Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Партійна преса та видання

КАК СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ, ШКОЛА? (г."Коммунист", №96, 08.12.2006г.)

Источник: www.komunist.com.ua

- Немногим более четырех месяцев прошло, как вы возглавили Комитет, определяющий законодательную политику в сфере науки. Впервые в истории украинского парламента этот участок работы возглавила женщина. Груз, наверное, достался нелегкий?

- Да, действительно, за все пять созывов Верховного Совета Украины впервые руководить Комитетом по вопросам науки и образования парламент доверил женщине. Но ведь и наука, и образование также относятся к женскому роду? (смеется). К тому же в системе образования около 80% работающих - женщины. А насчет "груза"... Так ведь нам, женщинам, не привыкать. Сегодня в украинском обществе как раз, и к сожалению, основная тяжесть и производственных, и семейно-бытовых, и иных обязанностей возложена на наши плечи. Что касается лично меня... В третьем созыве была заместителем, в четвертом - Председателем парламентского Комитета по вопросам молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма. Сейчас возвратилась, можно сказать, в родную стихию, ведь я по профессии - учитель.

- Более 15 лет многочисленные правительства Украины, руководимые тремя президентами "реформируют" все и вся. Эти пертурбации не миновали и систему образования. Как бы вы охарактеризовали их направленность, цели и качество?

- В моем понимании реформа - это прежде всего улучшение, совершенствование, изменения в лучшую сторону. Но то, что сделали "рыночники" с нашей страной, проводя свои "радикальные реформы", можно охарактеризовать одним словом - разрушение. Развалена экономика, разграблены предприятия, растащена социально-культурная сфера, унижено большинство населения. За последние 15 лет система образования пережила такие катаклизмы, как сокращение сети учебных заведений, многомесячные задержки по выплатам заработной платы и, соответственно, массовый отток педагогических и научно-педагогических кадров из отрасли, отсутствие финансирования на поддержку и развитие материально-технической базы учебных заведений, вакханалия с учебными планами, программами, учебниками и пособиями.

Именно в таких условиях формировалась законодательная база, которая регламентирует отношение к образовательной отрасли. Его определяет базовый закон "Об образовании", так называемые законы прямого действия "О дошкольном образовании", "Об общем среднем образовании", "О внешкольном образовании", "О профессионально-техническом образовании", "О высшем образовании". Утверждена Национальная доктрина развития образования, на правительственном уровне приняты общегосударственные программы "Учитель" и "Школьний автобус". Смею заметить, что над разработкой законодательной базы отечественного образования работали депутаты-коммунисты предыдущих созывов. Казалось бы, теперь-то отрасль должна прогрессировать, но нынешняя власть так и не сподобилась остановить процессы деградации в гуманитарной сфере.

- Почему, по вашему мнению, затяжной кризис так и не преодолен?

- Прежде всего потому, что он охватил все стороны нашей жизни, носит системный характер. Далеко недостаточно принять закон, главное - добиться его безукоризненного выполнения. А сменяющие друг друга правительства Украины взяли на вооружение механизм, когда при принятии государственных бюджетов парламенту навязываются решения, которые приостанавливают отдельные нормы, положения, статьи действующих законов. Например, за десять лет так и не удалось добиться выполнения статей 61, 57 Закона Украины "Об образовании" в части обеспечения бюджетных ассигнований на образование в размере не менее 10 процентов национального дохода, введения средних должностных окладов (ставок заработной платы) педагогическим работникам не ниже средней заработной платы работников промышленности и двойного - для научно-педагогических работников. А также пересмотра заработной платы два раза в год с ежеквартальной индексацией с учетом уровня инфляции. С момента принятия Закона Украины "Об общем среднем образовании" вот уже семь лет не действует статья 25 этого закона в части доплат за классное руководство, проверку тетрадей, руководство учебными кабинетами, мастерскими, учебно-опытными участками. Такая же участь постигла и образовательные законы.

