Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Партійна преса та видання

Светлана ГАРАЖА: Правда бывает летящей... (г."Коммунист", №77,4 октября 2006г.)

Источник: www.komunist.com.ua

Всем известно, что одни и те же события можно вспоминать, оценивать и осмысливать с разных позиций. Позиции могут различаться по уровню своей высоты. Речь идет о высоте духа, об устремленности самого исследователя к доброте, к романтике, к бескорыстию, к справедливости. Лев Гумилев, выдающийся историк, географ, этнолог, говорил, что на любой процесс можно смотреть из мышиной норы или с высоты птичьего полета. Ученики великого нашего Александра Довженко недавно вспоминали на российском телевидении, как он, преподавая во ВГИКе, настраивал их на умение чутко различать грани правды жизни, ибо правда, по его словам, может быть ползущей, стоящей на месте или летящей ввысь. Изумительный литовский художник Чюрленис любил притчу, в которой отец, провожая сына в жизнь, напутствует его словами: "А ты иди, иди без устали. А я останусь здесь. Погоди, сын, забыл я: смотри с высоких башен - увидишь дорогу... И я пошел дальше и смотрел с высоких башен...".
      Сегодня в оценках отдаляющейся от нас и уходящей в вечность советской эпохи бьются между собой цепкие взгляды из "мышиных нор" либеральных и буржуазно-националистических кругов и взгляды тех, кто стремится оставить людям летящую ввысь правду о том великом времени со всеми его свершениями и трагедиями, битвами и победами, поисками и озарениями.
      Недавно известный теледеятель Владимир Познер с вечной своей усмешечкой утомленного жизнью наблюдателя произнес, что "дружба народов, о которой так много твердили в советские времена, - это, конечно, вранье". И мог бы, разумеется, в доказательство привести примеры житейской, бытовой или звериной, фанатичной национальной вражды. У тех, кто, если по Гумилеву, наблюдает жизнь из "мышиных нор", всегда в запасе вереницы реальных примеров подобного плана. Это - тоже правда жизни, одна из ее граней. Правда, вползающая в душу и заслоняющая, отвергающая возможность другой правды - взлетающей ввысь, к высотам духа человеческого. А сам Лев Гумилев, подвергавшийся, как известно, репрессиям в советские годы, пережил распад Советского Союза как личную трагедию. "Лев Николаевич Гумилев умирал вместе с СССР", - написал в книге о нем его друг, профессор Ленинградского университета С.Лавров. "Народы, живущие на постсоветском пространстве, - настаивал Л.Гумилев как профессионал, как ученый, - связаны друг с другом достаточным числом черт внутреннего духовного родства, существенным психологическим сходством и часто возникающей взаимной симпатией (комплиментарностью). Вообще, дружба народов - лучшее, что придумано в этом вопросе за тысячелетие".
      Те, кто сегодня прислушиваются скорее к телевизионному В.Познеру, чем к Л.Гумилеву, оценивающему события с высоких башен тысячелетий истории, уже могут и не понять, например, о какой такой влюбленности народов друг в друга ("комплиментарности") вспоминает в наши дни кинорежиссер Марлен Хуциев, постановщик прекрасных фильмов "Весна на Заречной улице", "Застава Ильича", "Два Федора": "Развалом Советского Союза я потрясен до сих пор. Как можно было разделить взаимодействие культур Грузии и России, влюбленность наших народов друг в друга?".
      Президент Грузии М.Саакашвили, единомышеленник и сподвижник украинского президента В.Ющенко, разворачивает сегодня Грузию лицом к Америке. Ну развернет. А дальше-то что, если смотреть на перспективы с высоты птичьего полета, с высоты духа человеческого? В "Известиях" недавно (16.06.2006 г.) замечательно об этом было сказано: "Джигит предлагает руку, сердце и кинжал статуе Свободы. Не понимая, что в сознании Америки Грузия абсолютно не разнится с Эфиопией. Мы знаем, что такое Грузия, американцы - нет. Мы любим ее, а американцам она безразлична. У русских с грузинами есть Данелия и Товстоногов, Габриадзе и Кикабидзе, да мало ли всего... Мы должны что-то сделать. Вместе. Пока не поздно. Пока арба не перевернулась". Не желает присутствовать на "похоронах дружбы" и всемирно известный великий грузинский театральный режиссер Роберт Стуруа. "Я ненавижу политику как область человеческой деятельности, - отметил он в том же выпуске "Известий". - Но, если бы у меня была возможность, я бы постарался помирить наши страны. Обидно, что новое поколение в Грузии уже не воспитывается на русском языке, на русской культуре. Те великие книги, которые мы читали в подлиннике, они в лучшем случае прочтут в переводе. Я иногда забудусь, скажу несколько слов по-русски на репетиции, молодые актеры просят перевести... В моих личных отношениях с Россией ничего не изменилось".
