Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Партійна преса та видання

Илья Федосеев: Российский капитализм и православная церковь. Министры со свечками (кпрф.ру)

Источник: www.cprf.ru

Всякий человек, мало-мальски интересующийся историей постсоветской России, наверняка обратил внимание на такой факт. Как только контуры нового порядка в достаточной мере обозначились (а произошло это уже в конце 80-х годов прошлого века), новая – а также, собственно, и старая – власть активно заинтересовалась религией. Причем не религией вообще (в скобках заметим, что к метафизическим вопросам правители СССР-России испытывали ничуть не большую тягу, чем их предшественники), а именно старинным русским православием, РПЦ. Появились публикации, воспевающие эту церковь, заговорили о возрождении духовности (кстати, читатель, позвольте дать вам совет: как только вы услышите слово «духовность» – покрепче держитесь за свой кошелек), в церковный карман водопадом хлынуло всевозможное добро: здания, музейные иконы, всяческие налоговые льготы, высшие государственные чиновники валом повалили в церковь, неумело, но весьма энергично крестясь…

Разумеется, не стоит удивляться, что эта страсть оказалась взаимной, и церковные иерархи принялись взахлеб расхваливать новую власть. РПЦ по самой своей сути так устроена, что склонна поддерживать любую власть – от ордынских ханов до новорусских президентов. Ведь всякая власть от бога – не так ли, господа архи- и просто иереи?

Странно (во всяком случае, на первый взгляд) другое. Зачем церковь вдруг понадобилась власти, уже открыто вступившей на путь капитализма? Заметившие это в начале 90-х юмористы изощрялись в шутках о том, что новые правители, дескать, очень уж грешны, и потому стремятся поскорей замолить свои грехи. Однако, думается, если в этой шутке и есть доля истины, то она настолько мала, что ею можно и пренебречь.

Капитализм бывает разный

На самом деле, конечно, РПЦ нужна власти лишь для одной цели: идеологического оформления и оправдания капитализма. Я понимаю, что предыдущая фраза вызвала у многих читателей недоумение: принято считать, что духу капитализма в наибольшей мере отвечает протестантизм, в то время как православие как раз антибуржуазно. Тем не менее, никакого противоречия здесь нет, стоит только разобраться.

Как известно, капитализм бывает разный – или, точнее, мировая капиталистическая система в разных странах проявляет себя по-разному. Лошадиная голова, знаете ли, тоже не похожа на лошадиный хвост, даже если они принадлежат одному и тому же коняге. Совершенно естественно, что и идеологическое (в том числе и религиозное) обеспечение в разных странах тоже требуется различное.

Если рассуждать отвлеченно, ситуация выглядит следующим образом. Столкнувшись с пороками капитализма, человек оказывается перед выбором из трех вариантов: он может либо смириться, либо попытаться изменить мир, либо попытаться изменить свое положение в мире. Совершенно очевидно, что по-настоящему революционен и опасен для капиталистического миропорядка лишь второй путь, остальные для него вполне приемлемы.

Распространенная в странах Запада протестантская модель поведения ориентирована на третий путь. Поскольку протестантизм культивирует индивидуальный успех, то наемный работник (шире – вообще человек, принадлежащий к общественным «низам»), следующий его заповедям, озабочен, прежде всего, повышением своего материального и социального положения. А такой человек не опасен для капиталистической системы. Во-первых, он следует правилу «каждый сам за себя», и потому одинок (а одиночка может быть опасен системе лишь в голливудских боевиках). К тому же, поглощенный мечтами о карьере, он вкалывает как вол – что тоже весьма полезно для капитализма и капиталистов. Наконец, достигнув успеха, он полностью рвет связи со своими прежними собратьями по классу – для него они уже не товарищи, а враги, «чернь», угрожающая общественному и его личному благополучию. Здесь уместно вспомнить старый анекдот о только что крестившемся еврее, который, выходя из церкви, презрительно бросает своему соплеменнику: «Пошел вон, жидовская морда!».

Протестантизм не годится

Однако, как легко догадаться, протестантская идеология (я специально употребляю здесь не слово «религия», а более широкий термин) может быть эффективна лишь в «метрополии», то есть странах капиталистического «центра». Там всегда существует избыток ресурсов, достаточный для поддержания массового «среднего класса». Мечтающий об успехе человек из «низов» видит, что попасть в ряды «среднего класса» при должном старании и везении вполне реально – и это становится целью его жизни (надеюсь, все помнят, что такое «великая американская мечта»?). Гениальный принцип «divideetimpera» работает безотказно.

