воззрений (16 апреля 2007 года)
Ещё в 17 веке великий гуманист Ян Амос Коменский провозгласил врожденное право каждого на бесплатное и доступное образование и призывал “учить всех всему: богатых и бедных, умных и глупых, трудолюбивых и ленивых, мальчиков и девочек, горожан и селян”. Принцип бесплатности и общедоступности образования становится особенно актуальным сейчас в эпоху глобализации, поисков выхода из социального кризиса.
Можно без преувеличения сказать, что на стыке тысячелетий образование превратилось в одну из наиболее важных отраслей человеческой деятельности. Ведь именно развитие образования формирует экономическое могущество страны, обеспечивает ее национальную безопасность. Не случайно в развитых странах на содержание системы образования из государственного бюджета выделяется от 8 до 15 процентов валового национального продукта. За этими цифрами – понимание приоритетности образования, признание его в качестве одного из стратегических ресурсов нации.
В Украине исторически сложилось отношение к образованию как к наивысшей человеческой ценности. Украина имеет один из самых высоких индексов образованности – 98% и огромный интеллектуальный потенциал. Советская высшая школа только в инженерии воспитала изобретателя вертолётов Игоря Сикорского, конструктора космической техники Сергея Королёва и Владимира Чоломея, конструктора турбореактивных авиационных двигателей Архипа Люльку. Она дала миру высокоскоростной транспорт на магнитной подушке. И этот перечень можно долго продолжать.
Структура современного образования в Украине имеет национальные особенности, но она построена в полном соответствии структуре образования развитых стран мира.
Ныне система отечественного образования в целом обеспечивает необходимые условия для равного доступа граждан к качественному образованию. Основной Закон Украины гарантирует обеспечение доступности и безоплатности дошкольной, среднего, профессионально-технического, высшего и последипломного образования. Указ Президента Украины “О неотложных мерах по обеспечению функционирования и развития образования в Украине” предусматривает ежегодные целевые бюджетные ассигнования на реализацию в полном объёме государственных программ “Учитель”, “Школьный автобус”, “Развитие внешкольных учебных заведений на 2002-2008 годы”. Коалиционное правительство Украины планирует к концу этого года увеличение заработной платы работников бюджетной сферы, в том числе школьных учителей.
Вместе с тем положение в Украине этой важнейшей сферы стабильным не назовешь. Украинская система образования постоянно недофинансируется, не имеет эффективных институтов, связывающих ее с реальными потребностями общества, катастрофически стареет в прямом и переносном смысле.
В своей предвыборной программе наши политические оппоненты заявляли, что в сфере образования и науки ими будут предприняты шаги по обеспечению “европейского уровня качества и доступности образования”; “духовной ориентации образования”, “демократизации образования”; “социального благополучия учёных и педагогов”; “развитие общества на основе новых знаний”. В предвыборной программе кандидата в Президенты Украины В.Ющенко “Учитель, куда идем? (какими быть образованию и науке в Украине)” было обещано, что уже в 2005 году будет обеспечено выполнение статьи 57 в полном объеме, в том числе и норма о заработной плате просвещенцев на уровне средней заработной плати по промышленности; с 2005 года объем финансирования науки будет на уровне установленном Законом Украины “О научной и научно-технической деятельности” и т.п. Однако, эти слова о значимости образования, его огромной роли в жизни общества остались лишь пустой словесной декларацией. И это воочию, при том ярчайшим образом, было продемонстрировано правительством Тимошенко. Так и не было выполнено обещание об обеспечении бюджетными ассигнованиями системы образования в размере не ниже 10% национального дохода страны. Выделялось всего около 4% . Это меньше, чем в большинстве развитых государств и значительно меньше по сравнению с нацеленными на экономический рост и модернизацию странами Азии и Латинской Америки.
Народ Украины должен знать, что именно они, многочисленные либеральные правительства лазаренок, ющенок, тимошенок привели к тому, что средняя заработная плата большинства работников сферы образования оставалась на уровне прожиточного минимума и составляла 40-45 % от средней заработной платы в промышленности. В результате из отрасли ушли наиболее квалифицированные кадры. Средний возраст преподавательского состава вузов, имеющих научную степень, колеблется сейчас примерно от 50 до 60 лет. Все эти изменения не могли не сказаться на качестве предоставляемых образовательных услуг.