      В начале нынешнего года в Киеве на концерте, завершавшем год Грузии в Украине, грузинский ансамбль танца порадовал зрителей украинским гопаком. Тут же за кулисами репортер украинского телевидения поинтересовался у постановщика танца, когда и где он успел так понять природу украинской танцевальной культуры. Тот объяснил: дело было в его студенческие годы в Москве. Они изучали особенности танцев народов СССР. С тех пор запомнил и полюбил украинские танцы. Символическое получилось признание...
      Об исполнителях танцев, но в другом контексте, упомянула во львовской газете "Высокий Замок" (23.03.2006 г.) и Ирэн Роздобудько, писательница, приняв участие среди других в блиц-опросе. Вопрос был по горячей в те дни выборной тематике: "Что вам больше всего запомнилось в этой избирательной кампании?" И пани Ирэн, писательница, ухохатываясь, ответила: "Нынешние выборы - это паноптикум! Сильное впечатление произвели рекламные ролики... Балерина, которая будет голосовать за КПУ, - это супер! Клара Новикова и Петросян - отдыхают!"
      Узнаваемый стиль чеховского персонажа - мол, "этого не может быть, потому что этого не может быть никогда". Он, персонаж Чехова, был возмущен известием, что на Солнце есть пятна. Нынешние же "персонажи" с той же непробиваемой категоричностью, напротив, зачастую в упор не видят ничего, кроме "пятен", не замечая самого Солнца. Что ж, пока Петросян и Клара Новикова отдыхают, пани Ирэн, писательнице, полезно было бы ознакомиться с некоторыми суждениями поистине талантливых балерин и танцовщиков, не забывших солнечных сторон советской эпохи.
      Прима Большого театра Нино Ананиашвили признавалась в интервью "Комсомольской правде" в 1997 году: "Я много работаю на Западе и молю Бога, чтобы мы не стали на него похожи. Мне жаль той духовности, которая когда-то объединяла интеллигенцию и людей искусства на территории, называвшейся СССР".
      Виктор Гордеев, руководитель театра "Русский балет", в прошлом блестящий танцовщик Большого театра, Народный артист СССР: "Я по-хорошему скучаю о советском времени, когда дело касается искусства" (ТВЦ, 2001 год).
      Людмила Семеняка, прима-балерина Большого театра, Народная артистка СССР: "Советская психология - это психология моего поколения, нормальная психология. Пусть я не так уж много благ имела, но в моей жизни было рав-но-ве-сие, гармония, если хотите" ("Правда", 1997 г.).
      Ирина Семиреченская, солистка балета Большого театра: "Во время недавних выступлений в Армении и Эстонии увидели своими глазами, что эти бывшие советские республики - не такие уж и "бывшие"! Потому что нельзя было без слез выслушивать страстные воспоминания и "титульных", и нетитульных граждан новых государств о той подлинной дружбе народов, которая царила в Советском Союзе" ("Правда", 2005 г.).
      В том рекламном ролике, по поводу которого изгалялась И.Роздобудько (ролики, как сказал на телевидении А.Голуб, снимали студенты, симпатизирующие КПУ, - спасибо им!), молоденькая девушка в танце ловит красный шарф. Те, кто интересуется историей танца, по ассоциации, конечно, вспомнили, что с красным шарфом танцевала свой легендарный "Интернационал" знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан. Танец часто называют ожившей скульптурой. Выдающийся французский скульптор Огюст Роден восхищался: "Айседора Дункан взяла у природы ту силу, которая зовется уже не талантом, а гением".
      Очевидец выступления Айседоры Дункан в 1924 году в Киеве вспоминает: "...И наконец, кульминация концерта и его апофеоз - "Интернационал". Все присутствовавшие встали и запели. Думаю, не у одного меня пробегали мурашки по спине от этого величайшего мгновения торжества искусства, сливающего сотни людей в едином порыве... Одетая в темно-бордовую тунику с ярко-алым щарфом в руках Дункан выражала содержание "Интернационала" посредством своего танца. Прекрасное зрелище! Великая танцовщица! Великая артистка! Раскланиваясь бессчетное количество раз, Айседора вытирала слезы признательности".