Но увы – излишек ресурсов существует далеко не везде. Кое-где, напротив, наблюдается их недостаток, иначе бы и излишков не было. К числу таких стран относится и Россия. В таких странах, конечно, возможен некий аналог западного «среднего класса», но массовым ему никогда не стать. Наоборот, существует огромная пропасть между богатыми и бедными.

Культ индивидуального успеха здесь обречен – поскольку все понимают, что такой успех невозможен. Ты можешь вкалывать как проклятый – но из своего социального слоя, а тем более класса, выпрыгнуть не сможешь (исключения, конечно, есть, но они лишь подтверждают правило).

Стало быть, здесь нужно идти по первому пути – проповедовать смирение. Конечно, этот путь менее эффективен, поскольку заставить человека смириться – означает, по сути, сломать его, а без сопротивления сделать это невозможно. Но другого выбора нет.

В этом и состоит задача РПЦ. Культивирование рабской покорности (и власти, и духовным авторитетам, и обстоятельствам, и судьбе по имени «бог»), жизнь по строгому регламенту, осознание собственной изначальной греховности – все это должно заставить человека безропотно принять существующий в мире и стране социальный порядок, якобы санкционированный свыше.

Министерство духовных дел

Собственно, эту же роль РПЦ играла и при царском режиме – со времен Петра I (а фактически, и раньше) она была пропагандистским придатком государственной машины, своего рода «министерством духовных дел», обеспечивающим стабильность в стране. Разумеется, тогда условия благоприятствовали ей в этом гораздо больше, нежели сейчас: единственный вид СМИ – газеты – был недоступен крестьянам, составлявшим большинство населения страны (следует учитывать и отсутствие у них образования), и потому церковная проповедь оказывала громадный пропагандистский эффект.

Вряд ли сейчас церковные иерархи мечтают о возвращении тех благословенных времен – они, будучи людьми неглупыми, прекрасно понимают, что это невозможно. Однако немалые возможности у РПЦ все же остались, а главное – есть платежеспособный спрос со стороны государства.

Вряд ли я открою Америку, если скажу, что с точки зрения современного российского режима идеальный житель страны – человек не только бесправный, но даже и не подозревающий о том, что он может иметь какие-то социальные, а тем паче политические права. И церковь активно занимается воспитанием такого человека – по сути, раба, в списке добродетелей которого главное место занимает смирение.

Наработанный за долгие века арсенал методов оказывает ей в этом огромное содействие. Взять хотя бы гигантский перечень дел, которые церковь считает «греховными» или «недушеспасительными». Расчет прост: чем больше запретов, тем чаще человек их нарушает (все-таки жизнь нельзя втиснуть в узкие рамки церковных правил). Чем чаще человек нарушает правила – тем более он чувствует себя виноватым («грешником»). А чем больше человек чувствует себя виноватым – тем легче им управлять. Кстати, эту задачу серьезно облегчает и идея «первородного греха» (на мой взгляд, гениальное пропагандистское изобретение). Ты вроде бы и не согрешил, а уже грешен. Так что ступай замаливать грех – и пожертвовать на храм тоже не забудь.

Путин – тоже от бога

Особого внимания заслуживает концентрация на теме «спасения души». В Интернете широко распространен юмористический текст, в котором различные религиозные и философские учения отвечают на вопрос: «Почему программы глючат?». Православный вариант ответа гласит: «Заботиться нужно не о том, чтобы программа работала, а о том, что с ней будет после деинсталляции». Точнее и не скажешь. Заботься о загробной судьбе своей души, в идеале – уйди в монастырь, постись, молись, а о мирской суете – забудь. В переводе на нормальный язык – не мешай серьезным людям кушать.

Ну и венец всего – идея божественного происхождения власти (любой власти). Куда там католикам с их «божественным правом королей»! У нас что ни власть – то и от бога. Включая, кстати, и Советскую власть – напрягите память, ваше святейшество и ваши преосвященства. Стало быть, всякий, выступающий против власти, тем самым бунтует и против бога, обрекая свою душу на гибель. Поскольку же, по выражению Бориса Кагарлицкого, «невозможно сменить систему, не меняя власти», РПЦ бдительно стоит на страже существующего режима. С позолоченным крестом наперевес.

Вот почему противопоставлять капитализм (уточним: капитализм, существующий в сегодняшней России) и православие – непростительная глупость. Это – две стороны одного явления, невозможные друг без друга.

И отправлять их на свалку истории тоже придется вместе. Иначе просто не получится.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.