|
|
Вопросы теории и практики партии
|
П.Симоненко, В.Сиренко: НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ УКРАИНЫ: СОБСТВЕННОСТЬ, ТРУД, ДЕРЖАВНОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ Источник: www.kpu.net.ua
Каждый народ во все времена, а особенно в тяжелые, нуждается
в сплочении, объединении вокруг идеи – цели, которая является основой его развития, а в кризисные периоды способна вывести его из опасного состояния. Такую основополагающую, ведущую идею принято называть национальной идеей, что выделяет и подчеркивает ее определяющую, базисную роль в жизнедеятельности народа, общества и государства.
Если говорить о национальной идее в теоретическом аспекте, то это включает в себя, прежде всего, такие приоритеты, которые способны сориентировать общество на данном этапе к конкретной идее-цели. Чего народ хочет добиться в ближайшее время, что является глубинной объединяющей основой общества и государства – это и есть, на наш взгляд, национальной идеей. Важным аспектом понимания национальной идеи есть то обстоятельство, что она, в отличие от всех остальных идей, имеющих место в общественном сознании, включает в себя приоритеты и ценности более глубокого уровня, практически на уровне общественного подсознания.
По сути, это то, что вынашивалось народом веками, было его сокровенной мечтой и надеждой, его высокой и заветной целью. Приоритеты и ценности такого глубокого уровня и вместе с тем такого крупного масштаба действуют практически на протяжении всей истории конкретной нации, и нация постоянно стремится к их достижению и реализации. Именно массово почитаемые в конкретном обществе человеческие ценности придают его жизни определенную направленность и системность. Более того, эти социальные ценности и приоритеты являются даже частью характерных черт, частью менталитета нации.
Компартия Украины всегда и во всем целеустремленно, последовательно и настойчиво отстаивает национальную идею, национальные интересы нашей страны во внутренней и внешней политике. При этом учитываются интересы как государства в целом, так и каждого человека в отдельности, имеются ввиду вполне конкретные, жизненные интересы и блага, актуальные для нашей действительности и в ближайшей перспективе.
Считаем, что национальная идея – это результат длительного и динамического процесса исторического развития народа. На нынешнем этапе ее можно сформулировать так: национальная идея – это реальное народовластие, реальный государственный суверенитет и реальная экономическая независимость Украины, ее безусловный авторитет в мире, благополучие и счастье украинского народа, высокий уровень и высокое качество жизни каждого человека.
Исходя из этого, национальные интересы Украины во внутренней политике – это наращивание и укрепление экономического потенциала, борьба против кражи общенародной собственности и продажи земли, поддержка и стимулирование отечественного товаропризводителя, защита внутреннего потребительского рынка от низкосортной западной продукции, расширение производства и создание новых рабочих мест, неуклонное повышение заработной платы, пенсий и стипендий до достойного человеческого уровня, обеспечение бесплатного образования и медицинского обслуживания населения, борьба против коррупции и преступности, защита конституционных прав и свобод каждого человека…
А национальные интересы Украины во внешней политике – это утверждение и укрепление независимости и государственного суверенитета страны, расширение и активизация политических, экономических, культурных, гуманитарных связей с бывшими советскими республиками и другими зарубежными странами, наполнение конкретным и реальным содержанием Соглашения о Едином экономическом пространстве в составе Украины, Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии, синхронизация украинско-российской евроинтеграционной политики, борьба против вступления Украины в НАТО, против участия наших Вооруженных Сил в американской оккупации Ирака и в других так называемых миротворческих операциях под эгидой США, борьба против вступления Украины на кабальных условиях в ВТО и в Европейский Союз…
Полагаем, что в этом контексте применительно к Украине в качестве идеи-цели можно говорить о таких четырех важнейших социальных категориях и понятиях, на протяжении веков волнующих украинскую нацию, весь народ Украины, как Собственность, Труд, Державность, Справедливость.