- Нельзя не видеть и того, что применение на практике отдельных законодательных норм и положений кардинально изменили ситуацию в образовательной отрасли. Платное образование уже привело к появлению двух направлений в образовательной политике - демократического (социального) и антидемократического (основанного на "доступности" за плату) образования. Сторонники последнего полагают, что качественное образование должно быть доступно людям с высокими доходами, а в лучшем случае - еще и с исключительными способностями (так называемым одаренным детям).

- Полностью с вами согласна. Так называемое элитарное образование в Украине стало набирать темпы с конца 90-х годов прошлого века, когда законодательно были закреплены, помимо учебных заведений государственной и коммунальной форм собственности, учебные заведения других форм собственности, в том числе и частной. К величайному сожалению, при разработке образовательного законодательства депутатам-коммунистам не удалось отстоять наши программные установки - реально доступное, качественное и бесплатное образование для всех. Вместе с тем нам удалось в статье 3 Закона Украины "Об образовании" предусмотреть следующую норму: "Граждане Украины имеют право на бесплатное образование во всех государственных учебных заведениях независимо от пола, расы, национальности, социального и имущественного положения, рода и характера занятий, мировоззренческих убеждений, партийной принадлежности, отношения к религии, вероисповедания, состояния здоровья, места проживания и других обстоятельств".

К сожалению, реальности сегодняшней жизни свидетельствуют о том, что социальное расслоение общества привело к усилению неравенства в получении образования. По данным социологических опросов почти 29% наших людей живут за чертой бедности, а почти 66% - на уровне бедности. При этом кошельки родителей все чаще становятся главным и определяющим фактором. В стране появились сотни "элитных", "элитарных" (прежде всего платных) учебных заведений типа лицеев, гимназий, колледжей, коллегиумов. В системе высшего образования возникли частные учебные заведения, а за отсутствием средств к существованию, в государственных и коммунальных учебных заведениях - платные (коммерческие) курсы, потоки, группы. В отдельных вузах платное обучение стало доминирующим, почти полностью заменившим бюджетное.

Отрезвление начало приходить только сейчас. Уже сегодня поставлена задача ограничить прием на платной основе в государственные и коммунальные учебные заведения хотя бы 50-ью процентами лицензированного набора абитуриентов. Министерство образования и науки Украины активно проводит работу по проверке ранее выданных лицензий, сертификатов на предоставление образовательных услуг. Убеждена, что в создавшейся ситуации государству необходимо делать все, чтобы качество образовательных услуг в государственных и коммунальных учебных заведениях было на уровне и выше, чем в учебных заведениях других форм собственности. А для этого необходимо сделать образование и науку главными приоритетами не на словах, а на практике.

- С какими еще трудностями вы сталкиваетесь на посту председателя Комитета?

- Наша партия коммунистов имеет проверенную десятилетиями образовательную политику. Мы реалисты и понимаем, что сегодня невозможно перенести советскую систему образования на искусственно обуржуазненное украинское общество. Но мы убеждены, что все то лучшее, что имели вчера, обязательно должно быть перенесено в реальную обстановку. Нашей "программой-максимум" должна стать кропотливая работа по пропаганде принципов социальной справедливости в системе образования и, прежде всего, равенства всех граждан при получении образования; реального обеспечения качественного полного обязательного среднего образования; бесплатность всех видов образования; единство обучения и воспитания; связь обучения и воспитания с реальной жизнью; научный гуманистический, высокоморальный, светский характер образования; свобода выбора языка обучения: то есть обучение на родном языке с обязательным изучением украинского языка.

Будем настоятельно предлагать Антикризисной коалиции наши подходы по дальнейшему реформированию системы образования. А начать необходимо с главного - безусловного выполнения Правительством действующего образовательного законодательства, о чем я уже говорила.

- А что конкретно уже сделано депутатами, которые входят в ваш комитет?

- За четыре месяца работы нами проведено 14 заседаний Комитета (из них одно выездное и два совместных с президиумом Национальной академии наук Украины и Консультативным Советом по вопросам информатизации при Верховной Раде Украины), где рассмотрено 77 вопросов. Считаем заслугой Комитета, что Верховная Рада Украины приняла мой проект Постановления "Об установлении ежегодной Премии Верховной Рады Украины педагогическим работникам общеобразовательных, профессионально-технических, дошкольных и внешкольных учебных заведений", а также Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О государственных наградах Украины".