      Свой "Интернационал" Айседора Дункан исполняла и 7 ноября 1921 года, в четвертую годовщину Великого Октября, на сцене Большого театра. В зале был Ленин. Когда прозвучали последние аккорды "Интернационала", Владимир Ильич встал и громко, во весь голос воскликнул: "Браво! Браво, мисс Дункан!".
      В том же ноябре 1921 года Ленин написал небольшую статью, цитату из которой привел в газете "Зеркало недели" за 1 апреля нынешнего года в своей публикации Сергей Гупало. Публикация была посвящена известному писателю, "королю смеха" Аркадию Аверченко. Автор в ней отметил: "Владимир Ленин представлял Аркадия Аверченко как "озлобленного почти до умопомрачения белогвардейца". Вождю пролетариата не нужны были пророчества Аверченко..." С.Гупало поступил бесчестно. Он оборвал цитату, исказив при этом суть ленинской оценки. Ленин написал отзыв на книгу Аверченко "Дюжина ножей в спину революции", который был опубликован в "Правде" в ноябре 1921 года. Отзыв назывался выразительно: "Талантливая книжка". Давайте прочитаем Ленина, Ленина-диалектика, Ленина-полемиста, и сравним его действительную оценку с тем одномерным суждением, которое оставлено ему в публикации "Зеркала недели". Итак, В.И.Ленин писал: "Это - книжка озлобленного почти до умопомрачения белогвардейца... Интересно наблюдать, как до кипения дошедшая ненависть вызвала и замечательно сильные, и замечательно слабые места этой высокоталантливой книжки. Огнем пышущая ненависть делает рассказы Аверченко иногда - и большей частью - яркими до поразительности". И в конце ленинского отзыва - вывод: "Некоторые рассказы, по-моему, заслуживают перепечатки. Талант надо поощрять". По распоряжению Ленина эта "талантливая книжка" была издана в Советской России.
      "Иностранцы нередко изумляются, - отмечает "Правда" (02.06. 2006 г.), - зачем вы так упорно издеваетесь на своим прошлым? Такой разговор возник, в частности, на Каннском кинофестивале, где показывали "Тельца" А.Сокурова (издевательский фильм о Ленине. - С.Г.). Можно не любить коммунизм, говорили зарубежные коллеги, но показывать слабоумным червяком человека, во всем мире признанного величайшей фигурой XX века, недостойно большого художника, каковым считается Сокуров".
      А.Сокуров в интервью "Зеркалу недели" (06.10. 2001 г.) признавался: "Я еще не до конца понял то (советское. - С.Г.) время". Казалось бы, если не до конца понял, зачем измываться над ним на глазах кинозрителей? Так нынче принято? Модно? Есть заказ?
      В конце прошлого года в Москву приезжал английский драматург Т.Стоппард. "Известия" (07.12. 2005 г.) в интервью, взятом у этого "великого современного драматурга, который так много прочитал о Ленине", интересовались его мнением о вожде революции. "Если говорить о развитии его личности - с самого детства до того, как он пришел к власти, - ответил Том Стоппард, - то очевидно, что он был великим человеком. Он обладал редкой силой личности, которая помогла ему изменить мир, изменить историю... Ленин был достоин восхищения до того момента, как пришел к власти. Люди с таким характером, с такой исторической задачей выходят за пределы морали".
      Оценка дискуссионная, неоднозначная, однако не примитивная же. Какой контраст с дешевым, злобным, массированным окарикатуриванием людей и событий советской эпохи в наших разномастных, но одинаково "демократических" масс-медиа! Доказывать всякий раз авторам клеветы несправедливость их обвинений бесполезно. Во-первых, не угонишься. Во-вторых, не тот случай, тут до совести не достучишься.
      О тех, до чьей совести не достучишься, с изумлением и негодованием писали два признанных интеллектуала, два исследователя общества.
      "Нужно быть просто циничным негодяем, чтобы отрицать то, что было достигнуто и сделано в советский период именно благодаря коммунизму. Потомки, которые более справедливо отнесутся к нашему времени, будут поражены тем, как много было сделано в нашу эпоху, причем в тяжелейших условиях" (Александр Зиновьев).
      "Не понимаю, как у людей до сих пор хватает совести проклинать советский строй. Неспособность интеллигентного человека взглянуть на себя со стороны поражает" (Сергей Кара-Мурза).
      В.И.Ленин считал: в тех ситуациях, когда противник имеет цель "не дать выслушать правды, залить все потоком брани", эффективнее не опровергать поштучно "всякий вздор, какой только выплывает на свет божий", а разоблачать цели и движущие мотивы оппонента, раскрывать применяемые им технологии обмана.