Эти ключевые слова, эти хрестоматийные понятия, означающие нечто великое, привлекательное в жизни социума в целом и каждого индивидуума в отдельности, мы и рассмотрим в данной статье, что особенно актуализируется ныне, после президентских выборов 2004 года, которые не только основательно потрясли, но и раскололи общество. И никакая «оранжевая» или «бело-синяя» идея его не объединит. Только народ как единственный источник власти может сформировать и реализовать действительно объединяющую целостную общенациональную идею, обеспечивающую ему достойную жизнь, государственный суверенитет, политическую и экономическую независимость.
Украинцы всегда, на протяжении веков, боролись за справедливое распределение Собственности, за право своим честным Трудом зарабатывать на достойную жизнь, за свою соборную Державность, за Справедливость как высший нравственный принцип организации общества.
Собственность, Труд, Державность, Справедливость – вот то, что столетиями осмысливалось, воспевалось, мечталось, программировалось, проходило через восстания, бунты и революции, и, наконец, может и должно осуществляться в жизни народа.
* * *
I. Первейший вопрос жизнеустройства общества есть вопрос о Собственности. Это, как говорится, альфа и омега всего.
Практически вся история человеческой цивилизации так или иначе связана с разрешением проблемы собственности, то есть принадлежности средств и продуктов производства определенным физическим или юридическим лицам в определенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности. В любой форме организации общества и государства именно от разрешения проблемы собственности напрямую зависит острота социальной межклассовой борьбы или благополучного прогрессивного развития.
Именно собственность характеризует распределение богатства общества между различными лицами, группами, классами, а также государством. Отношение собственности, будучи законодательно урегулированным государством, приобретает форму права собственности, которое включает в себя три правомочия собственника: владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом и другими объектами собственности. Эти правомочия тесно взаимосвязаны и лишь только в комплексе составляют юридическое содержание права собственности.
Конечно, прежде всего важнейшее значение имеет собственность на средства производства, которая определяет и характер собственности на предметы потребления. Другими словами, от характера распределения собственности, зависят характер и доля того общественного богатства, которое может получить каждый член общества.
При капиталистической или буржуазной форме собственности, непосредственный производитель полностью отделен от материальных условий труда и его результатов. Здесь буржуазная частная собственность основана на капиталистическом товарном производстве, формальном равенстве и формальной свободе частных лиц как субъектов собственности. Такой либерально-идеологический подход и дает возможность собственникам средств производства быть богатыми, а лишенным собственности на средства производства быть бедными и даже нищими.
Природа собственности такова, что одна форма частной собственности при эксплуатации дает прибыль, а другая требует затрат.
В 1990–1992 годах изменившая народу презренная часть советско-партийной номенклатуры иезуитски поменяла свое номенклатурное положение на право собственности на средства производства. Легально и легитимно это сделать было невозможно, потому что в Конституции Украинской Советской Социалистической Республики было четко и однозначно записано, что государственная собственность – общее достояние всего народа Украины («res publica» в переводе с греческого означает общее достояние, общее дело, право всех).
Общее достояние – это такая форма собственности, которая не может быть поделена, присвоена любым способом, продана без согласия всех владельцев, пользователей и распределителей, то есть собственников. Только народ в целом, на референдуме, подавляющим большинством голосов, мог решить судьбу своего общего достояния. Так что никакие представители народа в виде депутатов парламента и других государственных органов не имели абсолютно никаких правовых полномочий решать вместо народа судьбу его общего достояния – общенародной собственности на средства производства.
Но часть бывшей советско-партийной номенклатуры и новоявленные национал-демократы отбросили всякую законность, справедливость, совестливость и без народного согласия объявили общее достояние народа ничейным, а потому подлежащим частному присвоению, то есть приватизации. В результате через ваучеризацию, акционирование, конкурсы и другие формы дикой приватизации, а точнее «прихватизации» самые прибыльные объекты средств производства попали в частную собственность очень узкого круга лиц.
А основная масса населения стала собственниками квартир, дач, машин, приусадебных участков, которые не приносят прибыли, а требуют затрат на содержание.
Следовательно, собственники средств производства, особенно базовых отраслей промышленности, стали получать баснословные прибыли, а остальные встали в ряды бедных, опустились до уровня нищеты.
