И.Шеховцов: "Ныне беспризорность детей – общегосударственное социальное зло"
“Сегодня дети стали классом обездоленных,
более всех переживающих постигшие страну
невзгоды. Растущая детская смертность,
недоедание и истощение, маленькие старички,
роющиеся на свалках, детская беспризорность,
попрошайничество, проституция и наркомания,
безграмотность, болезни, огромная армия
малолетних преступников – вот ужасные
приметы нашего окаянного времени”.
(Юрий Бондарев
советский, российский писатель)
Проводимые “радикальные рыночные реформы”, направленные на капитализацию страны поразили разрушительными процессами всю нашу жизнь, все её сферы. Рушится, причём сознательно, целенаправленно промышленность, сельское хозяйство, транспорт, наука, образование, культура, нравственность, духовность. Растущие нищета народа, массовая безработица, коррупция, казнокрадство, преступность, пьянство, наркомания, проституция влекут Украину к деградации и физическому вымиранию. В один ряд с вышеперечисленными пороками “независимой” Украины стоит поставить детскую беспризорность и безнадзорность, попрошайничество, разрушение моральных устоев семьи.
Сам по себе напрашивается вопрос: “Как могло случиться и статься такое, что на территории страны, где в последние 60 лет не проходило боевых сражений, не наблюдалось масштабных природных катаклизмов, в той стране, где ещё вчера такое позорное явление как детская беспризорность совершенно не воспринималось, - возродилось общегосударственное социальное зло – беспризорность детей и подростков?” Если лет двадцать тому назад любому обывателю сказали бы о том, что в конце ХХ века в республиках СССР будет насчитываться миллионы беспризорных детей, то его первой реакцией стало бы недоумение. Иной она и не могла быть, ведь советское социалистическое государство не на словах, а на деле подтверждало лозунг: “Дети в СССР - привилегированный класс!”.
Реальность сегодняшнего дня поражает масштабностью ежегодного роста количества беспризорных детей и подростков. Нынешний министр по делам молодёжи и спорту Ю.Павленко на парламентских слушаниях “О проблемах бездомных граждан, беспризорных детей и путях их преодоления” 22 декабря 2004 года обнародовал следующие цифры: на конец 2004 года количество беспризорных детей составляет около 150 тысяч, причём в 1995 году их было в три раза меньше. Ежегодные социальные рейды, которые проводит Министерство внутренних дел, выявляют ещё 30-40 тысяч.
Главною причиной появления беспризорности, безнадзорности детей является так называемые реформирование, демократизация общества. За реформированием (переустройством общества на капиталистический лад) государство перестало видеть семьи, детей с их проблемами, потребностями и бедами. В последние годы ослабли, если не сказать рухнули, устои семьи, резко снизился жизненный уровень населения в целом, и семьи в частности. Небывалый уровень разводов, бытовое пьянство, снижение ответственности родителей, школы и в целом государства и общества за воспитание и образование детей, разрушение целостной системы образования, внешкольного воспитания и организации досуга больно ударили по детям.
Многократно увеличилось количество нарушений жилищных и имущественных прав детей, резко снизилась эффективность работы органов опеки и попечительства. Конфликты в семье, сексуальное насилие, втягивание взрослыми детей в воровство, уничтожение системы работы по организации отдыха детей по месту жительства и учёбы, пропаганда СМИ насилия, растления, “лёгкой жизни” - всё это привело к тому, что сегодня на профилактическом учёте служб по делам несовершеннолетних состоят свыше 129 тыс. детей, которые бродяжничают и попрошайничают, совершают преступления, употребляют наркотические вещества и алкогольные напитки. По официальным данным Министерства внутренних дел Украины только в текущем году за различные правонарушения в милицию доставлено более 23,2 тыс. подростков, из них за бродяжничество – 6,2 тыс. и попрошайничество – 1,5 тис., помещено в приюты для несовершеннолетних около 3,5 тыс. детей. В текущем году на профилактический учёт в подразделениях уголовной милиции по делам несовершеннолетних поставлено более 8 тыс. подростков, а всего на учёте состоят 43, 4 тыс. детей.