Отрадно отметить, что нынешнее коалиционное правительство впервые за 11 последних лет своим постановлением от 11 апреля с.г. пересмотрело размеры должностных окладов (ставок заработной платы) и дополнительные оплаты за отдельные виды педагогической деятельности в соотношении к тарифной ставке. Суммарная добавка педагогическим работникам составила на год 540 млн. грн. С 1 мая с.г. выплата утвержденных размеров повышений и дополнительных оплат за отдельные виды педагогической деятельности осуществляется в объеме 50 %, а с 31 января 2008 года – 100 %. Например, согласно этого постановления “Учитель-методист”, который получал 17 грн., будет получать 106 грн. За заведование кабинетом или лабораторией работник получал 1 грн.60 коп., будет получать 99 грн.
Комитет по вопросам науки и образования постоянно и настойчиво ставил эти вопросы перед правительством. Последним обращением стало официальное решение Комитета от 20 марта с.г., где в очередной раз мы потребовали от Кабинета Министров Украины существенно поднять размеры должностных окладов (ставок заработной платы), а также дополнительные оплаты за отдельные виды педагогической деятельности. Благо коалиционное правительство все-таки прислушалось к нашим настоятельным требованиям.
Теперь они, те кто не способен созидать, снова рвутся к власти. Хотя цену их обещаний народ Украины уже способен оценить по достоинству.
Мы, коммунисты, считаем, что качество образования необходимо рассматривать в тесной связи с направлениями в образовательной политике, которые присущи нынешней системе образования. Речь идет о демократическом или социальном образовании и его антиподе - антидемократическом образовании. Сторонники последнего считают, что качественное образование должно быть доступным только материально обеспеченным людям, в лучшем случае – одаренным детям. Это направление стало преобладать с середины 90-х годов прошлого века и было закреплено на законодательном уровне. В результате в Украине официально существует система платного образования. Несмотря на провозглашенное в Основном Законе Украины – Конституции – право на доступное и бесплатное дошкольное, полное среднее, профессионально-техническое, высшее образование система образования постепенно становится платной. Прием студентов на платной основе стал стремительно увеличиваться во второй половине 90-х годов. В целом сейчас уже более 60% студентов обучаются на платной основе.
Платные образовательные услуги предоставляются как государственными, так и негосударственными вузами. По количеству частных вузов Украина обогнала все страны Европы: в структуре высшего образования количество частных вузов достигло 33%. Их доля в приеме студентов на платное обучение составляет 17%. Особо подчеркну – в предоставлении услуг высшего образования в настоящее время лидируют именно государственные вузы. При этом плата за высшее образование стремительно увеличивается из года в год. Это делает высшее образование фактически недоступным для необеспеченных категорий населения.
Системой платных услуг охвачены как высшее, так и среднее образование. В стране появились сотни платных учебных заведений типа лицей, гимназия, колледж, коллегиум.
К сожалению, реалии сегодняшней жизни свидетельствуют о том, что социальное расслоение общества привело к усилению неравенства в получении образования. Почти 29% украинцев живут за чертой бедности, а 66% - на уровне бедности. О неравных условиях обучения и развития детей сельской местности по сравнению с городскими свидетельствует тот факт, что в почти половине сёл Украины (48%) у детей нет возможности получить среднее образование по месту проживания. Дети сельской местности остаются в стороне от цивилизованного развития: только 7% сельской молодежи получают высшее образование, у остальных практически нет шансов на реализацию своих планов на будущее.
Таким образом, наличие частных вузов, школ нового типа (лицеев, гимназий); платное образование, которое охватило как частную, так и бюджетную сферу образования оставляют за бортом способных, одаренных детей из социальных низов.