Таким оказалось "справедливое" распределение общенародного достояния, которое до прихода к власти "демократов-реформаторов" кормило весь народ на уровне развитых стран Запада. Вопиющая незаконность и несправедливость воровской приватизации утвердила реальность, согласно которой 60 % самых прибыльных отраслей промышленности оказалось в руках примерно двухсот семей, групп и кланов крупных собственников, 20 % собственности принадлежит 80 % населения, и 20 % еще находится в собственности государства. В результате Государственный бюджет Украины составляет только 27 % от валового внутреннего продукта (ВВП), остальная часть ВВП идет на частные счета.
Такое соотношение размеров долей собственности и прибыли привело к резко негативному социально-классовому расслоению украинского общества: стало 5 % богатых, 15 % зажиточных и 80 % бедных и нищих. При этом тенденции развития производства только усугубляют и усиливают данное соотношение: богатые становятся еще богаче, а бедные – еще беднее. И такому кризисному состоянию социально-экономического развития страны не видно конца. А причина одна –несправедливое распределение собственности.
Так что мечта народа Украины на протяжении столетий – быть собственником по труду, как видим, не сбылась. Наоборот, вместе с независимостью появились новые господа, которые вероломно, без труда и пота, забрали у народа его собственность. Такое отчуждение, экспроприация и воровство общенародного достояния не имеет аналогов в истории. Народ не может и не должен смириться с таким циничным, мошенническим обманом.
Ведь даже классический европейский либерализм признает только то гражданское общество, которое строится на равных началах равноправными членами общества. Либерализм Локка, Милля и других ученых несовместим с экономическим расизмом, насилием меньшинства над большинством, с обществом, где имеются грабители и ограбленные. Идеологи европейского либерализма говорили не просто о частной собственности, а о трудовой частной собственности, определяли собственность как поле, орошенное потом работников.
Православно-славянские народы Украины, России и Беларуси всегда мечтали о собственности, ценили и уважали ту собственность, которая нажита честным трудом. Народ всегда презирал и осуждал тех, кто присваивал даром чужое добро, кто наживался за чужой счет. Нынешние владельцы крупной собственности, так называемая элита, захватившая ее, а заодно и власть, вызывают не только гневное осуждение, но и презрение трудового народа.
Народ должен вернуть себе свое достояние – собственность на средства производства, для материального обеспечения всех граждан страны от грудного младенца до глубокого старика. Именно так распределяются доходы от общей собственности во многих социально благополучных странах мира.
Например, в Норвегии создан специальный фонд и в конце года правительство на счета всех граждан, от младенцев до стариков, отправляет причитающуюся им долю доходов от общей собственности. В Кувейте существует Фонд будущих поколений, куда ежегодно перечисляются 10% доходов от добычи нефти. В Саудовской Аравии и Кувейте за счет общих доходов государства финансируется бесплатное медицинское обслуживание и все ступени образования. Причем государство берет на себя все расходы для проведения самых дорогостоящих операций для своих граждан в любой стране мира. Каждый гражданин страны может выбрать себе место обучения и его отправляют учиться за границу со стипендией в три раза выше, чем стипендия в университетах этой страны. За счет общих доходов финансируется наука и культура. Работают бесплатно детские сады. Созданы так называемые магазины для "бедных", где если посетитель набирает товара больше чем на 10 динаров (1 динар = 3,5$), то платит только 10 динаров. Остальное оплачивает государство.
И еще. Если в Кувейте или Объединенных Арабских Эмиратах человек вступает в брак, то государство единовременно выплачивает ему от трех до пяти тысяч долларов. Пособие также выплачивается по случаю рождения ребенка, свадьбы, смерти, потери кормильца. И все это за счет общей собственности, находящейся в распоряжении государства. То есть каждый гражданин этих стран оказывается полностью социально защищенным за счет того богатства, которым распоряжается его страна.
В Украине, как и во всем бывшем СССР, подобное также было до антисоциалистического переворота 1991 года. Государство имело возможность направлять колоссальные средства для социальной защиты своих граждан, включая низкие цены на продукты питания, а также товары для детей, низкую плату за электроэнергию, жилищно-коммунальные и транспортные услуги, санаторно-курортное лечение, бесплатное образование и здравоохранение.