Количество подростков, которые состоят на учёте в подразделениях уголовной милиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Украины на протяжении 2003-2005 годов и 3 месяца текущего года
Категория несовершеннолетних
|
2003 год
|
2004 год
|
3 месяца текущего года
|
Всего
|
47291
|
46032
|
43443
|
В возрасте 11-14 лет
|
8999
|
8962
|
8476
|
В возрасте 15-18 лет
|
36243
|
35126
|
33310
|
Учащихся школ
|
23652
|
24272
|
24438
|
Учащихся профтехучилищ
|
7648
|
7566
|
7213
|
Не работают и не учатся
|
11089
|
9353
|
8163
|
Имеют одного из родителей
|
11917
|
11910
|
11444
|
Не имеют родителей
|
1145
|
1273
|
1216
|
Находятся в детских домах, интернатах
|
1650
|
1683
|
1671
|
Девочек
|
4001
|
4057
|
3969
|
Сегодняшнее явление беспризорности и безнадзорности имеет непосредственную связь с явлением социального сиротства, которое вызвано кризисом семейных отношений, катастрофическим ростом числа неблагополучных семей и ослабление воспитательной способности семьи. Достаточно сказать, что основной контингент детей, которые обучаются в общеобразовательных школах и профессиональных училищах социальной реабилитации – это дети из неблагополучных семей (45% несовершеннолетних). Неуклонно растёт количество детей и подростков из числа сирот и лишённых родительской опеки. На начало 2004/2005 учебного года в учебных заведениях системы Министерства образования и науки Украины обучалось 64 тыс. 744 детей-сирот и детей, лишённых родительского попечительства и 65 тыс.244 детей под опекой (попечительством).
Педагоги, психологи, социальные работники утверждают, что большинство проблем у этой категории детей, помимо семьи, начинается со школы. Реформирование системы образования Украины усугубляет проблемы. Система образования всё в большей мере становится платной, пусть и в скрытом виде, а, следовательно, не доступной для детей из бедных семей. Если такие дети и попадают в элитные школы, то чувствуют себя изгоями в школьной среде, подвергаются насмешкам со стороны одноклассников и т.п.
Не редко сама школа выталкивает подростка из её среды. Дети, не отвечающие общим стандартам, которым с трудом даётся процесс обучения, остаются вне зоны внимания системы образования. Такие дети рассматриваются как помеха в учебном процессе, в результате большой контингент детей отчуждается от школы. 1 сентября 2004 года 11 тысяч 210 детей не приступили к занятиям в школе. В результате проведенных мероприятий в течение сентября было возвращено к учёбе лишь 3,5 тысячи школьников, остальные так и остались за пределами учебного заведения.
Государство совершенно отказалось от задекларированного всеобщего образования. После окончания 9 класса многие 15-летние подростки не работают и не учатся.
Беспризорность и безнадзорность детей и подростков – источник пополнения криминальной среды. По данным Министерства внутренних дел количество преступлений, совершённых несовершеннолетними за три месяца текущего года составила 7 тысяч 132 преступления. Среди них преднамеренные убийства, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилования, грабежи, разбойные нападения, хулиганство.
Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними за 2003-2005 годы
Годы
|
Количество преступлений
|
2003
|
33305
|
2004
|
30709
|
3 месяца 2004
|
8995
|
3 месяца текущего года
|
7132
|
Виды преступлений, совершенные несовершеннолетними
Годы
|
Умышлен-ные убийства
|
Нанесение тяжких телесных повреждений
|
Изнаси-лования
|
Грабежи
|
Разбойные нападения
|
Хулиганства
|
2003
|
195
|
296
|
135
|
2782
|
768
|
1491
|
2004
|
209
|
295
|
89
|
3084
|
840
|
1282
|
3 месяца 2004
|
54
|
86
|
20
|
873
|
280
|
377
|
3 месяца текущего
года
|
45
|
64