Сегодня в мире принципиально изменилась функциональная роль высшего образования – из категории элитарных стандартов она переходит в статус социально-культурного минимума. Хочу особо подчеркнуть, что “общество знаний” - это не ноу-хау западной цивилизации, а реальное достижение, имевшее место в Советском Союзе. СССР представлял собой первое и по сути единственное в ХХ веке общество, где высокая культура стала культурой масс. Этот феномен связан с идеологией общедоступности любого образовательного уровня и направления. База для карьеры физика-ядерщика или дипломата закладывалась в любой, в том числе и сельской школе. Равный доступ к образованию рассматривался как социальный лифт, а общеобразовательная школа – как социальный институт, обеспечивающий подъем на первую ступень социальной лестницы.
Качество той системы и сегодня может оценить на себе любой студент, преподаватель, выезжая за рубеж на стажировку, учебу или для чтения лекций. Еще в 50-е и 60-е годы прошлого столетия весь мир признал советскую школу лучшей и передовой. После успешного запуска первого искусственного спутника Земли, первого полета в космос Ю.Гагарина американский президент Дж.Кеннеди создал чрезвычайную экспертную комиссию по изучению опыта работы советской школы. На американский язык были переведены советские учебники по математике, физике, химии. Мы продолжаем пользоваться наработками прошлых лет, к сожалению, их утрачивая и не создавая взамен ничего принципиального нового. Сегодня Украина еще конкурирует с развитыми странами по уровню общей образованности населения, но через 10 лет, когда основную роль в экономике станут играть представители поколения, получившие образование в 90-х годах, нашей стране грозит незавидная перспектива.
Мы реалисты и понимаем, что невозможно перенести советскую систему образования на буржуазное украинское общество. Но мы твердо убеждены, что ее лучшие достижения должны быть адаптированы в современных условиях. Нынешняя система образования в Украине требует модернизации и обновления. Стратеги отечественного образования тесно увязывают реформы украинского образования с Болонским процессом.
В настоящее время в Украине нет общественного консенсуса относительно положений Болонской декларации. Министры европейских государств, в том числе Украины, договорились о необходимости подписания документов с целью создания единого европейского образовательного пространства. Это решение не сопровождалось открытым общественным обсуждением и не было подкреплено мнением европейских парламентов. Мы считаем, что настало время открыто сформулировать свою позицию относительно данного процесса.
Мы твердо уверены, что нельзя слепо копировать стандарты западной модели образования. Именно этот подход украинское правительство предлагает обществу под видом Болонского процесса, хотя во всех конвенциях и декларациях подчеркивается, что национальные системы образования должны сохранять свои национальные особенности.
Перестройка на западный манер есть попытка замены научно-фундаментального подхода к образованию “компетентностным” (профильным): вместо системных представлений о мире молодой специалист с высшим образованием получит набор узкопрофильных знаний, которые ограничат его кругозор пространством профессии, но не дадут возможности изменить это пространство. Человек с ограниченным кругозором не способен мыслить самостоятельно, глобально, системными категориями. Сегодняшние реформаторы формируют легкоуправляемую толпу, которой достаточно легко навязывать свои идеи и представления.
Украинское образование славится своим фундаментализмом, западное образование более прагматично. Целью Болонского процесса мы видим соединение этих двух разновекторных полюсов. Болонский процесс – это самоидентификация и самопознание различных образовательных культур в европейском пространстве.
Наша партия - партия коммунистов имеет проверенную десятилетиями образовательную политику. Нашей “программой максимум” должна стать кропотливая робота по пропаганде принципов социальной справедливости в системе образования. Прежде всего, равенства всех граждан при получении образования; реального обеспечения качественного полного обязательного среднего образования; бесплатность всех видов образования; единство обучения и воспитания; связь обучения и воспитания с реальной жизнью; научный гуманистический, высоко моральный; светский характер образования.
Переход к доступному высококачественному образованию нуждается в решении следующих задач:
- приоритетное развитие образования как ключевой сферы экономического и социального прогресса;
- создание социальных гарантий, которые бы обеспечили всем слоям населения равные возможности получения качественного образования.
Глубоко убеждена в том, что согласованные и энергичные усилия прогрессивной интеллигенции, работников образования и представляющих их интересы организаций в рамках движения за бесплатное и доступное образование, образование без классовых барьеров и дискриминаций способны остановить реакционные реформы буржуазных правительств.
Екатерина Самойлик, народный депутат Украины, Председатель Комитета Верховного Совета Украины по вопросам науки и образования
|
|
|