Теперь такой возможности у государства уже нет, потому что наиболее прибыльные базовые отрасли промышленности работают не на государство, не на общее благо, а на прибыль частных лиц. Вот почему национализация этих отраслей, создание фонда неприкосновенной общенародной собственности – есть первая и ведущая, главнейшая идея-цель народа Украины. Общая собственность народа – гарантия нашей национальной безопасности и нашего благосостояния.
В идеале, господствующими в нашей стране должны быть общенародная собственность на базовые отрасли промышленности как общее достояние народа, частная трудовая собственность и коллективная трудовая собственность. Это соответствовало бы принципам морали и справедливости, законам человеческого общежития и положением всех мировых религий.
Разумеется, народ Украины никогда не смирится с фактом незаконного отчуждения своей общей собственности в пользу узкого круга частных лиц. Поэтому борьба за возврат народу его Собственности есть главная составляющая национальной идеи Украины.
Вот почему Компартия Украины считает своим долгом возвратить народу уворованные у него стратегические объекты базовых отраслей промышленности и естественных монополий. Правовой формой этого будет инвентаризация и национализация ведущих отраслей промышленности, осуществлена в рамках Конституции. Будет реализовано требование народа создать фонд защищенной государством общенародной собственности для постоянного и максимального наполнения Государственного бюджета. Нынешние источники миллиардных валютных счетов криминально-олигархических кланов станут источниками роста благосостояния трудящихся. Конечно, следует особо подчеркнуть, что индивидуальная или коллективная собственность, которая нажита честным трудом и законным путем, будет неприкосновенной.
II. Следующей важнейшей составляющей национальной идеи, неразрывно связанной с Собственностью, есть Труд.
Как известно, труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг. Труд как процесс исторической адаптации человека к внешней среде характеризуется развитием и совершенствованием разделения труда, его орудий и средств.
Надо сказать, что приватизация общенародной собственности, передача в частную собственность средств производства, резко изменили условия реализации гражданами своего конституционного права на труд. Люди фактически лишились реального права на труд, то есть равного для всех членов общества права на получение гарантированной работы и оплаты труда в соответствии с его количеством и качеством. Явная и скрытая безработица отбросила в бедность и нищету миллионы людей. Остановка и развал производства привели к потери не только работы как источника заработка и первейшего условия жизни, но и деловой квалификации, профессионализма, культуры труда.
Кризисное состояние сферы труда стало центральной проблемой всего периода так называемых "демократических" реформ. За это время заработная плата потеряла свою стимулирующую воспроизводственную функцию. В структуре денежных доходов на долю заработной платы приходится лишь около 40 % (в развитых странах 60–70 %), да и эта зарплата часто не выплачивается. Если учесть, что из всего занятого населения 85 % работают по найму, то становится ясной вся глубина того социального бедствия, в которое горе-реформаторы загнали трудящихся.
Процессы приватизации привели к тому, что большая часть работников оказалась отчуждена как от собственности на средства производства, так и от продуктов труда. Безработица, постоянное ожидание потерять рабочее место держат людей в страхе, что приводит к стрессовым состояниям и имеет очень негативные социально-психологические последствия.
Удручающий фактор: среди безработных преобладают люди наиболее продуктивного возраста – 35-40 лет. Сформировались устойчивые группы риска в сфере труда- это женщины и молодежь. В то же время наблюдается активный процесс развития теневой экономики и нелегальной занятости со всеми их "достижениями": криминальными отношениями, повышенной эксплуатацией, отсутствием социальной защищенности, экстремальными условиями труда. Расширение неформальных трудовых отношений, неконтролируемых государством и нерегулируемых трудовым правом, утверждает практику нарушения социальных прав человека.
Далее. Реформы, направленные на личное обогащение небольшой группы частных лиц и собственников, привели к полному разрушению системы охраны труда, к почти полному износу оборудования, низкой квалификации работников. Резко снизилась деятельность предприятий по подготовке и повышению квалификации кадров. По сравнению с 1990-м годом образовательная деятельность непосредственно на предприятиях сократилась более чем на 60 %. Десятки тысяч людей гибнут на производстве или становятся инвалидами. Разрушена система воспроизводства квалифицированных кадров. Поэтому в ближайшем будущем, даже при условии экономического роста, страна может столкнуться с проблемой отсутствия квалифицированных кадров.