      Важно сделать оговорку: речь вовсе не идет о том, что не за что критиковать, и порой даже жестко критиковать и корить реалии советской эпохи. Речь о другом - о том, с каких позиций критиковать и корить. Справа или слева? Из мышиных нор или с высоты птичьего полета? Обслуживая интересы тех, кто лукавил, выдвигая в начале "перестройки" обманный лозунг "Больше социализма!", или поддерживая и призывая к борьбе за освобождение тех, кто, поверив в этот лозунг, попал в заготовленные капканы при капитализации?
      Юлия Мостовая, заместитель главного редактора "Зеркала недели", в одном из своих материалов (выпуск газеты за 11 декабря 2004 г.) дает установочку: "Колоссальное внимание необходимо уделить молодежи. Мнение нескольких поколений людей, живших при Советском Союзе, поколебать будет весьма непросто... Молодежь нужно спасти от этой влюбленности в прошлое".
      Влюбленность народов друг в друга, влюбленность молодежи в прошлое своих родителей ("А ты иди, сын, и смотри с высоких башен - увидишь дорогу"...) - какие светлые понятия. Но все это следует изничтожить. Капитализм на дворе. Память о советском социализме как главную психологическую помеху всевластию и разгулу капитала, отечественного и иноземного, требуется исказить до неузнаваемости, чтобы затем было никому не жалко ее убить.
      "Мы должны загадить социализм, как мухи засиживают лампочку", - давал прямое указание журналистам Михаил Полторанин, этот уже полузабытый активист из "демократов первой волны", курировавший в правительстве на заре "реформ" деятельность СМИ.
      И "мухи" уже пятнадцать лет покрывают "лампочку" слоями пятен и пятнышек. "Пятна" берутся из так называемого "набора Александра Яковлева", "главного архитектора" и идеолога зловещей "перестройки". Яковлев настаивал на том, что напоминания о составляющих "набора" - репрессиях, цензуре, раскулачивании, ГУЛАГе и т.п. - не должны сбавлять оборотов, а, напротив, должны неотступно нагнетаться, невзирая на имевшую место эволюцию советского социализма и на естественность подхода, в соответствии с которым нынешнее состояние общества следует сравнивать с состоянием советского общества не 20-х, 30-х или каких-либо иных давних годов, а с состоянием на момент его разрушения.
      "Пятнышки" - это из другого потока, это из сферы так называемой "молекулярной агрессии в сознание", когда без порции, без вкрапления антисоветчинки по любому поводу или без всякого повода не обходится ни одно выступление и ни одна публикация - "засидим" все!
      Социальные психологи знают одну закономерность - длительная избыточная назойливость рано или поздно начинает работать против "мух". Общественное сознание вырывается из "мышиных нор", в которые оно было загнано обманом, и, высвобождаясь, взмывает ввысь.
      Длящаяся уже полтора десятилетия на нашей земле безостановочная агрессия антисоветизма свидетельствует о том, что с "советизмом" справиться не удается. К.Маркс еще в позапрошлом веке писал: "Борьба против какого-либо явления есть первая форма его признания, его действительности и его силы".
      Логика у Маркса - железная.
     
     
      Цитаты по теме
      Владимир БУШИН, писатель, публицист, лауреат премии имени Шолохова: "Когда-то среди антисоветчиков и ненавистников коммунизма встречались люди образованные, тонкие: Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Петр Струве... Имена! Но с Александра Солженицына пошла новая генерация антисоветчиков - сплошь малограмотные нахрапистые бурбоны".
      Михаил ЛОБАНОВ, выдающийся литературный критик, литературовед: "Антисоветизм в сегодняшней России впитывают и усваивают отовсюду, а затем в свою очередь его проповедуют. В сознание людей, как свинцовая капля, вдалбливается неправда о прошлом... Но как бы ни старались так называемые демократы сделать необратимым свой разбой, история неизбежно возьмет свое, и все то лучшее, что было в советское время, все обращенное к высвобождению из недр народной жизни талантов, все социально положительное будет несомненно востребовано".
      Валентина ПИСАНСКАЯ, обозреватель газеты "Голос Украины": "Стоимость одного курса лечения гепатита С - 25 тысяч долларов. Сумма для моей университетской приятельницы, сотрудницы одной из отраслевых газет, фантастическая. Когда пациентка сказала, что у нее нет таких денег, ей без всяких сантиментов ответили: "Хотите выжить - найдете"... Не стоит говорить, какие "приветы" посылала моя однокурсница нашей власти в нынешний День независимости. Она рыдала: "Хочу в Советский Союз"... А кто ее услышит? И таких, как она?".

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.