Мы ставили задачу на государственном уровне, хотя бы морально, а порой материально поддержать учителя, возвысить его авторитет и престиж, значимость учительской профессии в обществе. Убеждена, что образцом государственного отношения к просвещенцу, учителю, воспитателю является именно советский период нашей истории. В советской школе фигура учителя имела, если хотите, священную компоненту. Как наставника и подвижника. В приниженной школе, т.е. сегодняшней, настойчиво подчеркивается, что учитель - служащий предприятия, продающий услуги. Учителей сегодня растлевают, унижают взятками и подачками.

Постановлением учреждено 30 ежегодных премий высшего законодательного органа в размере 20 тысяч грн каждая, а упомянутым Законом учреждено почетное звание "Народный учитель Украины", а также установлена Государственная премия в сфере образования по номинациям: общее среднее образование; дошкольное и внешкольное образование; профессионально-техническое образование; высшее образование; научные достижения. Государственная премия присуждается ежегодно пятерым просвещенцам, научным работникам (по одной из номинаций). Ее размер - 100 тысяч грн каждая. Народный учитель в материальном плане получает поддержку в размере 40 процентов к должностному окладу (ставке заработной платы).

Комитету удалось убедить Верховную Раду не принимать закон, разрешающий религиозным организациям выступать учредителями учебных заведений. Наша позиция базировалась на том, что законопроект никак не согласуется с Конституцией Украины и законами, которые регламентируют отношения в сфере образования.

На рассмотрение Верховной Рады Украины нами направлен законопроект, который в предыдущем созыве подавал коммунист Станислав Гуренко, но не был рассмотрен депутатами в связи с окончанием полномочий парламента. Этот законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (в части сохранения внешкольных учебных заведений в случае банкротства предприятия)" подан теперь мною. Считаю, что этот законопроект должен быть принят в целом, так как не понаслышке знаю, что после того, как предприятие объявляется банкротом, первыми "уплывают" дворцы культуры, стадионы, клубы, где работали кружки, секции, клубы и т.п. Кстати, сегодня в моей родной Херсонской области таким банкротом объявлен комбайновый завод, на продажу выставляются объекты социально-культурной сферы, в том числе и внешкольные учебные заведения,

Недавно наш Комитет провел выездное заседание в Винницкой области, на котором рассмотрели вопрос "О состоянии законодательного регулирования организации воспитательной работы с молодежью". Сейчас это проблема из проблем. Имеем сотни нормативно-правовых документов, в которых предписано, где, как и зачем вести воспитательную работу. Но молодежь продолжает духовно и физически деградировать. Об этом знают и говорят все, от главы государства до родителей. Но реальные действия не прослеживаются. Разрушена советская целостная система воспитательной работы, взамен ничего не предложено. Ведь бездуховной молодежью легче управлять, манипулировать ее сознанием. В ХХІ веке нам снова приходится говорить о бездомных, беспризорных подростках, детях-попрошайках. Только в этом году в органы внутренних дел доставлено более 50 тысяч детей, из них 14 тысяч - за бродяжничество и попрошайничество. По официальным данным МВД, на начало нового учебного года выявлено 5,3 тысячи подростков, которые так и не приступили к занятиям. Игнорируется опыт великого педагога А.С.Макаренко по воспитанию трудных детей, юных правонарушителей.

Главное предназначение школы на нынешнем этапе - это вовсе не обучение, ставящее целью дать подрастающему поколению определенную сумму знаний. Ее подлинное предназначение - образование, создание из ребенка частицы цивилизованного общества, основанного на социальной справедливости.

Вот почему наш Комитет принял решение обязать Кабинет Министров Украины в кратчайший срок внести на рассмотрение Верховной Рады Украины проект "Общегосударственной программы воспитания детей и молодежи", обеспечив ее необходимыми финансовыми, кадровыми и информационными ресурсами. Мы также пересмотрим Программу развития внешкольных учебных заведений на 2002-2008 годы с поправкой на современную ситуацию.