На наш взгляд, общество дальше не может мириться с тем, что государство цинично игнорирует конституционное право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который человек свободно выбирает или на который он свободно соглашается.
А ведь Конституция Украины четко указывает: "Государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализует программы профессионально- технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями... Каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату, не ниже определенной законом... Право на своевременное получение вознаграждения за труд защищается законом".
Как видим, в сегодняшней "реформаторско-демократической" Украине ни одно из этих требований не реализовано. Поэтому борьба за право на труд как условие и источник благосостояния граждан и их семей является важнейшей составляющей национальной идеи Украины. Мы верим: в недалеком будущем труд действительно будет владыкой мира.
III. Право собственности и право на труд как идеи-цели народа Украины не могут быть обеспечены без Державности, то есть без подлинно независимого суверенного государства, которое должно защищать интересы своих граждан.
Как известно, любое государство триедино в своей сущности:
1) как средство ведения "общих дел" и регулирования отношений власти и народа;
2) как средство экономического, а потому и политического господствования одного класса над другими классами общества для их эксплуатации и подавления;
3) как источник права и закона, организующих жизнь общества и деятельность самого государства.
К сожалению, в Украине вместе с провозглашением государственной независимости состоялся предательский контрреволюционный социальный переворот, в результате которого быстро и обманным путем сформировался класс крупных частных собственников, захвативших государственную власть. Забрав у народа его национальное достояние – общенародную собственность, олигархические кланы захватили и узурпировали в своих руках государственную власть как средство своего классового политического господства.
В результате, в независимой Украине утвердился политический режим криминально-олигархических кланов, ведущих борьбу между собой с единственной целью – за обладание государственной властью для собственного обогащения. При этом народ остается жертвой обмана и самообмана в грязных политических и криминально-экономических разборках кланов, так как пока не способен осознать своих классовых интересов, а значит, распознать и своих классовых врагов.
Изощренно манипулируя сознанием граждан, правящему классу новых собственников удается поочередно передавать власть от одной прислуживающей ему партии к другой, а точнее от одного клана к другому, оставляя народ в бедности и нищете, но с надеждой, что пришедшие к власти олигархи возможно будут лучше прежних. Эта наивная вера народа в лучших господ позволяет горстке нуворишей, цинично используя государственную власть, беспрепятственно распоряжаться бывшей общенародной собственностью, извлекая из нее огромные доходы для себя и своих семей («нувориш» (от фр.) – человек, быстро разбогатевший нетрудовыми методами).
Как видим, сегодняшнее Украинское государство – это государство нуворишей-олигархов. Интересы собственного народа для него чужие и враждебные, так как все, что даже гипотетически могло бы делаться для народа, априори есть ущербным для прибылей и интересов олигархов, а значит, является абсолютно недопустимым.
Неустранимое острое противоречие между крупными частными собственниками и основной частью народа по поводу собственности и власти делает проблему - кому принадлежит государство – нуворишам или народу? - составляющей национальной идеи Украины. Ведь получается своеобразный замкнутый круг: «чья собственность, того и власть» и «чья власть, того и собственность». И только трудящимся под силу его разрубить.
Таким образом, для благосостояния народа, для повышения качества его жизни необходимы общенародная Собственность и Державность. Только тогда народ будет использовать Труд на себя, получать прибыль из своей собственности и контролировать свою власть, требуя от нее соблюдения законности и Справедливости.
IY. Итак, Справедливость – также один из основных общечеловеческих социальных идеалов, которого трудовой народ добивается на протяжении всей своей истории.
Вопросам справедливости как основы жизни социума посвящено немало научных трактатов и изысканий. Так, Монтень утверждает, что «справедливость заключается в том, чтобы воздавать каждому по заслугам», «каждому должное», что справедливость установлена одна «для всех людей и человеческого общежития».
Марксизм утверждает, что справедливость – это оформленное в идеологическую оболочку выражение существующих экономических отношений, ее содержимое и состояние зависят от существующего способа производства; следовательно, все, не соответствующее данному способу производства, – несправедливо.