|
27
|
747
|
200
|
246
|
Состояние преступности среди несовершеннолетних за 2003-2004 годы и 3 месяца 2005 года по регионам Украины
Регион
|
2003
|
2004
|
3 месяца
2004
|
3 месяца
2005
|
АР Крым
|
1711
|
1693
|
431
|
429
|
Винницкая
|
1167
|
879
|
282
|
245
|
Волынская
|
572
|
521
|
128
|
117
|
Днепропетровская
|
2195
|
2195
|
647
|
476
|
Донецкая
|
3978
|
3861
|
1052
|
721
|
Житомирская
|
782
|
879
|
310
|
194
|
Закарпатская
|
664
|
653
|
181
|
142
|
Запорожская
|
1761
|
1724
|
512
|
503
|
Ивано-Франковска я
|
480
|
479
|
117
|
99
|
Киевская
|
899
|
1098
|
254
|
194
|
Город Киев
|
1675
|
884
|
405
|
149
|
Кировоградская
|
745
|
756
|
224
|
210
|
Луганская
|
3928
|
3826
|
1062
|
884
|
Львовская
|
1065
|
963
|
225
|
171
|
Николаевская
|
788
|
737
|
272
|
258
|
Одесская
|
1701
|
1572
|
539
|
348
|
Полтавская
|
1089
|
1142
|
349
|
345
|
Ровенская
|
418
|
378
|
112
|
88
|
Город Севастополь
|
413
|
205
|
67
|
49
|
Сумская
|
1039
|
858
|
236
|
178
|
Тернопольская
|
361
|
319
|
103
|
117
|
Харьковская
|
1829
|
1510
|
502
|
353
|
Херсонская
|
515
|
511
|
103
|
187
|
Хмельницкая
|
783
|
776
|
172
|
169
|
Черкасская
|
774
|
670
|
178
|
86
|
Черниговская
|
811
|
689
|
233
|
142
|
Черновицкая
|
428
|
312
|
108
|
151
|
Всего по УМВД
|
32571
|
30072
|
88804
|
7005
|
Донбасское УМВДТ
|
151
|
150
|
41
|
27
|
Львовское УМВДТ
|
90
|
60
|
25
|
7
|
Одесское УМВДТ
|
92
|
81
|
37
|
17
|
Приднепровск.УМВДТ
|
172
|
115
|
23
|
20
|
Север.-Запад.УМВДТ
|
129
|
129
|
34
|
28
|
Северное УМВДТ
|
100
|
102
|
31
|
28
|
Всего по УМВДТ
|
734
|
637
|
191
|
127
|
Всего по Украине
|
33305
|
30709
|
8995
|
7132
|
Беспризорные дети зачастую используются взрослыми для совершения преступных деяний, становятся жертвами обмана, шантажа, эксплуатации, физических издевательств и т.п. Свидетельством тому являются сведения о количестве преступлений, уголовные дела, которые возбуждены на основании статей Уголовного кодекса.
Статьи Уголовного кодекса
|
2003 г.
|
2004 г.
|
3
месяца 2004 г.
|
3 месяца 2005 г.
|
Неудовлетворительное выполнение требований по охране жизни и здоровья детей (ст.137)
|
26
|
26
|
|
|
Эксплуатация детей (ст.150)
|
17
|
9
|
|
|
Злостное невыполнение обязательств по присмотру за детьми (ст.166)
|
542
|
709
|
|
|
Проституция или втягивание, склонения к занятиям проституцией несовершеннолетних (ст.303)
|
230
|
189
|
43
|
38
|
Втягивание несовершеннолетних в преступную деятельность (ст.304)
|
4145
|
3497
|
1132
|
1001
|
Избиение детей и насилие над ними (ст.126)
|
92
|
118
|
|
|
Таким образом, к большому сожалению, беспризорность детей есть постыдной реальностью сегодняшнего дня, о которой говорят (но не всегда во всеуслышание), но мало что делают по искоренению этого позорного явления.
Власть имущим следует проявить политическую волю (как они сами любят говаривать) и обратиться к историческому опыту Советского социалистического государства по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью.
Первым в мире социалистическим государством была поставлена задача объединения усилий школы, родителей, государства в области просвещения и воспитания. “Дело воспитания подрастающего поколения не только дело родителей, не только дело учителей – это дело всех трудящихся, всего революционного народа… Школа должна сделать всё возможное, чтобы укрепить здоровье и силы подрастающего поколения: она должна обеспечить детям здоровое питание, здоровый сон, учебную и тёплую одежду, гигиенический уход за телом, свежий, чистый воздух, достаточное количество движения”, - писала Н.К.Крупская.
И эти слова не остались декларацией. История подтверждает: важнейшая общегосударственная задача в кратчайшие сроки была выполнена.