- А какой вам видится школа через призму Государственного бюджета 2007 года?

- К сожалению, система образования так и не стала приоритетной. В контрольных цифрах бюджета на 2007 год предлагается увеличить в сравнении с 2006 годом расходы на образование на 17%, на науку - на 16,4%. Но если просчитать расходы в объемах валового внутреннего продукта, который планируется получить в следующем году, то ожидаемые расходы на систему образования составят всего 6,43%, что на 0,21% меньше, чем в текущем году. Почти на том же уровне остается финансирование науки (ожидаемые показатели на год составляют 0,50% от ВВП, а на 2007 год - 0,49%). Вновь высокие государственные мужи пытаются продолжить губительную практику приостановки действия положений, норм и отдельных статей, направленных на социальную защиту педагогических и научно-педагогических работников. Так, размеры доплат за различные виды педагогической деятельности остаются неизменными, то есть мизерными. Приостановлено действие статьи 57 Закона Украины "Об образовании" в части получения льготных кредитов на приобретение жилья, а также обеспечение бесплатным жильем с отоплением и освещением учителей и пенсионеров, которые работают и проживают в сельской местности.

Вызывает беспокойство ограниченность бюджетных расходов на льготный проезд студентов, воспитанников, учащихся, на капитальное строительство, на компьютеризацию учебных заведений, особенно сельских, на реализацию общегосударственной программы "Школьный автобус".

Надеемся, что парламент позитивно откликнется на наши предложения. В планах Комитета - разработка предложений к действующему законодательству в части финансирования образовательной отрасли - не системы в целом, а каждого ученика. Или, как говорят сегодня, финансирование по формуле "деньги идут за ребенком".

- Екатерина Семеновна, не кажется ли вам, что в последние годы все те, кому выгодно "реформирование" школы именно с позиций антидемократического образования, сводят проблему лишь к нехватке средств, учебников, невыплате заработной платы учителям и т.д.?

- Конечно, бюджет образования и науки, его дефицит - острейшая проблема. Но проблема видится несколько в ином плане. Да, обнищали учителя, резко ухудшилось питание и здоровье школьников. Имеем десятки тысяч детей, которые нигде не учатся. Процветают бродяжничество, попрошайничество, детская и молодежная преступность, безнравственность и бездуховность и т.п.

Но причины всего этого не в материальной бедности школы. Во время Великой Отечественной войны она жила очень скудно. Но именно в той школе вырастали поколения, сделавшие СССР великой культурной державой. Важно изменить школу. Ныне надо говорить о типе школы, о типе той культуры, которую она должна передавать новому поколению. Это должна быть наша отечественная школа, со своими глубинными традициями, построенная на гуманизме, на правде, на уважении к своей истории. На первый взгляд, новенький учебник на хорошей бумаге лучше потрепанного. Но ведь гораздо важнее, о чем в нем идет речь. Если ребенку преподносят учебное пособие, извращающее историю, призывающее его ненавидеть своих предков, то мне не важен его добротный внешний вид. Для меня важно, что этот учебник - инструмент разрушения детских душ, воспитывающий "иванов, не помнящих родства". А за этим - трагедия разрушения государства.

А посему ставлю перед собой задачу - сделать все от меня зависящее, но донести до сознания властей предержащих, научно-педагогической общественности, всех тех, кому не безразлично наше будущее, мысль о том, что наша история - это еще и добрая, светлая память...

Мною направлены десятки обращений в гуманитарные вузы на кафедры истории с просьбой высказать свое мнение в отношении стандартов исторической науки, высказать свои предложения и замечания к содержанию учебников и учебных пособий по истории. Это даст нам возможность услышать мнение ученых-историков во имя того, чтобы компетентно ставить наболевший вопрос на более высоком уровне.

Беседу вел Евгений КРАСНЯКОВ и Владимир СИРЯЧЕНКО

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.