Можно привести десятки других высказываний на эту тему. Справедливость – ведущий лозунг всех революций, всех протестных движений. Священные идеи Справедливости в той или иной форме провозглашают практически все политические партии, в том числе и буржуазно-демократические. Правда, понимают это каждая по своему, исходя из своих интересов и интересов класса, которому они служат.
Нам представляется, что в обобщенном плане Справедливость – это понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Справедливость подразумевает требование соответствия между истинной ролью индивидуума или социальной группы в жизни общества и их реальным социальным положением, между их правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием.
К сожалению, в сегодняшней независимой Украине в результате так называемых радикальных рыночных реформ полностью утвердились принципы социальной несправедливости. Как уже говорилось, принадлежащая ранее народу собственность на важнейшие средства производства обогащает кучку нуворишей-олигархов. Неравенство и эксплуатация довели народные массы до крайней бедности и нищеты на фоне миллиардных состояний нескольких десятков «семей» крупнейших украинских капиталистов.
Социальная политика правящего режима, которая охватывает все сферы жизнедеятельности людей (труд, быт, культуру), все больше сужает возможности граждан Украины в удовлетворении своих потребностей и интересов. Так было во времена президентства недоброй памяти Кравчука и Кучмы, так продолжается и при Ющенко.
Государство украинских нуворишей практически ушло от реализации важнейших принципов социальной справедливости: "От каждого - по способностях, каждому - по труду", "Кто не работает, тот не ест". Образно говоря, происходит «наказание невиновных и награждение непричастных».
Сегодня в Украине нет социальной защищенности человека, нет социальных гарантий его достатка. Нет сближения между положением богатых и бедных, наоборот, эта глубокая пропасть только углубляется и расширяется. Нет равенства соотношения прав и обязанностей: у богатых права, у бедных одни только обязанности. Нет правовых, политических и социально-экономических гарантий социальной справедливости. В Украине не обеспечено справедливое распределение деятельности (труда), социальных благ (прав, возможностей, власти, вознаграждения, признания), уровня и качества жизни, информации и культурных ценностей.
Поэтому борьба за социальную Справедливость есть важнейшая составляющая национальной идеи Украины.
* * *
Таким образом, исходя из приоритетов абсолютного большинства народа Украины, в основе которых лежат удовлетворение потребностей и интересов личности и общества, у нас есть все основания утверждать, что Собственность, Труд, Державность и Справедливость – это главнейшее содержание национальной идеи Украины. И за каждую составляющую этой национальной идеи в их неразрывной связи трудовому народу Украины предстоит тяжелая, но справедливая и законная борьба.
Понятно, что теперешние нувориши-олигархи, в какие бы цвета она не рядилась – от «оранжевых» до «бело-голубых», неспособны реализовать такую национальную идею Украины. Демагогически прикрываясь популистскими идеалами демократии, свободы и равенства, они и не хотят вернуть народу украденную у него Собственность, обеспечить каждому право на Труд, направить Державность на установление в обществе Справедливости, ибо это противоречит их классовым интересам.
Такую национальную идею может решить только трудовой народ Украины – изменив политическую систему в стране и возвратив государственную власть в свои руки.
Существуют два пути установления власти: завоевание собственности и завоевание государственной власти. Можно, обладая собственностью, взять власть под свой контроль. Можно, обладая властью, контролировать собственность. Первый путь – классический, буржуазный. Второй – революционный, социалистический, его открыли и реализовали большевики в 1917 году.
Целенаправленная, настойчивая и принципиальная борьба за национальную идею Украины, в которой Собственность, Труд, Державность и Справедливость реализуются как предпосылка счастья, благополучия и свободы каждого гражданина, как составные части объединяющей идеи и устойчивой концепции развития общества и государства – это суть и смысл деятельности Коммунистической партии и ее парламентской фракции на благо Украинского народа и Украинского государства.
Петр СИМОНЕНКО,
первый секретарь ЦК КПУ,
руководитель фракции коммунистов
в Верховной Раде Украины
Василий СИРЕНКО,
доктор юридических наук, профессор,
член-корреспондент НАН Украины,
народный депутат Украины, беспартийный,
член фракции коммунистов
в Верховной Раде Украины
|
|
|