Первая мировая, гражданская война, экономическая разруха принесли огромные лишения. По подсчётам историков, уже первая мировая война к 1916 году породила в стране более 2,5 миллиона беспризорных детей. К 1921 году их число составляло более 5 миллионов человек. Беспризорность порождала и питала детскую преступность, эпидемии и иные асоциальные последствия. Совет Народных Комиссаров для проведения комплекса мероприятий по охране подрастающего поколения в феврале 1919 года создал Государственный совет защиты детей под председательством наркома просвещения А.В.Луначарского. В конце 1920 года Ф.Э.Дзержинский предложил В.И.Ленину и А.В.Луначарскому объединить усилия различных государственных и общественных учреждений и организаций в борьбе с детской беспризорностью. Дзержинский говорил Луначарскому: “Ведь когда смотришь на детей, так не можешь не думать – всё для них! Плоды революции – не нам, а им! А между тем, сколько их искалечено борьбой и нуждой. Тут надо прямо-таки броситься на помощь, как если ба мы видели утопающих детей. Одному Наркомпросу справиться не под силу. Нужна широкая помощь всей советской общественности. Нужно создавать при ВЦИК … широкую комиссию, куда бы вошли все ведомства и все организации, могущие быть полезными в этом деле… я бы хотел бы сам встать во главе этой комиссии, я хочу реально включить в работу ВЧК. К этому меня побуждает … соображение: я думаю, что наш аппарат один из наиболее чётко работающих. Его разветвлённая сеть повсюду. Его побаиваются…, я думаю: отчего не использовать наш боевой аппарат для борьбы с такой бедой, как беспризорность”.
27 января 1921 года при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете была учреждена особая Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия при ВЦИК) под председательством Феликса Эдмундовича Дзержинского. В её состав вошли представители профсоюзов, Наркомпроса, органов здравоохранения, Рабоче-крестьянской инспекции, ЦК комсомола, женотдела, отдела агитации и пропаганды ЦК РКП (б) и Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией – ВЧК. Параллельно с центральным органом создавались местные комиссии, которые имели государственно-общественный характер, так как пользовались широкой поддержкой и помощью со стороны населения.
Неоспорима роль в решении сложнейшей задачи принадлежит Ф.Э.Дзержинскому. “Я страстно люблю детей, - писал Ф.Э.Дзержинский. – Сколько б талантов погибло, если бы мы их не подобрали! Всему их надо учить: и рожицу вымыть, и из карманов не тянуть, и книжку полюбить… Запугиванием можно вырастить в ребёнке только низость, неискренность, лицемерие, подлую трусость, карьеризм”.
Сразу же после создания комиссии Ф.Э.Дзержинский распорядился мобилизовать на борьбу с детской беспризорностью практически весь аппарат ВЧК сверху донизу. Все губернские, уездные, волосные, городские руководители ЧК получили распоряжения о создании вместе с организациями, отвечающими непосредственно за детей, и широкой общественностью местных отделений Деткомиссии при ВЦИК. Первейшими задачами Деткомиссии была продовольственная помощь детям, эвакуация детей из голодных районов в более благополучные по урожаю, охрана детей от эпидемий и болезней, организация детских домов для детей-сирот, материальная помощь нуждающимся детям, розыск детей, потерявших родителей и т.д.
Уже в 1921 году в голодающих губерниях Поволжья через Деткомиссию были получены питание и одежда для 5 миллионов детей, 150 тысяч детей было эвакуировано в более благополучные регионы, 200 тысяч детей было принято на содержание частями Красной Армии, подразделениями ВЧК, профсоюзами, крестьянскими организациями.
Руководителями губернских и местных деткомиссий были в тот период такие известные чекисты, как Ф.П.Фомин, А.Ф.Мартынов, Р.А.Пилляр, И.П.Павлуновский, Г.С.Сыроежкин, Т.Д.Дерибас. Так, А.Ф.Мартынов руководил Одесской губернской деткомиссией, И.П.Павлуновский – Омской, Т.Д.Дерибас – Самарской. Чекисты обследовали детские учреждения, вместе с милицией устраивали облавы на беспризорников с целью дальнейшей передачи их в приюты и детские дома, вывозили голодных детей из Поволжья в Центральную Россию, Сибирь, Белоруссию, Грузию, Украину и Среднюю Азию, собирали в своих коллективах для детей продукты и вещи.
В свою очередь Деткомиссия вместе с общественными, прежде всего крестьянскими и бывшими земскими организациями собирала продовольствие и подарки для детей, направляла в голодающие губернии санитарные и продовольственные поезда, распределяла между детскими учреждениями государственные пайки и выделенные государством деньги.
Государство, обескровленное мировой и гражданскими войнами, не могло в полной мере обеспечить нуждающихся детей необходимым. Потому оно способствовало созданию предприятий при деткомиссиях, которые своими доходами должны были обеспечивать детские учреждения продовольствием, одеждой и т.п. Кроме этого, были учреждены выигрышные лотереи, вырученные средства от которых направлялись на детские нужды. Большой эффект приносили “недели беспризорного и больного ребёнка”, средства, полученные в качестве пожертвований, были использованы на создание детских учреждений. На государственных предприятиях были введены специальные семи процентные квоты для производственного обучения и трудоустройства подростков.
Наряду с проведением всероссийских недель беспризорности и больного ребёнка требовалось создание специальных детских учреждений: детских домов, “коммун”, детских “городков”, париёмников-распределителей временного пребывания. Детские “городки” вообще являлись уникальным образованием. Они представляли собой объединение нескольких детских домов, школ, фабрично-заводских училищ с обслуживающей их инфраструктурой и подсобными учреждениями. Через 200 созданных в 1921 году приёмников-распределителей, рассчитанных на приём от 50 до 100 детей одновременно, в первый год целенаправленной государственной борьбы с беспризорностью прошло более 540 тысяч детей. Государство осуществляло и такие меры, как принудительное расселение бездомных детей-сирот по семьям. Так, в 1920-1921 годах только по семьям жителей Москвы их было расселено 24 тысячи.
В отличие от детских домов, принимавших детей в возрасте до 12-14 лет, организовывавших их обучение и воспитание, “трудовые коммуны” принимали подростков более старших возрастов, где наряду с общеобразовательным велось и трудовое обучение, шире применялись принципы самоуправления и самообеспечения. Несмотря на очевидные трудности воспитательного периода, к 1925 году в стране уже имелось более 280 детских домов, 420 “трудовых коммун” и 880 “детских городков”.
Активное участие в работе с детьми и подростками “с улицы” принимали комсомольцы. Если через созданные при участии комсомола 43 школы фабично-заводского обучения за 1921 год прошло только 2 тысячи учащихся, то в 1924 году 927 таких школ окончили более 90 тысяч подростков. Часть подростков направлялась также в музыкальные команды Красной Армии.
В марте 1923 года Дзержинский сообщал, что из 5,5 миллиона детей, нуждающихся в экстренной помощи, более миллиона было помещено в детские дома Наркомпроса, около 3 миллионов получило помощь от Деткомиссии при ВЦИК и комиссии по ликвидации голода.
Кроме желания помочь несчастным детям, Ф.Э.Дзержинский руководствовался и достаточно прагматичными соображениями. Известно его высказывание: “Забота о детях есть лучшее средство истребления контрреволюции. Поставив на должную высоту дело обеспечения и снабжения детей, Советская власть приобретает в каждой рабочей и крестьянской семье своих сторонников и защитников, а вместе с тем широкую опору в борьбе с контрреволюцией”. Кроме того, миллионный отряд беспризорных, озлобленных детей угрожал в ближайшем будущем если не пополнить отряды открытых врагов Советской власти, то влиться в ряды организованной преступности.
Ныне нередко в т.н. “демократических” СМИ можно встретить утверждения, что, мол, борьба с детской беспризорностью при Советской власти отличались “не демократичностью”, эта политика не давала подросткам “свободы выбора”. Утверждение совершенно неверное. Ведь, говоря профессиональным языком социологии, “вертикальная социальная мобильность населения”, то есть возможность граждан реализовывать свои личные планы и стремления, в 20-е, да и последующие годы были несравнимо выше, чем сегодня. Стоит привести пример, что восемь бывших беспризорников стали впоследствии академиками АН СССР, в том числе и всемирно-известный учёный-генетик Николай Петрович Дубинин. “Ваше желание, - писали бывшие воспитанники колонии имени Дзержинского Антону Семёновичу Макаренко, - видеть в беспризорном человека умеющего работать и могущего стать полезным человеком общества, Ваша уверенность в том, что нет таких ребят, которых нельзя перевоспитать, подтверждается результатами Вашей долголетней роботы. Ваши воспитанники уже врачи, инженеры, литераторы, квалифицированные рабочие…”.
Нельзя также упускать из виду и того неоспоримого факта, что дети уходили нередко в прямом смысле из-под “открытого неба”, приобретая взамен кров и уход, образование и возможность самореализации в дальнейшем.
Безусловно, успешность проведения столь масштабной роботы была обеспечена заинтересованностью всего государства в ликвидации беспризорности, безнадзорности, попрошайничества и неграмотности детей и подростков. Этим занялись в стране все – руководители государства, министерства и ведомства, трудовые коллективы, массовые общественные организации, учителя, врачи, представители науки и культуры. И не только занялись, а и постоянно отчитывались о достигнутом и, главное, гордились этим самым достигнутым. Государство предложило беспризорным множество по-настоящему интересного. Они становились моряками, полярными лётчиками, шли в военные училища, инженерные вузы. Они были уважаемы в своём государстве. Как тут не вспомнить хотя бы каверинский роман “Два капитана”, или героев из книг и кинофильмов “Путёвка в жизнь”, “Республика ШКИД”, “Кортик”, “Педагогическая поэма”.
Разумеется, столь масштабное асоциальное явление, как послевоенная беспризорность, тем более постоянно подпитываемое неурегулированностью социально-экономических проблем мирного строительства (напомним, что борьба с беспризорностью велась в самом начале НЭПа), во многих сходных с сегодняшней экономической ситуацией в Украине и других республиках бывшего Союза ССР, не могло быть искоренено быстро. Однако уже к 1928 году численность беспризорных детей сократилось до 200тысяч человек. С проклятым наследием прошлого практически было покончено. Но мог ли тогда кто-нибудь предполагать, что нашей стране ещё неоднократно – в 1944-1948 годах (после окончания Великой Отечественной войны в детских домах находилось 678 тысяч детей), а также в последнее десятилетие ХХ и начале нового – вновь и вновь придётся обращаться к этой печальной странице истории, чтобы извлекать из неё уроки, необходимые для решения актуальных задач, стоящих перед страной!
Исторический опыт СССР по борьбе с неграмотностью населения, детской беспризорностью и безнадзорностью убедительно показывает, что проблема беспризорности может быть решена только в той стране, где служение Родине значит значительно больше, чем тугой кошелёк и для тех, кто её решает, и для тех, для кого она решает.
Можно ли надеяться, что сегодняшний политический режим способен решить проблему беспризорности детей и подростков? Наши надежды тщетны. Капитализаторско-компродорские режимы Кравчука, Кучмы заменены на капитализаторско-прозападный режим Ющенко. А предвыборные обещания Ющенко “ликвидировать детскую беспризорность, обеспечить приоритетное развитие детских домов семейного типа” всего лишь предвыборный трюк. Ведь бороться с беспризорностью детей и подростков – значит бороться с бедностью всего населения страны. А как можно обеспечить благосостояние собственного народа, когда извне диктуют, что и как делать, какую политику следует проводить. Откуда здесь взяться “политической воле”.
Сегодня необходима правдивая информированность общества об истинном положении подростков и детей. Такую информацию отыскать непросто, но она всё же просачивается сквозь тщательно воздвигнутые цензурные редуты. Её нужно обобщать, оперативно доносить до общественности. Замалчивание проблемы – на руку властвующему режиму и его приспешникам.
На защиту прав детей должны встать государственные и общественные институции, совестливые политики и чиновники, журналисты и общественные деятели, неравнодушные педагоги и родители. Уже пора бить в набат!
В настоящем материале использованы:
1. Збірка “Про проблеми бездомних громадян та безпритульних дітей і шляхи її подолання”. Парламентські слухання. – Київ, 2004, -376 с.
2. Журнал “Комуніст України”, статя “Социально-правовая защита детей: история и современност”, №1, 2003.
3. Інформаційні матеріали до “Дня Уряду” у червні 2005 року з порядком денним: “Про дитячу безпритульність в Україні та шляхи подолання цього явища. Про посилення боротьби з наркоманією в Україні”.
4. Публикации в газете “Советская Россия”, журнале “Диалог”.
5. Макаренко А.С. Полное собрание сочинений.
|
|
|